Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:28, контрольная работа
Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.
Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.
Введение 3
1. Содержание и класификация финансово-правовых норм 5
2. Финансовые правоотношения, их особенности и виды 9
3. Субъекты финансовых правоотношений 12
4. Сущность и значение финасового контроля 17
Заключение 21
Список литературы
в) всегда возникают по поводу денег - денежного платежа в доход государства, государственного расхода[7].
Эти три отличительные черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например: административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют целью не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей. Поэтому данные отношения регулируются не финансовым правом, а административным правом.
Итак, финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов[8]. В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.
Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.
По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:
бюджетные;
налоговые: в области страхования;
кредита (государственного и банковского), расчетов, регулируемых финансовым правом;
финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного законодательства.
Государственные предписания по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются в финансовых платежах (квартальных, годовых) или нормативах. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Наличие финансового плана характерно для финансовых правоотношений.
Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов. Сами участники финансовых правоотношений о них договариваться не вправе. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.
Действия - это юридические факты, являющиеся результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т. е. отвечать требованиям закона, и неправомерными - не соответствующими им.
При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).
События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений (в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу получения субвенций). Лучшему представлению о разнообразных финансовых правоотношениях помогает их классификация по разным основаниям: по кругу участников, по способам государственной защиты, по длительности и др.
В зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения могут быть материальными и процессуальными. Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому субъективные процессуальные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например: на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанности Правительства ПМР представить Верховному Совету проект бюджета.
Между процессуальными и материальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в области финансов.
3. Субъекты финансовых правоотношений
Субъект финансового права - это лицо, обладающее финансовой правосубъектностью, благодаря чему оно может участвовать в финансовом правоотношении.
Финансовая правосубъектность лица - это совокупность его финансовой правоспособности, финансовой дееспособности и финансовой деликтоспособности.
Финансовая правоспособность - это способность иметь предусмотренные законом финансовые права и обязанности.
Финансовая дееспособность - это способность лица самостоятельно либо через своих законных представителей приобретать, осуществлять, изменять, прекращать финансовые права и обязанности.
Финансовая деликтоспособность - это способность лица самостоятельно нести ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо за неправомерную реализацию своих прав и обязанностей.
Различия между правоспособностью и дееспособностью играют роль только применительно к физическим лицам, которые приобретают финансовую правоспособность с момента рождения, а финансовую дееспособность - лишь по достижении определенного возраста.
У остальных субъектов финансового права правоспособность и дееспособность возникают с момента их образования одновременно и в полном объеме.
Дееспособность и деликтоспособность взаимосвязаны настолько, что в большинстве случаев неотделимы друг от друга. Существует лишь несколько случаев, когда деликтоспособность и дееспособность разделяются между двумя лицами.
Например: при реорганизации юридического лица его деликтоспособность переходит к правопреемнику.
Субъекты финансового права подразделяются на три группы:
I. Общественно-территориальные образования.
II. Коллективные субъекты.
III. Индивидуальные субъекты[9].
I. В группу, объединяющую общественно-территориальные образования, входят:
государство;
субъекты государства: города с особым статусом, районы;
муниципальные образования;
административно-
Государство является субъектом финансового права в отношении:
материальных и процессуальных бюджетных прав;
права на установление государственных налогов и сборов;
права на взимание и взыскание государственных налогов и сборов;
прав в области государственного кредита;
права денежной эмиссии.
Субъекты государства являются субъектами финансового права в отношении:
материальных и процессуальных бюджетных прав;
права на установление местных налогов и сборов;
права на взимание и взыскание местных налогов и сборов.
Муниципальное образование является субъектом финансового права в отношении:
права формирования и исполнения местного бюджета;
права установления местных налогов и сборов;
права выпуска муниципальных займов;
прав на получение финансовой помощи:
а) из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;
б) субвенций и иных форм помощи, предусмотренных бюджетным законодательством субъекта государства.
II. Коллективные субъекты финансового права - это организованные, обособленные, самоуправляющиеся группы людей, наделенные правом выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое.
К коллективным субъектам финансового права относятся:
1. Органы государственной власти, которые, в свою очередь, подразделяются на:
1) представительные органы власти. Они являются коллективными субъектами, когда осуществляют государственный финансовый контроль через свои комитеты и комиссии;
2) исполнительные органы власти. Они являются коллективными субъектами, когда участвуют в составлении проектов бюджетов и в их исполнении. Исполнительные органы власти подразделяются на:
а) исполнительные органы власти общей компетенции: Правительство и соответствующий орган исполнительной власти государства;
б) исполнительные органы власти специальной компетенции:
Министерство финансов и финансовые органы субъектов государства;
Государственный таможенный комитет;
Государственная налоговая служба;
3) центральный банк является субъектом финансового права:
когда выполняет свои обязанности с государственным бюджетом и государственными внебюджетными фондами[10];
когда получает из бюджета средства на обслуживание государственного внутреннего долга; когда осуществляет денежную эмиссию[11].
2. Уполномоченные кредитные организации, т.е. банки, получившие лицензию на осуществление банковских операций с иностранной валютой.
Согласно ст. 4 Закона ПМР «О валютном регулировании и валютном контроле», уполномоченные банки являются агентами валютного контроля. В этом качестве они наделены властными полномочиями, так как обладают правом валютного контроля своих клиентов.
3. Другие организации и юридические лица:
бюджетные учреждения;
органы, регистрирующие организации и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства либо рождения и смерти;
органы, регистрирующие недвижимое имущество, являющееся объектом налогообложения;
органы опеки и попечительства, воспитательные и лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения;
органы, уполномоченные совершать нотариальные действия;
органы, выдающие лицензии, свидетельства и иные подобные документы;
государственные и муниципальные унитарные предприятия и остальные юридические лица.
Они обладают финансовой правосубъектностью в отношении:
прав на получение бюджетных средств в порядке ассигнований;
прав на получение бюджетных кредитов;
обязанностей по уплате налогов и сборов;
обязанностей налоговых агентов;
обязанностей представлять в налоговые органы информацию.
III. Индивидуальные субъекты финансового права - это физические лица, выступающие как:
граждане государства;
иностранные граждане и подданные;
лица без гражданства;
граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
должностные лица: сборщики налогов и (или) сборов; нотариусы государственных нотариальных контор, должностные лица органов исполнительной власти и учреждений, уполномоченные взимать пошлину за совершение нотариальных действий.
4. Сущность и значение финасового контроля
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль.
Исследование финансового контроля в условиях нестабильности государственной экономики, роста цен, инфляции, дефицита государственного бюджета, ежегодной утечки огромных денежных средств за рубеж и многих других негативных факторов имеет сегодня особое значение. Заполняя пробелы в праве, законодатели при разработке того или иного правового акта в области финансового контроля должны руководствоваться выводами, основанными на глубоком анализе состояния экономики и лучших достижений правовых наук зарубежных стран.
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Она (форма) определяет назначение и содержание финансового контроля. Содержание контроля, его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений в обществе.
Информация о работе Финансово-правовые нормы и правоотношения. Финансовый контроль