Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:26, контрольная работа
Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Понятие финансово – правовых норм…………………………………….4
2.Признаки и особенности финансово – правовых норм…………………5
3. Виды финансово – правовых норм………………………………………8
4. Структура финансово – правовых норм……………………………….11
5. Действие финансово-правовой нормы во времени…………………….14
Заключение…………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………….17
Содержание
Введение……………………………………………………
1.Понятие
финансово – правовых норм……………
2.Признаки и особенности финансово – правовых норм…………………5
3. Виды финансово – правовых норм………………………………………8
4.
Структура финансово –
5. Действие финансово-правовой нормы во времени…………………….14
Заключение………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Отношения,
возникающие в процессе финансовой
деятельности государства, регулируются
нормами финансового права. Как
и нормы всех остальных отраслей
права, это писаные правила поведения,
которые устанавливаются
Финансово-правовые
нормы не являются простой волей
законодательных и
Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.
Осуществляя
финансовую деятельность, государственные
органы и органы местного самоуправления
в пределах своей компетенции
принимают финансово-правовые акты,
посредством которых в пределах
своих полномочий регулируют общественные
отношения в области
В
современных условиях в связи
с развитием финансового
1.Понятие финансово – правовых норм.
Финансовое
право, как и любая другая отрасль
права, имеет свои первичные, исходные
элементы, которыми являются финансово-правовые
нормы. В теории права правовая норма
определяется как общеобязательное,
формально определенное правило
поведения, установленное либо санкционированное
государством и направленное на урегулирование
общественных отношений. Правило поведения
участников в первую очередь касается
собирания, распределения, перераспределения
и использования денежных фондов,
необходимых государству и
Норма
финансового права представляет
собой своеобразный эталон (модель)
общественных отношений в сфере
финансов, характеризует их наиболее
устойчивые, типичные черты. В финансовых
правоотношениях устойчивые, типичные
признаки финансовых отношений могут
конкретизироваться и дополняться
специфическими индивидуальными признаками
финансов или субъектов финансового
права. При этом особенные признаки
могут оказывать значительное влияние
на возникновение, изменение или
прекращение конкретного
Таким образом, финансово-правовая норма - это установленное государством (муниципальным образованием) и обеспеченное мерами государственного принуждения властное предписание, определяющее правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства или муниципального образования.
Финансово-правовые
нормы являются первичными элементами,
из которых состоит финансовое право
как отрасль права. Финансово-правовые
нормы не являются простой волей
законодательных и
Как
и любые другие нормы права, финансово-правовые
нормы представляет собой установленное
и охраняемое государством правило
поведения участников общественных
отношений, выраженное в их юридических
правах и обязанностях. Им свойственны
все общие черты правовой нормы,
но присущи и особенности, характерные
именно для данной отрасли права.
2.Признаки и особенности финансово – правовых норм.
Финансово-правовые
нормы содержат признаки, как общие
для любых правовых норм, так и
специфические, характерные только
для норм финансового права. К
общим признакам финансово-
- норму устанавливает государство, а поэтому ее исполнение обеспечивается принудительной силой государства;
- норма есть правило поведения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых ею общественных отношений;
- норма возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права;
- норма всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте -- законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.
Специфические
признаки финансово-правовой нормы
обусловлены в конечном итоге
особенностями предмета и метода
финансово-правового
Финансово-правовые
нормы отличаются от иных норм по предмету
регулирования, а именно: финансово-правовые
отношения в процессе формирования
и использования денежных ресурсов
государства. Финансовая деятельность
государства, несмотря на многообразие
форм ее проявления, есть деятельность,
связанная с аккумуляцией денежных
средств, их распределением и перераспределением,
использованием, а также контролем.
Все участники возникающих при
этом общественных отношений наделены
определенными правами и
Финансово-правовые нормы закрепляют их полномочия как участников финансового планирования, налогоплательщиков, кредиторов, заемщиков, контролеров, получателей и распорядителей государственных ассигнований и т.д. В законах, уставах, положениях об органах государственной власти и управления, хозяйствующих субъектах обязательно выделяются их права и обязанности по участию в финансовой деятельности.
Например,
в Налоговом кодексе РФ (далее
НК), содержатся нормы, устанавливающие
права и обязанности
Финансово-правовые нормы являются средством реализации общественных, то есть публичных, а не частных отношений. Это обусловлено принадлежностью финансового права к праву публичному, а в конечном итоге, опять-таки особенностями предмета финансово-правового регулирования.
Анализ действующих нормативных актов в финансовой сфере показывает, что во многих случаях права и обязанности отдельных участников финансовых отношений сливаются.
Так, для Правительства составление и исполнение республиканского бюджета - это одновременно и право, и обязанность. Можно одновременно квалифицировать как право, так и обязанность юридического лица уплачивать установленные законом налоги. Интеграция прав и обязанностей отчетливее всего проявляется в актах, устанавливающих правовой статус органов государственного управления. Вместе с тем нормы финансового права могут указывать и на четкое разграничение прав и обязанностей участников финансовых отношений..
Финансово-правовые
нормы отличаются от прочих норм своей
нестабильностью, так как финансово-
С
точки зрения происхождения финансово-
Особенности финансово-правовых норм обусловлены тем, что они в отличие от норм других отраслей права регулируют отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.
Это выражается в особенностях:
а) содержания финансово-правовых норм;
б) характера установленных в них предписаний;
в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;
г) способов защиты прав участников финансовых отношений.
Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности.
Имеются
особенности и в юридических
свойствах прав и обязанностей, установленных
финансово-правовыми нормами, связанные
с участием в финансовых отношениях
государственных органов, предприятий,
организаций и учреждений, компетенция
которых определяется в положениях
и уставах.
3. Виды финансово – правовых норм.
Финансово-правовые нормы, как и все прочие правовые нормы, можно классифицировать по некоторым признакам.
В зависимости от способа
Запрещающие финансово-правовые нормы - это запрет на совершение каких-либо действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них. Так, запрещено придавать обратную силу законодательным актам, ухудшающим положение налогоплательщиков. Субъектам РФ и органам местного самоуправления запрещено устанавливать (вводить) налоги, не предусмотренные федеральным законодательством (ст.5, 12 НК РФ). На территории РФ запрещено введение других денежных знаков, кроме рубля, и выпуск денежных суррогатов. Центральному банку РФ запрещено предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита за исключением случаев, когда это особо предусматривается законом о федеральном бюджете.