Понятие и виды финансово-правовых норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:09, контрольная работа

Описание работы

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ И ИХ ОСОБЕННОСТИ...4
2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ НОРМЫ………………......................................................................................8
3. КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ.............................................................................................................12
3.1 Виды финансово-правовых норм………………………………………...12
3.2 Структура финансово-правовых норм…………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.16 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    

1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ  НОРМ И ИХ ОСОБЕННОСТИ...4

2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ НОРМЫ………………......................................................................................8

3. КЛАССИФИКАЦИЯ И  СТРУКТУРА ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ.............................................................................................................12

3.1 Виды финансово-правовых  норм………………………………………...12

3.2 Структура финансово-правовых  норм…………………………………..20

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Отношения,  возникающие в процессе финансовой  деятельности государства, регулируются  нормами финансового права. Как  и нормы всех остальных отраслей  права, это писаные правила  поведения, которые устанавливаются  государством в строго определенном  порядке и форме и вводятся  в действие в точно установленный  законодателем срок.

    Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.

    Так, государство может финансировать свои потребности, только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.

   Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.

    Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансово-правовая норма  конкретизируется как норма определенного  нормативного правового акта, последние  действуют в определенном временном  интервале и пространстве, а также  охватывают своим воздействием соответствующий  круг лиц. Нормативные правовые акты, регулирующие финансовые отношения, подчиняются  общему правилу распространения  своего действия.

   Финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

     В современных условиях в связи с развитием финансового законодательства число финансово-правовых норм увеличивается, что свидетельствует о реальности, достаточно высокой степени гарантированности материальных финансово-правовых норм на современном этапе и т.д.

    Объектом исследования являются общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, регулируемые нормами финансового права.

    Предмет исследования составляют финансово-правовые нормы как первичные элементы финансового права.

    Целью выступает исследование финансово-правовых норм, характеристика их общих признаков и особенностей. 
 

1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ  НОРМ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

  

     Финансово-правовая норма - установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.

     Правило поведения участников в первую очередь касается собирания, распределения, перераспределения и использования денежных фондов, необходимых государству и муниципальных образований для реализации своих целей и задач[1].

     Финансово-правовые нормы являются первичными элементами, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они всегда имеют материальное обоснование. Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.

Как и любые другие нормы права, финансово-правовые нормы  представляет собой установленное  и охраняемое государством правило  поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических  правах и обязанностях. Им свойственны  все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные  именно для данной отрасли права.

     Общие признаки финансово-правовой нормы таковы:

          * нормы устанавливаются государством и их исполнение обеспечивается принудительной силой государства;

          * норма носит общий характер и относится ко всем участникам финансово-правовых отношений;

          * норма возлагает на участников правоотношений обязанности и предоставляет им субъективные права;

         * норма всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте - законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

       С точки зрения происхождения финансово-правовых норм их особенность заключается в том, что они редко возникают как фактические, т.е. в общественной жизни редко складываются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы.             Сначала создается фактическая модель поведения, а затем она оформляется нормой права.

     Особенности финансово-правовых норм обусловлены тем, что они в отличие от норм других отраслей права регулируют отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

    Это выражается в особенностях:

        а) содержания финансово-правовых норм;

        б) характера установленных в них предписаний;

        в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

        г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

   Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер.     Государство предписывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности.

   Финансово-правовые нормы содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, формирования и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д.

    Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения.

    Например, в финансово-правовых нормах содержатся адресованные предприятиям и гражданам требования вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет при наступлении предусмотренных сроков, представлять отчеты и иные документы для проведения контроля со стороны компетентных органов, совершать другие действия, обеспечивающие аккумуляцию в распоряжении государства денежных средств и их использование в соответствии с утвержденными планами.

     Вместе с тем, в целях соблюдения прав и интересов плательщиков, установлены обязанности государственных органов возвращать им излишне взысканные платежи.

     Имеются особенности и в юридических свойствах прав и обязанностей, установленных финансово-правовыми нормами, связанные с участием в финансовых отношениях государственных органов, предприятий, организаций и учреждений, компетенция которых определяется в положениях и уставах.

    При этом их финансово-правовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии: это хорошо видно на примере норм права, закрепляющих права и обязанности государственных и местных органов власти в области финансов. Так, использование бюджетных средств на социально-экономические программы соответствующей территории - одновременно их право и обязанность.

     Однако это не означает, что нормы финансового права не содержат обособленных прав и обязанностей. Таковы права и обязанности граждан, предприятий, предпринимателей, которые основываются на конституционном праве собственности, праве свободного использования имущества для не запрещенной законом экономической деятельности[2]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ  ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ  НОРМЫ 

      Специфические признаки финансово-правовой нормы обусловлены особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования [6].

        Финансово-правовые нормы отличаются  от иных норм по предмету  регулирования, а именно: финансово-правовые  отношения в процессе формирования  и использования денежных ресурсов  государства. Финансовая деятельность  государства, несмотря на многообразие  форм ее проявления, есть деятельность, связанная с аккумуляцией денежных  средств, их распределением и  перераспределением, использованием, а также контролем. Все участники  возникающих при этом общественных  отношений наделены определенными  правами и обязанностями.     Одновременно они являются субъектами других отраслей права и также наделены соответствующим объемом юридических прав и обязанностей.

    Финансово-правовые нормы закрепляют их полномочия как участников финансового планирования, налогоплательщиков, кредиторов, заемщиков, контролеров, получателей и распорядителей государственных ассигнований и т.д. В законах, уставах, положениях об органах государственной власти и управления, хозяйствующих субъектах обязательно выделяются их права и обязанности по участию в финансовой деятельности.

    В частности, это касается выполнения обязательств перед бюджетом.    Будь это обязанности в части составления, рассмотрения, утверждения, исполнения соответствующих бюджетов или уплаты причитающихся бюджетной системе налогов, сборов, пошлин, санкций, финансово-правовые нормы закрепляют эти обязанности, а также права и меры ответственности.

    Например, в Налоговом кодексе РФ содержатся нормы, устанавливающие права и обязанности налогоплательщиков, меры ответственности за нарушения налогового законодательства. Несмотря на разбросанность финансово-правовых норм по различным источникам, они всегда четко выделяются, так как регулируют только определенный круг общественных отношений.

    Финансово-правовые нормы являются средством реализации общественных, то есть публичных, а не частных отношений. Это обусловлено принадлежностью финансового права к праву публичному, а в конечном итоге, опять-таки особенностями предмета финансово-правового регулирования.

    Финансовая деятельность государства и муниципальных образований, будучи объективно обусловлена экономическим строем общества, производственными отношениями и т.д., детерминирована насущными потребностями и интересами больших масс людей - классов, социальных групп, общества в целом. Это интерес к оптимальному регулированию экономической жизни, к оказанию помощи социально незащищенным гражданам, к наличию боеспособной армии, сильной милиции и т.д.

    При этом интерес к финансовому обеспечению государства, к получению от него финансовой помощи, существующий на уровне больших социальных общностей, сочетается с интересом самого государства к поддержанию своего собственного существования.

    Это естественно, так как финансовые ресурсы необходимы государству не только для того, чтобы реализовать социальные интересы, воплощающиеся в его задачах и функциях, но и для того, чтобы содержать свой аппарат, государственные структуры, которые непосредственно обеспечивают реализацию социальных интересов.    Таким образом, государство мобилизует денежные средства, чтобы израсходовать их на социально значимые мероприятия. В связи с этим финансово-правовые нормы являются средством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства.

Информация о работе Понятие и виды финансово-правовых норм