Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:25, дипломная работа

Описание работы

Одним из важнейших направлений контроля за обеспечением финансовой безопасности в ходе бюджетного процесса являются межбюджетные отношения в Республике Казахстан.
Данная работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть работы состоит из трех глав: первая глава посвящена теме: Финансовое правонарушение и финансово-правовой ответственности. Во второй главе мною были рассмотрены проблемы коррупционных правонарушений, в третьей главе рассмотрено государственные меры по борьбе с экономической и коррупционной преступностью
Все эти немаловажные вопросы, касающиеся финансовых правонарушений, финансово-правовой ответственности, так же виды финансовых санкции, деятельность органов осуществляющих борьбу с экономической и коррупционной преступностью я рассмотрю ниже в основной части данной работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……….3
Основная часть
I. Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность
1.1. Финансовое правонарушение……………………………………..………4
1.2. Финансово-правовая ответственность.………………………………….13
II. Коррупционные правонарушения
2.1.Понятие классификации коррупционных правонарушений…………...19
2.2. Общественная опасность коррупции в финансовой сфере…………….23
2.3. Государственно-правовое обеспечение финансовой безопасности Казахстана……………………………………………………..........................28
III. Государственные меры по борьбе с экономической и коррупционной преступностью
3.1. Деятельность финансовой полиции..........................................................37
3.2. Использование специальных познаний в раскрытии и расследовании экономической преступности...........................................................................44
3.3. Вопросы совершенствования оперативно-розыскной деятельности по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики.......................48
Заключение.......................................................................................................51
Список использованных источников..........................................................53

Работа содержит 1 файл

Диплом ф п.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

Руководствуясь перечнем обстоятельств, подлежащих доказыванию  по уголовным делам. судебный эксперт-экономист  должен установить результаты финансово-хозяйственной  деятельности во взаимосвязи с преступными действиями распорядителя собственностью, предусматривающую соответствующую квалификацию общественно-опасного деяния. Таким образом, предмет судебно-экономической экспертизы в уголовном судопроизводстве по экономическим делам определяется:

— фактами недостоверного отражения в первичных документах бухгалтерского учета и отчетности содержания операций и фактических результатов деятельности организации;

— результатами использования  средств других собственников и  кредиторов на цели, не связанные с деятельностью организации;

— суммой сокрытых налогов  вследствие расходования средств, соответствующих  неуплаченными налогам, на другие цели деятельности организации или личные цели собственника средств;

— объемными показателями результатов финансово-хозяйственной деятельности организации, сложившихся по распоряжению собственника.

Необходимо отметить, что в судебно-бухгалтерской экспертизе устанавливаются не достоверность  первичных документов и бухгалтерской  отчетности, не факты сокрытия хозяйственных  операций в финансовой отчетности либо внесения в первичные документы ложных сведений, а результаты финансово-хозяйственной деятельности и прибыль организации при отсутствии бухгалтерского учета и отчетности. В задачу судебно экономической экспертизы входит определение результатов финансово-хозяйственной деятельности организации и ущерба причиненного преступлением, за период преступного деяния обвиняемого.

Так, при производстве ревизии, документальной или аудиторской  проверке, финансовая отчетность проверяется исходя из соблюдения требований установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, подтверждения учета и отчетности имеющимися документами, количественными показателями использования материальных ценностей и рабочей силы в процессе производства товара, а также ее реализации и другим. Однако в их деятельность не входят вопросы выявления ложных сведений о содержании хозяйственных операций, внесенных в отчетные документы.

На основании вышеизложенного, эксперту может быть поставлен такой перечень вопросов:

1. Имели ли место  несоответствие первичных документов, учета и отчетности данной  организации фактическому содержанию  хозяйственных операций и результатам  ее финансово-хозяйственной деятельности? Если да, то каких именно документов, и на какую сумму?

2. В чем заключается  механизм несоответствия первичных  документов учета и отчетности  фактическим хозяйственным операциям  и результатам финансово- хозяйственной  деятельности организации?

3. Какие конечные финансовые результаты были получены от финансово- хозяйственной деятельности в конкретной организации за определенный период времени?

4. Соответствуют ли  первичным документам, относящимся  к деятельности проверяемой организации  результаты акта проверки соблюдения  налогового законодательства?

5. Имела ли место  неуплата налогов в связи с  несоответствием первичных документов, учета и отчетности фактическим  операциям и результатам деятельности  организации? Если имела, то  в какой сумме, и по каким  видам налогов? В зависимости от вопросов, которые ставятся перед экспертом-экономистом, в его распоряжение должны быть представлены соответствующие бухгалтерские документы протоколы осмотра документов, не приобщенные к уголовному делу. Если до экспертизы производилась ревизия либо аудиторская проверка, то эксперту следует представить соответствующие акты указанных проверок. Возлагать на эксперта обязанность проводить документальную ревизию. аудиторскую проверку или самому собирать необходимые для дачи заключения документы запрещается, так как они могут потерять доказательственное значение по делу.

В тех случаях, когда  ответы эксперта на предложенные вопросы  могут находиться зависимости от заключений иных экспертиз (судебно-почерковедческой, автороведческой, судебно-технической  и других), эксперту необходимо представить для ознакомления. Кроме этого, в его распоряжение целесообразно передать обвиняемого и свидетелей, объясняющие обстоятельства составления тех или иных документов, цели составления документов, куда и в каких целях они были представлены и так далее.

Необходимо помнить, что  эксперт-экономист не должен давать правовых оценок в своем заключении. Не дает он и ответы на вопросы следователя о правомерности или неправомерности действий обвиняемого. То есть эксперт выполняет научное исследование экономических процессов по материалам уголовного дела, не вторгаясь в сферу юриспруденции.

В своем заключении эксперт-экономист  формулирует выводы, основываясь  на знании налогового законодательства. При этом ему даются рекомендации не употреблять, имеющие значение в уголовном праве, такие термины, как: умышленное сокрытие, «занижение, не законное, «присвоение», «подлого и так далее. Заключение эксперта не должно быть основано на его субъективном представлении о материалах, подвергнутых исследованию. Выводы эксперта приобретают доказательственную силу лишь в том случае, если они обоснованы документами, приобщенными к уголовному делу в качестве доказательств.

Таким образом, заключение эксперта-экономиста представляет собой  самостоятельный источник доказательств. В нем эксперт высказывает лишь свое суждение о фактах, имеющих значение для дела. Окончательную оценку им дают следователь, прокурор и суд (судья) в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел.

 

3.3. Вопросы  совершенствования оперативно-розыскной деятельности по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики

 

Наблюдаемые в стране преобразования в экономической, финансовой и других сферах деятельности, либерализация  всей жизни общества способствовали переменам позитивного характера. Высокие темпы развития экономики и общественной жизни неизбежно сказались на всех формах общественных отношений, и в первую очередь экономических. Существенное усиление динамики экономической жизни, появление новых форм хозяйственных отношений приводят к тому, что меняются сама природа и структура экономических правонарушений. Эта объективная тенденция усугубляется тем, что в условиях высоких темпов рыночных преобразований нормативная база и правоприменительная практика не всегда адекватным образом отражают сложившийся уровень экономических отношений и новые тенденции их изменения. Несмотря на определенную стабилизацию криминогенной обстановки в стране, правонарушения в сфере экономики продолжают оказывать отрицательное влияние на все сферы жизнедеятельности государства и тормозят социально-экономические преобразования.

Один из важнейших  рычагов совершенствования борьбы в сфере экономических правонарушений - это разделение и уточнение функций  органов по борьбе с экономическими правонарушениями.

С учетом поставленных главой государства и Правительством Республики Казахстан задач приоритетное направление в деятельности органов финансовой полиции занимает борьба с экономическими преступлениями и правонарушениями, повлекшими причинение убытков государству.

В соответствии с этим органы финансовой полиции должны обеспечивать экономическую безопасность страны, выявлять и пресекать правонарушения в сфере экономики.

В последние годы заметно  укрепился потенциал органов  финансовой полиции. К их подследственности  отнесены практически все преступления, связанные с негативными процессами в экономической сфере и коррупцией. Всем известно, что такими преступлениями государству причиняется колоссальный ущерб. Уже сегодня ущерб, наносимый государству правонарушениями в сфере экономики, по оценкам специалистов, оценивается в десятки миллиардов тенге.

Но, к сожалению, приходится констатировать, что органы финансовой полиции еще не в полной мере противодействуют разгулу преступности, несущей угрозу экономической безопасности нашего государства.

Вместе с тем, наступательной борьбы с налоговыми, финансовыми  и экономическими преступлениями, представляющими  реальную угрозу экономической безопасности государства, в деятельности правоохранительных органов и, прежде всего финансовой полиции активности пока еще не наблюдается.

Новые экономические  отношения порождают новые преступные проявления и правонарушения. По прогнозам  специалистов на период 2005- 2010 г.г. основными  и устойчивыми правонарушениями в сфере экономики будут являться: правонарушения в сфере налогообложения; нелегальный вывоз капитала; правонарушения в сфере трансфертного ценообразования и внешнеэкономической деятельности; ложное и преднамеренное банкротство; правонарушения, связанные с незаконным производством и реализацией подакцизных товаров и в бюджетной сфере.37

К сожалению, правоохранительные органы пока еще не оказались способными должным образом адекватно реагировать  на такую ситуацию и оказываются  в хвосте событий, информацией о  таких готовящихся преступлениях  не обладают. О них узнают только тогда, когда многомиллионные денежные суммы уже незаконно обналичены, и фиктивные фирмы исчезли.

В этом видятся просчеты правоохранительных органов в надлежащей организации и проведении оперативно-розыскной  деятельности. Зачастую оперативно-розыскная работа ведется нецеленаправленно, проявляется робость и нерешительность перед лидерами криминальных сообществ, а вся активность сводится в основном к рапортам о наблюдении за ними.

Совершенствование борьбы с правонарушениями в сфере экономики невозможно без подготовки, обучения и переподготовки профессиональных кадров, которые должны заниматься проблемами экономической безопасности, быть компетентными специалистами в области права и экономики, одинаково владеть теоретическими познаниями и практическими навыками.

В этой связи настала  необходимость более широкого сочетания  программы юридической подготовки с аналогичной программой по экономическим  дисциплинам во всех учебных заведениях органов, осуществляющих борьбу с экономическими правонарушениями.

Одной из актуальных задач  в борьбе с экономическими правонарушениями является создание системы эффективного практического взаимодействия не только с правоохранительными органами республики, но и с правоохранительными  органами зарубежных стран и, в первую очередь СНГ и Интерполом. Задачами такого сотрудничества должны являться: выдача преступников, обмен научным и практическим опытом и информацией, координация действий в борьбе с преступностью и другое. Экономическая преступность приобрела выраженный характер, который отличается гибкой адаптацией преступников к новым формам и методам обеспечения экономической безопасности, что ставит ее в ранг особо актуальных и неотложных общественных задач. Поэтому требуются безотлагательные меры для устранения серьезной опасности, создающей угрозу экономической безопасности нашего государства.

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, хочется еще раз подчеркнуть, что финансы для государства играют чрезвычайно важную роль. Это значение предопределено той ролью, которую играют финансы в жизни государства.

В данной работе рассмотрено не только финансово-правовая ответственность, но и проблемы коррупционных правонарушений и борьбы с этой преступностью. 

Выполнение предписаний финансового законодательства, включая полное и своевременное исполнение финансовых обязательств, подкрепляется мерами государственного принуждения.

Государственное принуждение  в сфере финансов выражается в том, что государство предусматривает комплекс мер воздействия на лиц, не исполняющих предписаний финансового законодательства, и обеспечивающих это исполнение помимо воли и желания таких лиц. Речь в первую очередь идет об исполнении финансовых обязательств перед государством.

Финансовое правонарушение — виновное деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы финансового права, за которое установлена финансово-правовая ответственность. Финансовое правонарушение подобно другим видам правонарушений имеет свои признаки и состав.

Финансово-правовая ответственность влечет для правонарушителя определенные отрицательные последствия имущественного характера, обусловленные спецификой финансово-правовых санкций. В сфере публичного финансового хозяйствования государство стремится получить возмещение  материального ущерба, причинённого ему финансовым правонарушением, а также наказать правонарушителя в денежной форме, присущей сфере финансово – правового регулирования.

К числу принципов финансово-правовой ответственности следует отнести принципы законности, соразмерности, однократности, индивидуализаций наказания, полного возмещения причиненного материального вреда, обеспечения финансового правопорядка и финансовой дисциплины.

Следует заметить, что  в настоящее время финансово-правовая ответственность как вид юридической ответственности пока еще находится в стадии формирования. В современных условиях рынка установление финансово- правовой ответственности является обязательной составной частью финансово- правового регулирования.

За финансовые правонарушения к правонарушителю, как правило, применяются финансово-правовые санкции. Итак, финансовые санкции — это меры государственного принуждения (мера финансово-правовой ответственности), предусмотренные финансово-правовыми нормами, возлагающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов.

Информация о работе Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность