Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:25, дипломная работа

Описание работы

Одним из важнейших направлений контроля за обеспечением финансовой безопасности в ходе бюджетного процесса являются межбюджетные отношения в Республике Казахстан.
Данная работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть работы состоит из трех глав: первая глава посвящена теме: Финансовое правонарушение и финансово-правовой ответственности. Во второй главе мною были рассмотрены проблемы коррупционных правонарушений, в третьей главе рассмотрено государственные меры по борьбе с экономической и коррупционной преступностью
Все эти немаловажные вопросы, касающиеся финансовых правонарушений, финансово-правовой ответственности, так же виды финансовых санкции, деятельность органов осуществляющих борьбу с экономической и коррупционной преступностью я рассмотрю ниже в основной части данной работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……….3
Основная часть
I. Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность
1.1. Финансовое правонарушение……………………………………..………4
1.2. Финансово-правовая ответственность.………………………………….13
II. Коррупционные правонарушения
2.1.Понятие классификации коррупционных правонарушений…………...19
2.2. Общественная опасность коррупции в финансовой сфере…………….23
2.3. Государственно-правовое обеспечение финансовой безопасности Казахстана……………………………………………………..........................28
III. Государственные меры по борьбе с экономической и коррупционной преступностью
3.1. Деятельность финансовой полиции..........................................................37
3.2. Использование специальных познаний в раскрытии и расследовании экономической преступности...........................................................................44
3.3. Вопросы совершенствования оперативно-розыскной деятельности по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики.......................48
Заключение.......................................................................................................51
Список использованных источников..........................................................53

Работа содержит 1 файл

Диплом ф п.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

Возлагать на эксперта обязанность проводить документальную ревизию аудиторскую проверку или самому собирать необходимые для дачи заключения документы запрещается, так как они могут потерять доказательственное значение.

В тех случаях, когда  ответы эксперта на предложенные вопросы могут находиться зависимости от заключений иных экспертиз (судебно-почерковедческой, автороведческой, судебно-технической и других), эксперту необходимо представить для ознакомления. Кроме этого, в его распоряжение целесообразно передать обвиняемого и свидетелей, объясняющие обстоятельства составления тех или иных документов, цели составления документов, куда и в каких целях они были представлены и так далее.

Необходимо помнить, что  эксперт-экономист не должен давать правовых оценок в своем заключении. Не дает он и ответы на вопросы следователя о правомерности или неправомерности действий обвиняемого. То есть эксперт выполняет научное исследование экономических процессов по материалам уголовного дела, не вторгаясь в сферу юриспруденции.

В своем заключении эксперт-экономист формулирует выводы, основываясь на знании налогового законодательства. При этом ему даются рекомендации не употреблять, имеющие значение в уголовном праве, такие термины, как: умышленное сокрытие, занижение, не законное, присвоение, подлого и так далее. Заключение эксперта не должно быть основано на его субъективном представлении о материалах, подвергнутых исследованию. Выводы эксперта приобретают доказательственную силу лишь в том случае, если они обоснованы документами, приобщенными к уголовному делу в качестве доказательств.

Таким образом, заключение эксперта-экономиста представляет собой  самостоятельный источник доказательств. В нем эксперт высказывает  лишь свое суждение о фактах, имеющих  значение для дела. Окончательную  оценку им дают следователь, прокурор и суд (судья) в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел.

Отдельно мне хотелось бы рассмотреть деятельность ДБЭКП  по Костанайской области и подвести итоги моей преддипломной практики. Численность населения Костанайской области, территорию которой обслуживает департамент, составляла на 1 января 2008 года по данным текущего учета - 900,7 тыс, человек, в том числе 53,7% - городских и 46,3% - сельских жителей.

Департамент по борьбе с  экономической и коррупционной  преступностью (финансовой полиции) по Костанайской области Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) (далее - Департамент) является трриториальным органом финансовой полиции Республики Казахстан, осуществляющим правоохранительную деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступных и иных противоправных посягательств на права человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономической и финансовой деятельности, борьбу с коррупцией путем проведения оперативно розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания, административного производства в пределах своих полномочий, установленных законом.

Юридический адрес департамента: город Костанай, улица Майлина, 2А.  
Полное наименование департамента — Государственное Учреждение «Департамент по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) по Костанайской области Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции)». Основными задачами департамента являются:

• обеспечение в пределах полномочий экономической безопасности государства, законных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, общества и государства;

• предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие, расследование экономических, финансовых коррупционных преступлений;

• в пределах своей компетенции участие в разработке и реализации государственной политики в области борьбы с коррупцией и преступностью в сфере экономики;

• выполнение иных задач, возложенных на органы финансовой полиции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Департамент осуществляет свою деятельность в соответствии с  Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан», иными нормативными правовыми актами республики Казахстан.

Департамент является юридическим  лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, а также в соответствии с законодательством Республики Казахстан и Положением о Департаменте.

Департамент вступает в  гражданско-правовые отношения от собственного имени. Структура и штатная численность Департамент утверждается Председателем Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции), в пределах лимита штатной численности финансовой полиции Республики Казахстан, утверждаемого Президентом Республики Казахстан.

В структуру департамента входят: Управление по раскрытию экономических  и финансовых преступлений, Управление по раскрытию и предупреждению дел  о коррупции, специальное Управление, следственное управление, организационно- контрольное Управление - Инспекция, отдел кадров, отдел обеспечения секретности и документооборота, отдел внутренней безопасности, финансово-хозяйственный отдел, отдел юридической службы, отдел по раскрытию преступлений на транспорте, информационный центр, а также межрайонные управления и отделы.

Межрайонное Управление по Рудненскому региону, межрайонные  отделы по Аулиекольскому, Аркалыкскому, Житикаринскому, Затобольскому, Карабалыкскому, Лисаковскому, Мендыкаринскому, Сарыкольскому регионам.

Межрайонные отделы осуществляют задачи и функции департамента в  пределах компетенции и Положения  о департаменте.

В период с 25 февраля 2008 г. по 22 марта 2008 г. я проходил учебно-производственную (преддипломную) практику в ОРЭП УРЭФП ДБЭКП по Костанайской области.

Отдел по раскрытию экономических  преступлений (далее — Отдел) Управления по раскрытию экономических и  финансовых преступлений (далее —  Управление) является структурным подразделением департамента по борьбе с экономической  и коррупционной преступностью (финансовая полиция) по Костанайской области осуществляет оперативно-розыскную деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию экономических преступлений и правонарушений в сфере экономики.

Функциональные обязанности  сотрудников Отдела разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об органах финансовой полиции», Законом Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности», уголовным, уголовно-процессуальным кодексами Республики Казахстан, другими законодательными и нормативными актами.

В мои функциональные обязанности входило:

1. Осуществление проверки жалоб и заявлений, сообщений о преступлениях, принятие по ним процессуальных или иных решений.

2. Оказание практической  и методической помощи при  принятии решений по отдельным материалам.

З. Осуществление сбора  и анализа информации о состоянии  оперативной обстановки, ежемесячное  обобщение и анализ результатов  работы территориальных подразделений  по предупреждению. выявлению, раскрытию  преступлений.

4. Осуществление подготовки аналитических документов, материалов для рассмотрения на оперативных совещаниях по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

5. Осуществление взаимодействия  с отделами аппарата департамента, подразделениями на местах, правоохранительными органами и другими территориальными учреждениями по вопросам деятельности органов финансовой полиции.

6. Ведение журнала  внутреннего обращения документов  отдела.

7. Повышение своего  профессионального уровня, расширение  и углубление знаний специфики  обслуживаемой отрасли, линии работы, а также норм уголовно-процессуального и уголовного кодексов Республики Казахстан.

8. Соблюдение служебной  дисциплины, законности и режима  секретности.

Мной за период практики рассматривались материалы до следственных проверок, исполнялись отдельные поручения департаментов по областям и АБЭКП РК, такие как: отдельное поручение из ДБЭКП по Житикаринскому региону по материалу до следственной проверки в отношении гр. Ногаева Р.Ж. по факту реализации и хранения контрафактной аудиовизуальной продукции, а именно DVD — дисков. Так же, отдельное поручение, злоупотребления должностными полномочиями в отношении осужденных и т.д.

Совместно с сотрудниками отдела принимал участие в проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению фактов незаконного оборота лома и отходов цветных и черных металлов, незаконного оборота леса и пиломатериалов. В составе оперативной группы проводил оперативно-розыскные мероприятия по задержанию ранее судимого по ст.96, п.2 п.п.д. (убийство с особой жестокостью) Мурзамуратова Зенит-хана Жабраиловича, по прозвищу «Манай», Который мошенническим путём завладел квартирой по адресу г. Рудный ул. Пушкина 27, кв. 3.

В ходе практики я ознакомился  с организацией работы департамента по борьбе с экономической и коррупционной  преступностью, а именно:

• деятельность по приему, учету и регистрации заявлений  и сообщений о преступлении;

• деятельность органов  финансовой полиции по выявлению  экономических и коррупционных  преступлений;

• порядок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях и возбуждения по ним уголовных дел, принятие иных процессуальных решений на стадии до следственной проверки;

• оперативного сопровождения  расследования уголовного дела, а  также рассмотрения уголовного дела в суде;

• взаимодействие оперативных  аппаратов органов финансовой полиции с оперативными службами других правоохранительных органов.

• изучал нормативные  документы, регламентирующие деятельность финансовой полиции.

 

 

3.2. Использование специальных познаний в раскрытии и расследовании экономической преступности

 

Отечественная кредитно-финансовая сфера переживает координальные  структурные изменения в условиях перехода от административно-командной  государственно-банковской структуры  к динамичной, гибкой, основанной на частной и общественной собственности системе кредитных структур. Существенные изменения затронули и банки. В современное время они практически обрели свой коммерческий облик.

Вместе с тем кредитно-денежная сфера стала одной из наиболее криминогенных, об этом свидетельствует  уголовная статистика. Практически можно констатировать, что мы уже имеем хорошо организованную экономическую преступность, для борьбы с указанным социальным явлением необходима разработка концепции борьбы с экономической преступностью, в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, кодексами, законами, международными договорами, указами, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Казахстан, межведомственными и ведомственными нормативными актами, которая должна представлять собой систематизированное изложение основных целей, определять принципы и приоритетные направления повышения уровня выявления, предупреждения пресечения и раскрытия преступлений, связанных с экономикой. Ее применение позволит решить главную задачу создание единой системы теоретических и организационно-практических мер, направленных на снижение преступности в данном направлении и эффективную деятельность органов занимающихся этой проблемой.

Разработка данной концепции  вызвана осложнением криминогенной  обстановки в Республике Казахстан. Свидетельством этого являются серьезные, изменения, произошедшие за последние годы в структуре и динамике экономической преступности. Она стала более организованной и профессиональной. Повышается интеллектуальный уровень противоправной деятельности, расширяется сфера использования новых способов посягательств на собственность, в том числе на основе современных технологий, а также насильственных методов перераспределения. Более того, отчетливо видно, что интересы криминальной среды активно устремляются именно в сферу экономики, где возникли, сохраняются и практически неограниченны возможности для быстрого обогащения, безнаказанного паразитирования на издержках и трудностях экономических реформ.

Важнейшим фактором дестабилизации экономики и социальной жизни стали теневая экономика и криминальное предпринимательство. В частности, объем теневой экономики, по мнению специалистов достиг 40 % валового внутреннего продукта, между тем мерами правоохранительных органов удается возместить не более одной трети реального ущерба.

Также, по оценкам специалистов, до 70 % доходов, полученных незаконным путем, вкладываются в различные  формы предпринимательской деятельности, увеличивая тем самым объем теневого и криминального предпринимательства. Неконтролируемая экономическая деятельность приобрела заметное политическое влияние, став фактором, препятствующим эффективному осуществлению функций государства по обеспечению законности в хозяйственных и финансовых сферах.36

Экономическая преступность тормозит развитие производства, отвлекает инвестиционный капитал, подстегивает инфляцию, лишает госбюджет значительной части доходов в виде налоговых отчислений, обостряет все существующие экономические проблемы и таким образом становится фактором мощного противодействия происходящих Казахстане преобразований.

Повышение эффективности  борьбы с экономической преступностью  предполагает осуществить ряд организационно-правовых мер, среди которых необходимо поднять  вопрос о дальнейшем развитии и использовании  специальных познаний в борьбе с указанными общественно-опасными проявлениями.

В частности в условиях рыночной экономики органам уголовного преследования суду необходимо выяснить фактические обстоятельства предпринимательской  и финансово-хозяйственной деятельности, которые позволили бы всесторонне, полно и объективно установить преступные действия обвиняемого. С целью выяснения материальных последствий преступления в сфере экономики, в судебно-экономической экспертизе первую очередь выявляются фактические результаты финансово-хозяйственной деятельности учреждения, предприятия или организации, от которых зависит уплата налогов государству и выполнение обязательств перед кредиторами. Под результатами финансово- хозяйственной деятельности понимается объем реализации продукции, работ, услуг, имущества или товаров, а также проценты и дивиденды от доходов.

Информация о работе Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность