Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:25, дипломная работа
Одним из важнейших направлений контроля за обеспечением финансовой безопасности в ходе бюджетного процесса являются межбюджетные отношения в Республике Казахстан.
Данная работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть работы состоит из трех глав: первая глава посвящена теме: Финансовое правонарушение и финансово-правовой ответственности. Во второй главе мною были рассмотрены проблемы коррупционных правонарушений, в третьей главе рассмотрено государственные меры по борьбе с экономической и коррупционной преступностью
Все эти немаловажные вопросы, касающиеся финансовых правонарушений, финансово-правовой ответственности, так же виды финансовых санкции, деятельность органов осуществляющих борьбу с экономической и коррупционной преступностью я рассмотрю ниже в основной части данной работы.
Введение………………………………………………………………..……….3
Основная часть
I. Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность
1.1. Финансовое правонарушение……………………………………..………4
1.2. Финансово-правовая ответственность.………………………………….13
II. Коррупционные правонарушения
2.1.Понятие классификации коррупционных правонарушений…………...19
2.2. Общественная опасность коррупции в финансовой сфере…………….23
2.3. Государственно-правовое обеспечение финансовой безопасности Казахстана……………………………………………………..........................28
III. Государственные меры по борьбе с экономической и коррупционной преступностью
3.1. Деятельность финансовой полиции..........................................................37
3.2. Использование специальных познаний в раскрытии и расследовании экономической преступности...........................................................................44
3.3. Вопросы совершенствования оперативно-розыскной деятельности по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики.......................48
Заключение.......................................................................................................51
Список использованных источников..........................................................53
В таких условиях проблему финансовой безопасности Казахстана трудно переоценить. Поэтому в современных условиях особенно актуальна разработка государственной стратегии финансовой безопасности. Государственная стратегия финансовой безопасности Казахстана должна включать, как минимум: определение критериев и параметров (количественных и качественных пороговых значений) финансовой системы; Казахстана, отвечающих требованиям финансовой безопасности; разработку механизмов и мер идентификации угроз финансовой безопасности Казахстана и их носителей характеристику областей их проявления (сфер локализации угроз); установление основных субъектов угроз, механизмов их функционирования, критериев их воздействия на национальную экономическую (включая финансовую) и социально-политическую систему; разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, определяющих возникновение угроз финансовой безопасности, проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз; определение объектов, предметов, параметров контроля за обеспечением финансовой безопасности Казахстана. Проанализируем основные вопросы формирования организационных структур государственно-финансового контроля (ГФК), обеспечивающих финансовую безопасность Казахстана.
Следует отметить, что вопросы организации эффективной системы органов финансовой безопасности мы рассматриваем в контексте организационного обеспечения формирования системы ГФК в целом. Анализируя вопросы наделения, каких - либо органов ГФК конкретными функциями контроля за обеспечением финансовой безопасности страны, необходимо учитывать их реальные возможности. Например, исходя из важности затронутой проблемы, по нашему мнению, возникает необходимость исследования и обоснования целесообразности дополнения системы направлений деятельности Счетного комитета Казахстана по контролю за обеспечением финансовой безопасности Республики Казахстан в ходе бюджетного процесса.32
С правовой точки зрения ст. 6, 7 и 8 закона о национальной безопасности указывают на систему обеспечения национальной безопасности страны, куда подпадает и финансовая безопасность. Так, законодатель говорит, что данную систему образуют взаимодействующие между собой силы ее обеспечения, государственные органы и организации, несущие в пределах своей компетенции всю полноту ответственности за обеспечение безопасности, В данном случае юридическая дефиниция «силы обеспечения подразумевает собой совокупность правоохранительных органов страны, что подтверждается нормами ст. 8 указанного правового акта. Значит, Счетный комитет не попадает в число этих органов, ибо не является силовой структурой. Впрочем, не говоря уж о том, что комитет не имеет необходимого для контроля полномочия.
В связи с этим в первую очередь представляется необходимой разработка соответствующей нормативно-правовой базы, где кроме всего прочего должны быть определены понятия внутренней и внешней угрозы, а также критерии, на основании которых действия участников бюджетного процесса могут быть признаны наносящими ущерб финансовой безопасности страны. Иными словами, следует определить критерии, позволяющие судить о соблюдении теми или иными государственными органами, а также негосударственными хозяйствующими субъектами требований финансовой безопасности. Счетный комитет Казахстана мог бы давать оценку соблюдению этих критериев и подготавливать соответствующие доклады президенту и парламенту страны. В то же время должны быть разработаны принципы раскрытия информации в отчетности государственных органов (отчетности о ведении финансово-хозяйственной деятельности, об использовании государственных финансовых ресурсов, заемных ресурсов международных организаций и т. д.), исходя из этих требований обеспечения финансовой безопасности Казахстана. При этом Счетный комитет будет выражать также и свое аргументированное профессиональное мнение о существенности предъявляемой отчетности для оценки обеспечения финансовой безопасности (а также для контроля за соблюдением финансовых интересов Казахстана). Так же должна быть создана информационная система для всестороннего и объективного мониторинга хода бюджетного процесса, включающая выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз финансовой безопасности страны.
Стратегической задачей кардинальных преобразований всех сфер общественной жизни в нашей стране в начале девяностых годов прошлого века стало создание рыночной экономики как фундамента развития демократического общества в целом. Решение поставленной задачи потребовало последовательного решения разнообразных проблем в различных сферах. Вместе с тем, опыт современных зарубежных стран по построению рыночных основ доказали необходимость начала преобразований с финансовой сферы, в первую очередь с банковской системы, как важнейшей составляющей рыночной экономики.
Новые рыночные отношения требовали от государства отказа от монополии во многих отраслях, том числе и от монополии на финансовом рынке. Возникла необходимость в создании правовой базы, позволяющей приступить к формированию финансовой системы, функционирующей на принципиально иных основах.
Успешно функционирующая финансовая система, конкурирующая с зарубежными финансовыми организациями на внутреннем и внешнем рынках, должна была стать тем локомотивом, который обеспечить стремительное движение вперед, бурное развитие всех отраслей экономики нашей страны. Вместе с тем, начало реформ в Казахстане, после приобретения республикой независимости, связанное с переходом от плановой экономики к рыночной, неизбежно требовало развития предпринимательской инициативы. Для чего понадобилось представление определенной степени экономической свободы хозяйствующим субъектам, для реализации коммерческих интересов и проектов. Используемые в прежней системе административные методы управления экономической сферой отношений оказались в условиях рынка неэффективными, поэтому ведущее место в управлении делами общества заняли экономические методы регулирования.
В современной экономической
и юридической литературе нередко
встречается точка зрения, согласно
которой государственное
Этот вывод представляется ошибочным. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что саморегулирующаяся рыночная система требует и государственного организующего воздействия, что позволяет государству обеспечивать решение социальных задач, требующих пристального внимания с его стороны, и создания системы гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Следует согласится с
теми учеными, которые полагают, что
роль государственного регулирования
существенно возрастает в переходные
и кризисные периоды
При этом, одним из основных задач, обеспечивающих эффективное управления экономикой условиях перехода к рынку, является отвечающая требованиям времени система государственного регулирования финансового рынка. Бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их наиболее эффективное инвестирование и целенаправленное использование обеспечиваются с помощью финансового рынка, представляющего собой особую форму организации движения денежных средств функционирующего как в виде рынка ценных бумаг, рынка ссудных капиталов, так и страхового рынка.
Вышеизложенным была обусловлена необходимость и особая значимость деятельности государства по созданию не только финансовой системы, строящейся в соответствии с законами рынка, но осуществления повседневного регулирования, контроля за ее деятельностью.
Началом становления в Казахстане государственного регулирования финансового рынка ‘можно считать принятие в стране законодательства, регулирующего банковскую деятельность.
Принятые в начале девяностых годов (в 1990 и 1993 годах) прошлого века законы о банках банковской деятельности не только определяли порядок и условия создания и деятельности коммерческих банков, но и определяли полномочия государства в лице Национального Банка как уполномоченного органа по урегулированию банковской деятельности. Государственное регулирование банковской деятельности заключалось в даче разрешения создания банка, выдаче лицензий на банковскую деятельность, установлении определённых требований нормативов. Принятый в 1995 году и действующий в настоящее время Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» предусмотрел расширение полномочий уполномоченного органа по государственному регулированию банковской деятельности с учетом опыта развитых стран.
Государственное регулирование
такой отрасли финансового
Данным актом Правительства было предусмотрено,
что департамент страхования Министерства
финансов Республики Казахстан является
государственным органом исполнительной
власти, осуществляющим регулирование
страховой деятельности, контроль за соблюдением
законодательства о страховании и обеспечивающим
защиту законных прав и интересов страхователей,
страховщиков, третьих лиц и государства.
В целях государственного регулирования
отношений в области функционирования
и развития рынка ценных бумаг, формирование
соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей
эффективность проведения операций с
ценными бумагами, обеспечение гарантий
для инвесторов, координирования деятельности
профессиональных участников рынка ценных
бумаг, выполнения контрольных функций
в соответствии с Указом Президента Республики
Казахстан от 20 марта 1994 г. №1613 «О мерах
по формированию рынка ценных бумаг» была
создана Национальная комиссия по ценным
бумагам Республики Казахстан».
В соответствии с указанным постановлением, Агентство являлось уполномоченным государственным органом по регулированию и контролю за деятельностью накопительных пенсионных фондов, и осуществляло функции по лицензированию деятельности накопительных пенсионных фондов, устанавливало требования по созданию и деятельности накопительных пенсионных фондов.
Вместе с тем, дальнейшее развитие финансового рынка Казахстана, необходимость совершенствования государственного регулирования данного рынка е учетом международного опыта, требовали реформирования системы государственного регулирования финансового рынка в стране.
В соответствии с международной практикой надзора за финансовыми организациями при наличии тенденций, свидетельствующих о консолидации финансовых услуг и повышении уровня аффиллированости финансовых организаций. необходимым условием обеспечения эффективности надзора является внедрение единого государственного регулирования и надзора финансового рынка.
Начиная с 2001 года в Казахстане, самой первой из стран СНГ начала формироваться новая система государственного регулирования деятельности финансовых институтов, предусматривающая объединение всех надзорных и регулятивных функций в рамках одного специализированного органа. Работа проводилась сразу в двух направлениях: во-первых, осуществлялась разработка необходимой законодательной базы, во-вторых, проводились институциональные преобразования, предусматривающие концентрацию всех регулятивных и надзорных функций в Национальном Банке для последующего выделения всех надзорных подразделений в отдельный орган. В частности, Указом Президента РК от 30 июня 1998 года № 3986 «0 дальнейших мерах по оптимизации органов государственного управления» департамент страхового надзора Министерства финансов Республики Казахстан был упразднен с передачей его функций, полномочий Национальному Банку Республики Казахстан.
Указом Президента РК от 11 июля 2001 года № 654 « О мерах по организации единой системы государственного регулирования финансового рынка» Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам была упразднена с передачей ее функций и полномочий Национальному Банку Республики Казахстан.
Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2002 года №872 «Вопросы организации единой системы государственного регулирования финансового рынка Республики Казахстан» была проведена реорганизация Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан путём передачи функций и полномочий по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Национальному Банку Республики Казахстан.
После передачи всех функций и полномочий по государственному регулированию и надзору финансового рынка Национальному Банку и в целях дальнейшего повышения эффективности системы государственного регулирования финансового рынка Республики Казахстан и надзора за складывающимися на нем отношениями Указом Президента Республики Казахстан от 15 августа 2002 года № 924 «0 внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Казахстан от 11 августа 1999 года №188». Департаменты регулирования рынка ценных бумаг, банковского и страхового надзора, регулирования деятельности накопительных пенсионных фондов Национального Банка были упразднены, на их основе создан департамент финансового надзора. в функции которого были включены вопросы государственного регулирования финансового рынка и финансовых организаций, который был прообразом созданного в последствии государственного органа, осуществляющего единое регулирование финансового рынка.
Параллельно с объединением
функций по государственному регулированию
финансового рынка в
В частности, были подготовлены проекты Закона «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций», который был принят 4 июля 2003 года, и Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации единой системы государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций», который был принят 10 июля 2003 года. В соответствии с данными законами на законодательном уровне предусматривались правовые основы государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций, четко определялись функции и полномочия уполномоченного органа по регулированию всех отраслей финансового рынка. Законом Республики Казахстан «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» было предусмотрено создание единого уполномоченного органа, непосредственно подчиненного и подотчетного Президенту Республики Казахстан, осуществляющего регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций в Республике Казахстан.
Информация о работе Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность