Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:25, дипломная работа
Одним из важнейших направлений контроля за обеспечением финансовой безопасности в ходе бюджетного процесса являются межбюджетные отношения в Республике Казахстан.
Данная работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть работы состоит из трех глав: первая глава посвящена теме: Финансовое правонарушение и финансово-правовой ответственности. Во второй главе мною были рассмотрены проблемы коррупционных правонарушений, в третьей главе рассмотрено государственные меры по борьбе с экономической и коррупционной преступностью
Все эти немаловажные вопросы, касающиеся финансовых правонарушений, финансово-правовой ответственности, так же виды финансовых санкции, деятельность органов осуществляющих борьбу с экономической и коррупционной преступностью я рассмотрю ниже в основной части данной работы.
Введение………………………………………………………………..……….3
Основная часть
I. Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность
1.1. Финансовое правонарушение……………………………………..………4
1.2. Финансово-правовая ответственность.………………………………….13
II. Коррупционные правонарушения
2.1.Понятие классификации коррупционных правонарушений…………...19
2.2. Общественная опасность коррупции в финансовой сфере…………….23
2.3. Государственно-правовое обеспечение финансовой безопасности Казахстана……………………………………………………..........................28
III. Государственные меры по борьбе с экономической и коррупционной преступностью
3.1. Деятельность финансовой полиции..........................................................37
3.2. Использование специальных познаний в раскрытии и расследовании экономической преступности...........................................................................44
3.3. Вопросы совершенствования оперативно-розыскной деятельности по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики.......................48
Заключение.......................................................................................................51
Список использованных источников..........................................................53
С этим согласиться нельзя. «Невиновных» правонарушений вообще существовать не может. Не может быть невиновных и финансовых правонарушений (любого их вида). Отсутствие в деяниях лица, не выполнившего финансовую обязанность, признак вины свидетельствует об отсутствии самого правонарушения и исключает юридическую ответственность такого лица. При этом вина организации в совершении финансового правонарушения (в случае, если субъектом ответственности выступает юридическое лицо) определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного правонарушения. Третьим признаком финансового правонарушения является вред, причиненный данным деянием.
Финансовые правонарушения нарушают интересы, обуславливающие финансовое право и охраняемые им. При этом в силу специфики самого финансового права, призванного обслуживать финансовую деятельность государства. В зоне правовой защиты находятся в первую очередь интересы самого государства. Так, основная часть налоговых правонарушений своим острием направлены против налогоплательщика (например, установлена ответственность налогоплательщика за уклонение от уплаты налога, но нет как таковой ответственности налоговых органов за необоснованное его взимание). Следует отметить, что финансовые правонарушения обычно подразделяют на материальные и формальные. По мнению некоторых авторов, основное различие между ними заключается в том, что в результате совершения первых потерпевшему причиняется вред (например, при неуплате налогов государство недополучает причитающиеся ему деньги), для вторых — признака вреда не требуется, достаточно формального (отсюда и название данной группы правонарушений) нарушения предписания правовой нормы (например, несоблюдение правил ведения налогового учета, что признается финансовым правонарушением независимо от того, имела место недоплата налога или нет). Такой подход является ошибочным. Как правильно, по нашему мнению, пишет Н. С. Малеин: «Вред — непременный признак каждого правонарушения. Характер вреда может различаться по объекту, размеру и другим признакам, но правонарушение всегда несет социальный вред. Собственно различие материальных и формальных правонарушений имеет условный характер. Они могут различаться не по признаку наличия или отсутствия вреда (который всегда есть), а лишь с точки зрения его конкретизации».4
Таким образом, отличие
между материальными и
Различие между этими двумя видами финансовых правонарушений заключается в характере вреда. Материальные финансовые правонарушения причиняют государству вполне реальный имущественный вред (например, в виде недополученных налогов). Формальные финансовые правонарушения причиняют вред в виде дезорганизации правопорядка, установленного в сфере государственных финансов.
Четвертым признаком финансового правонарушения выступает наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившими в результате его совершения вредными последствиями.
Наконец, пятым признаком финансового правонарушения выступает наличие юридической ответственности за его совершение (иначе говоря, наказуемость деяния, составляющего содержание правонарушения).
Сразу же отметим, что не всякое неисполнение предписаний финансового законодательства формирует собой состав финансового правонарушения. Финансовым правонарушением будет считаться лишь такое неисполнение предписаний финансового законодательства, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Исполнение предписаний, не подкреплённых мерами юридической ответственности, государство обеспечивает другими методами (посредством, например, косвенного государственного принуждения, судебной защитой интересов потерпевшего субъекта и др.).
Как я уже изложил выше, финансовые правонарушения - это посягающее на установленный порядок управления в области публичных финансов, так же финансовую систему противоправное, виновное действие либо бездействие, за которое соответствующим законодательством предусмотрена юридическая ответственность.
Понятие финансовое правонарушение
характеризует собой ряд
Таким образом, финансовое правонарушение это противоправное, виновное действие (или бездействие), выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении участником финансового правоотношения своих обязанностей, установленных нормами и финансового законодательства, за которое (нормами административного, уголовного и финансового права) предусмотрена юридическая ответственность.
Ответственность за финансовые правонарушения наступает на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения финансового правонарушения. В Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях установлены следующие виды административных правонарушений финансово - правового характера:
а) Административные правонарушения в области финансов (глава 15): 1) ст. 166. Неполная и несвоевременная уплата неналоговых платежей в бюджет; 2) ст. 167. Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственных закупках; 3) ст. 173. Нарушение требований, установленных законодательством о страховании и страховой деятельности; 4) ст. 176(2). Использование государственного целевого кредита либо кредита, выданного под гарантии государства, не по прямому назначению; 5) ст. 177. Несвоевременное зачисление или нецелевое использование бюджетных средств; 6) ст. 204. Незаконные действия должностных лиц государственного учреждения и государственного предприятия на праве оперативного управления (казенного предприятия) по предприятия денежных обязательств за счет средств государственного бюджета.
б) Административные правонарушения в области налогообложения: 1) ст. 205. Нарушение срока постановки на налоговый учет в налоговом органе; 2) ст. 206. Непредставление налоговой отчетности, а также документов, необходимых для проведения мониторинга налогоплательщика; 3) ст. 207. Сокрытие объектов налогообложения; 4) ст. 208. Нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения; 5) ст. 209. Занижение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет; 6) ст. 210. Невыполнение налоговым агентом и иными уполномоченными органами обязанности по удержанию перечислению налогов и других обязательных платежей в бюджет; 7) ст. 211. Выписка фиктивного счета-фактуры; 8) ст. 212. Нарушение порядка допуска на территорию рынка; 9) ст. 213. Нарушение правил ввоза (транспортировки, производства, хранения и реализации подакцизных товаров); 10) ст. 214. Нарушение порядка и правил маркировки; 11) ст. 215. Нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью; 12) ст. 216. Неисполнение обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, должностными лицами банков и других организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, фондовых бирж; 13) ст. 217. Неисполнение банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством; 14) ст. 218. Представление заведомо ложных сведений о банковских операциях; 15) ст. 219. Невыполнение законных требований органов налоговой службы и их должностных лиц.6
Производство по делам об административных правонарушениях в области финансов, налогообложения ведется на основании Кодекса об административных правонарушениях, действующего во времени и по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.
В Уголовном кодексе
Республики Казахстан в главе
7 (Особенная часть)
Преступления в сфере экономической деятельности (глава 7): 1) ст., 191. Незаконная банковская деятельность; 2) ст. 194. Незаконное получение и нецелевое использование кредита; 3) ст. 214. Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов; 4) ст. 219. Представление заведомо ложных сведений о банковских операциях; 5) ст. 221. Уклонение гражданина от уплаты налога; 6) ст. 222. Уклонение от уплаты налогов с организаций.7
В Налоговом кодексе Республики Казахстан предусмотрены следующие способы обеспечения исполнения, не выполненного в срок налогового обязательства: 1) ст. 46. Начисление пени на не уплаченную в срок сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет (глава 8); 2) ст. 541. Решение по результатам налоговой проверки (глава 94); 3) ст. 33. порядок погашения налогоплательщиком налоговой задолженности (глава 5).
Финансовое правонарушение является основанием финансово правовой ответственности, т. е. юридическим фактом, согласно которому возникает правоотношение ответственности.
Финансовое правонарушение — это виновно совершенное деяние, нарушающее нормы финансового права, за которое законодательством установлена финансово-правовая ответственность (М. Карасева).8
Следует отметить, что финансовое правонарушение характеризуется определенным и основополагающими признаками, а именно:
а) противоправностью, виновностью, общественной опасностью, наказуемостью;
б) противоправность как признак финансового правового нарушения означает несоблюдение требований финансово-правовой нормы.
Виновность как
признак финансового
Таким образом, финансовое правонарушение носит антиобщественный характер, нарушает финансовый правопорядок, причиняет материальный ущерб обществу и государству, препятствует нормальному функционированию финансовой системы страны.
Наказуемость как неотъемлемый признак финансового правонарушения означает, что действие является правонарушением только в том случае, если за него соответствующим законодательством предусмотрена финансово-правовая ответственность. За иные правонарушения финансового правового характера установлены и могут применяться меры административной и уголовной ответственности.
Следует особо подчеркнуть,
что для привлечения
Элементами финансового правонарушения являются: 1) субъект правонарушения; 2) объект правонарушения; 3) субъективная сторона правонарушения: 4) объективная сторона правонарушения.
Субъект финансового правонарушения — лицо, его совершившее и подлежавшее в силу этого юридической ответственности. Субъект финансового правонарушения могут как граждане, так и юридические лица.
Субъектами финансового
правонарушения выступают физические
лица, организации и финансовые агенты.
С объективной стороны
Объектом финансового правонарушения (т. е. то, на что оно посягает) является финансовая система государства. Объектом финансового правонарушения является финансовая система государства, на которое направлено противоправное и виновное действие (или бездействие) субъекта правонарушения.
Необходимо заметить,
что объект правонарушения не может
служить критерием для
Субъективная сторона
финансового правоотношения — это
психическое отношение правонар
Вина может быть умышленной и неосторожной. Соответственно этому финансовое правонарушение может быть умышленно или по неосторожности. Субъективная сторона финансового правонарушения - это психическое отношение правонарушителя к совершенному им противоправному действию или бездействию и его последствиям, и выражается в виновности правонарушителя в системе юридической ответственности, традиционно выделяются административная, уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная ответственность. Финансово правовая ответственность является одним из современных видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путём издания нормативных финансово - правовых актов, определяющих основания ответственности, меры которых могут применяться к правонарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер. При наличии юридического факта финансового правонарушения, как правило, включается механизм финансовой санкции финансово — правовой нормы. Следовательно, финансовая санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное наказание в виде финансовых пеней и штрафов.
Информация о работе Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность