Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:25, дипломная работа
Одним из важнейших направлений контроля за обеспечением финансовой безопасности в ходе бюджетного процесса являются межбюджетные отношения в Республике Казахстан.
Данная работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть работы состоит из трех глав: первая глава посвящена теме: Финансовое правонарушение и финансово-правовой ответственности. Во второй главе мною были рассмотрены проблемы коррупционных правонарушений, в третьей главе рассмотрено государственные меры по борьбе с экономической и коррупционной преступностью
Все эти немаловажные вопросы, касающиеся финансовых правонарушений, финансово-правовой ответственности, так же виды финансовых санкции, деятельность органов осуществляющих борьбу с экономической и коррупционной преступностью я рассмотрю ниже в основной части данной работы.
Введение………………………………………………………………..……….3
Основная часть
I. Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность
1.1. Финансовое правонарушение……………………………………..………4
1.2. Финансово-правовая ответственность.………………………………….13
II. Коррупционные правонарушения
2.1.Понятие классификации коррупционных правонарушений…………...19
2.2. Общественная опасность коррупции в финансовой сфере…………….23
2.3. Государственно-правовое обеспечение финансовой безопасности Казахстана……………………………………………………..........................28
III. Государственные меры по борьбе с экономической и коррупционной преступностью
3.1. Деятельность финансовой полиции..........................................................37
3.2. Использование специальных познаний в раскрытии и расследовании экономической преступности...........................................................................44
3.3. Вопросы совершенствования оперативно-розыскной деятельности по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики.......................48
Заключение.......................................................................................................51
Список использованных источников..........................................................53
Но дело даже не в этом, что вопрос стоит о конкуренции двух видов прав: права граждан на вознаграждение за труд, предусмотренного статьей 24 Конституции, и права государства на взимание налога, заметим, Конституцией прямо даже не предусмотренного. При конкуренции данных прав приоритет должен принадлежать правам граждан, поскольку согласно статьи 1 Конституции Республики Казахстан человек, его жизнь, права и свобода являются высшей ценностью.
Это соответствует и общепризнанным принципам и нормам международного права. В частности, Конвенция Международной Организации Труда об охране заработной платы признает трудящихся привилегированными кредиторами в отношении их заработной платы.
Как институт общей части финансового права правовое регулирование финансово-правовая ответственности представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих виды финансово-правовых нарушений и юридической ответственности за их совершение.
II. Коррупционные правонарушения
2.1. Понятие классификации коррупционных правонарушений
Среди проблем, требующих скорейшего законодательного решения, следует назвать понятие коррупции, как социально-правового явления, и классификацию коррупционных правонарушений — специфических видов гражданско-правовых деликтов, дисциплинарных и административно-правовых проступков, а также преступлений.
Законодатель Республики Казахстан разделил все коррупционные правонарушения на две группы: 1) специальные; 2) общие. Специальные: а) правонарушения, связанные с осуществлением деятельности, несовместимой с выполнением государственных функций (ст. 10); б) правонарушения, связанные с нарушением запрета на совместную службу близких родственников или свойственников (ст. 11).
Общие: а) правонарушения, создающие условия для коррупции, и ответственность за них (ст. 12); б) правонарушения, связанные с противоправным получением благ и преимуществ (ст. 13 Закона РК о борьбе с коррупцией). Вместе с тем, принятая в законе классификация, на наш взгляд, имеет следующие изъяны: 1) деяния, связанные с осуществлением деятельности, несовместимой с выполнением государственных функций, а также с нарушением запрета на совместную службу близких родственников или свойственников, по сути, — разновидности второй группы правонарушений, и в их обособлении нет необходимости; 2) классификация не учитывает принципиальных различий между коррупционными правонарушениями, связанными с подкупом, и коррупционными правонарушениями, не связанными с подкупом; 3) усугубляет проблему декодификации административного законодательства Республики Казахстан; 4) приводит к смешению дисциплинарных и административных коррупционных проступков, опасному для правоприменения параллелизму кодифицированных и некодифицированных норм об ответственности за коррупционные правонарушения; 5) не позволяют разграничить коррупционные преступления и иные коррупционные правонарушения.12
В этой связи в законе необходима новая классификация коррупционных и связанных с ними правонарушений, ориентированная на разграничение типов коррупции и установление исчерпывающего перечня коррупционных правонарушений (гражданско-правовых, дисциплинарных, административных, уголовных). При этом нормы об ответственности за коррупционные правонарушения должны «перемещаться» из Закона РК «О борьбе с коррупцией» в Кодекс законов РК об административных правонарушениях и предлагаемый в порядке дисциплинарный кодекс РК.
Рассмотрим проблемы регламентации мер борьбы со специальными и общими видами коррупционных правонарушении. В ст. 10 рассматриваемого Закона должностным и иным лицам, уполномоченным, моченным на выполнение государственных функций, и лицам, приравненным к ним (за исключением двух категории лиц, указанных в данной статье) запрещается заниматься другой оплачиваемой деятельностью за исключением педагогической, научной и иной творческой. Однако отсутствие в законе толкования совместительству, нахождению образовательных и научных учреждений в подчинении совместителя, понятию «иная творческая деятельность затрудняет его применение». Например, не ясно может ли считаться иной творческой деятельностью платная консультация, данная членом правительства экспертам Всемирного банка. Недостаток закона и в том, что он не корреспондирует с Уголовным кодексом РК. Так, согласно примечанию к ст. 228 УК РК руководитель хозяйствующего субъекта любой формы собственности является не должностным или приравненным к нему лицом, а лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации.
Установленный в п. 2 ст. 10 запрет на содействие удовлетворению материальных интересов организаций и физических лиц путем неправомерного использования своих служебных полномочий — нонсенс, выражающийся в запрете на уже запрещенное поведение.
Коррупционными
Анализ ст. 13 рассматриваемого Закона РК и практики ее применения показывает, что одной из уязвимых в ней является норма о праве лица, к которому поступили подарки, с согласия вышестоящего должностного лица, выкупить их у соответствующего фонда по рыночным розничным ценам, действующим в этой местности. Такая норма создает легальный механизм для «отмывания» взяток в виде подарков, на которые нет рыночных розничных цен в данной местности.
Некоторые ученые считают, что преступления, объединяемые понятием «коррупция», составляют самостоятельный вид и обладают всеми необходимым юридическими признаками, а именно, такими как: 1) обладание полномочиями государственного служащего; 2) действие (бездействие) с использованием служебного положения в целях получения материальных или иных личных (групповых) выгод; 3) связь государственного служащего с организованным преступным формированием; 4) умысел; 5) корыстная либо иная личная (групповая) заинтересованность.
Например, А. И. Волобуев предлагал ранее оформить коррупцию в нормы, предусматривающей суровую ответственность за участие должностных лиц в преступном сообществе с корыстной целью.13
А. А. Черняков также предлагает криминализировать коррупцию как общественно опасное деяние в виде отдельной уголовно-правовой нормы. 14Но известный нам криминализации коррупции нельзя признать удачным, в частности, в статье 303 Коррупция УК Киргизской Республики: коррупция — это умышленные деяния, состоящие в создании противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц, обладающих властными полномочиями с отдельными лицами или группировками в целях незаконного получения любых иных благ и преимуществ, а также предоставление ими этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам, создающее угрозу интересам общества и государства15 ...
По нашему мнению, создание противоправной устойчивой связи, создающее угрозу интересам общества и государствах, как определяющий при- коррупции, закрепленный в данной статье, делает последнюю неприменимой вовсе, либо лишь в качестве орудия политической борьбы. Вряд ли отсутствие в определении коррупции незаконного предоставления благ должностным лицам не должностными лицами. Профессор И. М. Гальперин, верно считая недопустимым криминализацию коррупции в виде единой нормы УК, полагал необходимым: а) «перевести» на привычный язык закона; б) соединить с регламентированием за организованную преступную деятельность; в) ввести в УК новые составы, в частности, об ответственности за коммерческий подкуп.16
Проявлениями коррупции он называл взяточничество, злоупотребление служебным положением в корыстных целях и подобные преступления.
Дж. Най включал в преступную коррупцию взяточничество (дачу вознаграждения за предательство долга) и непотизм (покровительство на основе личных связей и незаконное присвоение публичных средств). Сходна трактовка коррупции и И. Б. Малиновским.
По мнению последнего, в уголовно-правовой науке и в правоприменительной практике есть два основных подхода к коррупционному преступлению. Первый – подход определяет коррупционное преступление как присущую любому обществу систему подкупа служащих государственного аппарата (должностных лиц), связанную с совершением данными лицами деянии в целях удовлетворения интересов лиц, представляющих незаконное вознаграждения материального характера или иные личные выгоды.
Второй — как государственными
служащими своего служебного положения
для получения не предусмотренных законом
преимуществ в виде имущественных услуг,
льгот или иных преимуществ, причем подкуп
выступает в данном случае лишь как часть
негативного явления.17 Согласно точке зрения Б. В. Волженкина,
юридическими признаками коррупционного
преступления являются: 1) субъект — должностное
лицо; 2) действие (бездействие) вопреки
интересам службы с использованием служебного
положения; 3) умысел – корыстная цель.18 Если следовать логике автора, то злоупотребление
должностными полномочиями и служебный
подлог, совершенные из иных (некорыстных)
побуждении, не могут рассматриваться
как коррупционные. Более того, попытка
описать социальное явление с помощью
элементов состава преступления не верна.
Она свидетельствует, на наш взгляд, о
смещении социального феномена и состава
преступления. Среди перечисленных признаков
коррупционного поведения нет объекта,
да сам Б. В. Волиен считает,
что все охраняемые законом общественные
отношения могут стать объектом посягательств
со стороны коррумпированных должностных
лиц. Общим в подходах является понимание
под коррупционным преступлением деяния,
трактуемого в ограничительном значении
как подкуп должностных лиц, что приводит
и к ограничению системы мер борьбы с коррупцией
рамками противодействия взяточничеству
и коммерческому подкупу.
К сожалению, такая позиция возобладала в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
Анализ концептуальных подходов к нормативному определению понятия коррупционного преступления, изучение международно-правового и зарубежного правового опыта разрешения данной проблемы позволяет нам предложить следующие принципиальные решения: 1) в тексте Закона О борьбе с коррупцией должен быть закреплен исчерпывающий бланкетный перечень коррупционных преступлении и преступлений, связанных с коррупционными, который бы не криминализировал и не декриминализировал предусмотренные в уголовном законе общественно опасные деяния. Вместе с тем, такой перечень должен быть значительно шире перечня коррупционных преступлении, утвержденного совместным приказом Министра юстиции Республики Казахстан и Генеральной прокуратуры Республики Казахстан; 2) в таком перечне целесообразно дифференцировать коррупционные преступления на соединенные с подкупом и не соединенные с таковым, а также выделить категорию преступлении, непосредственно связанных с коррупционными.
2.2. Общественная опасность коррупции в финансовой сфере
Коррупция как негативное явление появилась с тех самых времен, когда один субъект социальных отношений получил или взял больше прав и свобод, чем другие члены общества. Создание государства о качестве структурированного и иерархического отношения над людьми, параллельное усложнение регулятивно-управленческого бюрократического аппарата и, самое главное, расширение социального пространства для проникновения государства привело к большей зависимости индивида от государственных структур. Вышеуказанное превратило коррупцию в постоянного спутника политико-властных отношений. Коррупцию можно считать необходимым элементом государственной власти, которая не может существовать без того, чтобы ею злоупотребляли. Следовательно, особая роль об угрозе конституционному строю принадлежит Коррупции. Сталкиваясь с коррупцией должностных лиц государственных учреждений, общественность начинает проявлять глубокое недоверие, испытывать страх и нежелание сотрудничать с властями. Это наносит серьезный ущерб структурам общества ввиду ослабления желания его членов поддерживать традиционные социальные структуры. Широко распространенная коррупция ведет к циничной и оппортунистической позиции тех, кто видит, что продажность государственных должностных лиц идет рука об руку с безнаказанностью преступников.19
Масштабность преступной деятельности, устойчивость и системность в различных отраслях народного хозяйства делает коррупцию отрицательным явлением. В современный период она базируется на корпоративных и групповых интересах тех субъектов, которые оказались ближе к государственной власти, каналам распределения.
У должностных лиц, занимающихся коррупционными правонарушениями, безусловно, имеются покровители - лица, занимающие ответственные государственные должности. Поэтому анализируемые правонарушения в большинстве случаев отличаются тщательностью подготовки, планированием, распределением ролей и характером решительных действий. Коррупционным преступлениям, совершаемым группами лиц, характерен четкий сценарий поведения ее участников от начала преступления вплоть до задержания и вызова в правоохранительные органы. В частности, нравственная позиция коррумпированных лиц, характеризуется четко выраженной потребительской ориентацией, когда сумма материальных благ и возможностей рассматривается как единственный критерий и содержание жизненного успеха. Нередко коррупция имеет свои денежные фонды, формирующиеся из отчислений от преступных средств, направленных на подкуп должностных лиц. Вместе с тем, нередко коррупция связана и с хищением, рэкетом, незаконным оборотом, контрабандой наркотиков и т.д. Коррупция идет рука об руку с протекционизмом20, а последний находит питательную почву на остаточных формах родоплеменных отношений как факторе социально-политических отношений 14 процессов. Протекционизм и коррупция разъедают, как язва, общественный организм, ставя в один ряд эти два феномена.
Информация о работе Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность