Возникновение финансов и развитие финансовой науки в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 21:38, реферат

Описание работы

На протяжении всей первой половины XIX в. государственные финансы крепостнической России находились в состоянии глубокого упадка. Полная неупорядоченность бюджетно-сметного дела, казнокрадство и бесконтрольность в расходовании государственных средств, хроническая дефицитность бюджета, все убыстрявшийся рост государственного долга и прогрессировавшее расстройство денежной системы таковы были черты, характеризовавшие положение финансов страны.
Уже к началу XIX в. финансовое хозяйство России оказалось в крайне тяжелом состоянии. Дорогостоящие войны, расширение бюрократического административного аппарата империи, пышная роскошь екатерининского двора и фаворитизм требовали огромных финансовых затрат, непосильных для народа, и без того нищего и разоряемого помещиками-крепостниками. По некоторым подсчетам, за 34 года царствования Екатерины II расходы на внутреннее управление увеличились в 5,8 раза, на армию - в 2,6 раза, содержание двора - 5,3 раза1. Общая же сумма расходов за указанный период повысилась в 4,3 раза, в то время как население выросло менее чем в 2 раза2.

Содержание

Введение
Из истории финансов
Государственный бюджет
Кредитные учреждения
Государственный банк
Государственный финансовый контроль в России
Развитие финансовой науки
«План финансов» М.М.Сперанского
Финансовая политика Е.Ф. Канкрина.
Взгляды Н.С. Мордвинова.
Денежная реформа С.Ю.Витте.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 2 файла

Волго.doc

— 45.00 Кб (Открыть, Скачать)

Государственный бюджет.doc

— 386.00 Кб (Скачать)

   Введение  размена рубля на драгоценный  металл устанавливалось исходя из реально  сложившегося и достаточно стабильного  курсового соотношения: рубль кредитный - 66 2/3 копейки золотом. К первому  января 1896 г. в наличии имелось 1121,3 млн. кредитных рублей, а золотой запас оценивался в 659,5 млн. руб., из которых в разменном фонде числилось 75 млн. руб. В течение 1896 г. разменный фонд был доведен до 500 млн. руб. Это был рубеж, представлявшийся достаточным для развертывания обменной операции и введения золотой монеты в широкое обращение, хотя бумажные дензнаки некоторое время и сохраняли свое преобладающее влияние на денежном рынке.

   В 1896 году возникла необходимость приступить к изготовлению золотой монеты нового образца. К тому времени она уже несколько лет не производилась ввиду намечаемой финансовой реорганизации. Министерство финансов считало, что выпускать монеты пяти- и десятирублевого номинала, при том, что они стоили на 50% дороже, неэффективно. Подобное несоответствие обозначенного достоинства и реальной стоимости было одним из важнейших препятствий в распространении обращения. Было решено чеканить новую монету с надписью на империале “15 рублей” и на полуимпериале “7 рублей 50 копеек” (первые золотые империальные монеты достоинством десять рублей и полуимпериальные - пять рублей появились в России еще в 1755 году). Стоимость кредитного рубля была определена 1/15 империала, и закон обязывал обменивать бумажные деньги на золотые без ограничения.

   Решающий  этап реформы денежного обращения  наступил в 1898 году, когда серией именных  высочайших указов законодательно были закреплены важнейшие элементы новой  финансовой системы. 3 января последовал указ о выпуске в обращение  золотой империальной монеты в 15 рублей и полуимпериальной в 7 рублей 50 копеек; 29 августа - об установлении твердого основания для эмиссии кредитных билетов. Государственный банк обязывался выпускать дензнаки в соответствии с потребностями денежного обращения, но непременно под обеспечение золотом: не менее чем в половине суммы, пока общий размер эмиссии не достигнет 600 млн. рублей. Сверх этой нормы кредитные билеты должны обеспечиваться в пропорции рубль за рубль (один империал равен 15 рублям кредитным). Затем последовало распоряжение о чеканке и выпуске в обращение пятирублевой золотой монеты, равной одной трети империала. В этот же день появился и еще один указ касавшийся надписи на кредитных билетах: на них теперь обозначалось обязательство государства и государственного банка непременно разменивать кредитные билеты на золото и было установлено определение новой монеты (один рубль - 1/15 империала, содержащего 17,424 доли чистого золота).

   Преобразование  денежной системы на основе золотого монометаллизма потребовало изменить монетный устав, новая редакция которого была утверждена Николаем II 7 июня 1899 года. Основные положения его сводились к следующему. Государственной денежной единицей России являлся рубль, содержавший 17,424 доли чистого золота. Золотая монета могла чеканиться как из золота, принадлежащего казне, так и из металла, предоставляемого частными лицами. Полноценная золотая монета обязательна к приему во всех платежах на неограниченную сумму. Серебряная и медная монеты изготовлялись только из металла казны и являлись вспомогательными в обращении, обязательными к приему в платежах до 25 рублей. Серебряная монета в один рубль 50 копеек содержала в себе 900 частей чистого серебра и 100 частей меди, а серебряная монета в 20, 15, 10, и 5 копеек - 500 частей меди. Кроме золотой монеты в 15 рублей (империал), десять рублей, 7 рублей 50 копеек и 5 рублей обращались монеты прежнего чекана. Из них империалы (десять рублей) и полуимпериалы (5 рублей), произведенные по закону 17 декабря 1885 года, принимались в правительственные кассы: империалы по 15 рублей и полуимпериалы по 7 рублей 50 копеек, если вес первых был не менее трех золотников и одной доли, а вторых - не менее одного золотника и 48 долей. Монеты меньшего веса, а также чекана более ранних лет принимались по стоимости чистого металла. Золото довольно быстро утвердилось в качестве главного платежного средства, что способствовало прекращению колебания курса.

   Очень быстро стали заметны результаты денежной реформы. В отчете Государственного контролера за 1897 год говорилось: “Судя по отзывам, какими она встречена повсюду за границей, не может быть никакого сомнения в плодотворном ее значении, как доказательстве финансовой силы России, которую начали признавать даже явные наши недоброжелатели. О влиянии же, оказанном денежной реформой внутри страны, можно судить по тому, что количество выпущенных в народное обращение кредитных билетов сократилось за время с января 1897 года по 1 мая 1898 года на 221 млн. рублей (с 1121 до 900 млн. рублей), а взамен этого торговый и промышленный рынок внутри страны насыщается золотой и серебряной монетой, которой уже выпущено в обращение свыше 250 млн. рублей (в том числе свыше 170 млн. рублей золотом). Факт этот свидетельствует о том, что золотое обращение не только расширяет круг своего распространения, но уже проникло в отдаленные местности нашего обширного Отечества, входя в повседневную практику народа”.

   Вся реформа денежного обращения  была рассчитана на будущее индустриальное развитие России, и ему она служила. Но неизбежно вставал вопрос о  том, как девальвация и свободный размен рубля на золото отразятся на внутрихозяйственной деятельности и, в первую очередь, на положении основной части подданных российской короны в ближайшем времени. С. Ю. Витте считал (и его предположения оправдались полностью), что ни к каким заметным общественно-экономическим пертурбациям реорганизация финансового обращения не приведет. Система конвертации валюты затрагивала главным образом внешнеэкономическую деятельность, а вводимое соотношение металлических и бумажных денежных знаков лишь закрепляло реально сложившееся положение. Уклад жизни основной массы населения, его повседневное материальное и производственное обеспечение фактически не зависели ни от самого золотого паритета, ни от характера мировых денежных расчетов. Русские крестьяне в массе своей  оставались вне системы мирового денежного рынка, а “ценовая погода” внутри империи поддавалась контролю со стороны государства.

   В конце XIX - начале XX века золотая единица преобладала в составе российского денежного обращения и к 1904 году на нее приходилось  почти 2/3 денежной массы. На первое января 1900 года металлическое обеспечение составляло 189% суммы кредитных билетов, а на золотую монету уже приходилось 46,2% всего денежного обращения.

   Введение  золотой валюты укрепило государственные финансы и стимулировало экономическое развитие. В конце XIX века по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в большой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. Только за время министерства С.Ю. Витте (1893-1903 гг.) их размер достиг колоссального размера - 3 млрд. рублей золотом.

   C 1860 по 1880 г. иностранные вложения  в русские акционерные предприятия  увеличились в 10 раз (с 9,7 млн.  до 97,7 млн. руб.) и составили примерно 1/3 всего акционерного капитала. Преобладали английские, французские, немецкие капиталовложения(см. приложение 3).

   С 90-х годов XIX в. началась эпоха интенсивного прилива иностранного капитала в  производственной его форме в  угольную, металлургическую, нефтяную промышленность, транспорт и в другие отрасли. Если раньше иностранные капиталисты отдавали предпочтение займам, то в конце XIX — начале XX столетия получили большое значение и инвестиции. Иностранные капиталисты теперь охотнее вкладывали деньги в промышленность, чем в государственные займы, так как получали при этом несравненно большую прибыль, свыше 10% за затраченный капитал. Займы же давали примерно половину этой нормы (приложение 2). Однако, ввоз капитала в Россию в форме займов правительству, железным дорогам и отдельным городам все-таки был преобладающим.

   В условиях подъема 1890-х годов система  Витте способствовала  развитию промышленности и железнодорожного строительства; к 1900 году Россия вышла  на 1 место в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический режим и развивавшаяся экономика завораживали мелкого европейского держателя, охотно покупавшего высокопроцентные облигации  русских государственных займов и железнодорожных обществ.

   В 1890-ые годы резко возросло влияние Министерства финансов, а сам Витте на какое-то время выдвинулся на первое место в бюрократическом аппарате империи. Витте не скупился в расходах, рекламируя в европейских газетах и журналах финансовое положение России, свой  экономический курс и собственную персону.

   В русской печати министра резко критиковали  за отступничество его бывшие единомышленники. За неограниченное использование государственного вмешательства Витте подвергался  критике и со стороны приверженцев реформ 1860-х годов, считавших, что индустриализация возможна только через перемены в государственной системе - создание настоящего ("объединенного") правительства и введение правительственного учреждения. В либеральных кругах "система"  Витте была воспринята как "грандиозная экономическая диверсия самодержавия", отвлекавшая внимание  населения  от  социально-экономических и культурно-политических  реформ.  В  конце 1890-х годов казалось, что Витте доказал своей политикой невероятное: жизнеспособность феодальной по своей природе власти в условиях индустриализации, возможность успешно  развивать экономику, ничего не меняя в системе государственного управления.

   Однако, честолюбивым замыслам Витте не суждено  было осуществиться.  Первый удар по ним нанес  мировой экономический  кризис, резко затормозивший развитие промышленности; сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Дальнем и Среднем Востоке, сама по себе связанная с  большими расходами, еще и обострила русско-английские  противоречия и приблизила войну с Японией. С началом же военных действий ни о какой последовательной экономической программе не могло уже быть речи.

   Ускоренная  индустриализация России не могла быть успешной при сохранении  традиционной системы власти и существовавших экономических отношений в деревне и Витте скоро начал отдавать себе в отчет. "... сделавшись механиком сложной машины, именуемой финансами Российской империи нужно было быть дураком, чтобы не понимать, что машина без топлива не пойдет. Топливо это - экономическое состояние России, а так как главная часть населения - это крестьянство, то нужно было вникнуть в эту область". В 1896 году Витте отказался от поддержки общинного землевладения. В 1898 он сделал первую попытку добиться в комитете министров пересмотра аграрного курса, сорванную, однако, В.К.Плеве,  К.П.Победоносцевым и П.Н.Дурново. К 1899 году при участии Витте были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки. Но общинное землевладение оказалось твердым орешком. В январе 1902 года Витте возглавил Особое Совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, тем самым, взяв, казалось бы, к себе в министерство финансов общую разработку крестьянского вопроса. Противники Витте из помещичьего лагеря обвиняли его в том, что своей политикой поощрения промышленности он разорил сельское хозяйство. Это, в общем, несправедливо. Главная причина отставания сельского хозяйства  заключалась в сохранении крепостнических пережитков  в  деревне. Выкуп за землю вынул из кармана крестьян больше денег, чем создание промышленности. Сделал свое дело аграрный  кризис. А  вот ко всему этому добавилась уже и политика Витте.

   Развитие  промышленности во всех странах шло  за счет средств, накопленных первоначально  в сельском хозяйстве. Там, где этот процесс шел естественным и  неспешным темпом, он не был болезненным. Необходимость быстрого  скачка оказалась чувствительной. Россия была догоняющей  страной и расплачивалась за это.

   Незавершенность реформы 1861 года, мировой аграрный кризис и виттевская индустриализация, вместе взятые, действительно привели сельское хозяйство на рубеже XIX - XX веков к глубокому кризису. К концу XIX века и Витте, и его противники заговорили о "перенапряжении  платежных сил сельского населения". Эти слова отражали искреннюю и глубокую тревогу представителей власти. На платежеспособности крестьян держались и развитие промышленности, и государственный бюджет. Противники Витте усилили нападки на политику индустриализации.

   Каковы  бы ни были в совокупности причины  увольнения Витте с должности  министра, отставка в августе 1903 года нанесла ему удар: пост председателя комитета министров, который он  получил, был неизмеримо менее влиятелен. 
 

     Заключение.

 
 
 
 

     Современный путь России к рыночному хозяйству  своеобразен и труден, осложнен рядом  нерешенных проблем, во многом напоминающих те, которые экономика нашего государства преодолевала в середине – конце XIX века и начале XX века. Национальные традиции, российский исторический опыт в области построение кредитно-денежной политики, акционирования, выпуска и обращения ценных бумаг важны для сегодняшней практики коммерческих структур и государства в этой сфере. Восстановление связи времен делает чрезвычайно актуальной пословицу “Все новое – это хорошо забытое старое”. Крылатая фраза как бы призывает: “Давайте повнимательнее изучать опыт не такого уж далекого прошлого, как работали рынки товаров, труда и капиталов, чтобы извлечь из истории ключи к решению сложной современной ситуации, сложившийся в экономике и финансах России”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы 
 
 

  1. "Биржевые  ведомости" № 225 от 25 октября  1862 г.
  2. "Отечественные записки" № 11 за 1882 г.
  3. www.dis.ru/fm/ ИГ "ДИС": Издания: Журнал “Финансовый менеджмент”
  4. www.finansy.ru/ Экономика и финансы: экономическая теория, публикации, аналитика, книги, статьи.
  5. А. Н. Гурьев. Очерк развития кредитных учреждений в России.- СПб., 1904
  6. Ананьин Б.В., Ганелин Р.Ш. «Сергей Юльевич Витте»; Вопросы истории N8,1990
  7. Банковые долги и положение губерний. - СПб., 1860
  8. В. А. Лебедев. Финансовое право. Т. 1. - СПб., 1889
  9. В. И. Ленин. Соч., т. 6
  10. В. Судейкин. Государственный банк, исследование его устройства, экономического и финансового значения. - СПб., 1891.
  11. В. Т. Судейкин. Наши общественные городские банки и их экономическое значение. - СПб., 1884
  12. Воспоминания неизвестного. "Русская старина" за сентябрь 1894 г
  13. Г. А. Замятин. К. А. Анфилатов, очерк его жизни и деятельности. - СПб., 1910
  14. Государственный банк. Краткий очерк деятельности с 1860 по 1910 г.- СПб., 1910.
  15. И. Блиох. Финансы России в XIX столетии. Т. 1, с. 284 - 285
  16. И. Ф. Гиндин. Акционерные коммерческие банки. - Госфиниздат, 1948
  17. История Московского купеческого общества (1863-1913). Т. II, вып.1
  18. Л. Н. Яснонопольский. Государственный банк. – 1913
  19. Лукашев М. - “Под контролем”/ «Профиль» - 2002., № 19 с. 27-28
  20. М. И. Боголепов. Государственный долг. - СПб., 1907
  21. М. К. Рожкова.   Экономическая политика царского правительства на Среднем Востоке во 2-й четверти XIX в. и русская буржуазия. - 1949.
  22. М. Кашкаров. Денежное обращение в России. Т. П. - СПб., 1898 г.
  23. М. Кремяновский. Государственный контроль в России за 100 лет // Вестник Европы. -1915. -№ 7-8.
  24. Министерство финансов 1802-1902.   Ч. 1. - СПб., 1903
  25. Н. Б. Бржесский. Государственные долги России. -СПб., 1884
  26. Н. Мордвинов. Рассуждения о могущих последовать пользах от учреждения частных по губернии банков. - СПб., 1816.
  27. Н. Падейский. Финансы России на рубеже XVIII-XIX столетий // Советские финансы. - 1944. - № 6.
  28. Начинкин Д. - «Эволюция казначейской службы в России»/ «Финансы» - 2002 №5, с. 10-13
  29. Очерк развития и деятельности государственных сберегательных касс. - СПб., 1912.
  30. П. В. Долгоруков. Петербургские очерки (1860-1867). - 1934
  31. П. Мигулин. Наша банковская политика. - Харьков, 1904
  32. С. Г. Струмилин. К вопросу о промышленном перевороте в России // 
    Вопросы экономики. - 1952. - № 12.
  33. С. Г. Струмилин. Промышленные кризисы в России // Проблемы экономики. - 1939. - № 5
  34. Т.М.Тимошина «Экономическая история России», учебное пособие, М. 1998г.
  35. Ф. Гиндин. Внеуставные ссуды государственного банка. "Исторические записки", Т. 35
  36. Я. И. Печерин. Исторический обзор росписей государственных доходов и расходов с 1803 по 1843 г. - СПб., 1896.
  37. Я. Линков. Крепостное крестьянство в России накануне реформы 1861 г. // Исторический журнал. - 1941. - № 2.

Информация о работе Возникновение финансов и развитие финансовой науки в России