Возникновение финансов и развитие финансовой науки в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 21:38, реферат

Описание работы

На протяжении всей первой половины XIX в. государственные финансы крепостнической России находились в состоянии глубокого упадка. Полная неупорядоченность бюджетно-сметного дела, казнокрадство и бесконтрольность в расходовании государственных средств, хроническая дефицитность бюджета, все убыстрявшийся рост государственного долга и прогрессировавшее расстройство денежной системы таковы были черты, характеризовавшие положение финансов страны.
Уже к началу XIX в. финансовое хозяйство России оказалось в крайне тяжелом состоянии. Дорогостоящие войны, расширение бюрократического административного аппарата империи, пышная роскошь екатерининского двора и фаворитизм требовали огромных финансовых затрат, непосильных для народа, и без того нищего и разоряемого помещиками-крепостниками. По некоторым подсчетам, за 34 года царствования Екатерины II расходы на внутреннее управление увеличились в 5,8 раза, на армию - в 2,6 раза, содержание двора - 5,3 раза1. Общая же сумма расходов за указанный период повысилась в 4,3 раза, в то время как население выросло менее чем в 2 раза2.

Содержание

Введение
Из истории финансов
Государственный бюджет
Кредитные учреждения
Государственный банк
Государственный финансовый контроль в России
Развитие финансовой науки
«План финансов» М.М.Сперанского
Финансовая политика Е.Ф. Канкрина.
Взгляды Н.С. Мордвинова.
Денежная реформа С.Ю.Витте.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 2 файла

Волго.doc

— 45.00 Кб (Открыть, Скачать)

Государственный бюджет.doc

— 386.00 Кб (Скачать)

   Само  собой разумеется, что все это  сократило и без того ничтожную податную способность крестьян и привело к росту недоимочное™. Если в 1851 г. сумма недоимок по подушной подати составляла 110 млн. руб., то в 1855 г. она выросла уже до 140 млн. руб.22.

   Крымская  война еще более ухудшила состояние  финансов страны и вызвала полное расстройство денежной системы. Дефицитность бюджета, существовавшая и до войны, усугубилась в этот период еще тем, что расходные сметы, установленные в бюджетной росписи, вовсе не были обязательными для ведомств. Большинство ведомств в середине бюджетного года испрашивало и получало дополнительные ассигнования. Благодаря этому расходная часть бюджета намного превысила суммы, предусмотренные государственной росписью.

   Одним из источников, за счет которого покрывалась  дефицитность государственного бюджета, были "позаимствования" казны из привлеченных средств государственных кредитных учреждений. За период с 1850 по 18^60 г. казна заняла в дореформенных банках 296 млн. руб. Кроме того, в течение этого десятилетия царское правительство выпустило кредитных билетов на 400 млн. руб.; за 1854 и 1855 гг. заключило два иностранных займа на 100 млн. руб. и, наконец, в 1859 г. выпустило пятипроцентные банковые билеты на сумму в 277 млн. руб.23.

   Платежи по государственному долгу (проценты и  погашения) составляли значительную статью расходной части государственного бюджета. Накануне отмены крепостного права на это приходилось затрачивать около 50 млн. руб. ежегодно.

   Структура бюджета России и его принципиальные основы .оставались неизменными на всем протяжении XIX в. вплоть до финансовой реформы. Налоговое обложение всей своей тяжестью обрушивалось на трудящееся население, прежде всего на крепостное крестьянство. Привилегированное сословие -дворяне, чиновники - были от налогов совершенно освобождены. Число взрослого мужского населения, освобожденного от обязательных прямых податей, составляло к моменту финансовой реформы 1 250 тыс. человек. Что касается купечества, то оно платило сравнительно небольшие сборы за право ведения торговли (к 1862 г. эта статья составляла приблизительно 5 млн. руб. дохода в год).

   Наиболее  крупным и непрерывно возраставшим источником поступления денег в казну был, как уже отмечалось, так называемый "питейный доход". С 1832 по 1862 г. этот вид государственного дохода увеличился почти в четыре раза: с 34 до 127 млн. руб. Накануне финансовой реформы он составлял около 40% всей доходной части государственного бюджета.

   Прямые  налоги, взимаемые с крестьян, и  винные откупа представляли собой в предреформенный период важнейший источник государственных доходов.

   Феодально-крепостнический  характер предреформенного бюджета царской России становится еще более наглядным при анализе расходной части бюджетной росписи. Львиную долю последней составляли затраты на содержание армии и полицейско-бюрократического аппарата самодержавия.

   Значительную, все растущую часть расходов занимали проценты и очередные взносы по займам, произведенным за границей и внутри страны. В 1861 г., например, было всего израсходовано 345 млн. руб. Из этой суммы затрачено (млн. руб.):

   На  содержание армии и флота    140

   На  оплату очередных взносов и процентов   по займам....     50

   На  содержание императорского двора, святейшего синода

   и министерства внутренних дел     25

   Таким образом, перечисленные статьи составляли свыше 60% расходной части бюджета.

   Характерно, что на все дело народного образования, включая содержание аппарата министерства просвещения, в 1861 г. было затрачено всего 3 600 тыс. руб. На содержание казенных заводов, строительство железных дорог и прочие хозяйственные цели ушло только 24 млн. руб., или 7% всей расходной части бюджета. Все это свидетельствует о военно-феодальном характере предреформенного бюджета России, о разложении ее административной и финансовой системы. 
 

   Кредитные учреждения

   в России существовали следующие казенные кредитные учреждения: сохранные кассы, приказы общественного призрения, государственный заемный банк и, наконец, государственный коммерческий банк. История большинства этих кредитных учреждений свидетельствует о том, что их образование было связано с целями, далекими от запросов развивавшегося капитализма.

   Сохранные кассы были открыты в 1772 г. при  петербургском и московском воспитательных домах. Прибыль, получаемая кассами, должна была идти на содержание этих детских учреждений. Сохранные кассы принимали вклады и выдавали ссуды под залог различных ценностей, а впоследствии - помещичьих имений и крепостных душ.

   С благотворительной целью была первоначально  организована и другая разновидность дореформенных банков, так называемые приказы общественного призрения. Они начали свою работу в 1775 г. во всех губернских городах. Приказам общественного призрения было предоставлено право приема вкладов и выдачи ссуд под залог имений. Их прибыль шла на содержание различных благотворительных учреждений.

   В конце XVIII в. появилось и третье банковское учреждение государственный заемный банк. Он был создан в 1786 г., чтобы расширить кредит для дворянства. В отличие от других кредитных учреждений заемный банк с самого начала возник как долгосрочное кредитное учреждение. Он выдавал ссуды помещикам на 20 лет. Заботясь о помощи дворянству, правительство выделило в распоряжение банка 33 млн. руб. казенных денег.

   Несмотря  на то, что история возникновения  и задачи перечисленных кредитных учреждений были различны, фактически их операции в первой половине XIX в. имели одинаковый характер. Пассивные операции банков заключались в приеме вкладов, а активные - в предоставлении ссуд под залог населенных имений.

   В 1817 г. был издан манифест о создании государственного коммерческого банка. Официально перед этим банком ставилась задача содействовать торгово-промышленному обороту страны, но в действительности он значительную часть привлеченных средств ссужал помещикам; на учет векселей за все время своего существования банк затратил всего лишь 25 млн. руб.24.

   Характерно, что операции коммерческого банка, содействовавшие развитию товарооборота и промышленности, в течение первой половины XIX в. не только не росли, но, наоборот, заметно сокращались. Если в 1826 г. банком было учтено векселей на сумму в 36 млн. руб., то к 1854 г. эта цифра снизилась до 23 млн. руб. Ссуды под товары за этот отрезок времени уменьшились почти в два раза25.

   Накануне  кредитной реформы вклады, по которым  банки платили 4%, достигли огромной цифры - 1 200 млн. руб.

   Крупнейшим  должником государственных кредитных учреждений была сама казна. "Позаимствования" казначейства из вкладных сумм.кредитных учреждений на покрытие бюджетного дефицита носили систематический характер. К 1810г. задолженность казны заемному банку и опекунским советам определилась в 86 млц. руб.26.

   На  протяжении всей первой половины XIX в. было лишь два года, в течение которых казна не прибегала к использованию свободных средств кредитных учреждений. За десятилетие (с 1833 по 1842 г.) она заняла 233 млн. руб., а в следующее десятилетие (с 1843 по 1852 г.) - 248 млн. руб.27. К началу кредитной реформы за казной накопился долг банкам в размере 500 млн. руб.

   Что касается, помещиков, то их задолженность  банкам также непрерывно росла и к 1856 г. составила 427 млн. руб.. Как велика была задолженность помещиков, видно из того, что к указанному периоду 61% всех крепостных крестьян был заложен в банковских учреждениях.

   Кредитное законодательство на протяжении всей первой половины XIX в. облегчало условия предоставления ссуд помещикам. Специальными царскими манифестами увеличивался срок, на который дворяне могли получать банковский кредит, для них понижался процент за ссуды. Логическим завершением этого законодательства явились изданные в 1830 г. "Правила о вкладах и ссудах государственных банковых установлениях", по которым ссуды выдавались помещикам на срок до 26 и 37 лет. В то же время процент по этим ссудам был снижен с 6 до 5.

   До  какой степени естественная, возникавшая  с развитием капитализма потребность  промышленников и купцов в кредите оставалась неудовлетворенной, показывает то, что в течение первой половины XIX в. в ряде городов России делались многочисленные попытки организовать частные банки. В роли инициаторов здесь чаще всего выступали купцы, выделявшие необходимые основные капиталы для создаваемых банков.

   Благодаря тому, что в начале XIX в. уровень ссудного процента в России был исключительно высоким, капиталы частных банков росли сравнительно быстро, и некоторые из них оказались настолько жизненными, что сохранились и в пореформенное время. Таким был, например, общественный заемный банк, организованный в Вологде на средства, собранные от мещан и купцов.

   В 1809 г. крупный купец К. А. Анфилатов, участвовавший во внешней торговле России, создал в городе Слободском, Вятской губернии, специальный банк для кредитования торговых людей и ремесленников. В письме к городскому голове купцу Платунову Анфилатов указывал на неимоверную дороговизну частного кредита (до 12% годовых), которая разоряет промышленников и купцов, и высказывал надежду, что создание специального банка коммерческого кредита будет своевременным делом28. Операции анфилатовского банка по учету векселей и подтоварным ссудам развивались исключительно успешно. За 25 лет банк увеличил свой основной капитал почти в пять раз: с 28 до 133 тыс. руб.

   Такие же банки были созданы в 1819 г. в  городе Осташкове, Тверской губернии, купцом Савиным, в Иркутске - в 1836 г. Медведниковой и в ряде других городов. К 1857 г. в России было уже 15 таких городских банков.

   Попытки организации частных банков производились на протяжении всей первой половины XIX в. Крупный коммерческий банк пытались организовать в начале века "именитые" московские купцы. В 1815г. московское купеческое общество обратилось с просьбой к царскому правительству о выделении из казны в распоряжение общества 5 млн. руб. заимообразно на 18 лет. Эти деньги и должны были составить основной капитал для проектируемого купеческого вспомогательного банка29. Авторы проекта рассчитывали, что по истечении указанного срока банк увеличит свой основной капитал до 7 млн. руб. и сможет вернуть долг казне. Однако министерство финансов отклонило проект, и он не был осуществлен.

   Все эти данные показывают, до какой  степени назрела необходимость в развитии частного капиталистического кредита, необходимость, которая не удовлетворялась казенными кредитными учреждениями. Следуя общему направлению политики самодержавия, министерство финансов отдавало все средства, мобилизованные казенными банками, на поддержку крепостнического землевладения либо использовало их как источник чрезвычайных средств для покрытия бюджетного дефицита. Оно совершенно не заботилось в этот период о частном капиталистическом кредите, не поддерживало его.

   Министр финансов Канкрин считал даже, что  частные банки, "не должны быть допускаемы и только те терпимы, кои состоят в ближайшей связи с правительством и под точным контролем оного"30. Понятно, что при таком отношении правительства частные капиталистические банки в дореформенный период не могли получить сколько-нибудь широкого развития. Что касается казенных банков, то они не только не являлись капиталистическими учреждениями, но --и препятствовали свободному развитию растущего капитализма. Огромные денежные накопления в миллиард рублей были почти целиком оторваны от торгово-промышленного оборота и шли на обслуживание паразитического дворянства либо на содержание бюрократической машины крепостнического самодержавия. Не удивительно, что при таком положении вещей цена ссудного капитала в предреформенной России была ненормально высокой. Купцы и промышленники, вынужденные обращаться к услугам ростовщиков, должны были платить колоссальные проценты за предоставленные ссуды31.

   Буржуазная  печать жаловалась на отсутствие развитой системы кредитных учреждений в России и высоту ссудного процента. "Каждый, хоть несколько присмотревшийся к обращению векселей в нашем коммерческом кругу, писала газета "Биржевые ведомости", - находит, что векселя, выданные лицами весьма благонадежными, имеют в обращении очень жалкую цену: дисконт их тягостен для лица передающего, а порой невозможен, особенно в провинции"32.

   Все эти данные свидетельствуют о  докапиталистическом характере предреформенных кредитных учреждений, преобразование которых накануне 60-х годов было назревшей необходимостью. Даже министерство финансов вынуждено было признать, что операции государственного коммерческого банка направлены на поддержку крепостного хозяйства в деревне, а не торгово-промышленного оборота страны. В специальной докладной записке "О финансах России" министерство финансов следующим образом оценивало деятельность дореформенного коммерческого банка: "Как правительственное учреждение он связан правилами столь стеснительными, что купечество обращается к нему только в крайних случаях"33.

Информация о работе Возникновение финансов и развитие финансовой науки в России