Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 21:38, реферат
На протяжении всей первой половины XIX в. государственные финансы крепостнической России находились в состоянии глубокого упадка. Полная неупорядоченность бюджетно-сметного дела, казнокрадство и бесконтрольность в расходовании государственных средств, хроническая дефицитность бюджета, все убыстрявшийся рост государственного долга и прогрессировавшее расстройство денежной системы таковы были черты, характеризовавшие положение финансов страны.
Уже к началу XIX в. финансовое хозяйство России оказалось в крайне тяжелом состоянии. Дорогостоящие войны, расширение бюрократического административного аппарата империи, пышная роскошь екатерининского двора и фаворитизм требовали огромных финансовых затрат, непосильных для народа, и без того нищего и разоряемого помещиками-крепостниками. По некоторым подсчетам, за 34 года царствования Екатерины II расходы на внутреннее управление увеличились в 5,8 раза, на армию - в 2,6 раза, содержание двора - 5,3 раза1. Общая же сумма расходов за указанный период повысилась в 4,3 раза, в то время как население выросло менее чем в 2 раза2.
Введение
Из истории финансов
Государственный бюджет
Кредитные учреждения
Государственный банк
Государственный финансовый контроль в России
Развитие финансовой науки
«План финансов» М.М.Сперанского
Финансовая политика Е.Ф. Канкрина.
Взгляды Н.С. Мордвинова.
Денежная реформа С.Ю.Витте.
Заключение
Список литературы
На 1 января
1900 г. сумма казенных средств, хранившихся
и государственном банке, составила уже
около 600 млн. руб. Помимо этого, в государственном
банке хранились капиталы различных казенных
учреждений, а также свободные денежные
средства сберегательных касс.
Текущие
счета в государственном
банке
Годы | Департамент государственного казначейства | Местные казначейства | Сберегательные кассы | Частные лица |
1888 | 78,9 | 44,6 | 1,5 | 97 |
1893 | 39,1 | 742 | 52,5 | 66 7 |
1894 | 61,3 | 86,4 | 74,3 | 63,4 |
1895 | 176,6 151,7 | 134,1 145 8 | 50,7 46,7 | 57,1 530 |
1896 | ||||
1897 | 243.9 | 27.9 | 55.7 |
С конца XIX в. в сберегательных кассах накапливались весьма значительные для масштабов дореволюционной России средства, которые направлялись на поддержку государственных и железнодорожных займов, а также ипотечного кредита.
Сберегательные
кассы в России возникли еще в
дореформенный период. Они были созданы
на основании устава 1841 г. при петербургской
и московской сохранных кассах, а затем
в губернских городах. Но до середины 80-х
годов операции сберегательных касс были
развиты очень слабо. Они привлекали лишь
крайне незначительные денежные средства,
что демонстрирует такая таблица43:
Годы | Число сберкасс | Остаток книжек (тыс. руб.) | Остаток вкладов (млн. руб.) |
1862 | 2 | 140 | 8 5 |
1872 | 68 | 78 | 48 |
1882 | 91 | 125 | 11 0 |
1885 | 326 | 219 | 24.8 |
Из указанных данных видно, что в течение первого двадцатилетия после реформы 1862 г. в России почти не наблюдалось ни развития сети сберегательных касс, ни роста сбережений. Только со второй половины 80-х годов министерство финансов создало сберегательные кассы при казначействах, а впоследствии также и почтово-телеграфные кассы.
Рост остатков вкладов в сберегательных кассах виден из таких показателей: 1886 г. - 43,9 млн. руб.; 1887 г. - 68,7 млн.; 1888 г. - 93 млн.; 1889 г. - 118,1 млн.; 1890 г. - 148 млн. руб. Сравнительно больше средств стало накапливаться в сберегательных кассах лишь со второй половины 90-х годов XIX в. К началу XX в. остаток вкладов в сберегательных кассах составлял уже 752 млн. руб.44.
Этот рост отнюдь не свидетельствовал о повышении народного благосостояния, как об этом трубили казенные защитники самодержавия. В. И. Ленин, анализируя операции сберегательных касс в конце XIX в., показал, что возрастание вкладов происходило за счет зажиточных слоев населения города и деревни -духовенства, кулаков, купечества и т. п. По подсчетам Ленина, 1/7 наиболее крупных вкладчиков владела 54% всего капитала, хранившегося в сберкассах. В то же время около '/з книжек принадлежало мелким и мельчайшим вкладчикам, в среднем по 7 руб. на каждого. Этой категории принадлежало лишь немногим более 1% всех вкладов. "Многочисленность мелких вкладчиков, - писал Ленин, - доказывает именно многочисленность бедноты в капиталистическом обществе, ибо доля этих мелких вкладчиков в общей сумме вкладов ничтожна"45.Капиталы, собранные сберегательными кассами, использовались самодержавным государством, земельными банками и железнодорожными воротилами.Сберегательные кассы покупали облигации государственных и железнодорожных займов и хранили эти вклады в виде ценных бумаг. Так, к началу 1900 г. купленные сберкассами ценные бумаги составляли 90 млн. руб. (из общей суммы вкладов в 752 млн. руб.).
Кроме того, обладая растущими с каждым годом остатками денежных средств, сберегательные кассы могли направлять их также на приобретение облигаций. Общая сумма вложений сберегательных касс в государственные займы к 1900 г. распределялась следующим образом (млн. руб.):
Государственные займы 189
Облигации железных дорог 248
Ипотечные займы 239
Всего 676
Следовательно, 676 млн. руб. из общей суммы вкладов в 752 млн. руб. были вложены в процентные бумаги.
Из приведенных цифр видно, что значительная часть средств сберкасс была направлена в сферу непроизводительного ипотечного кредита. Что касается государственного банка, то в нем хранилась лишь свободная наличность касс, оставленная для текущих операций и в качестве необходимого резервного фонда. Таким образом, к концу XIX в. основную массу пассивов банка составляли средства казначейства и его местных органов, казенных учреждений и сберегательных касс.
В деятельности государственного банка во второй половине XIX в. можно отметить два периода. В течение первого двадцатипятилетия, как уже отмечалось, государственный банк выплачивал за счет частных вкладов долги старых кредитных установлений вкладчикам, т. е. покрывал казенные долги. В связи с этим он оказывался в очень тяжелом положении, так как у него часто не хватало средств для оплаты таких долгов. Со второй половины 80-х годов положение резко меняется: коммерческие операции государственного банка начинают развиваться в значительной степени за счет казенных средств.
До денежной реформы Витте государственный банк не был эмиссионным учреждением: на него возлагался лишь обмен ветхих и поврежденных кредитных билетов. Но, вопреки этому правилу, государственное казначейство в ряде случаев, когда бумажноденежная эмиссия становилась необходимостью, специальными указами предписывало государственному банку выпустить кредитные билеты на определенную сумму. Так, до 1875 г. государственный банк выпустил новых кредитных билетов на 218,5 млн. руб. Особенно крупная эмиссия кредитных билетов была произведена в годы русско-турецкой войны. На 1 января 1879 г. государственный банк выпустил кредитных билетов на 420 млн. руб. Последние были использованы министерством финансов для покрытия военных расходов46.
Перечисленные выпуски кредитных билетов, следовательно, не являлись источником для развития активных банковских операций. Государственный банк был лишь исполнительным органом министерства финансов по выпуску неразменных бумажных денег, идущих на покрытие бюджетного дефицита.
По уставу 1860 г. он должен был осуществлять операции по выплате долгов прежних кредитных установлений за счет казенных средств, но ни в коем случае не путем использования для этой цели привлеченных вкладов. В статье 15 устава указывалось: "Государственное казначейство обеспечивает Банку всеми средствами, в распоряжении правительства находящимися, выполнение платежей по билетам на вклады, внесенные в бывшие кредитные установления, и по государственным 5% банковым бумагам, так чтобы платежи сии ни в коем случае не обращались ни на капиталы, доверенные банку частными лицами, ни на собственные его капиталы".
Выше показано, что государственный банк в течение первого периода своего существования не выполнял этого пункта устава, и оплата долгов казны производилась в значительной степени за счет вкладов частных лиц. Таким образом, он мог лишь в самой незначительной мере развивать нормальные, предусмотренные уставом учетно-ссудные операции. Деятельность государственного банка в первый период его существования в основном продолжалась в том направлении, которое было характерно для старых дореформенных кредитных учреждений.
Искусственное сокращение коммерческих операций государственного банка вызывалось не только тем обстоятельством, что на него возложена была ликвидация казенных долгов по старым кредитным установлениям. Дело в том, что на протяжении всего первого двадцатипятилетнего периода работы банка царское правительство неоднократно прибегало к использованию банковских средств для покрытия самых различных расходов. Кроме того, в угоду помещикам-крепостникам, плакавшимся, что в результате банковской реформы 1860 г. они лишились кредита и оказались якобы в беспомощном положении, самодержавие стало на путь отвлечения части банковских средств в сферу непроизводительного ипотечного кредита. С 1884 г. государственный банк начал предоставлять ссуды земледельцам под соло-векселя.
К 1896 г. эти кредиты достигли 30 млн. руб. Само собой разумеется, что данная операция, возложенная на государственный банк под давлением дворянства, отвлекала его средства от кредитования капиталистического хозяйства страны. Даже такой апологет финансовой политики самодержавия, как Л. Н. Гурьев, признавал соло-вексельные операции несовместимыми с основными функциями государственного банка и высказывался за их отмену.
Помимо того, государственный банк в течение 80-90-х годов оказывал систематическую помощь Дворянскому и Крестьянскому банкам, причем в отдельные годы на это отвлекались весьма значительные средства. Так, к концу 1886 г. кредиты государственного банка указанным учреждениям составили около 58 млн. руб. К концу 1888 г. приведенная сумма выросла до 88 млн. руб. Только с начала 90-х годов кредиты государственного банка земельным банкам стали снижаться47.
Буржуазная печать отмечала, что государственный банк в значительной степени продолжал поддерживать помещиков крепостников в ущерб интересам капиталистического хозяйства. "Субсидии Дворянскому банку, - писал Л. Н. Яснопольский, - относятся к категории тех же затрат на поддержку привилегированного сословия, которые так тяжело отразились на судьбе дореформенных кредитных учреждений"48.
Некоторый поворот в деятельности государственного банка наметился с 90-х годов. В связи с очередным подъемом капиталистического хозяйства страны буржуазная печать все сильнее и настойчивее требовала реформы государственного банка. Кроме того, к началу 90-х годов изменились взаимоотношения банка с государственным казначейством. Выплата долгов казны была закончена. Пассивы государственного банка все больше пополнялись за счет пресловутой "свободной наличности" казначейства. Если в начальный период своего существования банк выполнял операции казначейства за счет привлеченных средств, то к концу XIX в. огромные суммы казначейства и сберегательных касс позволяли банку широко развернуть операции по кредитованию капиталистической торговли и промышленности.
Накануне денежной реформы царское правительство вынуждено было стать на путь реформы государственного банка. Упорядочение денежного обращения и возобновление размена, как мы видели, было связано с ростом капиталистического хозяйства страны. При этих условиях неизбежно должен был изменить характер своей деятельности и ее центральный банк. К тому же 90-е годы XIX в. были периодом, в течение которого в экономике России подготавливались условия для перехода к новейшей монополистической стадии капитализма, которая связана со значительным изменением характера деятельности банков, проникновением их в промышленные монополии и сращиванием на этой основе банковского и промышленного капитала.
Все эти обстоятельства уже в 90-х годах обусловили необходимость расширения деятельности государственного банка. Вопрос о том, надо ли изменять его устав, дебатировался в буржуазной печати на протяжении всего пореформенного периода. Даже экономисты из помещичьего лагеря крайне правого направления не были удовлетворены политикой государственного банка. Они считали, что последний продолжает традиции старых банковских учреждений. П. Мигулин, например, подчеркивал, что после кредитной реформы "коммерческий кредит был поставлен далеко не удовлетворительно. Государственный банк был занят ликвидацией старых банковских установлений, приведением в порядок счетов выкупной операции и ее производством, затем поддержкой Дворянского банка, куда и уходила значительная часть средств, которыми он располагал"49.
Гораздо более резкая и решительная критика деятельности государственного банка шла из лагеря буржуазных экономистов. В условиях крупного промышленного подъема начала 90-х годов, накануне проведения денежной реформы, царское правительство вынуждено было некоторым образом реорганизовать государственный банк, приспособить его деятельность к запросам развивавшегося капиталистического хозяйства. В 1892 г. была создана специальная комиссия под председательством Витте для пересмотра устава государственного банка. Уже на заседаниях этой комиссии, состоявшей главным образом из царских чиновников, поднимался вопрос о включении промышленного кредита в число операций государственного банка, увеличении его собственных капиталов, числа отделений, упрощении условий учета векселей и т. д.
Финансовая политика Витте сводилась к значительному расширению круга деятельности государственного банка. Помимо развития системы краткосрочного кредитования (учет векселей, подтоварные ссуды), министерство финансов высказывалось за сосредоточение в банке также и промышленного кредита. В докладной записке о необходимости введения нового устава государственного банка Витте писал: "На основании с лишком тридцатилетнего опыта нельзя не признать, что поставленная банку задача оживлять торговые обороты страны понималась им в тесном и слишком узком смысле". Витте доказывал, что промышленный кредит, как наиболее производительный, является самым эффективным, что его развитие вызовет общий рост капиталистического хозяйства страны.
Информация о работе Возникновение финансов и развитие финансовой науки в России