Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 21:38, реферат
На протяжении всей первой половины XIX в. государственные финансы крепостнической России находились в состоянии глубокого упадка. Полная неупорядоченность бюджетно-сметного дела, казнокрадство и бесконтрольность в расходовании государственных средств, хроническая дефицитность бюджета, все убыстрявшийся рост государственного долга и прогрессировавшее расстройство денежной системы таковы были черты, характеризовавшие положение финансов страны.
Уже к началу XIX в. финансовое хозяйство России оказалось в крайне тяжелом состоянии. Дорогостоящие войны, расширение бюрократического административного аппарата империи, пышная роскошь екатерининского двора и фаворитизм требовали огромных финансовых затрат, непосильных для народа, и без того нищего и разоряемого помещиками-крепостниками. По некоторым подсчетам, за 34 года царствования Екатерины II расходы на внутреннее управление увеличились в 5,8 раза, на армию - в 2,6 раза, содержание двора - 5,3 раза1. Общая же сумма расходов за указанный период повысилась в 4,3 раза, в то время как население выросло менее чем в 2 раза2.
Введение
Из истории финансов
Государственный бюджет
Кредитные учреждения
Государственный банк
Государственный финансовый контроль в России
Развитие финансовой науки
«План финансов» М.М.Сперанского
Финансовая политика Е.Ф. Канкрина.
Взгляды Н.С. Мордвинова.
Денежная реформа С.Ю.Витте.
Заключение
Список литературы
Новый устав государственного банка был утвержден в июне 1894 г. и введен в действие с начала 1895 г. Основной капитал банка был увеличен до 50 млн., а резервный - до 5 млн. руб. В уставе подчеркивалось, что основная задача банка - это "облегчение денежных оборотов и содействие посредством краткосрочного кредита отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству". Устав разрешал кредитование промышленников под соло-векселя при условии обеспечения кредитов промышленными зданиями и оборудованием.
Введение нового устава не ослабило, а, наоборот, усилило зависимость государственного банка от министерства финансов.
Управляющий банком и весь руководящий состав по-прежнему назначались министром финансов. Вся деятельность банка регулировалась министерскими распоряжениями. Государственный банк отчитывался в своей деятельности перед государственным контролем и государственным советом.
При проведении денежной реформы на государственный банк был возложен выпуск кредитных билетов и золотых монет в обращение. Банк превратился в центральное эмиссионное учреждение. Вместе с тем его эмиссионные операции отличались большим своеобразием и не служили источником для образования кредитных ресурсов банка. Хотя эмиссионный закон от 29 августа 1897 г. и предоставлял банку возможность выпускать кредитные билеты на сумму, превышающую на 300 млн. руб. золотой запас, в действительности это право никогда не использовалось.
Политика министерства финансов, направленная на повышение кредитоспособности России на заграничных рынках, сводилась к дальнейшему накоплению золотого запаса путем новых займов. Благодаря этому, вплоть" до первой мировой войны количество золота, находившегося в обращении и в государственном банке, составляло не менее 100% обращавшихся кредитных билетов. Русские кредитные билеты, как уже указывалось, не были банкнотами в строгом смысле слова, их выпуск не находился в прямой и непосредственной связи с долговыми обязательствами, лежавшими в портфеле банка.
Но, если государственный банк не имел эмиссии, не покрытой золотом, то у него был, как мы видели, другой могущественный источник для развития активных операций. Широко развернувшееся с середины 90-х годов банковское кредитование промышленности и торговли, а также операции по поддержанию всей системы коммерческого кредита в стране производились главным образом за счет казенных средств, находившихся в распоряжении государственного банка.
Превращение государственного банка в центральное эмиссионное учреждение - "банк банков" страны - было вполне закономерным явлением.
Во
всех странах с развитием
Деятельность государственного банка дореволюционной России вместе с тем была очень своеобразной.
В отличие от классических центральных эмиссионных банков государственный банк, сосредоточив в своих руках эмиссионное дело и возглавив всю кредитную систему, сохранил за собой функции крупнейшего коммерческого банка России. Это видно из следующих данных. С 1895 по 1900 г. вексельный и подтоварные кредиты государственного банка выросли с 263 до 272 млн. руб., т. е. продолжали занимать значительное место в его деятельности. Кредит под ценные бумаги, промышленные ссуды и пр. достиг 134 млн. руб., а собственный портфель ценных бумаг - 51 млн. руб.50. Весьма значительным было кредитование частных банков. Для иллюстрации приведем следующую таблицу (в млн. руб.)51.
Наряду с получением ссуд акционерные коммерческие банки хранили свою свободную наличность в государственном банке, который, таким образом, с 90-х годов превратился в Центральное кредитное учреждение.
Ссуды,
полученные частными
банками у государственного
банка
|
Промышленные ссуды не получили в деятельности государственного банка заметного развития. В течение 90-х годов общий размер этих ссуд колебался от 10 до 17 млн. руб. в год. Но в деятельности государственного банка получили распространение так называемые внеуставные ссуды, которые главным образом направлялись на поддержку отдельных привилегированных предприятий. Эта сторона работы государственного банка также резко выделяла его из числа центральных эмиссионных банков Европы. Внеуставные ссуды выдавались иногда без всякого обеспечения для поддержки влиятельных лиц, близких к придворным кругам. Задолженность по внеуставным ссудам в ряде случаев носила безнадежный характер.
По
подсчетам И. Ф. Гиндина, за период с
1869 по 1892 г. государственным банком было
выдано внеуставных ссуд на сумму свыше
21 млн. руб.52. С момента кризиса 1899
г. вне-уставные ссуды приняли еще более
широкий и систематический характер: они
стали одним из средств экономической
политики царизма, направленных на поддержку
крупного монополистического капитала.
Государственный
финансовый контроль
в России
Государственный контроль в России, как отдельное, независимое установление в составе государственного управления, получил начало со времени издания Высочайшего Манифеста 28 января 1811г. Но фактически учреждения с функциями государственного контроля в стране появились значительно раньше.
В XV в. появились первые государственные учреждении русского средневековья - казенные дворы. Они стали началом системы централизованного управления Российским государством. Денежной казной в это время управляли так называемые приказы - службы, которые ведали государственными доходами и исполняли роль посредника между верховной властью царя и управлением на местах.
Приказная система управления просуществовала до конца XVII века.
В 1654 г. учреждается Счетный Приказ для проверки раздачи полкового жалования во время войны, и для этой цели ему доставляются приходно-расходные книги за 1653-1663 гг.; на него же возлагается задача обревизовать Большую Казну за 50 лет. Приказы учреждены были не только в столице, но и в разных территориях. В Счетный приказ поступали недоимки прошлых лет и остатки от ассигнованных по разным ведомствам сумм со всего государства. Однако система была сложной и запутанной: единых правил составления смет не существовало, итоговый бюджетный баланс не подводился, контроль исполнения отсутствовал.
Затем, в известной мере, может быть признана контрольным учреждением так называемая Ближняя Канцелярия, учрежденная Петром Великим в 1699 г. В нее должна была доставляться "со всех приказов по вся недели ведомость, что, где, чего в приходе, в расходе и кому что должно на что расход держать, чтобы ему, Великому Государю, о тех делах известно был о всегда".
Круг вопросов, подлежавших веденью Ближней Канцелярии, не ограничивался собственно финансовой областью, а охватывал более широкую сферу административных действий; в ней сосредотачиваются сведения не только о состоянии денежных сумм, но и количестве армии, ее содержании, о количестве военных запасов и т.д.
Петр I кардинально реформировал систему государственного управления. Вместо прежних приказов было создано 12 коллегий, половина из которых имела финансово-экономический характер. С финансовой точки зрения, самыми важными из них были три: камер-коллегия, ведавшая государственными доходами и имуществом; штатс-контор-коллегия, ведавшая государственными расходами; и ревизион-коллегия, наблюдавшая за исполнением смет по доходам и расходам. Высшим органом финансового управления в стране стал сенат.
Кроме того, государство было разделено на 45 провинций, во главе каждой поставлены воеводы, а при них, т.е. (это важно отметить) в их подчинении, территориальные представители финансовых коллегий: камерир и рентмейстер (или казначей). Казначей принимал поступавшие сборы, хранил их в особой земской казне и выдавал по ассигновкам. Казначейство, или "рентарея", состояло при губернской канцелярии, а в столице деньги поступали в главную казенную палату, откуда производились расходы по центральному управлению.
Реформа, таким образом, вместо прежней приказной, ввела новую - коллегиальную систему управления.
Ввиду того значения, какое придавал Петр Великий Сенату, естественно, что на него были возложены обязанности контрольного характера - "и смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные отставлять". Для осуществления этих обязанностей Сенат требовал из губерний подлинную приходно-расходную отчетность. Однако первые попытки проверить эту отчетность не были успешными, поскольку ревизионное дело представлялось слишком сложным вследствие его новизны и неупорядоченности самой отчетности.
Поэтому указом 12 февраля 1712г. дело это было передано Обер-Комиссару сенатской Канцелярии князю Вадбольскому с точной инструкцией о производстве ревизий. Причем, ему предписывалось наблюдать, не попадаются ли в приходных и расходных книгах "не росписанные статьи или в чем какая приправка или воровство". Деятельность Вадбольского продолжалась около года и большого успеха не имела.
В 1718г. для "счета всех государственных доходов и расходов" была учреждена Ревизион-Коллегия. Но вскоре выяснилась ненормальность положения этого ревизионного учреждения, создавшаяся вследствие того, что финансовая отчетность должна была доставляться по-прежнему и в Сенат, и в Ревизион-Коллегию. Поэтому указом от 12 января 1722 г. решено Ревизион-Коллегию подчинить Сенату, которая затем была переименована в Ревизион-Контору Сената и в этом виде получила инструкцию для своих действий, представлявшую первый опит сколько-нибудь систематического изложения обязанностей государственного контроля.
Во главу ревизионных требований по отношению ко всякого рода операциям распорядителей казенными средствами инструкция ставит принцип законности - соответствия операций законным основаниям для их производства. Однако ревизионное дело не двигалось, так как не были устранены основные причины застоя - несовершенство местного счетоводства и отчетности и недостаток личного состава ревизионных учреждений.
В эпоху же правления императрицы Елизаветы Петровны, несмотря на внешне благополучное состояние государственных финансов, доходы и расходы не поддавались даже приблизительному учету. Происходит постепенное разрушение созданной при
Петре
1 системы государственных
Делается новая попытка улучшить дело ревизии. В 1775 г. издается "Учреждение для управления губерний Всероссийском Империи", которым устанавливались казенные палаты, в обязанность которых входило производство ревизий счетов губернских учреждений. Казенные палаты, по сути, начинают выполнять функции представительств финансовых органов на местах. Устанавливаются и штаты соответствующих чиновников. Губернии теперь делятся на уезды и в каждом уезде - свой уездный казначей - финансовый чиновник низшего звена, назначаемый на эту должность на 3 года. Одновременно были упорядочены учет и отчетность, что позволило составлять более реальный бюджет (табель государственных доходов и расходов).
С
установлением местных
Информация о работе Возникновение финансов и развитие финансовой науки в России