Возникновение финансов и развитие финансовой науки в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 21:38, реферат

Описание работы

На протяжении всей первой половины XIX в. государственные финансы крепостнической России находились в состоянии глубокого упадка. Полная неупорядоченность бюджетно-сметного дела, казнокрадство и бесконтрольность в расходовании государственных средств, хроническая дефицитность бюджета, все убыстрявшийся рост государственного долга и прогрессировавшее расстройство денежной системы таковы были черты, характеризовавшие положение финансов страны.
Уже к началу XIX в. финансовое хозяйство России оказалось в крайне тяжелом состоянии. Дорогостоящие войны, расширение бюрократического административного аппарата империи, пышная роскошь екатерининского двора и фаворитизм требовали огромных финансовых затрат, непосильных для народа, и без того нищего и разоряемого помещиками-крепостниками. По некоторым подсчетам, за 34 года царствования Екатерины II расходы на внутреннее управление увеличились в 5,8 раза, на армию - в 2,6 раза, содержание двора - 5,3 раза1. Общая же сумма расходов за указанный период повысилась в 4,3 раза, в то время как население выросло менее чем в 2 раза2.

Содержание

Введение
Из истории финансов
Государственный бюджет
Кредитные учреждения
Государственный банк
Государственный финансовый контроль в России
Развитие финансовой науки
«План финансов» М.М.Сперанского
Финансовая политика Е.Ф. Канкрина.
Взгляды Н.С. Мордвинова.
Денежная реформа С.Ю.Витте.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 2 файла

Волго.doc

— 45.00 Кб (Открыть, Скачать)

Государственный бюджет.doc

— 386.00 Кб (Скачать)

   Слабо развернув свои активные операции и обратив их только на поддержку отмиравшего крепостнического землевладения, дореформенные кредитные учреждения не сумели полностью использовать привлеченные вклады. Ссуды коммерческого банка под учет векселей и под залог товаров с течением времени не только не росли, но, наоборот, уменьшались. С 1821 г. на эти цели был выдан кредит на 46 млн. руб., а в 1853 г. -только на 25 млн. руб.34.

   Особенно  тяжелое положение сложилось  по окончании Крымской войны: к этому времени сумма вкладов, привлеченных кредитными учреждениями, превысила выданные ссуды на 150 млн. руб., за которые вкладчикам приходилось платить 6 млн. руб. процентов ежегодно.

   Таким образом, лосле войны, в обстановке подготовки к буржуазным реформам вопрос о необходимости развития капиталистического кредита в стране и перестройки существовавших банковских учреждений был в высшей степени актуальным. Однако министерство финансов в связи с испытываемыми бюджетными затруднениями прежде всего было обеспокоено бездействующими 150 млн. руб. Проценты, которые приходилось платить за них, составляли чистый убыток казны. Правительство боялось также массового востребования вкладов, при котором казна вынуждена была бы изыскивать огромные дополнительные средства для покрытия своих долгов кредитным учреждениям.

   Кредитная реформа была неизбежной, но невежественные чиновники министерства финансов провели  ее наиболее сложным, болезненным путем, расстроив при этом всю систему государственного кредита и еще более ухудшив денежное обращение.

   Преобразованию  кредитных учреждений предшествовала проведенная царским правительством операция "выталкивания вкладов". По проекту министерства финансов предполагалось, прежде чем перестроить деятельность кредитных учреждений, понизить процент, уплачиваемый вкладчикам, с 4 до 3, а также выпустить внутренний заем в виде четырехпроцентных непрерывно доходных билетов. Такая мера должна была, по мнению авторов проекта, заставить вкладчиков затратить часть своих вкладов на приобретение этих билетов. "Мудрецы" из дореформенного министерства финансов хотели, следовательно, одним ударом убить двух зайцев: сократить количество вкладов и тем самым избавиться от праздно лежавших 150 млн. руб.; обратить значительную часть вкладов в долго-срочньш заем и избежать таким путем массового востребования денег вкладчиками.

   Необходимо  отметить, что часть более трезвых  и подготовленных финансовых деятелей самодержавия отрицательно относилась к проекту понижения процента по вкладам и предсказывала гибельные последствия такого мероприятия. С этой точки зрения большой интерес представляет докладная записка чиновника министерства финансов, директора кредитной канцелярии Гагемейстера, направленная в 1857 г. председателю комитета финансов великому князю Константину Николаевичу.

   Основная  мысль записки заключалась в  том, что подготавливаемая реформа понижения процента по вкладам "несправедлива в отношении народа и гибельна для казны". Гагемейстер указывал, что все расчеты правительства основаны на недостаточном развитии частного кредита, так как частные кредитные учреждения платят от 8 до 12% за вклады. Между тем развитие частного коммерческого кредита, отмечал этот чиновник, есть именно та задача, которая стоит перед царским правительством. Ближайшим следствием понижения процентов по вкладам, предсказывал Гагемейстер, явится катастрофический отлив вкладов из кредитных учреждений. Государству для расплаты с вкладчиками придется либо прибегнуть к новому выпуску бумажных денег, либо выпустить новый заем, который обойдется так дорого, что казна при этом лишится "всей выгоды, ожидаемой от предположенного понижения процентов"35.

   В рассматриваемой записке подчеркивалось также, что, приняв вклады в банки и платя за них проценты, государство тем самым уменьшает количество находящихся в обращении бумажных денег, а это способствует оздоровлению денежного обращения. Предполагаемое же "выталкивание" вкладов приведет к еще большему падению курса бумажных денег. "Как бы тягостно ни было для казны, - заключал Гагемейстер, - платить по 6 миллионов в год за 150 миллионов, отданные ныне ей на сохранение, она должна нести это бремя как неизбежное последствие последней войны"36.

   Царское правительство не вняло этому  и другим предостерегающим голосам. Специальным указом от 1 июня 1857 г. проценты по вкладам были понижены с 4 до 3-х, одновременно были выпущены четырехпроцентные непрерывно доходные билеты. Это мероприятие немедленно привело к отливу вкладов из кредитных учреждений. В одном только 1859 г. востребование вкладов превысило их поступление на 104 млн. руб.37.

   Избавившись от значительной части праздно лежавших вкладов, царское правительство стало на путь дальнейшего снижения процента. В конце 1859 г. этот процент был снижен до двух, что вызвало дальнейший катастрофический отлив вкладов. За один только 1860 г. вклады уменьшились на колоссальную сумму - 410 млн. руб. Правительство экстренно изыскивало средства для расплаты с вкладчиками. Так, в 1859 г. был заключен внешний заем на 12 млн. ф. ст. и выпущены были новые кредитные билеты на 69 млн. руб. В 1860 г. заключили новый внешний заем на 8 млн. ф. ст. Ликвидация правительственного долга дореформенным кредитным учреждениям затянулась на длительный период. Она продолжалась после их упразднения и создания государственного банка - вплоть до 1886г.38.

   Официальные правительственные круги должны были признать, что проведенные кредитные преобразования проходили неудачно и "не оправдали ожиданий". Крайне ухудшив состояние денежного обращения и вытолкнув из кредитных учреждений вклады на сотни миллионов рублей, царское правительство вынуждено было приступить к созданию системы кредита, отвечающего современным условиям развивавшегося капитализма.

   В 1859 г. для создания проекта ликвидации старых кредитных учреждений и организации нового банка была создана специальная комиссия, куда вошли Гагемейстер, будущий министр финансов Рейтерн, Ламанский и другие сановники царского правительства. В июле 1859 г. материалы комиссии рассмотрел и утвердил комитет финансов. 31 мая 1860 г. был утвержден устав нового государственного банка. На этот банк была возложена задача содействовать торгово-промышленному обороту страны. Государственный банк развил учетно-ссудные операции, а также способствовал развитию частного акционерно-ком-мерческого кредита. С 1861 г. по 1881 г. учетно-ссудные операции государственного банка увеличились с 45 до 225 млн. руб.39.

   Одновременно  царское правительство начало поощрять образование частных коммерческих банков. К моменту создания государственного банка долг казны бывшим кредитным учреждениям составлял 252 млн. руб., а помещиков - 232 млн. руб. Часть сумм, полученных по выкупным операциям, помещики обращали на покрытие своих долгов банкам. За период с 1862 по 1866 г. они получили от государства в счет выкупных платежей 330 млн, руб., из которых было удержано в погашение долгов банкам 157 млн. руб. Только к концу 80-х годов эта задолженность помещиков была ликвидирована. 

   Государственный банк

   Создание  государственного банка было одним  из звеньев буржуазных преобразований финансовой и кредитной системы страны, проведенных в 60-х годах. В первом уставе государственного банка, утвержденном в мае 1860 г., отмечалось, что последний создается "для оживления торговых оборотов и упорядочения денежной и кредитной системы".

   Выше  было показано, что в России до 1861 г. коммерческий кредит был развит очень слабо. Привлеченные дореформенными казенными банками средства направлялись на поддержку крепостнического дворянства либо ссужались казне для покрытия дефицита бюджета. Разрыв, существовавший между уровнем капиталистического развития страны и зачаточным состоянием ее коммерческого кредита, приводил к попыткам создать частные банки и способствовал деятельности ростовщиков.

   Делая первый шаг навстречу буржуазному  развитию России, самодержавие не могло не стать на путь преобразования кредитной системы, наиболее отсталой и не отвечавшей требованиям капиталистического хозяйства. Однако кредитная реформа, больше чем какое-либо иное преобразование 60-х годов, носила непоследовательный, компромиссный характер. По первоначально утвержденному уставу на государственный банк возлагались учет векселей, покупка и продажа золота и серебра, операции с ценными бумагами, прием вкладов и выдача промышленных товарных ссуд40. Но с самого возникновения государственного банка перед ним была поставлена задача ликвидации долгов упраздненных кредитных учреждений. К моменту организации основной и запасной капиталь! банка были определены в сумме 16 млн. руб. Что касается казенных средств, находившихся на текущем счете в государственном банке, то первоначально они были крайне незначительными: в 1861 г. всего 30 млн. руб.

   Между тем общая задолженность государственного казначейства вкладчиками упраздненных кредитных учреждений составила по ликвидационному балансу 602 млн. руб. Чтобы покрыть этот долг, ежегодно требовались весьма значительные суммы. Осуществление указанной ликвидационной операции в первое двадцатипятилетие деятельности государственного банка потребовало затраты значительной части привлеченных средств. Только по окончании русско-турецкой войны долги государственного казначейства пошли на убыль. К середине 80-х годов государственный банк закончил выплату долгов упраздненных кредитных учреждений, а к началу XX в. была полностью ликвидирована задолженность ему со стороны казначейства.

   Стремясь  привлечь максимальное количество средств, чтобы получить возможность расплачиваться с долгами казны, государственный банк вынужден был на первых порах своей деятельности установить непомерно высокий процент по вкладам, который в 60-х годах доходил до 5. Еще более высокий процент банк взимал с лиц, получавших ссуды. В 60 70-х годах ссудный процент доходил до 1041.

   Учетная политика государственного банка была обусловлена необходимостью привлечь большое количество вкладов и вместе с тем всемерно сокращать его активные операции, направленные на кредитование товарооборота и промышленности. Эта политика, искусственно повышавшая Цену ссудного капитала в России, выгодная только банкирам, отрицательно сказывалась на развитии капиталистического хозяйства страны. В течение первых 20 лет своего существования государственный банк был гораздо больше занят уплатой казенных долгов, чем кредитованием промышленности и торговли.

   До 80-х  годов расходы казны были значительно  больше ее средств, хранившихся в государственном банке. Затраты казныприходилось покрывать главным образом за счет привлеченных вкладов частных лиц. 
 
 
 
 
 
 
 

    Это  положение иллюстрирует следующая таблица (в млн. руб.)42: 

   Годы    Разность  между средствами казны и затратами за ее счет    Разность  между частными суммами и коммерческими затратами
   1865    - 151    + 121
   1870    -97    + 100
   1875    -81    + 109
   1880    -9    -39
   1885    + 9    + 69
   1890    + 134    -22
   1891    + 201    + 43
   1892    + 133    + 27
   1893    + 147    + 107
   1894    + 174    -29
   1895    + 325    -130
   1896    + 328    - 182
   1897    + 387    -178
 
 

   Приведенная таблица наглядно показывает, что  до 80-х годов Государственный банк не мог в достаточной степени развернуть кредитование торговли и промышленности, так как все его средства уходили на уплату казенных долгов. Только с середины 30-х годов положение меняется. С этого момента хранившиеся в государственном банке казначейские суммы начинают превышать размеры банковских операций по задолженности казны. 80-90-е годы ознаменовались значительным возрастанием текущих счетов казны и сберегательных касс в государственном банке. В течение этого времени и особенно в 90-х годах так называемая "свободная наличность" государственного казначейства становится основным источником для развития активных операций государственного банка по кредитоваанию растущего капиталистического хозяйства. Это видно и 1 таблицы , составленной Кашкаровым (в млн. руб.).

Информация о работе Возникновение финансов и развитие финансовой науки в России