Возникновение финансов и развитие финансовой науки в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 21:38, реферат

Описание работы

На протяжении всей первой половины XIX в. государственные финансы крепостнической России находились в состоянии глубокого упадка. Полная неупорядоченность бюджетно-сметного дела, казнокрадство и бесконтрольность в расходовании государственных средств, хроническая дефицитность бюджета, все убыстрявшийся рост государственного долга и прогрессировавшее расстройство денежной системы таковы были черты, характеризовавшие положение финансов страны.
Уже к началу XIX в. финансовое хозяйство России оказалось в крайне тяжелом состоянии. Дорогостоящие войны, расширение бюрократического административного аппарата империи, пышная роскошь екатерининского двора и фаворитизм требовали огромных финансовых затрат, непосильных для народа, и без того нищего и разоряемого помещиками-крепостниками. По некоторым подсчетам, за 34 года царствования Екатерины II расходы на внутреннее управление увеличились в 5,8 раза, на армию - в 2,6 раза, содержание двора - 5,3 раза1. Общая же сумма расходов за указанный период повысилась в 4,3 раза, в то время как население выросло менее чем в 2 раза2.

Содержание

Введение
Из истории финансов
Государственный бюджет
Кредитные учреждения
Государственный банк
Государственный финансовый контроль в России
Развитие финансовой науки
«План финансов» М.М.Сперанского
Финансовая политика Е.Ф. Канкрина.
Взгляды Н.С. Мордвинова.
Денежная реформа С.Ю.Витте.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 2 файла

Волго.doc

— 45.00 Кб (Открыть, Скачать)

Государственный бюджет.doc

— 386.00 Кб (Скачать)

   В конце столетия, в период правления  Павла I, учреждается должность государственного казначея. С этого времени управление финансами государства становится самостоятельным и централизованным.

   Все эти новшества преследовали собой решение одной важной задачи - окончательное формирование единой финансовой системы России.

     К концу XIX века благодаря реформаторским  усилиям отечественных патриотов-государственников  в России сформировалась весьма  разветвленная система губернских  контрольных палат (61 палата с численностью около 4,5 тысячи человек). Всего же в государственном контроле того периода было задействовано около 8,5 тысячи человек. И что характерно: контрольные учреждения не находились в подчинении администрации губерний и других местных властей, а в случае обнаружения хищений, растрат или других уголовно наказуемых деяний органы государственного контроля инициировали вопрос о предании виновных суду и сами определяли сумму убытков, на которую распорядительное управление обязано было предъявить к обвиняемым иск в уголовном суде.

 
 
 
 
 

   Государственный контроль до XIX века 

   Год    Учреждение    Функции
   1654    Счетный приказ    Проверка  раздачи полкового жалования
   1699    Ближняя канцелярия    Аналитическая работа в области финансов, армейских  вопросов
   1699– 

   1712

   Сенат в лице обер-комиссара 

   сенатской канцелярии

   Контроль  приходных и расходных операций губерний
   1712    Ревизионная коллегия    Счет  всех государственных доходов и  расходов
   1722    Ревизионная коллегия переименована в Ревизионную  контору Сената    Счет  всех государственных доходов и  расходов
   1775    Учреждение  для управления губерниями Всероссийской  империи     Производство  ревизий счетов губернских учреждений
   1779    Экспедиция  ревизии счетов    Контроль  доходов и расходов государства, сохранности денежных средств

    

   По  Манифесту 28 января 1811 г. последовало  Учреждение особого ведомства, подлежащего  управлению Государственного Контролера. С этого момента и начинается история Государственного Контроля, как отдельного, независимого о самостоятельного учреждения в системе других органов государственного управления. Первым Государственным Контролером был барон Балтазар Балтазарович Кампенгаузен, выходец из Лифляндской губернии (Финляндия). При нем был организован Совет Государственного Контроля. 

   Государственный Контролер и Совет Государственного Контроля сосредоточили свою деятельность на совершенствовании отчетности и основных положений произведенной в шестидесятых годах реформы ревизионно-финансового управления, на улучшение самих способов и приемов контрольной проверки. Тогда служба Государственного Контроля наблюдала за законностью и правильностью распорядительных и исполнительных действий по приходу, расходу и хранению капиталов, находящихся в заведовании отчетных перед ними заведений, составляла заключения о выгодности и невыгодности хозяйственных операций, независимо от законности их производства, выполняла некоторые другие функции, в частности, по рассмотрению годовых отчетов банков и сберегательных касс. В таком виде она, по сути, сохранилась до Октябрьской революции в России.

   Государственный Контролер и Совет в своей  работе руководствовались законодательным  актом от 30 декабря 1836 г. Однако со времени  издания этого закона произошли  коренные изменения в основных началах  счетоводства, отчетности и ревизии и в самом устройстве Государственного Контроля. Вес это требовало издания нового закона об учреждении Государственного Контроля, который и был принят 28 апреля 1892 г. Этим законом кодифицированы и закреплены все нововведения в организации и в порядке деятельности Государственного Контроля. Составляя отдельную часть государственного управления, Государственный Контроль наблюдает за законностью и правильностью распорядительных и исполнительных действий по приходу, расходу и хранению капиталов, находящихся в заведовании отчетных перед ним учреждений и составляет заключение о выгодности или невыгодности хозяйственных операций, независимо от законности их производства.

   Кроме чисто ревизионных обязанностей, на Государственный Контроль по закону возложено рассмотрение годовых отчетов Государственного, Дворянского и Крестьянского банков и сберегательных касс по сберегательной и страховой операциям, а также Управления по делам мелкого кредита и сообщение по ним заключения Государственному Совету.  

   «План финансов» М.М.Сперанского. 

   "План  финансов был подготовлен в  1809 г. известным государственным  деятелем той эпохи М.М.Сперанским  при содействии графа (а также  адмирала и профессора) Н.С.Мордвинова.

   По "Плану финансов" предполагалось провести денежную реформу посредством изъятия и уничтожения всех ранее выпущенных ассигнаций, а также учреждения нового эмиссионного банка. Он должен был располагать достаточным запасом серебра для обеспечения банкнот, которые планировалось выпустить в обращение. Кроме того, предполагалось улучшить организацию монетной системы России. Ее основой должен был стать серебряный рубль. Из положений "Плана финансов" следовало, что Сперанский отрицательно относился к неразменным бумажным деньгам и считал необходимым ликвидировать их обращение в стране. "Ассигнации, - писал он, - суть бумаги, основанные на предположениях. Не имея никакой собственной достоверности, они суть не что другое, как сокрытые долги".

   После долгих колебаний правительство  приступило к претворению некоторых  положений "Плана финансов". Идеи М.М.Сперанского частично получили отражение в манифесте 2 февраля 1810 г. В соответствии с ним все выпущенные ранее в обращение ассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской Империи. В манифесте было заявлено о прекращении дальнейшего выпуска ассигнаций и о решении погасить указанный долг, для чего предполагалось заключить внутренний заем. В том же манифесте правительство объявило об увеличении податей и налогов с тем, чтобы увеличить доходы государственного бюджета.

   Для постепенного погашения долга правительства  по ассигнациям манифестом 27 мая 1810 г. было объявлено о выпуске внутреннего  облигационного займа на 100 млн. ассигнационных рублей. Номинальный доход по займу  был определен в размере 6% годовых. Облигации выпускались достоинством от 1 000 ассигнационных рублей и выше, сроком на 7 лет с уплатой в серебряных рублях или золотом по курсу к серебряной монете. Выплата дохода по облигациям, их выкуп должны были производиться Государственной комиссией погашения долгов, созданной в том же году по предложению М.М.Сперанского. Кстати, последний факт породил весьма лукавый анекдот:

   "В  Петербурге были в одно время  две комиссии. Одна - составления  законов, другая - погашения долгов. По искусству мастеров того времени надписи их на вывесках красовались на трех досках. В одну прекрасную ночь шалуны переменили последние доски. Вышло: комиссия составления долгов и комиссия погашения законов".

   Однако  этот первый в истории внутреннего  государственного кредита Российского государства облигационный заем был реализован всего лишь на 3,2 млн. руб. Фактически это означало провал займа. В чем же заключались причины неуспеха облигационного займа?

   Неуспех займа объяснялся прежде всего дефицитом  в стране свободных денежных капиталов долгосрочного. Ведь именно они являлись одной из важнейших предпосылок размещения долгосрочных облигаций.

   Кроме того, для имущих слоев населения  покупка долговых обязательств государства  являлась делом непривычным. Они  предпочитали помещать сбережения во вклады до востребования в казенные банки. Это было намного удобнее для населения, чем покупка облигаций: банки платили по вкладам довольно высокий процент (5 % годовых) и возвращали вклады по первому требованию их владельцев. Вкладные билеты государственных кредитных учреждений обращались почти как деньги, между тем облигации такой способностью не обладали. На облигациях можно было понести потери в случае реализации их по биржевой цене.

   В связи с отсутствием многоукладной  экономики, основанной на разных формах собственности, неразвитостью частнокапиталистической предпринимательской деятельности, что тормозило рост "занятости" капиталов, в государственные кредитные учреждения стекались огромные суммы временно свободных денежных средств, в основном краткосрочного характера. Этот процесс особенно усилился с тех пор, когда в стране вследствие чрезмерной эмиссии ассигнаций значительно увеличилось количество денежных знаков. Накопленные средства банки помещали в ипотечные ссуды дворянам, а также передавали в долгосрочный заем (из расчета 6 % годовых) Государственному казначейству. В свою очередь, на казначейство возлагалась обязанность снабжать кредитные учреждения денежными средствами на случай востребования вкладчиками своих капиталов (в конце 50-х и 60-е годы массовое изъятие вкладов из казенных  банков, вызвавшее в конечном счете упразднение всей системы этих банков, обусловило резкое развитие облигационных займов).

   Таким образом, в Российской Империи из-за указанных общеэкономических причин получил развитие особый вид государственного кредита, который заключался в постоянных заимствованиях из казенных банков кредитных ресурсов, поступавших в качестве вкладов от частных лиц и учреждений. Возникший при Екатерине II и игравший тогда довольно скромную роль в структуре государственного долга, в правление Александра I этот вид кредита получил значительное развитие.

   Правительство охотно шло на совершение данных операций. Во-первых, они давали возможность  государству брать взаймы очень  большие суммы, причем без обязательства их возвращения в определенный срок. Во-вторых, в пределах данных сумм отпадала необходимость прибегать к выпуску облигаций, для которых, как правило, была характерна срочность погашения. В-третьих, правительство, получая заемные денежные средства, по своему усмотрению устанавливало и плату за пользование ими. Чаще всего размер этой платы был невысокий. Если бы государство использовало облигационную форму займов, то рынок капиталов мог бы не принять облигации (а в 1809 - 1810 гг. так и произошло) либо из-за дефицита капиталов долгосрочного характера, либо из-за низкого обещанного дохода (процента) по облигациям. В последнем случае курс облигаций и выручка от их реализации были бы низкими, что делало бы невыгодным заем для казначейства. Ведь погашение облигаций государство должно было совершать по номиналу, а не по их фактической цене в день первичной продажи. В-четвертых, заимствование кредитных ресурсов из казенных банков прельщало правительство также и быстротой совершения данной операции в отличие от выпуска и размещения облигаций, на что требовалось много времени (к тому же при проблематичном конечном  результате).

   Отсутствие  на рынке свободных капиталов  долгосрочного характера, легкость заимствования казной вкладов из казенных банков, рост дефицитности бюджета, соблазн и дальше употреблять "сладкий яд", то есть выпускать ассигнации в еще больших суммах, - все это предопределило провал денежной и кредитной реформ М.М.Сперанского, неудачу перехода к облигационным формам займов.

   На  финансовое положение России в начале XIX века большое влияние оказала Отечественная война 1812 года, которая принесла огромные материальные и людские потери, более 100 тыс. человек были убиты и ранены. Пожар Москвы уничтожил почти весь город, пострадало много других городов, деревень, промышленных предприятий. К тому же Наполеон буквально завалил Россию фальшивыми деньгами. К 1814 году курс ассигнаций достиг очень низкой отметки: за один бумажный рубль давали 20 копеек серебром. Сумма выпущенных ассигнаций достигала астрономических цифр, в 1818 году она составила 836 млн. рублей. На протяжении первых десятилетий XIX века курс ассигнаций постоянно колебался, даже в разных районах страны он заметно отличался.

   Война потребовала огромных материальных и денежных затрат, и правительство было не в состоянии завершить реформы. Идеи М.М.Сперанского были забыты. Политика правительства в области финансов, государственного кредита и денежного обращения приняла иное направление.

Информация о работе Возникновение финансов и развитие финансовой науки в России