Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:31, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть механизм финансового контроля.
Задачей является раскрытие таких тем, как:
- экономическая сущность и классификация финансового контроля;
- формы и методы финансового контроля;
- принципы финансового контроля;
- внутрихозяйственный контроль;
- контроль со стороны коммерческих банков;
- аудиторский контроль;
- система государственного контроля Украины;
- органы государственного контроля Украины;
- пути повышения эффективности финансового контроля в Украине.
Введение………………………………………………………………………….....3
1 Теоретический аспект финансового контроля……………………………….….5
1.1 Экономическая сущность и классификация финансового контроля…....5
1.2 Формы и методы финансового контроля………………………………..10
1.3 Принципы финансового контроля…………………………………........13
2 Негосударственный контроль и его характеристика…………………………..16
2.1 Внутрихозяйственный контроль…………………………………….......16
2.2 Контроль над коммерческими банками……..…………………………….17
2.3 Аудиторский контроль……………………………………………….......18
3 Система государственного контроля в Украине……………………………….21
3.1 Система государственного финансового контроля……………………...21
3.2 Органы государственного финансового контроля в Украине...............25
3.3 Пути повышения эффективности финансового контроля в Украине....37
Заключение……………………………………………………………………..….41
Список используемых источников…………………………………………
- осуществляет контроль над поступлением и использованием средств государственных, внебюджетных фондов, внебюджетных средств;
- разрабатывает и утверждает нормативно-методические документы по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации исполненных бюджетов всех уровней (п. 4 Положения о Государственном казначействе Украины).
Весьма эффективен контроль, осуществляемый Государственной налоговой службой. Государственная налоговая служба создана в соответствии с Законом Украины «О государственной налоговой службе в Украине».
К системе
органов государственной
В составе
органов государственной
- осуществление контроля над соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых доходов, установленных законодательством;
- внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию налогового законодательства;
- принятие в случаях, предусмотренных законом, нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения;
- формирование и ведение Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей и Единого банка данных о плательщиках налогов — юридических лицах;
- разъяснение законодательства по вопросам налогообложения среди плательщиков налогов;
- предупреждение преступлений и иных правонарушений, отнесенных законом к компетенции налоговой милиции, их раскрытие, пресечение, расследование и производство по делам об административных правонарушениях (ст. 2 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине»)
Государственный финансовый контроль осуществляют в ряде случаев и банки. Правовое положение которых определяют: Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 года Закон Украины «О Национальном банке Украины» от 20 мая 1993.
Развитие рыночных отношений и создание акционерных обществ привело к необходимости создания независимого финансового контроля - аудита. Аудит — это проверка публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с целью определения достоверности их отчетности, учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам (ст. 4 Закона Украины «Об аудиторской деятельности).
По форме и цели осуществления различают аудит внешний (независимый) и внутренний (зависимый, т.е. подчиненный той ферме, в которой он проводится).
Цель и задачи внешнего аудита отличаются от контроля на государственных предприятиях. В наиболее общем виде цель и задачи последнего состоят в обеспечении сохранности государственной собственности, экономного использования ресурсов, выполнения плановых заданий, правильности ведения учета, составления отчетности и др. Целью же и задачей внешнего аудита является подтверждение правильности отчетности, учета, оценка соответствия внутреннего контроля (аудита) политике, цели деятельности предприятия.
Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний и т.д. Он нацелен на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно. Только таким образом можно активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансовых операций, вовремя устранять недостатки в работе.
По масштабам работы внутренний аудит подразделяют на общий — по всем вопросам аудита фирмы (компании) в целом и локальный — по отдельным направлениям аудита (технологии, бухучета и т.д.)
Внешний аудит может быть добровольным (по желанию предприятий — клиентов) и обязательным (в соответствии с законодательными актами). Так, согласно ст. 10 Закона Украины «Об аудиторской деятельности» проведение аудита обязательно для :
- подтверждения достоверности и полноты годового баланса и отчетности коммерческих банков, фондов, бирж, компаний, предприятий, кооперативов, товариществ и иных хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и вида деятельности, отчетность которых официально обнародуется, за исключением учреждений и организаций, которые полностью содержатся за счет государственного бюджета и не занимаются предпринимательской деятельностью.
Обязательная аудиторская проверка годового баланса и отчетности хозяйствующих субъектов с годовым хозяйственным оборотом менее чем двести пятьдесят необлагаемых минимумов доходов граждан проводится один раз в три года:
- проверка финансового состояния учредителей коммерческих банков, предприятий с иностранными инвестициями, акционерных обществ, холдинговых компаний, инвестиционных фондов, доверительных обществ и других финансовых посредников;
- эмитентов ценных бумаг;
- государственных предприятий при сдаче в аренду целостных имущественных комплексов, приватизации, корпоратизации и других изменениях формы собственности;
- возбуждения вопроса о признании неплатежеспособным или банкротом.
Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.
В соответствии
с действующим
3.3 Пути повышения эффективности финансового контроля в Украине
Финансовый контроль как инструмент финансового права представляет собой совокупность материальных и процессуальных норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают по поводу установления соответствия фактического состояния дел в области финансовой деятельности государства [4].
В Украине
система государственного финансового
контроля не обеспечивает на должном
уровне финансово-бюджетную
Одной
из основных причин этой актуальной на
сегодняшний день проблемы является
несовершенное
Нормы
действующих законов и
Действующая
система финансового контроля является
несовершенной. Это связано с
незавершенностью формирования всей системы
финансового контроля в Украине.
В частности, отсутствуют единые
концептуальные основы его организации,
разорвано правовое поле, отсутствует
методологическая целостность и
четкость, допускается дублирование
в функциях органов государственного
финансового контроля. Все это
обуславливает необходимость
Помимо этого, существует еще масса недостатков системы финансового контроля в государстве, которые проявляются в отсутствии связи между результатами контроля и обобщенных результатов контрольных действий, что стратегически не предусматривает создания благоприятных условий для эффективного развития национальной экономики, отсутствии системных проверок, начиная с бюджетов сел, поселков, то есть местных бюджетов, и заканчивая сводным Государственным бюджетом, отсутствии единой цели проверок системы контроля как первой, так и второй группы, что означает отсутствие единой методологии.
Согласно законодательству, в Украине практически сформированы все необходимые элементы системы государственного финансового контроля. Но элементы есть, а система отсутствует. Не разработанные единые правовые и методологические основы осуществления государственного финансового контроля между внешними его органами и органами внутриведомственного контроля, не создан механизм их взаимодействия и т.д.
Нарушение действующего законодательства, нецелевое использование средств, расточительство, хищение и кражи становятся, к сожалению, нормой нашей жизни. Несмотря на усиление отдельных этапов финансового контроля, следует констатировать, что количество финансовых нарушений из года в год не уменьшается, а только увеличивается.
Результаты
деятельности Государственной контрольно-
Анализ существующей организационной системы государственного финансового контроля в Украине на центральном и региональном уровне подтверждает, что усовершенствования требуют все элементы этой системы: субъекты, объекты (как финансовая система вообще, так и конкретные объекты каждого контролирующего органа) и сами контрольные действия.
Исследование
методов контрольной
Исходя
из всего вышесказанного, можно утверждать,
что важно не только изучить зарубежный
и отечественный опыт, а и наладить
взаимодействие органов финансового
контроля с научными учреждениями,
проводящими научные
В целях
совершенствования правового
Информация о работе Система государственного контроля в Украине