Система государственного контроля в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть механизм финансового контроля.
Задачей является раскрытие таких тем, как:
- экономическая сущность и классификация финансового контроля;
- формы и методы финансового контроля;
- принципы финансового контроля;
- внутрихозяйственный контроль;
- контроль со стороны коммерческих банков;
- аудиторский контроль;
- система государственного контроля Украины;
- органы государственного контроля Украины;
- пути повышения эффективности финансового контроля в Украине.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
1 Теоретический аспект финансового контроля……………………………….….5
1.1 Экономическая сущность и классификация финансового контроля…....5
1.2 Формы и методы финансового контроля………………………………..10
1.3 Принципы финансового контроля…………………………………........13
2 Негосударственный контроль и его характеристика…………………………..16
2.1 Внутрихозяйственный контроль…………………………………….......16
2.2 Контроль над коммерческими банками……..…………………………….17
2.3 Аудиторский контроль……………………………………………….......18
3 Система государственного контроля в Украине……………………………….21
3.1 Система государственного финансового контроля……………………...21
3.2 Органы государственного финансового контроля в Украине...............25
3.3 Пути повышения эффективности финансового контроля в Украине....37
Заключение……………………………………………………………………..….41
Список используемых источников…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 92.03 Кб (Скачать)

     - осуществляет контроль над поступлением и использованием средств государственных, внебюджетных фондов, внебюджетных средств;

     - разрабатывает и утверждает нормативно-методические документы по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации исполненных бюджетов всех уровней (п. 4 Положения о Государственном казначействе Украины).

Весьма  эффективен контроль, осуществляемый Государственной налоговой службой. Государственная налоговая служба создана в соответствии с Законом Украины «О государственной налоговой службе в Украине».

К системе  органов государственной налоговой  службы относятся: Государственная налоговая администрация Украины, государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах.

В составе  органов государственной налоговой  службы находятся соответствующие  специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями (налоговая  милиция). Основными задачами налоговой  службы являются:

     - осуществление контроля над соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых доходов, установленных законодательством;

     - внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию налогового законодательства;

     - принятие в случаях, предусмотренных законом, нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения;

     - формирование и ведение Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей и Единого банка данных о плательщиках налогов — юридических лицах;

     - разъяснение законодательства по вопросам налогообложения среди плательщиков налогов;

     - предупреждение преступлений и иных правонарушений, отнесенных законом к компетенции налоговой милиции, их раскрытие, пресечение, расследование и производство по делам об административных правонарушениях (ст. 2 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине»)

Государственный финансовый контроль осуществляют в  ряде случаев и банки. Правовое положение которых определяют: Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 года Закон Украины «О Национальном банке Украины» от 20 мая 1993.

Развитие  рыночных отношений и создание акционерных обществ привело к необходимости создания независимого финансового контроля - аудита. Аудит — это проверка публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с целью определения достоверности их отчетности, учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам (ст. 4 Закона Украины «Об аудиторской деятельности).

По форме  и цели осуществления различают  аудит внешний (независимый) и внутренний (зависимый, т.е. подчиненный той ферме, в которой он проводится).

Цель  и задачи внешнего аудита отличаются от контроля на государственных предприятиях. В наиболее общем виде цель и задачи последнего состоят в обеспечении сохранности государственной собственности, экономного использования ресурсов, выполнения плановых заданий, правильности ведения учета, составления отчетности и др. Целью же и задачей внешнего аудита является подтверждение правильности отчетности, учета, оценка соответствия внутреннего контроля (аудита) политике, цели деятельности предприятия.

Внутренний  аудит осуществляют службы внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний и т.д. Он нацелен на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно. Только таким образом можно активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансовых операций, вовремя устранять недостатки в работе.

По масштабам  работы внутренний аудит подразделяют на общий — по всем вопросам аудита фирмы (компании) в целом и локальный — по отдельным направлениям аудита (технологии, бухучета и т.д.)

Внешний аудит может быть добровольным (по желанию предприятий — клиентов) и обязательным (в соответствии с законодательными актами). Так, согласно ст. 10 Закона Украины «Об аудиторской деятельности» проведение аудита обязательно для :

     - подтверждения достоверности и полноты годового баланса и отчетности коммерческих банков, фондов, бирж, компаний, предприятий, кооперативов, товариществ и иных хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и вида деятельности, отчетность которых официально обнародуется, за исключением учреждений и организаций, которые полностью содержатся за счет государственного бюджета и не занимаются предпринимательской деятельностью.

Обязательная  аудиторская проверка годового баланса  и отчетности хозяйствующих субъектов  с годовым хозяйственным оборотом менее чем двести пятьдесят необлагаемых минимумов доходов граждан проводится один раз в три года:

     - проверка финансового состояния учредителей коммерческих банков, предприятий с иностранными инвестициями, акционерных обществ, холдинговых компаний, инвестиционных фондов, доверительных обществ и других финансовых посредников;

     - эмитентов ценных бумаг;

     - государственных предприятий при сдаче в аренду целостных имущественных комплексов, приватизации, корпоратизации и других изменениях формы собственности;

     - возбуждения вопроса о признании неплатежеспособным или банкротом.

Результат аудиторской проверки оформляется  в виде заключения аудитора (аудиторской  фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

В соответствии с действующим законодательством  была создана Аудиторская палата Украины, деятельность которой направлена на активизацию, упорядочение, становление и дальнейшее развитие института аудиторов, повышение качества их работы, в том числе и с учетом требований международных правил. 
 
 
 

    

      
 
 

     3.3 Пути повышения эффективности финансового контроля в Украине

Финансовый  контроль как инструмент финансового  права представляет собой совокупность материальных и процессуальных норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают по поводу установления соответствия фактического состояния  дел в области финансовой деятельности государства [4].

В Украине  система государственного финансового  контроля не обеспечивает на должном  уровне финансово-бюджетную дисциплину, о чем свидетельствуют растущие с каждым годом объемы нарушений  и злоупотреблений. В то же время  в государстве образовался ряд  различных государственных контролирующих органов, которые, по сути, не являются самостоятельными, не связаны между  собой согласованной законодательно-нормативной  базой, не имеют единой информационно-коммуникационной инфраструктуры, а их действия недостаточно скоординированы.

Одной из основных причин этой актуальной на сегодняшний день проблемы является несовершенное законодательство. Система  финансового контроля в государстве  функционирует без существования  базового закона, который бы определял  основные понятия в этой сфере, четко  распределял бы задания, функции  и полномочия между органами государственной  и местной власти, регламентировал  отношения между субъектами и  объектами контроля, определял бы ответственность и независимость  соответственных уполномоченных лиц.

Нормы действующих законов и нормативно-правовых актов в сфере финансового  контроля не всегда согласовываются  между собой. Бюджетный кодекс Украины  не регулирует эти вопросы. Методические рекомендации и инструкции охватывают только отдельные аспекты. Все это  негативно влияет на результативность финансового контроля, основными  задачами которого являются предупреждение и прекращение финансовых правонарушений с одной стороны, и, соответственно, повышение эффективности деятельности государственного сектора экономики  – с другой.

Действующая система финансового контроля является несовершенной. Это связано с  незавершенностью формирования всей системы  финансового контроля в Украине. В частности, отсутствуют единые концептуальные основы его организации, разорвано правовое поле, отсутствует  методологическая целостность и  четкость, допускается дублирование в функциях органов государственного финансового контроля. Все это  обуславливает необходимость коренной реформы системы правового регулирования  государственного финансового контроля в Украине.

Помимо  этого, существует еще масса недостатков  системы финансового контроля в  государстве, которые проявляются  в отсутствии связи между результатами контроля и обобщенных результатов контрольных действий, что стратегически не предусматривает создания благоприятных условий для эффективного развития национальной экономики, отсутствии системных проверок, начиная с бюджетов сел, поселков, то есть местных бюджетов, и заканчивая сводным Государственным бюджетом, отсутствии единой цели проверок системы контроля как первой, так и второй группы, что означает отсутствие единой методологии.

Согласно  законодательству, в Украине практически  сформированы все необходимые элементы системы государственного финансового  контроля. Но элементы есть, а система  отсутствует. Не разработанные единые правовые и методологические основы осуществления государственного финансового  контроля между внешними его органами и органами внутриведомственного контроля, не создан механизм их взаимодействия и т.д.

Нарушение действующего законодательства, нецелевое  использование средств, расточительство, хищение и кражи становятся, к  сожалению, нормой нашей жизни. Несмотря на усиление отдельных этапов финансового  контроля, следует констатировать, что количество финансовых нарушений  из года в год не уменьшается, а  только увеличивается.

Результаты  деятельности Государственной контрольно-ревизионной  службы свидетельствуют о динамике роста сумм выявленных убытков и  финансовых нарушений в целом. Действующий  ныне институт финансового контроля не может в полной мере предотвратить  разбазаривание бюджетных средств, злоупотребления и манипуляции с финансовыми и материальными ресурсами государства и отдельных регионов, а, соответственно, не способен оптимизировать бюджетный процесс и постепенное развитие социально-экономических отношений.

Анализ  существующей организационной системы  государственного финансового контроля в Украине на центральном и  региональном уровне подтверждает, что  усовершенствования требуют все  элементы этой системы: субъекты, объекты (как финансовая система вообще, так и конкретные объекты каждого  контролирующего органа) и сами контрольные  действия.

Исследование  методов контрольной деятельности органов государственного финансового  контроля в Украине дало возможность  сделать вывод, что не существует единой упорядоченной системы методов  контроля, как в законодательстве Украины, так и в отечественной науке, а это негативно влияет на организацию контрольного процесса. Отсутствие единых методик, некоторых стандартов контрольной деятельности является фактором, который способствует разъединению и разнонаправленности действий контрольных органов на всех уровнях, что значительно снижает результативность контроля, замедляет развитие контрольной функции.

Исходя  из всего вышесказанного, можно утверждать, что важно не только изучить зарубежный и отечественный опыт, а и наладить взаимодействие органов финансового  контроля с научными учреждениями, проводящими научные исследования проблемы организации и осуществления  финансового контроля. Без этого  невозможно определить пути реформирования органов контроля, направить их деятельность в единое русло ради достижения совместной цели.

В целях  совершенствования правового регулирования  финансового контроля и устранения несогласованностей и недостатков  необходимо четко регламентировать функции, права и ответственность  финансовых органов при утверждении  смет затрат и штатных расписаний, внесении изменений в них, внедрить новые и усовершенствовать действующие  нормативы планирования расходов и  использования бюджетных средств  и материальных ценностей, законодательно определить предмет и объем финансового  контроля, который относительно бюджетных  средств должен осуществляться главными распорядителями бюджетных средств, подразделениями ведомственного контроля, финансовыми органами и органами Государственного казначейства, установить ответственность должностных лиц за невыполнение или ненадлежащее выполнение этих функций.

Информация о работе Система государственного контроля в Украине