Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:31, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть механизм финансового контроля.
Задачей является раскрытие таких тем, как:
- экономическая сущность и классификация финансового контроля;
- формы и методы финансового контроля;
- принципы финансового контроля;
- внутрихозяйственный контроль;
- контроль со стороны коммерческих банков;
- аудиторский контроль;
- система государственного контроля Украины;
- органы государственного контроля Украины;
- пути повышения эффективности финансового контроля в Украине.
Введение………………………………………………………………………….....3
1 Теоретический аспект финансового контроля……………………………….….5
1.1 Экономическая сущность и классификация финансового контроля…....5
1.2 Формы и методы финансового контроля………………………………..10
1.3 Принципы финансового контроля…………………………………........13
2 Негосударственный контроль и его характеристика…………………………..16
2.1 Внутрихозяйственный контроль…………………………………….......16
2.2 Контроль над коммерческими банками……..…………………………….17
2.3 Аудиторский контроль……………………………………………….......18
3 Система государственного контроля в Украине……………………………….21
3.1 Система государственного финансового контроля……………………...21
3.2 Органы государственного финансового контроля в Украине...............25
3.3 Пути повышения эффективности финансового контроля в Украине....37
Заключение……………………………………………………………………..….41
Список используемых источников…………………………………………
Таможенный контроль осуществляется с целью обеспечения полноты и своевременности перечисления налогов и сборов пересечении товаров и услуг таможенной границы.
Финансово-бюджетный контроль проводится в бюджетно-финансовой сфере. Его предметом являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства, а именно: законность и эффективность использования государственных (прежде всего бюджетных) средств и средств государственных социальных внебюджетных фондов; исполнение бюджетов всех уровней власти и бюджетов государственных внебюджетных фондов; денежное обращение, использование кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долга и государственных резервов и другое.
Разновидностью государственного бюджетно-финансового контроля по принадлежности к вертикальной иерархии власти является административный контроль, который осуществляется финансовыми органами исполнительной власти.
Ведомственный
финансово-экономический
Выполнение
части функций финансово-
Валютный
контроль является самостоятельной
областью финансово-экономического контроля
и обеспечивает соблюдение требований
валютного законодательства при
осуществлении
Для осуществления общественного контроля не создаются какие-либо специальные органы. Общественный контроль реализуется без участия государственных контролирующих органов на основе законов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу через средства массовой информации. Осуществлять общественный контроль либо принимать в нем участие могут любые желающие этим заниматься лица и общественные формальные и неформальные организации в пределах предоставленных им законодательством прав и полномочий. Наиболее активными субъектами общественного контроля в настоящее время являются печатные и электронные СМИ.
Следовательно, финансовый контроль – это деятельность государственных органов либо предприятий, заключающаяся в контроле над соблюдением финансового законодательства, финансами и денежными потоками.
Различают внутренний и внешний финансовый контроль.
Внутренний контроль делится на внутрихозяйственный и внутриведомственный.
Внешний
контроль подразделяют на : государственный,
общественный и независимый аудторский.
1.2 Формы и методы финансового контроля
По формам проведения финансовый контроль в зависимости от времени его осуществления подразделяется на :
- предварительный;
- текущий;
- последующий.
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов хозорганов в целом. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов.
Текущий
финансовый контроль проводится в процессе
исполнения финансовых планов, в ходе
осуществления хозяйственно-
Последующий
финансовый контроль осуществляется путем
анализа и ревизии
По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).
Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.
Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок - по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.
Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофактор-ным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т. д.
Ревизия - метод документального контроля за финансово -хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.
Ревизии бывают:
- комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;
- частичные (охватывают лишь ее отдельные стороны);
- тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);
- плановые и внеплановые;
- сплошные и выборочные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов).
По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).
По результатам
проведенной ревизии
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.
Наблюдение
(мониторинг) - постоянный контроль со
стороны кредитных организаций
за использованием выданной ссуды и
финансовым состоянием предприятия - клиента;
неэффективное использование
Из вышеуказанного можно сделать вывод, что финансовый контроль бывает: предварительный, текущий и последующий.
По методам проведения контроля различают: проверки, обследования, надзор, анализ, ревизия и наблюдение.
1.3 Принципы финансового контроля
Поскольку
финансовый контроль является одной
из функций управления, то ему присущи
общие принципы управления, на которых
базируется процесс государственного
управления и управления конкретным
предприятием и организацией, но конечно
с преломлением содержания этих принципов
применительно к функции
В этой связи можно выделить следующие принципы.
- плановость;
- системность;
- непрерывность;
- законность;
- объективность;
- независимость;
- гласность;
- эффективность.
Принцип плановости - он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.
Принцип
системности означает, что при
проведении контрольных мероприятий
должны рассматриваться все стороны
объекта контроля и вся система
его взаимосвязей по вертикали и
горизонтали структуры
Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).
Принцип законности предусматривает, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Украины и украинские законы.
Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.
Принцип
независимости устанавливает
Принцип
гласности вытекает из сущности контроля,
осуществляемого в интересах
государства. Результаты контроля доводят
до сведения коллектива, чья деятельность
проверялась, вышестоящих органов
управления, а также в необходимых
случаях - до средств массовой информации.
Гласность результатов контроля
и принятых по ним решений мобилизует
на устранение выявленных отрицательных
факторов и обеспечение успешного
выполнения возложенных на них обязанностей,
воспитывает их в духе соблюдения
действующих законов и
Принцип
эффективности (действенности) контроля
проявляется в своевременности
и полноте выявления отклонений
от заданного, их причин и виновников,
а также оперативности в
Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе:
- результативность;
- четкость и логичность
- неподкупность субъектов
- обоснованность и
- презумпция невиновности (до суда)
подозреваемых в финансовых
- согласованность действий
Информация о работе Система государственного контроля в Украине