Система государственного контроля в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть механизм финансового контроля.
Задачей является раскрытие таких тем, как:
- экономическая сущность и классификация финансового контроля;
- формы и методы финансового контроля;
- принципы финансового контроля;
- внутрихозяйственный контроль;
- контроль со стороны коммерческих банков;
- аудиторский контроль;
- система государственного контроля Украины;
- органы государственного контроля Украины;
- пути повышения эффективности финансового контроля в Украине.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
1 Теоретический аспект финансового контроля……………………………….….5
1.1 Экономическая сущность и классификация финансового контроля…....5
1.2 Формы и методы финансового контроля………………………………..10
1.3 Принципы финансового контроля…………………………………........13
2 Негосударственный контроль и его характеристика…………………………..16
2.1 Внутрихозяйственный контроль…………………………………….......16
2.2 Контроль над коммерческими банками……..…………………………….17
2.3 Аудиторский контроль……………………………………………….......18
3 Система государственного контроля в Украине……………………………….21
3.1 Система государственного финансового контроля……………………...21
3.2 Органы государственного финансового контроля в Украине...............25
3.3 Пути повышения эффективности финансового контроля в Украине....37
Заключение……………………………………………………………………..….41
Список используемых источников…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 92.03 Кб (Скачать)

Таможенный  контроль осуществляется с целью обеспечения полноты и своевременности перечисления налогов и сборов пересечении товаров и услуг таможенной границы.

Финансово-бюджетный  контроль проводится в бюджетно-финансовой сфере. Его предметом являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства, а именно: законность и эффективность использования государственных (прежде всего бюджетных) средств и средств государственных социальных внебюджетных фондов; исполнение бюджетов всех уровней власти и бюджетов государственных внебюджетных фондов; денежное обращение, использование кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долга и государственных резервов и другое.

Разновидностью  государственного бюджетно-финансового  контроля по принадлежности к вертикальной иерархии власти является административный контроль, который осуществляется финансовыми  органами исполнительной власти.

Ведомственный финансово-экономический контроль, осуществляемый за финансово-экономической  деятельностью обособленных структурных  подразделений и подведомственных предприятий, организаций и учреждений отдельными государственными ведомствами (министерствами, концернами, органами управления исполнительной власти).

Выполнение  части функций финансово-экономического контроля может быть возложено и  на другие органы государственной власти, например правоохранительные органы. В частности, Министерство внутренних дел в своей структуре имеет  подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, в функции которых  наряду с другими входят функции контроля над соблюдением финансово-экономического законодательства с позиции уголовного права.

Валютный  контроль является самостоятельной  областью финансово-экономического контроля и обеспечивает соблюдение требований валютного законодательства при  осуществлении внешнеэкономической  деятельности и совершении хозяйственных  операций с использованием валют  иностранных государств, как при формировании, так и при расходовании финансовых средств государства.

Для осуществления  общественного контроля не создаются  какие-либо специальные органы. Общественный контроль реализуется без участия  государственных контролирующих органов на основе законов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу через средства массовой информации. Осуществлять общественный контроль либо принимать в нем участие могут любые желающие этим заниматься лица и общественные формальные и неформальные организации в пределах предоставленных им законодательством прав и полномочий. Наиболее активными субъектами общественного контроля в настоящее время являются печатные и электронные СМИ.

Следовательно, финансовый контроль – это деятельность государственных органов либо предприятий, заключающаяся в контроле над соблюдением финансового законодательства, финансами и денежными потоками.

Различают внутренний и внешний финансовый контроль.

Внутренний  контроль делится на внутрихозяйственный и внутриведомственный.

Внешний контроль подразделяют на : государственный, общественный и независимый аудторский. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

      
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Формы и методы финансового контроля

По формам проведения финансовый контроль в зависимости  от времени его осуществления  подразделяется на :

     - предварительный;

     - текущий;

     - последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и  утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов  договорных соглашений, учредительных  документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а  также отрицательных финансовых результатов хозорганов в целом. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение  законов и нормативных актов.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств. Эта  форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины.

Последующий финансовый контроль осуществляется путем  анализа и ревизии бухгалтерской  финансовой отчетности по окончании  отчетного периода. Предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и эффективности осуществления финансовой стратегии. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующемся на нем.

По методам  проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

Проверка  проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной  деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и  намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

Обследование  охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок - по более  широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

Анализ  как метод финансового контроля должен быть системным и пофактор-ным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т. д.

Ревизия - метод документального контроля за финансово -хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.

Ревизии бывают:

     - комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;

     - частичные (охватывают лишь ее отдельные стороны);

     - тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);

     - плановые и внеплановые;

     - сплошные и выборочные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов).

По характеру  материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия  денежных средств и материальных ценностей в натуре).

По результатам  проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются  мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.

Надзор  производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими  лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций  за использованием выданной ссуды и  финансовым состоянием предприятия - клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению  условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что финансовый контроль бывает: предварительный, текущий и последующий.

По методам  проведения контроля различают: проверки, обследования, надзор, анализ, ревизия  и наблюдение. 

     1.3 Принципы финансового контроля

Поскольку финансовый контроль является одной  из функций управления, то ему присущи  общие принципы управления, на которых  базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно  с преломлением содержания этих принципов  применительно к функции контроля.

В этой связи можно выделить следующие  принципы.

     - плановость;

     - системность;

     - непрерывность; 

     - законность;

     - объективность;

     - независимость;

     - гласность;

     - эффективность. 

Принцип плановости - он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.

Принцип системности означает, что при  проведении контрольных мероприятий  должны рассматриваться все стороны  объекта контроля и вся система  его взаимосвязей по вертикали и  горизонтали структуры управления.

Принцип непрерывности означает, что все  объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому  субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные  исходя из условий, характера и свойств  их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).

Принцип законности предусматривает, что государство, все его органы (в том числе  и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов  общества и граждан. Органы финансового  контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Украины и украинские законы.

Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления  содержания проверенных фактов с  законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.

Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального  или морального воздействия на субъект  контроля.

Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах  государства. Результаты контроля доводят  до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов  управления, а также в необходимых  случаях - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных  факторов и обеспечение успешного  выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.

Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности  и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении  допущенных отрицательных результатов  и обеспечении возмещения нанесенного  материального ущерба.

Из этих базовых принципов вытекают и  другие, носящие более прикладной характер, в том числе:

     - результативность;

     - четкость и логичность предъявляемых  контролерами требований;

     - неподкупность субъектов контроля;

     - обоснованность и доказательность  информации, приведенной в актах  проверок и ревизий; превентивность (предупреждение вероятных финансовых  нарушений);

     - презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях  лиц;

     - согласованность действий различных  контролирующих органов и др.

Информация о работе Система государственного контроля в Украине