Система государственного контроля в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть механизм финансового контроля.
Задачей является раскрытие таких тем, как:
- экономическая сущность и классификация финансового контроля;
- формы и методы финансового контроля;
- принципы финансового контроля;
- внутрихозяйственный контроль;
- контроль со стороны коммерческих банков;
- аудиторский контроль;
- система государственного контроля Украины;
- органы государственного контроля Украины;
- пути повышения эффективности финансового контроля в Украине.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
1 Теоретический аспект финансового контроля……………………………….….5
1.1 Экономическая сущность и классификация финансового контроля…....5
1.2 Формы и методы финансового контроля………………………………..10
1.3 Принципы финансового контроля…………………………………........13
2 Негосударственный контроль и его характеристика…………………………..16
2.1 Внутрихозяйственный контроль…………………………………….......16
2.2 Контроль над коммерческими банками……..…………………………….17
2.3 Аудиторский контроль……………………………………………….......18
3 Система государственного контроля в Украине……………………………….21
3.1 Система государственного финансового контроля……………………...21
3.2 Органы государственного финансового контроля в Украине...............25
3.3 Пути повышения эффективности финансового контроля в Украине....37
Заключение……………………………………………………………………..….41
Список используемых источников…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 92.03 Кб (Скачать)

Принимая  законы, прямо или косвенно затрагивающие  систему организации финансового  контроля, государство ориентируется  на вышеназванные принципы. В то же время в каждом государстве  существует свой регламент (порядок  и последовательность) контрольных  действий, что в конечном итоге  сказывается на результатах.

Существуют общие принципы: плановость, системность, непрерывность, законность, объективность, независимость, гласность и эффективность. Из них вытекают другие принципы: результативность, чёткость и логичность, обоснованность и доказательность информации.

  

     2 Негосударственный контроль и его характеристика

     2.1 Внутрихозяйственный контроль

Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами (бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента)  за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий. Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных,  так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия.

Внутрихозяйственный контроль делятся на:

     - оперативный (текущий);

     - стратегический.

Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства. 
Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимализацию прибыли. Контроль может быть произведен и при участии привлеченных со стороны специалистов – по инициативе руководства предприятия или его собственников – учредителей и акционеров. 
Для успешной деятельности организации, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный (внутренний) контроль.

Внутренний  контроль является одной из основных функций управления и представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в  целях оценки обоснованности и эффективности  принятых управленческих решений, выявления  отклонении и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства  для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и  управлению ими.

Французская ассоциация бухгалтеров и аудиторов  определяет внутренний контроль как  процесс, осуществляемый руководством и персоналом, чтобы постоянно  давать надежные подтверждения того, что финансовая информация достоверна, законы, нормативные акты и директивы соблюдаются, операции выполнены, их правильность обеспечена, что позволяет организации выполнить свои основные задачи, каковыми являются защита имущества, рентабельность и эффективность деятельности.

Система внутрихозяйственного контроля организации  включает три основных элемента: среду  контроля, учетную систему и процедуры  контроля.

Среда контроля — это действия, мероприятия  и процедуры, которые отражают общее  отношение администрации и собственников  организации к контролю, степень  его значимости. Эту среду формируют  следующие составляющие: стиль и  основные принципы управления, организационная  структура, распределение полномочий и ответственности, управленческие методы контроля, работа с персоналом, внешние факторы.

Для контроля за работой организации администрация  использует различные управленческие методы, включая определение квалификации сотрудников, оценку системы обработки  информации и составления отчетов, анализ достигнутых результатов  финансовой деятельности и их сравнение  с запланированными, изучение деятельности отдельных подразделений. Важное значение имеет порядок внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей.

Учетная система — это совокупность процедур по сбору, регистрации, обработке и  представлению данных об активах, пассивах и хозяйственных операциях организации. Эффективная система бухгалтерского учета обеспечивает полноту, реальность, своевременность отражения хозяйственных  операций, их правильную оценку, классификацию  и обобщение.

Для понимания  учетной системы организации  необходимы изучение и оценка следующих  сведений о ее хозяйственной деятельности:

     - учетной политики и основных принципов ведения бухгалтерского учета;

     - организационной структуры подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности (бухгалтерии);

     - распределения обязанностей и полномочий между сотрудниками бухгалтерии;

     - организации подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;

     - порядка отражения хозяйственных операций в учетных регистрах, форм и методов обобщения данных таких регистров;

     - порядка подготовки бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;

     - роли и места вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности;

     - критических областей учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно велик;

     - средств контроля, предусмотренных в отдельных областях системы учета.

Процедуры контроля — это методы и правила, разработанные администрацией для  того, чтобы иметь уверенность  в том, что все совершаемые  хозяйственные операции зарегистрированы полностью и точно; все ошибки в процессе ведения дел и регистрации  данных по ним обнаруживаются максимально  быстро; целостность данных обеспечена учетными регистрами; доступ к активам  и связанным с ними документам ограничен.

Внутренний  контроль может осуществляться как  отдельными сотрудниками организации (менеджерами, бухгалтерами, экономистами), так и специально созданными для  этих целей подразделениями (например, службой внутреннего аудита). Состав, структура и функции субъектов (служб) контроля определяются руководством и зависят от установленных для  системы внутреннего контроля целей  и организационной структуры  предприятия.

В рамках консультационной функции внутреннего  аудита можно выделить: функциональный аудит; организационно-технический  аудит; всесторонний аудит системы  производства и управления; консультационный аудит.

Функциональный  аудит систем производства и управления проводится для оценки качества исполнения функций производства и управления каким-либо подразделением (должностным  лицом) организации.

Примеры функционального внутреннего аудита:

     - контроль качества отчетов об исследовании рынков, составленных отделом маркетинга;

     - контроль качества сегментарной отчетности (в разрезе принятых подходов к ее составлению), составленной соответствующим подразделением бухгалтерии;

     - контроль качества оперативных отчетов (управленческих балансов) о состоянии и движении капитала организации, составленных управленческой бухгалтерией; контроль качества обслуживания и техники управления, в том числе компьютерных систем.

Организационно-технический  аудит систем производства и управления выражает проводимый аудиторами контроль разнообразных звеньев систем производства и управления на предмет организационной  и технической (совокупность применяемых  в работе приемов и способов) целесообразности их функционирования.

К организационно-техническому аудиту можно отнести:

     - контроль целесообразности организационной структуры;

     - контроль целесообразности схемы организационных отношений;

     - контроль целесообразности приемов управления (технический аспект), в том числе персоналом;

     - контроль организационной и технической целесообразности иных систем производства и управления, в том числе систем управления персоналом, коммуникаций, управленческой информационной системы.

Кроме того, внутренние аудиторы могут проводить  более глубокий контроль деятельности организации, который выражается в  совокупности организационно-технологического и функционального аудита систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и  процессов, связывающих организацию  с внешней средой, например, системы  внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей. Здесь определяются все сильные и слабые стороны  деятельности организации, оцениваются  устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а  также перспективы развития. Такие  контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся  к всестороннему аудиту системы  управления организацией.

Внутренние  аудиторы могут участвовать в  разработке внутрихозяйственных регламентов  и других внутренних нормативных  документов, консультировать по различным  вопросам законодательства, участвовать  в мероприятиях по повышению квалификации персонала, проводить консультации для работников аппарата управления по исполнению различных финансово-хозяйственных  операций, участвовать в постановке бухгалтерского учета. Все эти функции  относятся к консультационному  аудиту.

Итак, существующие виды финансового контроля за деятельностью хозяйствующего субъекта — коммерческой организации различаются:

     1) субъектами, проводящими проверку;

     2) субъектами, в интересах которых проверка осуществляется;

     3) целями проверки;

     4) формой представления результатов проверки.

Однако  и государственный (муниципальный), и независимый, и внутрихозяйственный  контроль объединяет реализация контрольной  функции посредством решения  следующих общих для них задач:

     - изучения конкретного состояния хозяйственной и финансовой деятельности проверяемого объекта;

     - оценки, полученной в ходе исследования информации, с тем чтобы:

     - установить степень достоверности бухгалтерской (в ряде случаев внутренней) отчетности объекта,

     - установить соблюдение норм и правил, закрепленных нормативными актами, действующими в Украине, внутренними положениями и инструкциями,

     - оценить произведенные расходы и полученные результаты производственно-хозяйственной деятельности.

Из всего  выше следует, что внутрихозяйственный  контроль осуществляется службами самого предприятия и  является одной из основных функций управления. Он делится на оперативный и стратегический.

Система внутрихозяйственного контроля организации  включает три основных элемента: среду  контроля, учетную систему и процедуры  контроля.

Внутренний  контроль осуществляется отдельными сотрудниками организации и специально созданными для этих целей подразделениями 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Контроль за коммерческими банками

Банковская  система выполняет важнейшую  роль в рыночной экономике. Существует двусторонняя взаимосвязь между  хорошо функционирующей экономикой и банковской системой.

Поскольку банки являются элементами инфраструктуры современного общества, то и надзор за банками приобретает особое значение.

Информация о работе Система государственного контроля в Украине