Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:31, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть механизм финансового контроля.
Задачей является раскрытие таких тем, как:
- экономическая сущность и классификация финансового контроля;
- формы и методы финансового контроля;
- принципы финансового контроля;
- внутрихозяйственный контроль;
- контроль со стороны коммерческих банков;
- аудиторский контроль;
- система государственного контроля Украины;
- органы государственного контроля Украины;
- пути повышения эффективности финансового контроля в Украине.
Введение………………………………………………………………………….....3
1 Теоретический аспект финансового контроля……………………………….….5
1.1 Экономическая сущность и классификация финансового контроля…....5
1.2 Формы и методы финансового контроля………………………………..10
1.3 Принципы финансового контроля…………………………………........13
2 Негосударственный контроль и его характеристика…………………………..16
2.1 Внутрихозяйственный контроль…………………………………….......16
2.2 Контроль над коммерческими банками……..…………………………….17
2.3 Аудиторский контроль……………………………………………….......18
3 Система государственного контроля в Украине……………………………….21
3.1 Система государственного финансового контроля……………………...21
3.2 Органы государственного финансового контроля в Украине...............25
3.3 Пути повышения эффективности финансового контроля в Украине....37
Заключение……………………………………………………………………..….41
Список используемых источников…………………………………………
Принимая
законы, прямо или косвенно затрагивающие
систему организации
Существуют общие принципы: плановость, системность, непрерывность, законность, объективность, независимость, гласность и эффективность. Из них вытекают другие принципы: результативность, чёткость и логичность, обоснованность и доказательность информации.
2 Негосударственный контроль и его характеристика
2.1 Внутрихозяйственный контроль
Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами (бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента) за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий. Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия.
Внутрихозяйственный контроль делятся на:
- оперативный (текущий);
- стратегический.
Оперативный
производится главным бухгалтером в процессе
повседневной хозяйственно-финансовой
деятельности с помощью четкой организации
бухгалтерского учета и контроля за движением
денежных средств. Подпись главного бухгалтера
обязательна на всех денежных документах.
Главный бухгалтер отвечает за соблюдение
государственной финансовой дисциплины
и финансового законодательства.
Стратегический финансовый контроль предполагает
разработку оптимальных решений по использованию
финансовых ресурсов и вложению капитала,
обеспечивающих экономическую эффективность
и максимализацию прибыли. Контроль может
быть произведен и при участии привлеченных
со стороны специалистов – по инициативе
руководства предприятия или его собственников
– учредителей и акционеров.
Для успешной деятельности организации,
повышения уровня рентабельности, сохранения
и приумножения ее активов необходим отлаженный
механизм управления, важнейшим элементом
которого выступает повседневный внутрихозяйственный
(внутренний) контроль.
Внутренний
контроль является одной из основных
функций управления и представляет
собой систему постоянного
Французская ассоциация бухгалтеров и аудиторов определяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый руководством и персоналом, чтобы постоянно давать надежные подтверждения того, что финансовая информация достоверна, законы, нормативные акты и директивы соблюдаются, операции выполнены, их правильность обеспечена, что позволяет организации выполнить свои основные задачи, каковыми являются защита имущества, рентабельность и эффективность деятельности.
Система внутрихозяйственного контроля организации включает три основных элемента: среду контроля, учетную систему и процедуры контроля.
Среда
контроля — это действия, мероприятия
и процедуры, которые отражают общее
отношение администрации и
Для контроля
за работой организации
Учетная
система — это совокупность процедур
по сбору, регистрации, обработке и
представлению данных об активах, пассивах
и хозяйственных операциях
Для понимания учетной системы организации необходимы изучение и оценка следующих сведений о ее хозяйственной деятельности:
- учетной политики и основных принципов ведения бухгалтерского учета;
- организационной структуры подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности (бухгалтерии);
- распределения обязанностей и полномочий между сотрудниками бухгалтерии;
- организации подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;
- порядка отражения хозяйственных операций в учетных регистрах, форм и методов обобщения данных таких регистров;
- порядка подготовки бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;
- роли и места вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности;
- критических областей учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно велик;
- средств контроля, предусмотренных в отдельных областях системы учета.
Процедуры контроля — это методы и правила, разработанные администрацией для того, чтобы иметь уверенность в том, что все совершаемые хозяйственные операции зарегистрированы полностью и точно; все ошибки в процессе ведения дел и регистрации данных по ним обнаруживаются максимально быстро; целостность данных обеспечена учетными регистрами; доступ к активам и связанным с ними документам ограничен.
Внутренний контроль может осуществляться как отдельными сотрудниками организации (менеджерами, бухгалтерами, экономистами), так и специально созданными для этих целей подразделениями (например, службой внутреннего аудита). Состав, структура и функции субъектов (служб) контроля определяются руководством и зависят от установленных для системы внутреннего контроля целей и организационной структуры предприятия.
В рамках консультационной функции внутреннего аудита можно выделить: функциональный аудит; организационно-технический аудит; всесторонний аудит системы производства и управления; консультационный аудит.
Функциональный аудит систем производства и управления проводится для оценки качества исполнения функций производства и управления каким-либо подразделением (должностным лицом) организации.
Примеры
функционального внутреннего
- контроль качества отчетов об исследовании рынков, составленных отделом маркетинга;
- контроль качества сегментарной отчетности (в разрезе принятых подходов к ее составлению), составленной соответствующим подразделением бухгалтерии;
- контроль качества оперативных отчетов (управленческих балансов) о состоянии и движении капитала организации, составленных управленческой бухгалтерией; контроль качества обслуживания и техники управления, в том числе компьютерных систем.
Организационно-технический аудит систем производства и управления выражает проводимый аудиторами контроль разнообразных звеньев систем производства и управления на предмет организационной и технической (совокупность применяемых в работе приемов и способов) целесообразности их функционирования.
К организационно-техническому аудиту можно отнести:
- контроль целесообразности организационной структуры;
- контроль целесообразности схемы организационных отношений;
- контроль целесообразности приемов управления (технический аспект), в том числе персоналом;
- контроль организационной и технической целесообразности иных систем производства и управления, в том числе систем управления персоналом, коммуникаций, управленческой информационной системы.
Кроме
того, внутренние аудиторы могут проводить
более глубокий контроль деятельности
организации, который выражается в
совокупности организационно-
Внутренние
аудиторы могут участвовать в
разработке внутрихозяйственных
Итак, существующие виды финансового контроля за деятельностью хозяйствующего субъекта — коммерческой организации различаются:
1) субъектами, проводящими проверку;
2) субъектами, в интересах которых проверка осуществляется;
3) целями проверки;
4) формой представления результатов проверки.
Однако и государственный (муниципальный), и независимый, и внутрихозяйственный контроль объединяет реализация контрольной функции посредством решения следующих общих для них задач:
- изучения конкретного состояния хозяйственной и финансовой деятельности проверяемого объекта;
- оценки, полученной в ходе исследования информации, с тем чтобы:
- установить степень достоверности бухгалтерской (в ряде случаев внутренней) отчетности объекта,
- установить соблюдение норм и правил, закрепленных нормативными актами, действующими в Украине, внутренними положениями и инструкциями,
- оценить произведенные расходы и полученные результаты производственно-хозяйственной деятельности.
Из всего выше следует, что внутрихозяйственный контроль осуществляется службами самого предприятия и является одной из основных функций управления. Он делится на оперативный и стратегический.
Система внутрихозяйственного контроля организации включает три основных элемента: среду контроля, учетную систему и процедуры контроля.
Внутренний
контроль осуществляется отдельными сотрудниками
организации и специально созданными
для этих целей подразделениями
2.2 Контроль за коммерческими банками
Банковская система выполняет важнейшую роль в рыночной экономике. Существует двусторонняя взаимосвязь между хорошо функционирующей экономикой и банковской системой.
Поскольку банки являются элементами инфраструктуры современного общества, то и надзор за банками приобретает особое значение.
Информация о работе Система государственного контроля в Украине