Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:31, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть механизм финансового контроля.
Задачей является раскрытие таких тем, как:
- экономическая сущность и классификация финансового контроля;
- формы и методы финансового контроля;
- принципы финансового контроля;
- внутрихозяйственный контроль;
- контроль со стороны коммерческих банков;
- аудиторский контроль;
- система государственного контроля Украины;
- органы государственного контроля Украины;
- пути повышения эффективности финансового контроля в Украине.
Введение………………………………………………………………………….....3
1 Теоретический аспект финансового контроля……………………………….….5
1.1 Экономическая сущность и классификация финансового контроля…....5
1.2 Формы и методы финансового контроля………………………………..10
1.3 Принципы финансового контроля…………………………………........13
2 Негосударственный контроль и его характеристика…………………………..16
2.1 Внутрихозяйственный контроль…………………………………….......16
2.2 Контроль над коммерческими банками……..…………………………….17
2.3 Аудиторский контроль……………………………………………….......18
3 Система государственного контроля в Украине……………………………….21
3.1 Система государственного финансового контроля……………………...21
3.2 Органы государственного финансового контроля в Украине...............25
3.3 Пути повышения эффективности финансового контроля в Украине....37
Заключение……………………………………………………………………..….41
Список используемых источников…………………………………………
- предпринимательские структуры
и физические лица в части
уплаты налогов и
Государственный финансовый контроль осуществляется уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции в любой сфере экономики и управления, а также ведомственного финансового контроля, проводимого министерствами и ведомствами в отношении подведомственных предприятий и организаций. Система органов государственного финансового контроля представляет собой элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейшая часть того финансового механизма, с помощью которого государство реализует свою финансовую политику.
Конкретные задачи органов государственного финансового контроля и сферы компетенции устанавливаются при их создании соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами.
По сфере компетенции можно выделить следующие виды государственного финансового контроля в Украине.
Общегосударственный
финансовый контроль направлен на все
хозяйствующие субъекты независимо
от формы собственности или
Особое место в этом виде контроля занимает налоговый контроль, эффективная организация которого во многом определяет полноту поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства и, следовательно, возможность государства исполнять свои функции.
Большое значение имеет таможенный контроль. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при пересечении товарами таможенной границы.
Соблюдение валютного законодательства при валютных операциях обеспечивает валютный контроль.
Бюджетно-финансовый контроль проводится в бюджетно-финансовой сфере. Предметом контроля являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства.
Основными задачами бюджетно-финансового контроля является контроль над :
- поступлением средств в бюджет и внебюджетные фонды;
- законностью, рациональностью и эффективностью использования средств бюджета и внебюджетных фондов органами государственной власти и организациями;
- своевременностью исполнения доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
- эффективностью использования государственной собственности, ее приватизацией или национализацией;
- обоснованностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных финансовых преференций;
- а также пресечение расточительства, финансовых злоупотреблений, неэффективного использования государственных средств посредством обращения внимания законодательных органов на недоработки действующего законодательства или в предлагаемых к утверждению законопроектах.
Контрольные
функции Президента Украины в
сфере финансовой деятельности выплывают
из его статуса как главы
В Украине финансовый контроль осуществляется в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности»
Этот закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности в Украине и направлен на создание системы независимого финансового контроля с целью защиты интересов пользователей финансовой и другой экономической информации.
Положения настоящего Закона действуют на территории Украины и распространяются на всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и видов деятельности.
Действие настоящего Закона не распространяется на аудиторскую деятельность государственных органов, их подразделений и должностных лиц, уполномоченных законами Украины на осуществление государственного финансового контроля.
Аудиторская
деятельность в сфере
финансового контроля регулируется
Хозяйственным кодексом Украины, настоящим
Законом, иными нормативно-правовыми актами
и стандартами аудита.
3.2 Органы государственного финансового контроля в Украине
Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и другие органы. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
Одной из форм общегосударственного финансового контроля является парламентский контроль. Верховная Рада Украины, а также органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в ходе рассмотрения и утверждения проекта государственного и местных бюджетов и отчета об их исполнении.
В соответствии со ст. 85 Конституции Украины от 28 июня 1996 г. к полномочиям Верховной Рады относится также:
- принятие законов;
- осуществление контроля над деятельностью Кабинета Министров Украины;
- утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществление за их использованием;
- назначение на должности и освобождение от должностей Председателя и других членов Счетной палаты;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Национального банка Украины по представлению Президента Украины;
- осуществление парламентского контроля в пределах, определенных Конституцией.
Контроль представительных органов власти осуществляется через комитеты и комиссии, образуемые представительными органами власти на каждом уровне. Однако особая роль в деле финансового контроля принадлежит комитету по бюджету, образованному Верховной Радой Украины. В частности, комитет по бюджету после поступления проекта государственного бюджета в Верховную Раду дает заключение по указанному законопроекту и предложения к проекту Закона «О государственном бюджете Украины».
Помимо указанного Верховной Радой образован постоянно действующий орган — Счетная палата.
Закон Украины «О Счетной палате» от 11 июля 1996 г.1 определяет ее как постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Верховной Радой Украины и подотчетен ей. Она осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от каких-либо других органов государства.
Счетная палата состоит из Председателя, заместителей председателя, главных контролеров и аппарата счетной палаты.
Задачами Счетной палаты являются:
- организация и осуществление контроля над своевременным исполнением расчетной части Государственного бюджета Украины, расходованием бюджетных средств, в том числе средств общегосударственных целевых фондов, по объемам, структуре и их целевому назначению;
- осуществление контроля над образованием и погашением внутреннего и внешнего долга Украины, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств, валютных и кредитно-финансовых ресурсов;
- контроль над финансированием общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и национально-культурного развития, охраны окружающей среды;
- контроль над соблюдением законности в части предоставления Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам, международным организациям, предусмотренных в Государственном бюджете Украины;
- контроль над законностью и своевременностью движения средств Государственного бюджета Украины и средств внебюджетных фондов в учреждениях Национального банка Украины и уполномоченных банках;
- анализ установленных отклонений от показателей Государственного бюджета Украины и подготовка предложений об их устранении, а также о совершенствовании бюджетного процесса в целом;
- регулярное информирование Верховной Рады Украины, ее комитетов о ходе исполнения Государственного бюджета Украины и состоянии погашения внутреннего и внешнего долга Украины, о результатах осуществления иных контрольных функций и др. (ст. 2 Закона Украины «О Счетной палате»).
Для решения поставленных задач Счетная палата имеет следующие полномочия:
1) осуществляет экспертно-аналитические, информационные и иные виды деятельности, обеспечивающие контроль за использованием средств общегосударственных целевых фондов, средств внебюджетных фондов, за целевым использованием финансово-кредитных и валютных ресурсов при осуществлении общегосударственных программ;
2) проводить финансовые проверки, ревизии в аппарате Верховной Рады Украины, органах исполнительной власти, Национальном банке Украины, Фонде государственного имущества Украины, других подотчетных Верховной Раде Украины органах, а также на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности;
3) проверять в органах и на объектах денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, схемы расходов и иную документацию о финансово-хозяйственной деятельности, а также осуществлять проверку кассовых операций с наличностью и ценными бумагами, материальных ценностей, их учета, хранения и расходования;
4) получать от руководителей проверяемых учреждений и организаций всю необходимую документацию и иную информацию о финансово-хозяйственной деятельности;
5) получать от Национального банка Украины, уполномоченных банков и других кредитных учреждений необходимые сведения об осуществляемых ими операциях и состоянии счетов проверяемых учреждений и организаций, от других предприятий и организаций — справки, копии документов по операциям и счетам этих предприятий и организаций;
6) организовывать и проводить оперативный контроль за использованием средств Государственного бюджета за отчетный период;
7) проводить комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям Государственного бюджета Украины, в том числе бюджетов общегосударственных целевых фондов;
8) проводить экспертизу проектов Государственного бюджета Украины, а также проектов законов и иных нормативных актов, международных договоров Украины, общегосударственных программ и других документов, касающихся вопросов государственного бюджета и финансов Украины;
9) осуществлять анализ и исследование нарушений и отклонений бюджетного процесса, подготовку и внесение в Верховную Раду Украины предложений по их устранению, а также совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
10) готовить и представлять заключения в Верховную Раду Украины и ее комитеты об исполнении Государственного бюджета Украины, в том числе доходов и расходов общегосударственных целевых фондов, финансировании общегосударственных программ за отчетный год;
11) направлять материалы проверок, ревизий и обследований Кабинету Министров Украины, соответствующим центральным органам исполнительной власти, Национальному банку Украины, Фонду государственного имущества Украины, предприятиям, учреждениям и организациям для рассмотрения и принятия, необходимых мер;
Информация о работе Система государственного контроля в Украине