Система государственного контроля в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть механизм финансового контроля.
Задачей является раскрытие таких тем, как:
- экономическая сущность и классификация финансового контроля;
- формы и методы финансового контроля;
- принципы финансового контроля;
- внутрихозяйственный контроль;
- контроль со стороны коммерческих банков;
- аудиторский контроль;
- система государственного контроля Украины;
- органы государственного контроля Украины;
- пути повышения эффективности финансового контроля в Украине.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
1 Теоретический аспект финансового контроля……………………………….….5
1.1 Экономическая сущность и классификация финансового контроля…....5
1.2 Формы и методы финансового контроля………………………………..10
1.3 Принципы финансового контроля…………………………………........13
2 Негосударственный контроль и его характеристика…………………………..16
2.1 Внутрихозяйственный контроль…………………………………….......16
2.2 Контроль над коммерческими банками……..…………………………….17
2.3 Аудиторский контроль……………………………………………….......18
3 Система государственного контроля в Украине……………………………….21
3.1 Система государственного финансового контроля……………………...21
3.2 Органы государственного финансового контроля в Украине...............25
3.3 Пути повышения эффективности финансового контроля в Украине....37
Заключение……………………………………………………………………..….41
Список используемых источников…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 92.03 Кб (Скачать)

     - предпринимательские структуры  и физические лица в части  уплаты налогов и осуществления  деятельности, регулируемой государством.

Государственный финансовый контроль осуществляется уполномоченными  государственными органами в пределах их компетенции в любой сфере  экономики и управления, а также  ведомственного финансового контроля, проводимого министерствами и ведомствами  в отношении подведомственных предприятий  и организаций. Система органов  государственного финансового контроля представляет собой элемент общей  структуры контрольных органов  государства и вместе с тем  выступает как важнейшая часть  того финансового механизма, с помощью  которого государство реализует  свою финансовую политику.

Конкретные  задачи органов государственного финансового  контроля и сферы компетенции  устанавливаются при их создании соответствующими законодательными и  иными нормативными правовыми актами.

По сфере  компетенции можно выделить следующие  виды государственного финансового  контроля в Украине.

Общегосударственный финансовый контроль направлен на все  хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной  подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный  финансовый контроль (например, налоговыми органами). Объектом этого контроля является прежде всего соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства.

Особое  место в этом виде контроля занимает налоговый контроль, эффективная  организация которого во многом определяет полноту поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства  и, следовательно, возможность государства  исполнять свои функции.

Большое значение имеет таможенный контроль. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при пересечении товарами таможенной границы.

Соблюдение  валютного законодательства при  валютных операциях обеспечивает валютный контроль.

Бюджетно-финансовый контроль проводится в бюджетно-финансовой сфере. Предметом контроля являются процессы формирования и использования  финансовых ресурсов государства.

Основными задачами бюджетно-финансового контроля является контроль над :

     - поступлением средств в бюджет и внебюджетные фонды;

     - законностью, рациональностью и эффективностью использования средств бюджета и внебюджетных фондов органами государственной власти и организациями;

     - своевременностью исполнения доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

     - эффективностью использования государственной собственности, ее приватизацией или национализацией;

     - обоснованностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных финансовых преференций;

     - а также пресечение расточительства, финансовых злоупотреблений, неэффективного использования государственных средств посредством обращения внимания законодательных органов на недоработки действующего законодательства или в предлагаемых к утверждению законопроектах.

Контрольные функции Президента Украины в  сфере финансовой деятельности выплывают  из его статуса как главы государства  и главы исполнительной власти в  Украине. Президент Украины непосредственно  осуществляет свои контрольные функции, например, когда он подписывает законы Украины о регуляции финансовой деятельности. В то же время необходимо отметить, что президентская ветка  государственного контроля над финансами  в Украине еще окончательно не сформировалась.

В Украине  финансовый контроль осуществляется в  соответствии с законом «Об аудиторской деятельности»

Этот  закон   определяет   правовые   основы    осуществления аудиторской  деятельности  в  Украине  и направлен на создание системы независимого   финансового   контроля   с   целью   защиты   интересов пользователей финансовой и другой экономической информации.

Положения настоящего Закона действуют  на  территории  Украины  и распространяются  на  всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и видов деятельности.

Действие  настоящего  Закона  не  распространяется  на аудиторскую деятельность государственных органов,  их подразделений и  должностных лиц, уполномоченных законами Украины на осуществление государственного финансового контроля.

Аудиторская деятельность    в    сфере    финансового    контроля регулируется Хозяйственным кодексом Украины,  настоящим Законом, иными нормативно-правовыми актами и  стандартами  аудита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2 Органы государственного финансового контроля в Украине

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и другие органы. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Одной из форм общегосударственного финансового  контроля является парламентский контроль. Верховная Рада Украины, а также  органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в ходе рассмотрения и утверждения проекта государственного и местных бюджетов и отчета об их исполнении.

В соответствии со ст. 85 Конституции Украины от 28 июня 1996 г. к полномочиям Верховной  Рады относится также:

     - принятие законов;

     - осуществление контроля над деятельностью Кабинета Министров Украины;

     - утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществление за их использованием;

     - назначение на должности и освобождение от должностей Председателя и других членов Счетной палаты;

     - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Национального банка Украины по представлению Президента Украины;

     - осуществление парламентского контроля в пределах, определенных Конституцией.

Контроль  представительных органов власти осуществляется через комитеты и комиссии, образуемые представительными органами власти на каждом уровне. Однако особая роль в деле финансового контроля принадлежит комитету по бюджету, образованному Верховной Радой Украины. В частности, комитет по бюджету после поступления проекта государственного бюджета в Верховную Раду дает заключение по указанному законопроекту и предложения к проекту Закона «О государственном бюджете Украины».

Помимо  указанного Верховной Радой образован постоянно действующий орган — Счетная палата.

Закон Украины «О Счетной палате» от 11 июля 1996 г.1 определяет ее как постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Верховной Радой Украины и подотчетен ей. Она осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от каких-либо других органов государства.

Счетная палата состоит из Председателя, заместителей председателя, главных контролеров и аппарата счетной палаты.

Задачами  Счетной палаты являются:

     - организация и осуществление контроля над своевременным исполнением расчетной части Государственного бюджета Украины, расходованием бюджетных средств, в том числе средств общегосударственных целевых фондов, по объемам, структуре и их целевому назначению;

     - осуществление контроля над образованием и погашением внутреннего и внешнего долга Украины, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств, валютных и кредитно-финансовых ресурсов;

     - контроль над финансированием общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и национально-культурного развития, охраны окружающей среды;

     - контроль над соблюдением законности в части предоставления Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам, международным организациям, предусмотренных в Государственном бюджете Украины;

     - контроль над законностью и своевременностью движения средств Государственного бюджета Украины и средств внебюджетных фондов в учреждениях Национального банка Украины и уполномоченных банках;

     - анализ установленных отклонений от показателей Государственного бюджета Украины и подготовка предложений об их устранении, а также о совершенствовании бюджетного процесса в целом;

     - регулярное информирование Верховной Рады Украины, ее комитетов о ходе исполнения Государственного бюджета Украины и состоянии погашения внутреннего и внешнего долга Украины, о результатах осуществления иных контрольных функций и др. (ст. 2 Закона Украины «О Счетной палате»).

Для решения  поставленных задач Счетная палата имеет следующие полномочия:

     1) осуществляет экспертно-аналитические, информационные и иные виды деятельности, обеспечивающие контроль за использованием средств общегосударственных целевых фондов, средств внебюджетных фондов, за целевым использованием финансово-кредитных и валютных ресурсов при осуществлении общегосударственных программ;

     2) проводить финансовые проверки, ревизии в аппарате Верховной Рады Украины, органах исполнительной власти, Национальном банке Украины, Фонде государственного имущества Украины, других подотчетных Верховной Раде Украины органах, а также на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности;

     3) проверять в органах и на объектах денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, схемы расходов и иную документацию о финансово-хозяйственной деятельности, а также осуществлять проверку кассовых операций с наличностью и ценными бумагами, материальных ценностей, их учета, хранения и расходования;

     4) получать от руководителей проверяемых учреждений и организаций всю необходимую документацию и иную информацию о финансово-хозяйственной деятельности;

     5) получать от Национального банка Украины, уполномоченных банков и других кредитных учреждений необходимые сведения об осуществляемых ими операциях и состоянии счетов проверяемых учреждений и организаций, от других предприятий и организаций — справки, копии документов по операциям и счетам этих предприятий и организаций;

     6) организовывать и проводить оперативный контроль за использованием средств Государственного бюджета за отчетный период;

     7) проводить комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям Государственного бюджета Украины, в том числе бюджетов общегосударственных целевых фондов;

     8) проводить экспертизу проектов Государственного бюджета Украины, а также проектов законов и иных нормативных актов, международных договоров Украины, общегосударственных программ и других документов, касающихся вопросов государственного бюджета и финансов Украины;

     9) осуществлять анализ и исследование нарушений и отклонений бюджетного процесса, подготовку и внесение в Верховную Раду Украины предложений по их устранению, а также совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

     10) готовить и представлять заключения в Верховную Раду Украины и ее комитеты об исполнении Государственного бюджета Украины, в том числе доходов и расходов общегосударственных целевых фондов, финансировании общегосударственных программ за отчетный год;

     11) направлять материалы проверок, ревизий и обследований Кабинету Министров Украины, соответствующим центральным органам исполнительной власти, Национальному банку Украины, Фонду государственного имущества Украины, предприятиям, учреждениям и организациям для рассмотрения и принятия, необходимых мер;

Информация о работе Система государственного контроля в Украине