Система государственного контроля в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть механизм финансового контроля.
Задачей является раскрытие таких тем, как:
- экономическая сущность и классификация финансового контроля;
- формы и методы финансового контроля;
- принципы финансового контроля;
- внутрихозяйственный контроль;
- контроль со стороны коммерческих банков;
- аудиторский контроль;
- система государственного контроля Украины;
- органы государственного контроля Украины;
- пути повышения эффективности финансового контроля в Украине.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
1 Теоретический аспект финансового контроля……………………………….….5
1.1 Экономическая сущность и классификация финансового контроля…....5
1.2 Формы и методы финансового контроля………………………………..10
1.3 Принципы финансового контроля…………………………………........13
2 Негосударственный контроль и его характеристика…………………………..16
2.1 Внутрихозяйственный контроль…………………………………….......16
2.2 Контроль над коммерческими банками……..…………………………….17
2.3 Аудиторский контроль……………………………………………….......18
3 Система государственного контроля в Украине……………………………….21
3.1 Система государственного финансового контроля……………………...21
3.2 Органы государственного финансового контроля в Украине...............25
3.3 Пути повышения эффективности финансового контроля в Украине....37
Заключение……………………………………………………………………..….41
Список используемых источников…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 92.03 Кб (Скачать)

К основным целям надзора за коммерческими банками являются:

     - защита мелких вкладчиков от плохого управления банком и мошенничества; 
     - защита клиентов от системного риска (при банкротстве одного банка могут потерпеть банкротство несколько банков и тем самым будет подорвано доверие ко всей системе); 
     - обеспечение доверия тем банкам, которые выступают в качестве кредиторов на международном банковском рынке; 
     - защита экономики от отрицательных явлений в банковской системе. 
Органы денежно-кредитного регулирования призваны обеспечить стабильность денежного обращения и национальной валюты, что невозможно без ограничения кредитной экспансии банков, которые теоретически могут "создать" любое количество платёжных средств.

Надзор  построен на принципе принятия мер  предосторожности для снижения возможного риска при инвестировании коммерческими  банками средств в банковские и в небанковские структуры. Защита акционеров и пайщиков обычно не входит в функции надзорных органов.

Удовлетворительная  система надзора включает сложное  сплетение финансовых, юридических, экономических и административных связей.

Наиболее важными являются следующие:

     - кодифицированный свод законов, касающихся экономических субъектов и собственности, включая банковское законодательство;

     - разработка адекватных и чётко установленных стандартов учёта и отчётности; 
     - система надзорных органов, их функций, полномочий;

     - сущность практики надзора, её последовательность;

     - система коррективных мер и экономических санкций;

     - обнародование для широкой общественности банковской отчётности.

Важнейшей предпосылкой эффективного надзора  является наличие требований, предъявляемых  к системе бухгалтерского учета. Они представляют собой правила, которым должны следовать при  подготовке своих балансовых отчётов  коммерческие банки и предприятия.

Балансы, декларации о доходах и т.д. играют важную роль для кредиторов, инвесторов и коммерческих партнёров. Они содержат информацию о предприятии. Банкам необходима достоверная отчётность заёмщиков, чтобы осуществлять кредитный анализ.

Стандарт  отчётности должен быть единым, с тем, чтобы банк мог сравнить преимущества одного заёмщика перед другим.

Для органов  банковского надзора стандартная  банковская отчётность необходима не только для финансовой оценки отдельных  банковских клиентов, но также для  проведения сравнения различных банков, включая зарубежные.

Обычно  надзор за коммерческими банками  осуществляется либо внутренним аудитом (аудиторские службы коммерческого  банка), либо внешним аудитом (аудиторскими организациями, осуществляющими независимый аудит).

В качестве способов банковского надзора могут  быть документарный контроль, инспекция, ревизия, экономический анализ, регистрация (выдача лицензий) и т.д.

Таким образом, банковская система является неотъемлемой  частью рыночной экономики.

Суть  контроля коммерческих банков заключается  в защите мелких вкладчиков, клиентов от системного риска, обеспечение доверия тем банкам, которые выступают в качестве кредиторов на международном банковском рынке. Эффективный надзор на банками напрямую связан с системой бухгалтерского учёта. 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 

      
 
 

     2.3 Аудиторский контроль

Аудит представляет собой предпринимательскую  деятельность аудиторов (аудиторских  фирм) по осуществлению независимых  вневедомственных проверок бухгалтерской  и финансовой отчетности, платежно-расчетной  документации отдельных хозяйственных  операций, налоговых деклараций и  других финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе.

Основные  задачи аудиторского контроля - установление достоверности бухгалтерской и  финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов. 
Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и  инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в  форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и  размера уставного капитала, а  также предприятия, имеющие в  уставном фонде долю, принадлежащую  иностранным инвесторам.

Обязательная  аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных  органов — прокуратуры, казначейства, налоговой службы.

Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствовать ее проведению влечет за собой взыскание  штрафа по решению суда.

Аудиторские проверки могут проводить как  отдельные граждане, прошедшие государственную  аттестацию и зарегистрированные в  качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в  том числе, иностранные). Они могут  иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством, кроме открытого акционерного общества. После получения лицензии на право  осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный  реестр аудиторов и аудиторских  фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Специалистов  по аудиту в разных странах называют по-разному: в США - общественными  бухгалтерами, в Великобритании и  англосаксонских странах - ревизорами или присяжными бухгалтерами, во Франции - бухгалтерами-экспертами или комиссарами  по счетам, в Германии - контролерами хозяйства или контролерами книги  и т. д. Несмотря на различия в названии, все аудиторы занимаются одним и  тем же делом: проверкой бухгалтерской  и финансовой отчетности хозяйствующих  субъектов с составлением заключения о ее достоверности, а также текущим консультированием по различным учетным, финансовым и правовым вопросам, налогообложению, банковскому и страховому делу и др. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям, соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства. Аудитор, являясь незаинтересованным лицом, выражает мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого лица и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству. 
У аудита и государственного и муниципального финансового контроля разные объекты и задачи. У них есть много общего в приемах и, по существу, одна конечная цель - укрепление финансовой дисциплины. Объектом государственного и муниципального контроля являются, в основном, централизованные финансы, аудита - преимущественно децентрализованные финансы.

Отношения аудиторской фирмы с клиентами, как правило, оформляются договором  с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка производится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторской услуги производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством, а в случае финансовой несостоятельности — за счет средств государственного бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

Результат аудиторской  проверки оформляется  в виде заключения аудитора (аудиторской  фирмы). Этот документ имеет юридическую  силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

     1) заключение без замечаний —  аудитор подтверждает достоверность  показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;

     2) заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но о наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе; 
      3) отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет на предприятии не соответствует  требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов; 
      4) заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте. 
Сфера действия аудиторского финансового контроля расширяется по мере развития рыночных отношений, одновременно повышаются требования к качеству аудита и профессиональному уровню аудиторов.

Следовательно, задачей аудита является проверка достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности. Проверки могут быть обязательные и инициативные. Цель таких проверок - укрепление финансовой дисциплины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 

     3 Система государственного контроля в Украине

     3.1 Система государственного финансового  контроля 

Система органов государственного финансового  контроля в Украине находится  на стадии формирования. Хотя основные ее элементы уже сложились и действуют, совершенствуя свою внутреннюю структуру  и уточняя свое место в общегосударственной  системе контроля вообще. Как и  в других государствах, финансовый контроль в Украине осуществляется органами законодательной власти, органами исполнительной власти, специальными органами государственного финансового  контроля, а также негосударственными специализированными организациями.

Государственный финансовый контроль в Украине основывается на Конституции Украины, Гражданском, Налоговом и Бюджетном кодексах Украины, законах и законодательных  актах Украины и органов местного самоуправления.

Главной целью государственного финансового  контроля в Украине является установление соответствия практики управления финансовыми  ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного  продукта задачам финансовой политики государства.

Важнейшая обязанность государственного финансового  контроля в Украине состоит в  обеспечении органов государственной  власти и обществ всеобъемлющей и достоверной информацией о формировании и использовании государственных средств.

Объектами государственного финансового контроля в Украине являются денежные отношения, возникающие в связи с формированием  финансовых ресурсов в распоряжении государства (и его организаций) и использованием этих средств на удовлетворение нужд государства и  всего общества.

Государственному  финансовому контролю в Украине  подлежат:

     - органы государственной власти (в том числе их аппараты);

     - государственные предприятия и  учреждения, а также предприятия,  учреждения и организации с  участием государства;

     - предприятия, организации, учреждения, финансируемые за счет бюджетных  средств или получающие государственные  субсидии;

     - государственные бюджетные и  внебюджетные фонды;

     - органы местного самоуправления, предприятия и организации вне  зависимости от видов и форм  собственности, а также физические  лица, если они получают, перечисляют,  используют государственные средства  или управляют ими, имеют предоставленные  законодательством или органами  государственной власти налоговые,  таможенные или иные льготы  и преимущества;

     - общественные объединения, негосударственные  фонды и иные негосударственные  некоммерческие организации в  части, связанной с получением, перечислением, использованием государственных  средств или управлением ими,  а также в части предоставленных  законодательством или органами  государственной власти налоговых,  таможенных и иных льгот и  преимуществ;

Информация о работе Система государственного контроля в Украине