Система государственного контроля в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть механизм финансового контроля.
Задачей является раскрытие таких тем, как:
- экономическая сущность и классификация финансового контроля;
- формы и методы финансового контроля;
- принципы финансового контроля;
- внутрихозяйственный контроль;
- контроль со стороны коммерческих банков;
- аудиторский контроль;
- система государственного контроля Украины;
- органы государственного контроля Украины;
- пути повышения эффективности финансового контроля в Украине.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
1 Теоретический аспект финансового контроля……………………………….….5
1.1 Экономическая сущность и классификация финансового контроля…....5
1.2 Формы и методы финансового контроля………………………………..10
1.3 Принципы финансового контроля…………………………………........13
2 Негосударственный контроль и его характеристика…………………………..16
2.1 Внутрихозяйственный контроль…………………………………….......16
2.2 Контроль над коммерческими банками……..…………………………….17
2.3 Аудиторский контроль……………………………………………….......18
3 Система государственного контроля в Украине……………………………….21
3.1 Система государственного финансового контроля……………………...21
3.2 Органы государственного финансового контроля в Украине...............25
3.3 Пути повышения эффективности финансового контроля в Украине....37
Заключение……………………………………………………………………..….41
Список используемых источников…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 92.03 Кб (Скачать)

     12) возбуждать перед Верховной Радой Украины, Президентом Украины, а также органами исполнительной власти ходатайство о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований действующего законодательства Украины, вследствие чего причинен материальный ущерб государству;

     13) привлекать к проведению проверок, ревизий и обследований на договорных началах квалифицированных специалистов и специалистов-экспертов из других учреждений и организаций, а также работников других государственных контрольных, налоговых и правоохранительных органов с оплатой их труда в необходимых случаях за счет собственных средств (ст. 7 Закона Украины «О Счетной палате»).

При осуществлении  своих полномочий Счетная палата осуществляет следующие виды деятельности: контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности.

По результатам  проведенных контрольных мероприятии Счетная палата направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений В случаях выявления в ходе проверки и ревизии фактов хищения государственных средств и иных злоупотреблении Счетная палата передает материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы и информирует Верховную Раду Украины.

Одной из форм государственного контроля является президентский контроль, осуществляемый Президентом и его аппаратом.

Президент Украины, как глава государства, наделен правом контроля за соблюдением законности и государственной дисциплины во всех сферах функционирования государственной исполнительной власти. Он является гарантом соблюдения Конституции Украины и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Как глава государства в течение пятнадцати дней после получения закона, касающегося финансовой деятельности, подписывает его, принимая к исполнению, официально обнародует либо возвращает закон со своими мотивированными предложениями в Верховную Раду Украины для повторного рассмотрения. По экономическим вопросам издает Указы. Ему непосредственно подчинена Администрация Президента, которая является постоянно действующим органом и организует контроль за выполнением органами исполнительной власти и их должностными лицами законов Украины, указов и распоряжений Президента Украины, имеет право по поручению Президента ставить перед руководителями соответствующих органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления вопрос об устранении выявленных нарушений законности в их деятельности. В структуре Администрации Президента действует .главное управление по контролю на основании Положения утвержденного Указом Президента Украины в 1995 г.

К высшей форме государственного контроля относится также правительственный контроль, который включается в систему контроля со стороны органов государственной исполнительной власти и осуществляется Кабинетом Министров Украины.

Кабинет Министров Украины:

     - обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сфере труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования;

     - разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального и культурного развития Украины;

     - разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивает исполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, представляет Верховной Раде Украины отчет о его исполнении;

     - направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти (ст. 116 Конституции Украины).

В пределах своей компетенции издает постановления  и распоряжения, являющиеся обязательными к исполнению.

Важное  значение в силу своей повседневности, регулярности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относится, прежде всего, Министерство финансов Украины Правовое положение Министерства финансов Украины определяется Положением «О Министерстве финансов Украины» от 26 августа 1999 г. и другими нормативно-правовыми актами.

Минфин  Украины является центральным органом  государственной исполнительной власти по управлению финансами, следовательно, и по контролю над движением и расходованием государственных финансовых ресурсов. Минфин Украины осуществляет контроль за исполнением государственного бюджета, за соблюдением учреждениями НБУ, коммерческими банками правил кассового исполнения государственного бюджета по доходам Осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства на каждой стадии бюджетного процесса как относительно государственного бюджета, так и местных бюджетов и другие.

Для осуществление контрольной функции в структуре Министерства финансов Украины создаются специальные контрольно-ревизионные подразделения: Государственная контрольно-ревизионная служба и Государственное казначейство Украины.

Контрольно-ревизионные  органы Минфина Украины действуют  в соответствии с Законом Украины  «О Государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26 января 1993 г.1

Государственная, контрольно-ревизионная служба состоит из Главного контрольно-ревизионного управления Украины, контрольно-ревизионных управлений в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионных подразделениях (отделов, групп) в районах, городах и районах в городах.

Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранностью, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов, разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предупреждению их в дальнейшем (ст. 2 Закона Украины «О Государственной контрольно-ревизионной службе в Украине»).

Для выполнения поставленных задач органам контрольно-ревизионной службы предоставлено право:

     - ревизовать и проверять в министерствах, государственных комитетах и других органах государственной исполнительной власти, государственных фондов, на предприятиях, в учреждениях и организациях денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и другие документы, подтверждающие поступление и расходование средств и материальных ценностей, проводить проверки фактического наличия ценностей;

     - беспрепятственного доступа на склады, в хранилища, производственные и другие помещения для их обследования и выяснения вопросов, связанных с ревизией или проверкой. Прекращать на расчетных и других счетах в банках и иных финансово-кредитных учреждениях операции в случаях, когда руководство объекта, на котором необходимо провести ревизию или проверку, препятствует работнику государственной контрольно-ревизионной службы исполнять свои обязанности;

     - привлекать на договорных началах квалифицированных специалистов соответствующих министерств, государственных комитетов, других органов государственной исполнительной власти, государственных фондов, предприятий, учреждений и организаций для проведения контрольных обмеров строительных, монтажных, ремонтных и иных работ, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, других проверок с оплатой за счет специально предусмотренных для этой цели средств;

     - требовать от руководителей объектов, которые ревизуются или проверяются, проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, в необходимых случаях опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, а при выявлении подделок, других злоупотреблений изымать необходимые документы на срок до окончания ревизии или проверки, оставляя в делах акт изъятия и копии или реестры изъятых документов;

     - получать от Национального банка Украины и его учреждений, коммерческих банков и других кредитных учреждений необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средств на счетах объектов, которые ревизуются или проверяются, а от других предприятий и организаций, в том числе негосударственной формы собственности, — справки и копии документов об операциях и расчетах с предприятиями, учреждениями, организациями, которые ревизуются или проверяются;

     - получать от должностных и материально-ответственных лиц объектов, которые ревизуются или проверяются, письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок;

     - предъявлять руководителям и другим должностным лицам объектов, которые ревизуются или проверяются, требования по устранению выявленных нарушений законодательства по вопросам сохранности и использования государственной собственности и финансов, изымать в бюджет выявленные ревизиями или проверками скрытые и заниженные валютные и другие платежи, ставить перед соответствующими органами вопрос о прекращении бюджетного финансирования и кредитования, если полученные предприятиями, учреждениями и организациями средства и ссуды используются с нарушением действующего законодательства;

     - взыскивать в доход государства средства, полученные министерствами, ведомствами, государственными комитетами, государственными фондами, предприятиями, учреждениями и организациями по незаконным сделкам, без установленных законом оснований и с нарушением действующего законодательства;

     - налагать в случаях, предусмотренных законодательными актами, на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций административные взыскания;

     - применять к предприятиям, учреждениям, организациям и другим субъектам предпринимательской деятельности финансовые санкции, предусмотренные п. 7 ст. 11 (ст. Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине»).

В случаях  выявления злоупотреблений работники  государственной контрольно-ревизионной службы обязаны передавать правоохранительным органам материалы ревизий, а также сообщать о выявленных злоупотреблениях и нарушениях государственные органы и органы, уполномоченные управлять государственным имуществом.

В Министерстве юстиции 21 марта 1997 зарегистрировано Главное управление Государственного казначейства Украины при Минфине Украины.

Казначейство - финансовый орган, на который возложили функции по кассовому использованию государственного бюджета Украины. Раньше в системе государственной исполнительной власти ничего похожего не было. Сейчас появление этого органа вызвано многими обстоятельствами. Ведь действующая схема исполнения государственного бюджета не обеспечивает системного контроля как за прохождением государственных ресурсов через коммерческие банки, так и за использованием этих средств распорядителями кредитов на местах. Государственные финансовые ресурсы рассеяны по многочисленным текущим счетам министерств и ведомств. Чтобы навести порядок, обеспечить эффективное управление средствами государственного бюджета, повысить оперативность в финансировании расходов, 27 апреля 1995 г. Президент Украины издал Указ № 335/95 «О Государственном казначействе Украины» в соответствии с которым при Министерстве финансов создано Государственное казначейство. А постановлением от 31 июля 1995 г. № 590 Кабинет Министров утвердил Положение «О Государственном казначействе Украины»[3].

Государственное казначейство:

     - организует исполнение Государственного бюджета Украины и осуществляет контроль за этим;

     - осуществляет управление имеющимися средствами государственного бюджета, в том числе в иностранной валюте, и средствами государственных внебюджетных фондов и внебюджетными средствами учреждений и организаций, которые содержатся за счет средств государственного бюджета;

     - осуществляет финансирование расходов государственного бюджета;

     - ведет учет кассового использования государственного бюджета, составляет отчетность о состоянии исполнения государственного и сводного бюджетов;

     - осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом в соответствии с действующим законодательством;

     - распределяет между государственным бюджетом и бюджетами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя отчисления от общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей по .нормативам, утвержденным Верховной Радой Украины;

Информация о работе Система государственного контроля в Украине