Шпаргалка по "Финансовому контролю и аудиту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по "Финансовому контролю и аудиту".

Работа содержит 1 файл

Шпаргалка по Финансовому контролю и аудиту.doc

— 509.00 Кб (Скачать)

— в платежной  или расчетно-платежной ведомости  против фамилий лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать надпись от руки «Депонировано»;

— составить  реестр депонированных сумм;

— в конце  платежной или расчетно-платежной  ведомости сделать надпись о  фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надписью.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана  счетов в настоящее время учет расчетов с депонентами ведется  на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонентам». Кредитовый оборот по указанному субсчету за период — невыплаченные в течение периода в установленный срок суммы, дебетовый оборот — погашенная в течение периода задолженность по депонированным суммам. Сальдо по субсчету представляет собой депонированные суммы на конец проверяемого периода. Аналитический учет таких сумм ведется в журнале регистрации депонированных сумм.

Правила осуществления  расчетов в России определяет ЦБР. Он устанавливает предельные размеры  расчетов наличными деньгами. Так, в соответствии с указанием ЦБР от 14.11.2001 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке должен составлять в сумме 60 тыс. руб.

Установление  предельного размера расчетов наличными  деньгами между юридическими лицами является одним из инструментов, обеспечивающих организацию наличного обращения  денег, защиту и устойчивость рубля и не лишает юридических лиц возможности производить расчеты между собой в безналичном порядке без ограничения суммы и в любой форме, предусмотренной законом.

В ходе проверки аудитор выявляет случаи превышения расчета наличными средствами между организациями и своевременно информирует руководителя о возможных санкциях.

Следовательно, данная часть проверки проводится с  целью установить, совершаются ли на предприятии расчеты с другими  юридическими лицами суммами, превышающими установленную предельную величину по одной сделке. Для этого применяется метод сплошной проверки (просмотра) расходных кассовых ордеров, а также отчетов кассира, кассовых книг, договоров с юридическими лицами.

 

51. Аудиторская проверка правильности отражения кассовых операций в учете. Инвентаризация кассы при проверке.

Целью аудиторской  проверки является формирование мнения о достоверности показателей  БО, отраженных состояние и движение денежных средств нормативным актам  РФ.

Основные нормативно-законодательные акты, регулирующие аудит: порядок ведения кассовых операций в РФ; закон РФ №5215-1 от 18.06.1993 г. «О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением»; методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; порядок регистрации ККМ в налоговых органах; типовые правила эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением; об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке; альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету налоговых операций и по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККМ.

Первичные документы: приходные и расходные кассовые ордера; кассовая книга; отчеты кассира; журнал регистрации выданных доверенностей; оборотно-сальдовая ведомость по сч.50, форма №2.

Аудиторская проверка кассовых операций осуществляется в  последовательности:

  1. определение цели и задачи аудита.
  2. подборка нормативных документов.
  3. составление аудиторской программы и тестов контроля.
  4. установление соответствия данным БУ, данным БО.
  5. проверка организации материальной ответственности.
  6. проверка документального оформления движения денежных средств.
  7. выявление существенных нарушений ведения учета, подготовка отчетности, соблюдение законодательства.
  8. выражение мнения о достоверности кассовых операций.

Аудит кассовых операций проводится сплошным методом. С кассиром должен быть заключен договор  полной материальной ответственности. Прием наличных денег кассами  предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата. Выдача наличных денег из кассы предприятия производится по расходным кассовым ордерам или другим документам. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером.

Аудиторская проверка кассовых операций, как правило, начинается с инвентаризации денежных средств в кассе предприятия. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы предотвратить возможность доступа к ним. Кассир в присутствии аудитора составляет кассовый отчет о кассовых операциях за последний день, выводит остаток денег по кассовой книге на день проверки. Одновременно с кассира берется расписка, что все приходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации кассы неоприходованных и несписанных в расход денег не имеется. Затем начинается полистный пересчет денег. Если во время инвентаризации кассы имеются частично оплаченные платежные ведомости на выплату заработной платы, пособий и т.д., аудитор подсчитывает в них итог и выплаченную сумму, принимает к зачету, о чем делается пометка в акте. После пересчета денег и других ценностей, хранящихся в кассе, полученный остаток сверяется с данными учета по кассовой книге. Результаты проверки оформляются составлением акта, который подписывается аудитором, главным бухгалтером и кассиром. В случае выявления излишков или недостач денежных средств или денежных документов и других ценностей необходимо взять письменное объяснение у кассира. При выявлении крупных злоупотреблений аудитор может потребовать у руководителя предприятия отстранить кассира от своих обязанностей до окончания проверки. При инвентаризации кассы проверяется: заключен ли с кассиром и раздатчиками договор о полной индивидуальной ответственности установленной формы; имеется ли приказ о назначении кассира, соответствует ли помещение кассы рекомендациям по обеспечению сохранности денежных средств, по технической укрепленности и оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации. Вся ответственность по оснащению помещения кассы ложится на руководителя предприятия. При проверке кассы наиболее важно проверить:

•  полноту  и своевременность оприходования  денежных средств, полученных по чекам  из банка. Сверка производится с выписками  банка. Проводится встречная проверка в банке в случае обнаружения  исправлений, подчисток и т.п.;

•  правильность оформления приходных и расходных  кассовых ордеров, кассовой книги, журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

•  правильность ведения кассовой книги и выведенных в ней остатков денег на конец дня;

•  правильность выведения итогов в платежных  ведомостях;

•  правильность оформления документов при депонировании  заработной платы;   

•  правильность выдачи денег по доверенности;

• соблюдение лимитов  хранения денежных средств в кассе  и порядок расчетов наличными деньгами с юридическими лицами;

•  хранение ключей от сейфа и их дубликатов. Последние должны храниться в  опечатанном виде у руководителя предприятия;

•  правильность составления бухгалтерских проводок. Особое внимание обращается на операции, которые по бухгалтерскому учету списаны (минуя счета расчетов) на затраты производства (20, 23, 25, 26) или издержки обращения (44);

Проводится  также инвентаризация денежных документов, находящихся в кассе, и иностранной валюты.

Выдача денежных средств из кассы в пототчет производится на основании служебной записки, подписанной главным бухгалтером и не выше суммы, указанной в приказе руководителя о выдаче подотчетных сумм на хоз.расходы. Если подтчетное лицо не отчиталось за предыдущие суммы – деньги не выдаются. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней с момента получения аванса, если не предусмотрены другие сроки, на которые они выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

 

52. Аудит  расчетных счета в банке.

Цель аудита: формирование мнения о достоверности  БО по разделу денежные средства на расчетных счетах в банке в  соответствии с примененной методике учета денежных средств действующему законодательству РФ.

Основные нормативно-законодательные  документы, регулирующие объект проверки: ГК РФ, №129-ФЗ; НК РФ; положение о безналичных  расчетах  в РФ; указания и положения  Банка РФ.

Источники информации: форма №1, №4; налоговая отчетность; регистры синтетического учета на сч. 51; первичные документы.

Аудитор должен проверить юридические отношения  организации и банка: проверяет  соответствие договора на банковское обслуживание нормам ГК РФ.

Расчетные счета. Аудитор должен определить количество расчетных счетов, открытых на предприятии и проверить, как ведется аналитический и синтетический учет по каждому из них. Расчетный счет открывается после регистрации организации по разрешению налоговой инспекции по месту нахождения организации и других фискальных органов. Для удобства расчетов и уменьшения предпринимательского риска организации часто открывают несколько расчетных счетов в нескольких банках.  Операции по расчетному счету в бухгалтерском учете ведут на  счете 51 «Расчетный счет».

[Основанием  для записей в бухгалтерском  учете являются выписки банка и приложенные к ним документы. Банк не принимает платежные поручения и чеки при отсутствии каких-либо реквизитов, поэтому проверка в основном сводится к определению обоснованности и законности выставленных или полученных платежных документов.

В процессе проверки выполняются следующие процедуры:

- сверяют даты  и суммы остатков последнего  дня предыдущих выписок с датами  и суммами первого дня последующих  выписок и таким образом проверяют наличие всех выписок за период и отсутствие пропусков в операциях на расчетном счете. Такую процедуру необходимо выполнить по каждому открытому расчетному счету, при этом устанавливают причину и целесообразность перечисления денежных средств проверяемой организации с одного расчетного счета на другой;

- проверяют  наличие оправдательных документов (платежных поручений, платежных  требований и др.) по каждой  строке выписок банка;

- в платежных  поручениях проверяют, соответствует  ли назначение платежа той корреспонденции счетов, которая должна быть указана первоначально на выписке банка, а затем перенесена в бухгалтерские регистры. При этом нужно обратить внимание на нетипичные бухгалтерские проводки, когда с расчетного счета (51) делается корреспонденция на счета затрат (20,26 и др.) или издержки обращения (44), а также на счет 99 «Прибыли и убытки»;

- проверяют  наличие и законность договоров,  счетов и других  документов, которые  указываются в реквизите  платежного  поручения «Назначение платежа»;

- в случае отсутствия на платежных поручениях отметки банка об исполнении и при обнаружении подчисток и исправлений производят запрос копий документов в обслуживающем банке и проверяют достоверность сомнительных   реквизитов;

- удостоверяются  в своевременности оприходования денег в кассу по выпискам банка и приложенным к ним документам, по графе с корреспонденцией счетов, коду операций разграничивают банковские операции на денежные и безналичные. При этом выясняют, нет ли случаев, когда деньги, полученные в банке по чекам отражены как безналичные расчеты с транспортными организациями, предприятиями связи, с бюджетом.

- проверяют  платежеспособность организации,  выясняют причины просрочки в  расчетах с поставщиками и  различными кредиторами, обеспеченность  имуществом ссуд, полученных  в банках;

-  проверяют  полноту и соответствие платежных  поручений и других документов  записям в выписках 6анка и тем самым убеждаются в целесообразности перечисления  сумм другим организациям;

-  проверяют  достоверность и законность операций, относимых на издержки (оплата за услуги, списание канцелярских  принадлежностей и т.п.);

-  исследуют  случаи  несвоевременных  расчетов  с  поставщиками, т.к.бывают случаи  постепенного, искусственного создания  кредиторской задолженности в  целях  дальнейшего присвоения денежных средств.]

Особое внимание должно быть обращено на получение  наличных средств из банка, их зачисление на счет 50 "Касса", а также на обратную операцию — перечисление наличных денег на расчетный счет.

При использовании  журнально-ордерной формы учета основные регистры — журнал-ордер № 2 и ведомость по дебету счета 50— должны быть сверены с выписками банка, первичными документами и главной книгой. Если учет ведется на ПЭВМ, то сверка осуществляется с соответствующими регистрами (обычно оборотной ведомостью).

 

53. Аудит  валютного счета в банке.

 Цель аудита: формирование мнения о достоверности БО по разделу денежные средства на расчетных счетах в банке в соответствии с примененной методике учета денежных средств действующему законодательству РФ.

Основные нормативно-законодательные  документы, регулирующие объект проверки: ГК РФ, №129-ФЗ; НК РФ; положение о безналичных  расчетах  в РФ; указания и положения  Банка РФ.

Источники информации: форма №1, №4; налоговая отчетность; регистры синтетического учета на сч. 52; первичные документы.

Методология бухгалтерского учета валютных операций регламентируется Федеральным законом "О бухгалтерском  учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и ПБУ 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте".      Федеральный закон "О бухгалтерском учете" обязывает все действующие на территории РФ предприятия в целях защиты ее экономического суверенитета вести бухгалтерский учет и составлять финансовые отчеты в валюте Российской Федерации, денежной единицей которой выступает российский рубль.     Однако в целях контроля и принятия решений по дебиторской задолженности и кредиторским обязательствам, контроля за законностью и целесообразностью инвалютных сделок, наличия инвалютных средств, их сохранностью и правильным расходованием необходимо обеспечить, наряду с применением в учете единой денежной единицы (рубля), одновременно и параллельное ведение учета в валюте, фактически применяемой для расчетов и платежей.     Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п.24) установлено, что "записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей".  Перечень дат совершения отдельных операций в иностранной валюте     Датой совершения операции считается день, когда у предприятия возникает право отразить в бухгалтерском учете имущество или обязательства как результат этой операции. В некоторых случаях она устанавливается законодательством или другими нормативными актами.        Дата пересчета в большинстве случаев определяется исходя из экономического и юридического содержания операции. Конкретную дату совершения операции определить несложно: по дате выписок банка с валютного счета, по дате отчетов кассира валютной кассы и по датам других фактов совершения отдельных валютных операций.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому контролю и аудиту"