Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 03:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы"

Работа содержит 1 файл

экзамен фин пп.docx

— 589.15 Кб (Скачать)

3) финансовый риск —  риск, возникающий в сфере отношений  с финансовыми институтами.

Предпринимательский риск в сфере производства:

1) снижение производительности  труда, незапланированные простои  оборудования и недоиспользование  производственных мощностей, потери  рабочего времени, повышение процента  брака;

2) снижение цены на  готовую продукцию в связи  с неблагоприятной рыночной конъюнктурой, недостаточным качеством, падением  спроса и т. п.;

3) рост цен на материальные  и трудовые ресурсы ведет к  росту затрат на производство  готовой продукции и снижению  массы прибыли предприятия;

4) рост материальных затрат  обусловлен перерасходом сырья,  материалов, топлива, энергии;

5) непредвиденный рост  транспортных и складских расходов, торговых издержек, накладных и  прочих расходов, переплата налогов  и прочих отчислений по различным  причинам;

6) штрафы, пени, неустойки  в связи с задержкой

поставки, платежей, рекламаций и т. д.

46.Методы управления

финансовым риском.

Залогом выживаемости и основой  стабильного положения пред-

приятия служит его устойчивость. Различают общую, ценовую, фи-

нансовую устойчивость и т.п. Финансовая устойчивость — это глав-

ный компонент его общей устойчивости. Финансовая устойчивость предприятия — это такое состояние его финансовых ресурсов, их перераспределения и использования, когда обеспечиваются развитие предприятия на основе собственной прибыли и рост капитала при сохранении его платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого финансового риска.

Таким образом, задача финансового  менеджера заключается в

том, чтобы привести в  соответствие различные параметры финансовой устойчивости предприятия и общий уровень риска.

Цель управления финансовым риском заключается в снижении потерь, связанных с данным риском, до минимума. Потери могут быть оценены в денежном выражении, оцениваются также шаги по

их предотвращению. Финансовый менеджер должен уравновесить

эти две оценки и спланировать, как лучше заключить сделку с по-

зиции минимизации риска.

В целом от финансовых рисков существует физическая и эко-

номическая защита.

физическая защита заключается в использовании сигнализации,

приобретении сейфов, системы контроля качества продукции, защитеданных от несанкционированного доступа, найме охраны и т.д.

Экономическая защита заключается в прогнозировании уровня

дополнительных затрат, оценке тяжести возможного ущерба, ис-

пользовании всего финансового механизма для ликвидации угрозы риска или его последствий.

Общеизвестны четыре метода управления риском: упразднение,

предотвращение потерь и  контроль, страхование, поглощение.

1. Упразднение заключается в отказе от совершения рискового

мероприятия. Но для финансового  предпринимательства упраздне

ние риска обычно упраздняет и прибыль.

2. Предотвращение потерь и контроль как метод управления фи

нансовым риском означает определенный набор превентивных и последующих действий, которые обусловлены необходимостью предотвратить негативные последствия, уберечься от случайностей, контролировать их размер, если потери уже понесены или неизбежны.

3. Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов

отказаться от части доходов, лишь бы избежать риска, т.е. он готов

заплатить за снижение риска  до нуля.

Для страхования характерны целевое назначение создаваемого

денежного фонда, расходование его ресурсов лишь на покрытие потерь в заранее оговоренных случаях; вероятностный характер отношений; возвратность средств. Страхование  как метод управления риском означает два вида действий: 1) перераспределение  потерь среди группы предпринимателей, подвергшихся однотипному риску (самострахование); 2) обращение за помощью к страховой  фирме. Крупные фирмы обычно прибегают  к самострахованию, т.е. процессу, при  котором организация, часто подвергающаяся однотипному риску, заранее откладывает  средства, из которых в результате покрывает убытки. Тем самым можно  избежать дорогостоящей сделки со страховой  фирмой.

Когда же используют страхование  как услугу кредитного рынка, то

это обязывает финансового  менеджера определить приемлемое для  него соотношение между страховой  премией и страховой суммой. Страховая  премия — это плата за страховой  риск страхователя страховщику. Страховая сумма — это денежная сумма, на которую застрахованы материальные ценности или ответственность страх вателя.

4. Поглощение состоит в признании ущерба и отказе от его стра-

хования. К поглощению прибегают, когда сумма предполагаемого

ущерба незначительно  мала и ей можно пренебречь.

При выборе конкретного средства разрешения финансового

риска инвестор должен исходить из следующих принципов:

• нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный  капитал;

• нельзя рисковать многим ради малого;

• следует предугадывать  последствия риска.

Применение на практике этих принципов означает, что всегда

необходимо рассчитать максимально  возможный убыток по конкретному  виду риска, сопоставить его с  объемом капитала предприятия, подвергаемого  данному риску, и затем сопоставить  весь возможный убыток с общим  объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний  шаг, можно определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия.

47. Процесс управления  риском

Процесс управления риском может быть разбит на шесть ста-

дий: определение цели, выяснение риска, оценка риска, выбор методов управления риском, применение выбранного метода, оценка

результатов.

1. С точки зрения финансового  риска определение цели сводится к обеспечению существования фирмы в случае существенных убытков.

Целью могут быть защита работы предприятия от условий внешней среды или оптимизация внутренней среды.

В качестве внешней среды  предприятия рассматривают две

группы факторов: прямого  и косвенного воздействия. К факторам прямого воздействия относят поставщиков, покупателей, конкурентов, государство. К факторам косвенного воздействия относят состояние экономики, социокультурные факторы, политические фак-

торы, достижения НТР, международные  события.

Положительными факторами внутренней среды считают наличие специальной службы экономической безопасности, системы экономического предупреждения, которая способна предотвратить непредусмотренные расходы-

2. Для выяснения риска проводят сбор различной информации с использованием официальных и неофициальных каналов. Кроме данных финансовой отчетности и бизнес-планов к официальным источникам информации относят информацию, полученную из периодической печати, радио, телевидения и т.п. К неофициальной информации относят данные, полученные при помощи промышленного шпионажа.

9. Анализ (оценка) риска. После того, как убыток уже понесен,

следующим шагом будет  определение его серьезности.

9. Выбор методов управления риском. В соответствии с результа

тами предыдущих исследовании осуществляется выбор того или ино

го метода управления риском. Возможна также комбинация из не

скольких методов.

9. Применение выбранного метода. Если избранным методом стало страхование, то следует покупать страховой полис. При этом выбираются разные страховые компании в зависимости от их специализации в области страховых рисков, и далее выбирается оптимальная по времени и цене, и обеспечению форма страхового полиса.

Кроме страхования стратегия управления любым риском вклю

чает программу ггредотвращения и контроля убытков. В этом участ-

вуют все функции финансового менеджмента: планирование, орга-

низация, руководство и контроль.

Одним из элементов внутрифирменного планирования является

бизнес-план, в структуре  которого имеется раздел «Оценка  рисков».

Этот раздел бизнес-плана  представляет инструмент управления

рисками предприятия. Важно  предугадать все возможные типы

рисков, с которыми может  столкнуться предприниматель, обосно-

вать источники этих рисков и все возможные моменты их возник-

новения. Раздел нацелен на исследование не только финансовых,

но и других рисков (например, политических, законодательных,

природных (стихийные бедствия) и др.). Все риски, представленные

в разделе «Оценка рисков», находят в финансовом плане свое де-

нежное выражение и  влияют на общую степень финансового  риска.

Ниже приведем некоторые  типичные расчеты, которые осуществ-

ляются при составлении этого раздела бизнес-плана.

Применение лимитирования показателей финансовых ресурсов

бюджета предприятия —  конкретное выражение результатов  плани-

рования рисков. Лимитирование — это установление лимита, т.е.

предельных сумм расходов, продаж, кредита и т.п. Лимитирование

служит важным средством  снижения степени риска и применяется,

например, банками при  выдаче ссуд, а предприятиями сферы  об-

ращения — при продаже  товаров в кредит и т.д.

Многие крупные фирмы  содержат службы «специалистов по

экономической безопасности». Эти менеджеры планируют страте-

гию управления риском данной фирмы, заключают договоры по

страхованию, направляют усилия фирмы на контроль за убытками.

Их функции выходят  за рамки простого страхования. Они, напри-

мер, дают консультации, как  уберечь страховые платежи от инфляции, выбирают способы избежания убытков. В средних поразмеру

фирмах, где нет специалиста  по экономической безопасности, к__и обязанность управления финансовыми рисками, поэтому именно

они и должны планировать  методы управления финансовыми и особенно инвестиционными рисками. В мелких фирмах — это одна из функций владельца.

Управление предотвращением  убытков во многом аналогично

управлению производительностью  и качеством. Речь идет о руководстве в форме действий, а не словесном воздействии в соответствии

с общей теорией менеджмента, которая построена на доверии и обязательствах руководства по отношению к служащим, заключении контракта с профсоюзом (поскольку безопасность трудящихся первична для профсоюзов). Концепция же финансового менеджмента базируется на «недоверчивости собственным сотрудникам» и «ограниченном доверии» к внутренней финансовой информации

(из этого вытекают  важнейшие принципы построения  системы

внутреннего финансового  контроля).

6. Последний шаг в процессе  управления финансовым рис-

ком — оценка результатов. Для этого необходима хорошо отлаженная система точной информации, дающая возможность рассмотреть имеющиеся убытки и сами действия, осуществляемые для их предотвращения.

Инвестор иногда принимает  решения в условиях неопределен-

ности результатов и ограниченности информации. Естественно, при более полной информации можно сделать более точный прогноз и снизить риск. В этом случае полезная информация становится товаром. Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения при полноте информации и ожидаемой стоимостью при ее ограниченности.

Назначение анализа риска  как одного из самых сложных этапов управления финансовыми рисками состоит в необходимости дать потенциальным партнерам данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте и возможности предусмотреть меры по защите от финансовых потерь. '

При проведении анализа рисков прежде всего надо определить источники и причины рисков, какие из них основные, преобладающие. Источниками рисков могут быть: хозяйственная деятельность, личность человека, природные факторы. Причиной рисков могут стать недостаток информации, неопределенность будущего, непредсказуемость поведения делового партнера.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"