Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:40, дипломная работа
Цель дипломной работы. Исследование в теоретическом и практическом плане характеристик и качества основных финансовых услуг, предоставляемых коммерческими банками своим клиентам, а также роль банковских финансовых услуг в обеспечении финансовой стабильности и перспектив развития российской экономики.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БАНКАМИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ 7
1.1. РЫНОК ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ И ЕГО МЕСТО В СТРУКТУРЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА 7
1.2. БАНКОВСКАЯ УСЛУГА, ЕЁ СВОЙСТВА И СУЩНОСТЬ 16
2. АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ ЗА ПЕРИОД С 2008 ПО 2011 ГОД. 28
2.1. ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА СФЕРУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ 28
2.2. АНАЛИЗ КОМИССИОННОГО ДОХОДА ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОГО ОСБ № 8625 34
3. ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РОССИИ 46
3.1. ЗАДАЧИ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НАСЕЛЕНИЮ И МАЛОМУ БИЗНЕСУ 46
3.2. РАЗВИТИЕ НОВЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ 65
3.3. МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ КАЧЕСТВА БАНКОВСКОЙ УСЛУГИ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 86
Действия, которые сегодня, согласно классификации, относятся к классу услуг, довольно разнообразны. Выделение финансовых услуг из числа услуг вообще не является аксиомой и понимание содержания финансовых услуг в зарубежных и отечественных классификаторах разное. Они направлены на различные объекты, имеют различную целевую аудиторию, чувствительность к продвижению, эластичность спроса по цене, различаются по степени осязаемости, возможности транспортировки и хранения. Исполнение одних услуг зависит в большей степени от использования технологических разработок и изобретений, других – от таланта и мастерства того, кто оказывает услугу и т.п. Под классификацией принято понимать упорядочение взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов системы и установление между ними связей и зависимостей. С точки зрения экономической классификация является способом системного упорядочения элементов финансовых услуг как единого комплекса соответствующих отношений. С целью четкого отделения услуг от производства с 1 января 1994 года введен в действие «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН) взамен «Общесоюзного классификатора бытовых услуг населению» и «Общесоюзного классификатора платных услуг населению» на территории Российской Федерации.7 ОКУН включает в классификацию услуг на финансовом рынке две основные позиции «Услуги банков» и «Прочие услуги населению». Услуги банков – это услуги, которые успешно развиваются на данный момент в России и состоят из 3 больших групп:
1.
Услуги банков по вкладам
2.
Услуги банков по выдаче
3. Услуги банков по размещению лотереи, услуги банков по операциям со свободно конвертируемой валютой, прочие услуги банков.
В перечень прочих услуг населению входит две группы приоритетных направлений:
1.
Услуги по финансовому
2. Услуги по страхованию.
С учетом стремительно идущих процессов глобализации и в преддверии вступления России в ВТО, для целей многостороннего регулирования торговли финансовыми услугами, этот сектор «финансовые услуги» делится на два подсектора – «страховые и связанные с ним услуги» и «банковские и прочие финансовые услуги». Классификация четко показывает сферы интересов и четкость целей для применения национального режима. Условия стабильного функционирования и предсказуемости развития отдельных видов финансовых услуг, доступа на российский рынок иностранного капитала требует учета классификации финансовых услуг Всемирной торговой организацией.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, о том, что исчерпывающего перечня и одинакового подхода к классификации финансовых услуг нет.
Рассматривая финансовые услуги как специфическую систему экономических отношений, считаем наиболее важной и существенной для теории и практики, представить классификацию на базе экономических критериев. Эти критерии можно разделить на две группы, первая из которых основывается на содержательной стороне финансовых услуг как экономического явления, вторая — на функциональной стороне. Классификация финансовых услуг по их экономическому содержанию может использовать критерий трансформации денежных средств в денежный капитал.
Под классификацией финансовых услуг в общем виде можно представить и предложить с точки зрения финансового права и экономического содержания три группы услуг: (а) страховые услуги, (б) банковские и другие финансовые операции, за исключением страхования, (в) инвестиционные услуги, т. е. услуги на рынке ценных бумаг.
Представляется,
что при рассмотрении рынка финансовых
услуг следует применить институциональный
подход, позволяющий учесть не только
системные связи, но и институциональную
структуру рынка. Структура рынка финансовых
услуг представлена на рисунке 2.
Рисунок
2. – Структура рынка
финансовых услуг
Рассмотренная схема не показывает различие между структурой финансового рынка и рынка финансовых услуг, а дает возможность в каждом звене структуры финансового рынка увидеть наличие и финансовых инструментов и финансовых услуг. В представленной структуре рынка финансовых услуг рынок банковских услуг соответствует кредитному рынку, валютному рынку, рынку драгметаллов, рынку инвестиционных услуг – фондовый рынок. Отдельно на рынке финансовых услуг выделятся рынок страховых услуг, который в разной мере представлен на всех взаимосвязанных рынках в структуре финансового рынка.
Рынок финансовых услуг в самом общем подходе – это экономический механизм, соединяющий интересы носителей спроса (потребителей финансовых услуг) и предложения (финансовых и нефинансовых организаций) на финансовые услуги.
Рынок финансовых услуг выполняет следующие функции:
-
мобилизует временно свободный
капитал из многообразных
- распределяет аккумулированный свободный капитал между
многочисленными конечными его потребителями;
-
определяет наиболее
-
формирует рыночные цены на
отдельные финансовые
-
осуществляет
-
формирует условия для
- ускоряет оборот капитала, т.е. способствует активизации экономических процессов.
Главная
функция финансового рынка
Анализ места и роли рынка финансовых услуг в структуре финансового рынка позволяет сформировать следующие теоретические выводы:
1. Рассмотрение сущности рынка финансовых услуг в структуре финансового рынка нуждается в учете информационного и институционального аспектов.
Такой подход является следствием осознания функционального назначения рынка финансовых услуг, заключающийся в преодолении асимметрии информации между экономическими агентами и формировании новых инновационных возможностей.
2. Финансовый рынок предназначен для совершения сделок между покупателями и продавцами финансовых ресурсов, а сущность рынка финансовых услуг в том, что он отражает конкретные формы организации движения финансовых ресурсов посредством финансово – кредитного механизма.
3.
Рынок финансовых услуг это
совокупность отношений
1.2.
Банковская услуга,
её свойства и сущность
Для того чтобы определить сущность банковской услуги, нужно понять, что же такое услуга вообще, для этого дадим ряд определений:
Услуга – это итоговый результат взаимного сотрудничества клиента и «услугодателя» по удовлетворению потребности клиента. Предоставление услуги – это деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги8.
Характеристики услуг подразделяются на два вида: характеристики процесса предоставления услуги и характеристики самой услуги. Оба вида должны обладать способностью оцениваться. Оценка возможна количественная (измеряемая) и качественная (сопоставимая). Характеристики процесса предоставления услуги в основном не определяются потребителем, они служат для обоснования и доказательства того, что характеристики самой услуги будут обеспечены на заявленном уровне.
В
работах отечественных ученых встречаются
различные определения
Продиктованная современными экономическими условиями необходимость создания эффективно функционирующей системы контроля качества банковских услуг, логически обуславливает необходимость развития и внедрения в практику банковского дела самых современных форм услуг и способов их продвижения.
Несомненно, клиенту важно такое свойство как качество банковской услуги, которое можно определить как средство дифференциации клиентской базы, средство привлечения клиента, средство удержания клиента, средство воспитания клиента13. В зависимости от качества банковской услуги ее стоимость может существенно меняться, как в меньшую, так и в большую сторону. В этом смысле для клиента важно, что банковская услуга обладает нужными для него характеристиками и сможет в конечном итоге удовлетворить его потребности. Объектом потребления могут быть банковские услуги – различные по порядку использования, условиям предоставления и назначению. Одна и та же банковская услуга одновременно может обладать множеством различных качеств и быть пригодной для различных вариантов использования, так, например, банковский кредит обладает такими свойствами, как платность, срочность, возвратность, обеспеченность, а способов использования банковского кредита настолько много, что подсчитать их вряд ли удастся. В свою очередь, совокупность свойств, присущих отдельной банковской услуге, выделяет ее из множества аналогичных банковских услуг, и поэтому качество банковской услуги – характеристика ее способностей удовлетворять ту или иную потребность, а сама банковская услуга представляет собой ни что иное, как совокупность полезных свойств. Эта совокупность делает банковскую услугу товаром14.
Для банка же важна конкурентоспособность банковской услуги, которая в отличие от качества, определяется комплекс потребительских и стоимостных характеристик банковской услуги, определяющих ее успех на рынке, то есть преимущество именно этой банковской услуги над другими в условиях широкого предложения конкурирующих банковских услуг – аналогов. Кроме того, банковская услуга с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособной, если значительно повысить ее стоимость за счет придания ей новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы ее клиентов.
Большое значение для конкурентоспособности и качества банковской услуги имеют стабильность и известность банка, который ее предоставляет. Банковская услуга не будет конкурентоспособна, если банк малоизвестен и не имеет хорошей репутации. Если банк не является стабильным, то качество его услуг снижается, поскольку банковская услуга не может удовлетворить потребность клиента в надежности.