Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:40, дипломная работа
Цель дипломной работы. Исследование в теоретическом и практическом плане характеристик и качества основных финансовых услуг, предоставляемых коммерческими банками своим клиентам, а также роль банковских финансовых услуг в обеспечении финансовой стабильности и перспектив развития российской экономики.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БАНКАМИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ 7
1.1. РЫНОК ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ И ЕГО МЕСТО В СТРУКТУРЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА 7
1.2. БАНКОВСКАЯ УСЛУГА, ЕЁ СВОЙСТВА И СУЩНОСТЬ 16
2. АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ ЗА ПЕРИОД С 2008 ПО 2011 ГОД. 28
2.1. ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА СФЕРУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ 28
2.2. АНАЛИЗ КОМИССИОННОГО ДОХОДА ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОГО ОСБ № 8625 34
3. ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РОССИИ 46
3.1. ЗАДАЧИ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НАСЕЛЕНИЮ И МАЛОМУ БИЗНЕСУ 46
3.2. РАЗВИТИЕ НОВЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ 65
3.3. МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ КАЧЕСТВА БАНКОВСКОЙ УСЛУГИ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 86
6)
Лизинговые операции на
7)
Доставка наличных средств
8)
Интерактивное обслуживание. Клиентам
многих банков нет
При
работе по развитию услуг следует
учитывать, что текущие условия
рынка диктуют не только необходимость
построения грамотной всесторонней
работы по качественному оказанию и продвижению
традиционных и новейших услуг, но и заставляет
максимально концентрироваться и постоянно
совершенствовать технологию оказания
услуг с целью достижения максимального
удобства для клиента. Этому способствует
как технические, так и технологические
нововведения в процесс осуществления
услуги.
3.3.
Методика измерения
качества банковской
услуги
Как уже было отмечено выше, клиенту важно такое свойство как качество банковской услуги, которое можно определить как средство дифференциации клиентской базы, средство привлечения клиента, средство удержания клиента, средство воспитания клиента. С этой целью нами разработана методика измерения качества банковской услуги на основе проводимого исследования.
Цели исследования:
1-й шаг. Формируются анкеты.
Пять коэффициентов качества «Q»:
являются цифровым выражением состояния качества. Каждый из пяти коэффициентов качества «Q» измеряется 5 подкритериями. Таким образом, 5 критериев качества «Q» разбиты в целом на 22 подкритерия.
Первая анкета27 оценивает восприятие качества полученной услуги потребителем в конкретной обследуемой организации.
Вторая анкета28 оценивает соответственно ожидание потребителей относительно «предпочитаемой» и «адекватной» услуги.
2-й шаг. Проводится опрос среди потребителей услуг. Респонденты отбираются из числа настоящих или недавних пользователей исследуемой услуги. Потребителей с помощью пятибалльной шкалы Лайкерта (полностью не согласен - полностью согласен) просят высказать свои специфичные восприятия тех же пяти критериев качества услуги, но уже в конкретном обследуемом банке.
Затем с помощью аналогичной шкалы потребителей просят высказать свои общие ожидания относительно пяти вышеперечисленных критериев качества банковской услуги.
3-й шаг. Проводится расчет средних оценок по каждой из пяти групп критериев.
Проводится расчет обобщенной оценки качества рассматриваемой услуги:
4-й шаг. Выдача рекомендаций относительно повышения качества исследуемой услуги.
Ожидания потребителей относительно качества либо подтверждаются, либо нет. Последнее ведет к уходу потребителей в банки-конкуренты, к более высоким затратам на маркетинг в банке для привлечения новых потребителей взамен ушедших. Подтверждение ожиданий ведет в долгосрочной лояльности потребителя к банку, что называется «маркетингом отношений». Маркетинг отношений обеспечивает долгосрочный успех банка за счет стабильной прибыльности, основанной на лояльности потребителей, и за счет сокращения расходов на маркетинг для привлечения клиентов.
Результаты исследования качества с помощью методики интерпретируются следующим образом:
Успешным
результатом считаются
В приложении 3 приведены результаты одного из исследований подобного рода. По результатам исследования оказалось, что наиболее низкий коэффициент качества был получен по критерию «отзывчивость» (Q = –1,4). Наиболее высокий коэффициент качества был получен по критерию «материальность» (Q = –0,7). Глобальный коэффициент качества услуги составил –1,1 балла, что можно охарактеризовать как удовлетворительный результат.
Как
мы видим, с помощью нашей модели
оценки глобальный коэффициент не так
уж высок. Из этого следует вывод о том,
что качество банковской услуги у данного
условного банка не на должном уровне.
Заключение
В первой главе работы рассмотрены место и роль рынка финансовых услуг в структуре финансового рынка. Исследовано определение финансовой услуги, которое нам предлагает российский Законодатель. На этом этапе нами отмечено, что определение финансовой услуги закреплено в единственном документе, а именно в Федеральном законе от 26.07.2011 «О защите конкуренции». Вывод очевиден: необходимо дать более емкое и научно обоснованное толкование категории «финансовая услуга», учитывающее как ее внутреннюю сущность, так и социально – экономическую роль, заключающуюся в многофункциональном предназначении. По нашему мнению финансовая услуга – это социально-экономическая категория, связанная с трансформацией денежных средств в денежный капитал юридических и физических лиц на банковском, страховом и инвестиционном рынках.
После определения финансовой услуги становится очевидной необходимость раскрытия структуры данного понятия, определения объекта и субъекта финансовой услуги.
Объект финансовых услуг – это то, по поводу чего возникает услуга как отношение, т. е. ценная бумага, страховой полис, безналичные расчеты, банковские кредиты и т. д.
Субъекты финансовых услуг – это участники финансового рынка. С одной стороны заказчики, т. е. потребители финансовых услуг, а с другой стороны финансовые организации (юридические и физические лица), предоставляющие финансовые услуги.
Далее в первой главе работы был исследован финансовый рынок в целом. Рассмотрены взгляды многих известных российских ученых, таких как Ковалева, Шеремет и Сайфулин. К слову, Кравченко определил в своих трудах финансовый рынок как рынок, где объектом купли – продажи выступают разнообразные финансовые инструменты и финансовые услуги. Это обстоятельство легло в основу важного вывода о том, что в повседневной хозяйственной практике важен не сам по себе финансовый рынок, а конкретные формы проявления финансовых отношений через оказание финансовых услуг с помощью финансовых инструментов (ценных бумаг, фьючерсов, опционов и т, д.), многообразные виды которых устанавливаются государством. Благодаря оказанию разнообразных финансовых услуг становится возможным использовать финансовый рынок в качестве экономического рычага, активного инструмента управления экономикой.
Так же сделан вывод о том, что финансовый рынок предназначен для совершения сделок между покупателями и продавцами финансовых ресурсов, а сущность рынка финансовых услуг в том, что он отражает конкретные формы организации движения финансовых ресурсов посредством финансово – кредитного механизма.
В
свою очередь, рынок финансовых услуг
это совокупность отношений продавеца-
Следующим шагом, определяющим логику исследования в цепи «финансовый рынок – рынок финансовых услуг» стало следующее звено – непосредственно услуга. Мы выяснили, что услуга – это итоговый результат взаимного сотрудничества клиента и «услугодателя» по удовлетворению потребности клиента. Предоставление услуги – это деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги. По-нашему мнению сущность банковской услуги выражается в экономических отношениях, участниками которых являются банк и его клиент, посредством и по поводу движения денег. Цель банковской услуги – удовлетворение финансовых потребностей и получение прибыли.
Вторая глава посвящена практическим проблемам оказания банками финансовых услуг в исследуемом периоде. Рассмотрены основные причины банковского кризиса в России и основные направления развития финансовых банковских услуг в этот период.
На этом этапе работы мы проследили некоторые особенности преодоления финансового кризиса конкретным банком при обеспечении потребителей банковскими услугами на примере Астраханского ОСБ №8625. Поскольку прибыль коммерческого банка наиболее полно отражает результат деятельности, то особенно интересным, с нашей точки зрения, стал анализ полученного комиссионного дохода банком от предоставления финансовых услуг. Анализ комиссионного дохода банка позволил сделать следующие выводы: