Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:39, дипломная работа
Цель работы – изучение и определение роли бизнес-планирования в повышении эффективности деятельности малого предприятия на примере ООО «Вегастар».
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1) Изучить теоретические основы бизнес-планирования.
2) Проанализировать бизнес-план ООО «Вегастар»
3) Дать оценку эффективности проекта.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты бизнес- планирования в предпринимательской деятельности…………………………………………….6
1.1 Назначение и разработка бизнес-плана в современных условиях хозяйствования........................................................................................................6
1.1.1. Структура бизнес анализа …………………………………………………8
1.1.2. Сущность предпринимательского бизнес-планирования……………….10
1.1.3.Содержание разделов бизнес-плана……………………………………….10
1.2 Значение бизнес-плана в предпринимательской деятельности…….……...24
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы ООО «Вегастар» на основе бизнес-плана……………………………......................28
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………...28
2.1.1. Структура управления фирмой…………………………………………..29
2.2 Анализ бизнес-плана ООО «Вегастар»…………………………………….32
2.2.1.Сильные и слабые стороны бизнес-проекта……………………………..35
Глава 3. Оценка эффективности плана и методы совершенствования бизнес-плана ООО « Вегасар»
3.1 Анализ чувствительности и прибыльности………………………………..49
3.2 Расчет показателей эффективности………………………………………...52
3.3 Рекомендации по совершенствованию бизнес-плана……………………..57
3.3.1. Рекомендации по оценке риска проекта…………………………………57. 3.3.2.Рекомендации по организации сбытовой политики…………………….60
3.3.3.Рекомендации по ценообразованию………………………………………61
3.3.4. Рекомендации по оценке конкурентоспособности……………………...62
Заключение………………………………………………………………………63
Список литературы………………………………………………………………66
Приложения………………………………………………………………………70
Прибыль на общие активы |
= |
Чистая прибыль после выплаты налогов |
(3) |
сумма активов |
Прибыль на общие активы (на первый месяц) |
= |
5831 |
= 0,42 = 42% |
4000+9665 |
Прибыль на общие активы (на конец года) |
= |
15202 |
= 0,65 = 65% |
23195 |
Прибыль на собственный капитал |
= |
Чистая прибыль в распоряжении учредителей |
(4) |
собственный капитал |
Прибыль на собственный капитал (на первый месяц) |
= |
5831 |
= 1,45 = 145% |
4000 |
Прибыль на собственный капитал (на конец года) |
= |
15202 |
= 3,8 = 380% |
4000 |
Затраты по отношению к доходам |
= |
затраты (до выплаты налогов) |
(5) |
Доходы |
Затраты по отношению к доходам (на первый месяц) |
= |
1993 |
= 0,14 = 14% |
4000+9665 |
Затраты по отношению к доходам (на конец года) |
= |
3192 |
= 0,13 = 13% |
23195 |
4. Коэффициенты оборачиваемости
капитала. Коэффициент оборачиваемости
- показатель, характеризующий скорость
оборота средств или обязательс
Оборот суммы активов = |
Продажи |
(6) |
Средняя сумма активов |
Оборот суммы активов (за первый квартал) = |
9665 |
= 0,91 |
(9665+10447+11650): 3 |
Оборот суммы активов (за четвертый квартал) = |
19950 |
= 0,92 |
(19950+21825+23195):3 |
Полученные значения расчета коэффициентов можно прокомментировать следующим образом.
Текущий коэффициент ликвидности на первый месяц равен 6,8 – что говорит о возможности фирмы ответить по своим обязательствам перед клиентами, а текущий коэффициент ликвидности на конец года равен 7,2 – что свидетельствует о повышении уровня ликвидности.
Отношение общей задолженности к доле собственного капитала в общей сумме активов на начало года равно 0,5. Что означает, что долги фирмы на начало года превышают собственный капитал фирмы в 0,5 раза, что связано с маркетинговой политикой фирмы, направленной на удовлетворение потребностей клиентов за счет их средств, а не за счет средств фирмы. Общая задолженность по отношению к доле собственного капитала в общей сумме активов на конец года равна 0,7.
Важнейшими финансовыми показателями результатов деятельности для коммерческой фирмы являются коэффициенты прибыльности. Коэффициент прибыли на общие активы на начало года равен 42%. Это значит, что прибыль на общие активы на первый месяц составит 42%. Для первого месяца работы очень хороший результат финансовой деятельности. Коэффициент прибыли на общие активы к концу года возрастет до 65%, т.е. прибыль на общие активы возрастет на 65%, что свидетельствует об эффективной деятельности фирмы.
Прибыль на собственный капитал на первый месяц составит 145%, это реально означает, что на каждый вложенный рубль собственного капитала на конец первого месяца будет получено 1,45 рублей прибыли. Прибыль на собственный капитал на конец года составит 380%, это реально означает, что на каждый вложенный рубль собственного капитала к концу года прибыль возрастет до 3,8 рублей.
Затраты фирмы по отношению к доходам на первый месяц составят 14% или 14 копеек с каждого рубля. Затраты фирмы по отношению к доходам к концу года будут равны 13% или 13 копеек с каждого рубля. Рассчитанные выше коэффициенты прибыльности доказывают выгодность вложения капитала в данную фирму.
Коэффициенты оборачиваемости капитала. Оборот суммы активов за первый квартал равен 0,91. К концу года, за четвертый квартал, оборот суммы активов будет равен 0,92. Что является вполне удовлетворительным результатом.
3.3 Рекомендации по совершенствованию бизнес-плана
3.3.1.Рекомендации по оценке риска проекта
В настоящее время на рынке отсутствует фирма, предоставляющая клиенту полный комплекс услуг по продаже и послепродажному обслуживанию оргтехники (продажа техники - установка и настройка лицензионного программного обеспечения, консультации – гарантийный и послегарантийный ремонт). На данный момент существует несколько мелких и средних компаний, которые занимаются продажей оргтехники и одна компания занимается обслуживанием и мелким ремонтом, однако объем оказываемых услуг по обслуживанию, по оценкам экспертов, явно недостаточен для удовлетворения рыночных потребностей. Как правило, фирмы конкуренты не делают упор на продажу оргтехники и забывают о дальнейших проблемах пользователей, относящихся к программному обеспечению. Конкуренты используют рекламу, в основном в печатных изданиях. Но, как уже было замечено, комплексным обслуживанием не занимается ни одна фирма-конкурент. Благодаря сложившейся ситуации конкурентоспособный потенциал фирмы ООО «Вегастар» по отношению к конкурентам, составляет, как оценивают эксперты, по меньшей мере 2.5/1 (на данный момент).
Предприятие для уменьшения риска может использовать различные аналитические методы, позволяющие повысить надежность результатов инвестиций: метод математической статистики, экономико-математическое моделирование, анализ чувствительности18.
В связи со сложившейся в последнее время экономической ситуацией необходимо проведение оценки риска, согласно методике, приведенной в Российском Агентстве поддержки малого и среднего бизнеса. Оценка вероятности риска и приоритет представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Оценка вероятности риска и приоритет
Вид риска |
Предполагаемая вероятность риска |
Приоритет |
Повышение цен на комплектующие |
0.3 |
1 |
Недостаточный спрос |
0.2 |
1 |
Снижение цен конкурентами |
0.5 |
2 |
Неплатежеспособность потребителей |
0.3 |
2 |
Рост налогов |
0.1 |
2 |
Появление альтернативного продукта |
0.3 |
2 |
Нестабильное качество комплектующих |
0.1 |
1 |
Недостаток оборотных средств |
0.2 |
2 |
Недостаточный уровень зарплаты |
0.2 |
2 |
Отношение веса первого приоритета ко второму – f=3
Веса групп:
W2=2/K*(f+1)=0.25 (где К – № приоритета = 2) (8)
W1=(W2*(K-1)*f+1-1)/K-1=0.75
Веса простых рисков в первой приоритетной группе равны 0.75/3=0.25
Во второй группе: 0.25/6=0.042.
Подсчет баллов, полученных для каждого
риска представлен в таблице 3.
Таблица 3.2
Баллы по видам рисков
Вид риска |
Вероятность риска |
Вес риска |
Баллы (вероятность * вес) |
Повышение цен на комплектующие |
0.3 |
0.25 |
0.075 |
Недостаточный спрос |
0.2 |
0.25 |
0.05 |
Снижение цен конкурентами |
0.5 |
0.042 |
0.021 |
Неплатежеспособность потребителей |
0.3 |
0.042 |
0.0126 |
Рост налогов |
0.1 |
0.042 |
0.0042 |
Появление альтернативного продукта |
0.3 |
0.042 |
0.0126 |
Нестабильное качество комплектующих |
0.1 |
0.25 |
0.025 |
Недостаток оборотных средств |
0.2 |
0.042 |
0.0084 |
Недостаточный уровень зарплаты |
0.2 |
0.042 |
0.0084 |
ИТОГО |
- |
- |
0.3172 |
Принимая показатель ИТОГО за 100 баллов, находим значения рисков в баллах, а также ранжируем риски по баллам (таблица 3.3).
Таблица 3.3
Значение рисков в баллах и ранжирование
Вид риска |
Значение в баллах |
Ранжирование |
Повышение цен на комплектующие |
23.6 |
1 |
Недостаточный спрос |
15.8 |
2 |
Снижение цен конкурентами |
6.6 |
4 |
Неплатежеспособность потребителей |
4.0 |
5-6 |
Рост налогов |
1.3 |
9 |
Появление альтернативного продукта |
4.0 |
5-6 |
Нестабильное качество комплектующих |
7.9 |
3 |
Недостаток оборотных средств |
2.7 |
7-8 |
Недостаточный уровень зарплаты |
2.7 |
7-8 |
По результатам видно, что наибольшую опасность представляют риски:
1) Повышение цен на комплектующие.
2) Недостаточный спрос.
3) Нестабильное качество комплектующих.
Главная мера по борьбе с 1 риском – расширение спектра фирм-поставщиков. По оценкам экспертов средние вероятности риска 1 при увеличении числа поставщиков в 2 раза составит 0.1. Однако при этом произойдет увеличение средней вероятности реализации риска 3 до 0.15.
Для борьбы с риском 2 необходимо произвести широкую рекламную кампанию в СМИ и тем самым уменьшить вероятность его реализации, по оценкам, до 0.15.
Мера для борьбы с риском 3 – более тщательный выбор поставщиков. При его реализации нужно ограничить их круг надежными фирмами, хотя это и повысит вероятность риска 1.
Хорошая организация сбытовой политики призвана доказать, что реализация продукции (предоставление услуг) не вызовет серьезных проблем, поэтому рекомендуется :
- привести прогноз спроса на продукцию и географию его распределения,
- прогноз динамики развития различных сегментов рынка,