Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 08:24, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка новой программы ипотечного жилищного кредитования на примере Сбербанка России.
Для достижения цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:
определить сущность и отличительные черты ипотеки;
провести классификацию ипотечных кредитов;
проанализировать нормативно-правовое регулирование ипотечного жилищного кредитования в РФ;
провести анализ рынка ипотечного жилищного кредитования в РФ;
провести анализ рынка ипотечного жилищного кредитования Нижегородской области;
провести анализ программ ипотечного жилищного кредитования по ведущим коммерческим банкам Нижегородской области;
дать характеристику Сбербанку России;
Определить место Сбербанка России на рынке ипотечного кредитования, а также оценить предложенные Сбербанком программы ипотечного кредитования;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты ипотечного жилищного кредитования 6
1.1. Сущность и отличительные черты ипотеки 6
1.2. Классификация видов ипотечного жилищного кредита 13
1.3. Нормативно-правовое регулирование ипотечного жилищного кредитования в РФ 24
Глава 2. Оценка современного состояния рынка ипотечного жилищного кредитования в РФ 31
2.1. Анализ рынка ипотечного жилищного кредитования в РФ 31
2.2. Анализ рынка ипотечного жилищного кредитования Нижегородской области 40
2.3. Краткая характеристика Сбербанка………………………………………45
2.4. Анализ программ ипотечного жилищного кредитования в Сбербанке России 48
Глава 3. Проблемы и перспективы развития ипотечного кредитования в Сбербанке………………………………………………………………………69
3.1. Факторы, влияющие на развитие и организацию ипотечного кредитования, факторы сдерживающие ипотечное кредитование…………………………69
3.2. Перспективы развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года 73
3.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию ипотечного кредитования в Сбербанке 79
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Высокие процентные ставки по ипотечным кредитам.
Действующий уровень процентных ставок обусловлен значительными экономическими и социальными рисками, повышающими стоимость ипотечных жилищных кредитов для заемщика.
Недостаточное развитие рынка жилья.
Низкие объемы нового жилищного строительства в субъектах российской Федерации обуславливают недостаточность предложений на рынке жилья. Такое положение способствует сохранению цен на жилье на высоком уровне.
Неразвитость инфраструктуры ипотечного рынка.
Традиционными участниками ипотечного жилищного рынка являются страховые кампании, риэлторские и оценочные агентства, а также операторы первичного и вторичного рынков. При фактическом наличии данных структур в России не отлажена технологическая схема их взаимодействия, и, как следствие, не высока эффективность системы в целом, завышены расходы при совершении сделок.
Незавершенность законодательства.
Это касается, прежде всего совершения сделок с закладными, как ценными бумагами, обращения взыскания на заложенное имущество, прекращения прав пользования заложенными жилыми помещениями при нарушении заемщиком условий договора ипотечного жилищного кредитования, в том числе заемщиков, проживающих с несовершеннолетними детьми.
Дефицит управленческих кадров.
Поскольку
в основе системы ипотечного жилищного
кредитования лежит финансово-кредитный
механизм, в котором главным инструментом
привлечения инвестиций являются долгосрочные
ценные бумаги, малейшая ошибка в управлении
каким-либо звеном может подорвать
доверие к системе в целом.
Поэтому отсутствие квалифицированного
менеджмента уже сегодня
Психологические факторы.
Снижение
доверия граждан к финансовым
схемам, даже имеющим поддержку институтов
государственной власти, непонимание
основных принципов функционирования
и возможной собственной выгоды
обуславливают существующее настороженное
отношение населения к системе
ипотечного жилищного кредитования.
Эту ситуацию может изменить только
пристальное внимание и постоянная
поддержка органов
3.2. Перспективы развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года
Десять предложений Комитета Ассоциации российских банков по ипотеке. В качестве определяющих факторов развития данной перспективы выделены рефинансирование ипотеки и развитие рынка ипотечных ценных бумаг.
Согласно перспективе развития, привлечение долгосрочных ресурсов на рынок ипотеки будет производиться банками как самостоятельно путем аккумуляции долгосрочных пассивов, так и через рынок капитала — путем выпуска ипотечных ценных бумаг и иных долговых обязательств, обеспеченных ипотекой, с балансов банков и через специальных ипотечных агентов, а также за счет перепродажи пулов закладных рефинансирующим организациям.
В долгосрочной перспективе до 60% рынка будет фондироваться через выпуск ипотечных ценных бумаг.
Дополнительное развитие получит инвестирование средств в ипотечные ценные бумаги физическими лицами вследствие снижения ставок по депозитам, что будет способствовать росту отечественного рынка ипотечных ценных бумаг.
На первом этапе развития (до конца 2012 г.), доля рынка ипотеки, фондируемая за счет выпуска ипотечных ценных бумаг, достигнет 45%. Это может быть достигнуто за счет активизации и укрупнения государственных программ, реализуемых институтами развития и пользующихся большим спросом участников рынка ипотеки.
Таким образом, для достижения поставленной цели кредитные организации — члены Комитета АРБ по ипотечному кредитованию в части модернизации программ приобретения ипотечных ценных бумаг институтами развития выдвигают нижеперечисленные предложения.
Доля рынка ипотеки, фондируемая за счет выпуска ипотечных ценных бумаг, достигнет 45%.
Агентство по ипотечному жилищному кредитованию недавно повысило свой прогноз по выдаче ипотеки в РФ. В 2011 году населению будет предоставлено не менее 415–460 тыс. ипотечных кредитов на сумму примерно580–640 млрд. рублей, указывает АИЖК в годовом отчете по рынку ипотеки.
Следовательно, объем выпуска ипотечных ценных бумаг уже в этом году должен достигать 261–288 млрд рублей.
Учитывая статистику по выпуску ипотечных ценных бумаг за прошлые годы, целевой объем выпуска в пять раз превышает цифру лучшего по этому показателю 2008 года.
Без укрупнения программ институтов развития такой показатель в этом и следующем году недостижим.
Программа инвестиций Внешэкономбанка в проекты строительства доступного жилья и ипотеку в 2010–2012годах реализуется медленно и в связи с этим продлена до конца 2013 года (на первое января 2011 года по программе выдано кредитов на 11,6 млрд рублей, что составляет 8% объема программы выкупа облигаций).
Прогнозного показателя по выпуску облигаций с ипотечным покрытием можно достичь, направив через АИЖК средства пенсионных накоплений в объеме 130-140 млрд. рублей на поддержку выпусков ипотечных ценных бумаг, основанных на кредитах на приобретение вторичного жилья.
Сегодняшняя Программа АИЖК по приобретению облигаций с ипотечным покрытием фондируется за счет облигационных займов Агентства, размещаемых на рыночных условиях и в этой связи также недешевых. Подавляющее большинство выдаваемых сегодня ипотечных кредитов связано с улучшением заемщиками существующих жилищных условий, приобретением квартир большей площади на вторичном рынке жилья.
Рынок высоко оценивает усилия государства, которые привели к созданию «Программы Внешэкономбанка», но указанная программа не подходит для основной массы кредиторов — кредиторов вторичного рынка недвижимости.
Поэтому считаем очень важным обратить внимание Правительства на изучение возможности предоставления Агентству в течение ближайшего года государственной поддержки для укрупнения и успешной реализации Программы АИЖК по приобретению облигаций с ипотечным покрытием.
Задача создания рынка ипотечных ценных бумаг — важный элемент государственной стратегии, и она должна быть решена в ближайшие два года с помощью отдельной госпрограммы.
Первый компонент такой программы — поддержка выпусков бумаг, связанных с кредитованием вторичного рынка жилья, об этом уже говорилось.
Второй — временное повышение ставок по ипотечным кредитам на двухлетний период.
К примеру, при повышении ставки по кредиту на 1 млн рублей сроком на 10 лет на 2% годовых (с 12% до 14%) рост ежемесячного платежа по кредиту составит всего лишь 1174 рубля (с 14,474 до 15,648 рублей), в то время как при изменении цены на недвижимость, а, следовательно, и суммы кредита, на 10%, с 1 до 1,1 млн рублей (что можно считать сегодня обычным явлением), заемщик будет платить больше на 1447 рублей (15,921 против 14,474 рублей).
Показатель процентной ставки не так сильно влияет на размер кредитной нагрузки заемщика, как на возможность выпуска привлекательных для инвестора ипотечных ценных бумаг. Для устойчивого развития рынка ипотечных ценных бумаг необходимо заинтересовать инвестора премией, предлагать облигации с более высокой доходностью.
Это необходимо в силу того, что пока ипотечные ценные бумаги не могут конкурировать с долговыми бумагами I эшелона по ряду причин:
— длинный срок погашения, — ограниченный рынок РЕПО, — недоверие инвесторов к деятельности на рынке ипотеки после финансового кризиса 2008-2009 годов.
При сопоставимой доходности с бумагами I эшелона (РЖД, 11; доходность до погашения 7.42%; срок погашения 18.11.2015; Москва, 44; доходность до погашения 7.32%; срок погашения 24.06.2015; Газпром, 9; доходность до погашения 7.26%; срок погашения 12.02.2014) при развитом рынке РЕПО по таким бумагам и коротком сроке обращения, риск вложений в ипотечные ценные бумаги существенно выше, а сами бумаги — менее выгодны для вложений. Интерес инвестора к ним можно вызвать повышением доходности, созданием ликвидного рынка РЕПО, а также прозрачностью и понятностью бумаг с точки зрения раскрытия информации.
Тем не менее, главная задача — перезапустить рынок ипотечных облигаций, сдвинув его с мертвой точки. Впоследствии ставки, в том числе и по ипотечным кредитам, вернутся к рыночным автоматически, без вмешательства государства. Именно так может быть решена задача создания рынка.
Существует
необходимость предусмотреть
Программы покупки ипотечных ценных бумаг должны быть в первую очередь нацелены и адаптированы для средних и малых банков, поскольку крупные банки, в частности, Сбербанк России, не заинтересованы в развитии рынка ипотечных ценных бумаг.
Существует
необходимость предусмотреть
В этой связи необходимо совершенствование регулирования выпуска облигаций с ипотечным покрытием кредитными организациями, в том числе, внесение изменений в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» в части отказа от залога ипотечного покрытия.
Совершенствование законодательства в части выпуска ипотечных ценных бумаг является также и элементом развития группы компаний АИЖК на 2011-2020 годы.
Повысить доступность беззалогового финансирования для тех участников программ, которыми оно наиболее востребовано, необходимо, так как займы целевые, и предоставляются они только для формирования ипотечного покрытия. Это может быть достигнуто усилением контроля за целевым использованием займов.
Будущие программы следует создавать изначально более гибкими для учета интересов всех участников либо допускать в процессе реализации алгоритмы их быстрой адаптации в меняющихся рыночных условиях.
Необходимо
предусматривать изменение
Накопление ипотечного покрытия по некоторым проектам Программы будет происходить год-полтора (до конца 2012 года), однако уже сейчас, на самом старте, становится понятно, что ставка по ипотечным кредитам, предоставляемым госбанками или же по Стандартам Агентства будет снижаться. Если оперативно не изменить условия Программы или договорной документации в этой части, её участники понесут убытки, а проекты будут остановлены.
Стратегией группы компаний АИЖК на 2011–2020 годы предусмотрен рост эффективности использования акционерного капитала. Это предполагает концентрацию усилий на выкупе рисков вместо выкупа активов через такие инструменты, как выкуп мезонинных траншей ипотечных ценных бумаг.
Средние (мезонинные) транши имеют более высокий риск и дюрацию по сравнению со старшими траншами, но существенно меньший риск по сравнению с младшими траншами, а потому являются целевым сегментом деятельности Агентства на рынке ипотечных ценных бумаг.