Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 06:48, курсовая работа
Главными звеньями кредитной системы являются банки и кредитные учреждения, имеющие лицензию НБУ, которые одновременно выступают в роли покупателя и продавца существующих в обществе временно свободных средств.
Банковская система путем предоставления кредитов организовывает и обслуживает движение капитала, обеспечивает его привлечение, аккумуляцию и перераспределение в те сферы производства и оборота, где возникает дефицит капитала.
Таким образом, после проведения анализа и оценки предприятий имеем следующий результат:
à предприятие Д не кредитуется однозначно;
à предприятию А присвоен кредитный рейтинг «высокий», кредитование допускается;
à предприятию В присвоен рейтинг «удовлетворительный», кредитование может производится на общих основаниях, при текущем контроле за деятельностью предприятия-заемщика;
à с предприятиями Б и Г ситуация спорная, вызванная отсутствием четкой взаимосвязи результатов анализа на первом и втором его этапах.
Так, предприятию Б первоначально был присвоен рейтинг «неприемлемый», при котором предприятие обычно не кредитуют. Однако, после более детального анализа (второй этап) финансовое состояние предприятия можно оценить как удовлетворительное и в целом можно присвоить ему кредитный рейтинг «низкий», предполагающий кредитование по повышенной ставке процента при постоянном контроле за финансовым состоянием заемщика.
Аналогичным
образом, предприятию Г имеющему
по итогам первого этапа анализа
рейтинг «низкий», после анализа
с помощью финансовых коэффициентов
можно присвоить кредитный
Методика рейтинговой оценки кредитоспособности заемщиков наиболее высокое значение придает ликвидности (с учетом качества ликвидных активов) и финансовой устойчивости предприятия. В результате анализа заемщиков по данной методике имеем следующие результаты:
à предприятия А и Б признаны имеющими «хорошую» кредитоспособность, им выдача кредита возможна;
à предприятиям В и Д присвоен «удовлетворительный» рейтинг кредитоспособности, также предполагающий возможность кредитования таких заемщиков;
à у предприятия Г рейтинг кредитоспособности «сомнительный» и кредитование такого заемщика не рекомендовано.
Результат оценки качества заемщиков, проведенной по рассматриваемым методикам, можно представить следующим образом (таблица 2.21).
Таблица 2.21.
Результат оценки качества заемщиков по рассмотренным методикам.
|
В результате, наиболее эффективной с точки зрения отбора и дальнейшего «отсева» неблагонадежных заемщиков, возврат которыми полученного кредита вызывает сомнения у банка, а также снижения кредитного риска кредитного портфеля и, следовательно, коммерческого банка в целом, является методика 2 – «Определение кредитного рейтинга заемщиков».
Несмотря
на все недостатки, она является
более жесткой при проведении
оценки финансового состояния
Третья методика
– «Определение рейтинга кредитоспособности
заемщиков», по сравнению с предыдущими
методиками, является второй по эффективности.
В результате анализа не рекомендуется
выдача кредита только одному заемщику
– предприятию Г, которое попадает
в класс заемщиков с
Наименее
эффективной, с точки зрения снижения
кредитного риска банка, является методика
1 – «Рейтинговая система оценки
рисков по кредитам юридических лиц».
Потому что качество и жесткость
оценочных показателей, используемых
в данной методике, не позволяют
объективно оценить потенциальных
заемщиков, и степень риска по
каждому конкретному заемщику получается
заниженной по сравнению с реальностью,
а на самом деле вероятность непогашения
кредита остается высокой. В соответствии
с данной методикой, кредитование всех
рассмотренных заемщиков
Методики оценки качества заемщиков, которые были проанализированы, имеют один общий недостаток – значимость и подбор направлений анализа, так называемых факторов риска, носит субъективный характер. Это во многом зависит от требований кредитной политики и процедуры по формированию кредитного портфеля банка, которые в каждом банке различны.
Главной проблемой
при составлении методик оценки
качества потенциальных заемщиков, во-
Во-вторых, информация на основании которой проводится анализ заемщиков представлена в Украине формой 1 «Баланс предприятия» и формой 2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании», которые предоставляются за определенный отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год), как правило, предшествующий анализу и составляются на определенную дату. Таким образом, данные носят статичный характер и при первом обращении заемщика в банк определить тенденции улучшения / ухудшения в его деятельности практически невозможно.
В-третьих, коэффициенты, используемые для анализа, не всегда могут дать объективную характеристику финансового состояния заемщика в связи с инфляцией, особенностями переходного состояния в экономике Украины, спецификой деятельности заемщика в зависимости от отраслевой принадлежности, что требует сравнения со среднеотраслевыми показателями при отсутствии необходимой для сравнения информации. Кроме того, бухгалтерская отчетность очень часто не подтверждена аудиторской проверкой и может содержать заведомо искаженную информацию, в результате чего ее достоверность ставится под сомнение.
В-четвертых, предоставляемой заемщиком информации не достаточно для проведения качественного финансового анализа. Предприятия Украины, в большинстве своем, не составляют отчеты о движении денежных средств, что делает невозможным проведение анализа денежных потоков – одного из главных и необходимых этапов оценки заемщиков.
Объективная оценка качества заемщиков позволит:
Введение.
Перемены, происходящие в экономике Украины, предполагают существенные изменения во взаимоотношениях между коммерческими банками и субъектами хозяйствования. Высокая рискованность банковской деятельности главным образом связана с условиями и результатами деятельности его клиентов.
Анализ структуры активов банковской системы Украины свидетельствует о том, что более трети из них приходится на кредитный портфель. Кредитные операции банка являются ведущими среди прочих как по прибыльности, так и по масштабности размещения средств.
В нынешних условиях хозяйствования, украинские коммерческие банки вынуждены работать в чрезвычайных обстоятельствах. Они очутились в центре многих противоречивых, кризисных и трудно прогнозируемых процессов, происходящих в экономике, политике и социальной сфере. Кризис неплатежей повышает риск невозврата ссуды клиентом банку. Поэтому в настоящий момент особенно важное значение приобретают методики оценки качества потенциальных клиентов.
Исходным моментом в оценке возможностей потенциального клиента, желающего получить кредит, является определение банком возможности заемщика вернуть основную сумму кредита в обусловленное время и уплатить проценты за пользование им.
Один из основных способов избежания невозврата ссуды является тщательный и квалифицированный отбор потенциальных заемщиков. Главным средством такого отбора является экономический анализ деятельности клиента с позиции его кредитоспособности. Под кредитоспособностью понимается такое финансовое состояние предприятия – заемщика, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности и готовности заемщика возвратить кредит в соответствии с условиями кредитного соглашения.
Существует множество методик оценки качества заемщиков – методик анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения кредита. Применяемые в настоящее время и рекомендуемые способы оценки кредитоспособности заемщика опираются, главным образом, на анализ его деятельности в предшествующем периоде и ориентированы, в основном, на решении расчетных задач. При всем значении таких оценок, они не могут исчерпывающе характеризовать кредитоспособность потенциального заемщика в прогнозе.
Цель данной дипломной работы – рассмотрение методик оценки качества потенциальных заемщиков, применяемые коммерческим банками в процессе кредитного анализа. Провести сравнительный анализ этих методик и охарактеризовать их с точки зрения повышения эффективности кредитных операций коммерческих банков и способности максимально защитить банк от риска невозврата ссуд. В ходе анализа выявить преимущества и недостатки, свойственные оценке качества заемщиков, проводимой по этим методикам. Также разработка предложений по усовершенствованию процесса оценки и отбора потенциальных заемщиков для повышения эффективности кредитных операций коммерческих банков и повышения, тем самым, качества портфеля банковских ссуд.
Информация о работе Основы организации банковского кредитования