Организация оборотных средств предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:56, дипломная работа

Описание работы

Вопросы управления оборотными средствами и оценки эффективности использования оборотных активов, которые являются взаимосвязанными, более чем актуальны на современном этапе деятельности предприятий. Целью дипломной работы является изучение формирования и использования оборотного капитала на примере конкретного предприятия с разработкой эффективных управленческих решений.

Содержание

Введение
1 Экономическое содержание и основы организации оборотных средств предприятия
1.1 Роль оборотного капитала предприятия в процессе воспроизводства
1.2 Состав и структура оборотного капитала. Определение потребности в оборотных средствах
1.3 Управление оборотными активами предприятия
2 Оборотные средства Завода строительных конструкций ТОО «Корпорации Казахмыс»: состав, использование, управление
2.1 Анализ показателей, определяющих состояние оборотных средств
2.2 Оценка эффективности использования оборотных активов
2.3 Эффективное управление оборотными активами предприятия
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Диплом СГА.docx

— 243.98 Кб (Скачать)
align="justify">     Часть средств, инвестированных учредителями, направляется на приобретение производственных запасов, поступающих в производство для изготовления товарной продукции, выполнения работ, оказания услуг. Вплоть до поступления выручки от реализации продукции (работ, услуг) оборотные  средства служат источником финансирования текущих производственных затрат. В  дальнейшем пополнение оборотных средств, авансируемых предприятием на возобновление  производственного цикла, может  осуществляться за счет собственных  источников, полученных предприятием в процессе его деятельности, и  главным образом за счет полученного  чистого доход.

     Кроме чистого дохода, как собственного источника пополнения оборотных  средств, на каждом предприятии имеются  средства, приравненные к собственным. Это устойчивые пассивы, которые не принадлежат предприятию, но постоянно находятся в обороте и используются на вполне законных основаниях. Оно ими пользуется, не изыскивая специально дополнительные источники для финансирования хозяйственной деятельности и формирования собственных оборотных средств (минимальная переходящая задолженность по оплате труда, отчисления по социальному страхованию, которая обусловлена естественным расхождением между сроком исчисления и датой выплаты заработной платы, перечисления обязательных платежей; минимальная задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей (например, ремонт основных средств) и др.

     Устойчивые  пассивы являются источником покрытия собственных оборотных средств  только в сумме прироста, то есть разницы между их величиной на конец и начало периода. Данный источник средств является по существу планируемой  кредиторской задолженностью.

     Специфическим источником собственных оборотных  средств является «выгодные финансовые вложения временно свободных финансовых ресурсов, а в некоторых организационно-правовых предприятия, в частности акционерных обществах – дополнительный выпуск акций, их размещение, что ведет к увеличению уставного капитала, то есть собственных средств предприятия3».

     В обороте предприятия, кроме собственных  ресурсов, находятся заемные средства, основу которых составляют краткосрочные  кредиты банков, а также других кредиторов.

     Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильного определения  потребности в оборотных средствах. Оптимальная обеспеченность оборотными средствами ведет к минимизации  затрат, улучшению финансовых результатов, к ритмичности и слаженной  работы предприятия.

     Как упоминались в предыдущем разделе, по степени планирования оборотные  средства подразделяются на нормируемые и ненормируемые. Нормирование оборотных средств является предметом внутрифирменного планирования, одним из ключевых направлений управления формирования и использования оборотного капитала.

     Определение потребности в оборотных средствах  предприятия тесно связано с  плановой сметой затрат на производство продукции и с производственным планом предприятия. В основу определения  потребности в оборотных средствах  закладывается смета затрат.  
 

     1.3 Управление оборотными  активами предприятия 
 

     Управление  оборотным капиталом имеет большое  значение в силу нескольких причин. Во-первых, текущие активы типичного  производственного предприятия  составляют  более половины его  суммарных активов. Чрезмерно большие  объемы оборотных активов могут  легко привести к заниженному  значению доходности инвестированного капитала (ROI). Однако фирмы со слишком малыми текущими активами могут испытывать дефицит ресурсов и трудности в обеспечении бесперебойной работы.

     Для малых предприятий текущие обязательства  являются главным источником внешнего финансирования. Более крупные, быстро развивающиеся компании также прибегают  к финансированию своей деятельности с использованием текущих обязательств.  По этой причине работники фирмы, занимающиеся управление финансами  отводят значительную часть времени  вопросам управления оборотным капиталом.

     В настоящее время существуют достаточно большое количество методик и  подходов, направленных на повышение  эффективности управления оборотного капитала. Так, в работе И.А. Бланка сформирована четкая последовательность этапов осуществления  политики управления оборотным капиталом, которая в целом заключается в проведении анализа динамики состава и структуры оборотных средств, показателей эффективности их использования, формирования необходимого объема оборотных активов, рационализации и оптимизации источников финансирования [9].

     Важность  данной методики проявляется в том, что она отражает основные подходы  в управлении общим составом оборотных  активов и в разрезе конкретных их видов – запасов, дебиторской  задолженности, денежных средств.

     В работе Г.В Савицкой рассмотрена  система показателей, необходимая  для исследования эффективности  использования оборотных активов, освещены направления факторного анализа, акцентировано внимание на детальном  изучении материальной части оборотных  активов. Ценность представленной методики заключается в установлении влияния  факторов на показатели функционирования оборотных средств, расчете резервов роста оборачиваемости и рентабельности оборотных активов, выручки, прибыли, выявлении возможного резерва сокращения средств, участвующих в обороте  предприятий [21].

     Обобщая спектр вышеизложенных методик, считаем, что в целях эффективного процесса управления оборотного капитала необходимо синтезировать все имеющие методические подходы, которые должны взаимно  дополнять друг друга, обеспечивая  при этом не только комплексный, последовательной, но и гибкий механизм формирования, оптимизации и восполнения объема оборотных средств предприятия.

     Таким образом, политика управления оборотным  капиталом представляет собой часть  общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры  источников их финансирования [29, с.276].  Эффективность управления оборотным капиталом определяется рядом факторов: объемом и составом оборотных активов, их ликвидностью, соотношением собственных и заемных источников покрытия текущих активов, величиной чистого оборотного капитала, соотношением постоянного и переменного капитала и другими взаимосвязанными факторами. Политика управления оборотным капиталом разрабатывается по следующим этапам, представленным в Приложении В.

     Управление  оборотным капиталом занимает особое место в работе финансового менеджера, поскольку является постоянным, ежедневным и непрерывным процессом.  Управление запасами имеет огромное значение как технологическом, так и финансовом аспектах, ведь запасы - это иммобилизованные средства, т.е. средства, отвлеченные из оборота. Понятно, что без такой вынужденной иммобилизации не обойтись, однако вполне естественно желание минимизировать вызываемые этим процессом косвенные потери, с определенной долей условности численно равные доходу, который можно было бы получить, инвестировав соответствующую сумму в какой-то альтернативный проект. Известно, что на предприятиях существует производственный запас, например, сырья и материалов, в то же время можно не создавать, а покупать соответствующие материалы из дня в день по мере необходимости. Однако этого не происходит, так как, во-первых, предприятию, как правило, приходится платить более высокие цены за маленькие партии товаров; во- вторых, существует риск кратковременной остановки производства в случае непоставки сырья и материалов вовремя. Поэтому очень часто размер производственных запасов на предприятии гораздо больше, чем потребность в них на текущий день.

     Однако, предприятие несет издержки по хранению производственных запасов, связанные со складскими расходами, с порчей, а также омертвлением денежных средств, которые вложены в запасы, в то время как они могли быть инвестированы, например, в ценные бумаги с целью получения процентного дохода. Следовательно, необходимо найти оптимальный объем финансовых ресурсов, вкладываемых в производственные запасы с тем, чтобы минимизировать общие издержки. В теории управления запасами разработаны специальные модели для определения объема одной партии заказа и частоты заказов. Важнейшим элементом анализа запасов является оценка их оборачиваемости. Основной показатель - время обращения в днях, рассчитываемый делением среднего за период остатка запасов на однодневный оборот запасов в этом же периоде. Ускорение оборачиваемости сопровождается дополнительным вовлечением средств в оборот, а замедление – высвобождением средств из хозяйственного оборота, их относительно более длительным омертвлением в запасах (иначе - иммобилизацией собственных оборотных средств) [16].

     Таким образом, на основе анализа конъюнктуры  рынка можно разрабатывать прогноз  о предполагаемых продажах на ближайший  период. В противном случае выпущенная продукция может осесть на складе, в результате чего значительная часть  денежных средств будет отвлечена  из оборота, что может повлиять на финансовую устойчивость предприятия.

     Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: видом продукции, емкостью рынка, степенью насыщенности рынка данной продукцией, принятой на предприятии системой расчетов. Особенно важен последний фактор. Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В условиях нестабильности экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата.

     Управление  дебиторской задолженностью имеет  особое значение в периоды инфляции, когда подобная иммобилизация собственных  оборотных средств становится особенно невыгодной. На уровень дебиторской задолженности влияет множество факторов как объективного, так и субъективного характера. К объективным факторам следует отнести экономические условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность. К субъективным факторам можно отнести профессиональный уровень финансового менеджера, кредитную политику предприятия, которая может существенно влиять на реализацию.

     При управлении дебиторской задолженностью следует учитывать, что часть ее может быть не оплачена в результате нарушения взаимных обязательств предприятий.  Анализируя  возможности  трансформирования  дебиторской задолженности в денежные средства, необходимо оценить сумму безнадежных долгов [8].

     Управление  дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

     Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности  покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей  платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца. Оплата товаров постоянными клиентами обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. В экономически развитых странах широко распространенной является схема «2/10, полная 30» , означающая, что:

     а) покупатель получает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течение десяти дней с начала периода кредитования;

     б) покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с одиннадцатого по тридцатый день кредитного периода;

     в) в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно  оплатить штраф, величина которого может  варьировать в зависимости от момента оплаты.

     Контроль  дебиторской задолженности включает в себя ранжирование дебиторской  задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация  предусматривает следующую группировку (дней): 0-30; 31-60; 61-90; 91-120; свыше 120. Возможны и иные группировки. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва.

     В основе управления дебиторской задолженностью - два подхода:  сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или  иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции; сравнение и оптимизация  величины и сроков дебиторской и  кредиторской задолженностей.  Данные сравнения проводят по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии  скидок, доходам и расходам по инкассации [22].

     Управление  денежными средствами - одно из важнейших  направлений деятельности финансового  менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств, анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п. Значимость такого вида активов, как денежные средства, по мнению Джона Кейнса, определяется тремя основными причинами:

     1) рутинностью - денежные средства  используются для выполнения  текущих операций; поскольку между  входящими и исходящими денежными  потоками всегда есть временной  лаг, компания вынуждена постоянно  держать свободные денежные средства  на расчетном счете;

     2) предосторожностью - деятельность  компании не носит жестко предопределенного  характера, поэтому денежные средства  необходимы для выполнения непредвиденных  платежей;

     3) спекулятивностью - денежные средства  необходимы по спекулятивным  соображениям, поскольку постоянно  существует ненулевая вероятность  того, что неожиданно представится  возможность инвестирования [10].

Информация о работе Организация оборотных средств предприятия