Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:17, реферат
Кредитно-финансовая система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банковской системы и товарного производства исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Находясь в центре экономической жизни, банки опосредуют связи между вкладчиками и производителями, перераспределяют капитал, повышают общую эффективность производства. Особую роль играют кредиты, превращаясь, по существу, в основной источник обеспечения экономики дополнительными денежными ресурсами.
· отражают положение дел в прошлом, причем на основании данных об остатках средств, а не средств находящихся в обороте;
· показывают лишь некоторые стороны деятельности предприятия - в основном движение оборотных средств;
· не учитывают репутации заемщика, инфляции, оценок выпускаемой и реализуемой продукции, ни перспектив капиталовложений.
Фактически
единственный показатель, позволяющий
судить о том, способно ли предприятие
погасить свои краткосрочные обязательства
– это коэффициент покрытия. При
этом для одних предприятий
Таким образом, оценка уровня кредитоспособности с помощью названного коэффициента и некоторых других требует индивидуального подхода к каждому клиенту. Без серьезной аналитической работы невозможно ответить на вопрос, является ли данный заемщик платежеспособным и кредитоспособным.
Анализ денежного потока –способ оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка, в основе которого лежит использование фактических показателей, характеризующих оборот средств у клиента в отчетном периоде. Анализ денежного потока заключается в сопоставлении оттока и притока денежных средств у заемщика за период, соответствующий обычно сроку испрашиваемой ссуды. При выдаче ссуды на год анализ денежного потока делается в годовом разрезе, на срок до 90 дней – в квартальном и т.д.
Элементами притока финансовых средств за период являются:
· прибыль, полученная в данном периоде;
· амортизация, начисленная за период;
· высвобождение средств из запасов, дебиторской задолженности, основных фондов, прочих активов;
· увеличение кредиторской задолженности;
· рост прочих пассивов;
· увеличение акционерного капитала.
В качестве элементов оттока финансовых средств можно выделить:
· уплату налогов, процентов, дивидендов, штрафов и пеней;
· дополнительные вложения средств в запасы, дебиторскую задолженность, прочие активы, основные фонды;
· сокращение кредиторской задолженности;
· уменьшение прочих пассивов;
· отток акционерного капитала.
Разница
между притоком и оттоком средств
определяет величину прироста денежного
потока. Как видно из приведенного
перечня элементов притока и
оттока средств, изменение размера
запасов, дебиторской и кредиторской
задолженности, прочих активов и
пассивов, основных фондов по-разному
влияет на общий денежный поток. Для
определения этого влияния
Анализ денежного потока позволяет сделать вывод о слабых местах управления предприятием. Выявление слабых мест менеджмента используется для разработки условий кредитования, отраженных в кредитном договоре. Для решения вопроса о целесообразности и размера выдачи кредита на относительно длительный срок анализ денежного потока делается не только на основе фактических данных за истекшие периоды, но и на основе прогнозных данных на планируемый период. В основе прогноза величины отдельных элементов притока и оттока средств лежит их среднее значение в прошлые периоды и планируемые темпы прироста выручки от реализации.
Анализ делового риска – это исследование рисков, связанных с тем, что кругооборот фондов заемщика может не завершиться в срок и с предполагаемым эффектом. Факторами делового риска являются различные причины, приводящие к прерывности или задержке кругооборота фондов на отдельных стадиях. Факторы делового риска можно сгруппировать по стадиям кругооборота.
1 стадия – создание запасов:
o количество поставщиков и их надежность;
o мощность и качество складских помещений;
o соответствие способа транспортировки характеру груза;
o доступность цен на сырье и его транспортировку для заемщика;
o количество посредников между покупателем и производителем сырья и других материальных ценностей;
o отдаленность поставщика;
o экономические факторы;
o опасность ввода ограничений на вывоз и ввоз импортного сырья.
2 стадия – стадия производства:
o наличие и квалификация рабочей силы;
o возраст и мощность оборудования;
o загруженность оборудования;
o состояние производственных помещений.
3 стадия – стадия сбыта:
o количество покупателей и их платежеспособность;
o диверсифицированность дебиторов;
o степень защиты от неплатежей покупателей;
o принадлежность заемщика к базовой отрасли;
o степень конкуренции в отрасли;
o демографические факторы;
o факторы валютного риска;
o возможность ввода ограничений на вывоз из страны и ввоз в другую страну продукции.
Кроме того, факторы риска на стадии сбыта могут быть скомбинированы из факторов первой и второй стадии. Поэтому деловой риск на стадии сбыта считается более высоким, чем на стадии создания запасов или производства. В условиях экономической нестабильности анализ делового риска в момент выдачи ссуды существенно дополняет оценку кредитоспособности клиента на основе финансовых коэффициентов.
Оценка
делового риска коммерческим банком
может формализоваться и
Недостатки этого метода заключаются в том, что деловой риск связан с недостатками законодательной основы.
Все данные методы ориентированы на оценку кредитоспособности предприятия, берущего кредиты на пополнение оборотных средств или на другие цели оперативного плана. Поэтому для оценки реальности возврата долгосрочных инвестиционных кредитов они практически не подходят.
Анализ финансового состояния клиента не может рассматриваться как часть кредитного анализа до тех пор, пока по результатам расчета не будет дан ответ на вопрос: Можно ли клиенту давать ссуду? И если да, то на какую сумму? Для этого необходимо сравнить полученные значения коэффициентов с некоторыми "нормативными " значениями. В качестве "нормативных" могут быть использованы среднеотраслевые коэффициенты, с помощью которых финансовое состояние конкретного предприятия сравнивается с подобными предприятиями этой же отрасли. За рубежом, например, существуют специальные рейтинговые агентства, которые постоянно просчитывают такие данные, а затем публикуют в специальных сборниках.
Далее на основании полученных результатов формируется кредитный рейтинг заемщика. Условная разбивка заемщиков по классности производится по каждому коэффициенту: устанавливается величина отклонения расчетного значения от нормативного. С предприятиями каждого класса кредитоспособности банки по-разному строят свои кредитные отношения.
Первоклассным
по кредитоспособности клиентам банки
могут открывать кредитные
При
оценке кредитоспособности Заемщика банк
предусматривает и такую
Основное
внимание при определении класса
кредитоспособности сосредотачивается
на показателях, характеризующих способность
заемщика обеспечить погашение кредита
и процентов по нему. Финансовое
состояние предприятия
1.3.
Оценка кредитоспособности
Оценка кредитоспособности клиентов Французскими коммерческими банками включает 3 блока:
1. оценку предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности;
2. оценку кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками;
3. использование данных картотеки Банка Франции для оценки кредитоспособности.
При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:
· характер
· факторам
a. трудовыми ресурсами руководителей, управленцев и персонала - образованием, компетентностью и возрастом руководителя, наличием у него преемников, частотой передвижения управленцев по рабочим местам, структурой персонала, показателями простоя, соотношением оплаты труда и добавленной стоимости, которое должно быть в пределах 70%;
b. производственными ресурсами - соотношением амортизации и амортизируемых средств, уровнем инвестиций;
c. финансовыми ресурсами;
d. экономической средой - на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, каковы условия конкуренции, стадии развития рынка основной продукции предприятия, коммерческой политикой фирмы, степенью освоения приемов и способов маркетинга.
В ходе анализа в активе баланса выделяются три составные части:
1) иммобилизованные активы,
2) оборотные средства (запасы, дебиторы, прочие) и
3) денежная наличность (касса, деньги на счете в банке, ценные бумаги).
Пассив баланса делится на следующие составные части:
- постоянные ресурсы,
- кредиторскую задолженность,
- денежную наличность (учет векселей и др.).