Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:39, дипломная работа
Целью исследования является оценить эффективность расчетно-кассового обслуживания юридических лиц, используя новейшие отечественные и зарубежные исследования по сходной проблематике.
ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………………………………3
1. РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ…………………………………………………………......7
Сущность и принципы расчетно-кассового обслуживания
юридических лиц…………………………………………………………………7
Организация расчетно- кассового обслуживания юридических лиц.......15
Программа и методика проведения анализа эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц………………………………...….34
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «МДМ БАНК»………………………………………...38
2.1 Общие сведения об ОАО «МДМ БАНК»……………………………….....38
2.2. Оценка основных финансово-экономических показателей деятельности ОАО «МДМ Банк» за 2006-2009 годах………………………………………...43
2.2.1. Анализ источников финансовых ресурсов банка.………………………45
2.2.2. Анализ размещения финансовых ресурсов банка………………………52
2.2.3.Анализ финансовых результатов деятельности банка
за 2007-2009 годы……………………………………………………………...58
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОАО «МДМ БАНК»….……..64
3.1. Организация расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк»…………………………………………………….………...64
3.2. Исследование эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк»……………………….…………….…71
3.2.1. Основные результаты исследования.……………………………………71
3.2.2. Пути повышения эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ банк»………………………………………...90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……...93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………..…………………………..95
Таким
образом, большинство гипотез, выдвинутых
на этапе подготовки технического задания
и касающихся института клиентских/
2 этап. Анкетирование крупных и значимых клиентов отделений.
В рамках 2-го этапа исследования было проведено анкетирование 100 крупных и значимых клиентов- юридических лиц Банка. Поскольку опрос проводился среди клиентов «МДМ» банка, вполне объяснимо, что 90,1% респондентов указали в качестве основного обслуживающего банка – «МДМ Банк, из остальных 10% участников опроса: 1,5% ответили, что основной банк обслуживания – Сбербанк, 1,4% - Россельхозбанк, 1,2% - банк ВТБ, 0,7% - банк Йошкар-Ола.
По результатам опроса большинство корпоративных клиентов (53,3%) начали обслуживаться в «МДМ» банке после дефолта 1998 г. и банковского кризиса 2004 г., что с одной стороны говорит о высоком доверии клиентов к банку, как устойчивому и надежному банку с государственным участием, а с другой о высоком уровне конкуренции со стороны коммерческих банков, что значительно сокращает приток новых клиентов в периоды экономической стабильности (см. таблицу 13).
Таблица 13
Распределение участников опроса по времени начала обслуживания в «МДМ» банке
Год начала обслуживания в «МДМ» банке | Процент ответов, % | Год начала обслуживания в «МДМ» банке | Процент ответов, % |
1994 | 1,6 | 2003 | 6,3 |
1995 | 2,7 | 2004 | 10,7 |
1996 | 7,1 | 2005 | 5,7 |
1997 | 7,9 | 2006 | 4,1 |
1998 | 12,0 | 2007 | 1,1 |
1999 | 10,1 | 2008 | 1,1 |
2000 | 10,4 | 2009 | 1 |
2001 | 9,6 | 2010 | 1,2 |
2002 | 7,9 | 2011 | 3 |
Процент тех, кто начал обслуживаться в «МДМ» банке 1-2 года назад после во время финансового кризиса значительно ниже такого же показателя после дефолта 1998 г. по причине менее значительных масштабов кризиса в 2008-2009 гг. и большего количества банков, занимающихся обслуживанием корпоративной клиентуры (см. Таблицу 14):
Таблица 14
Степень удовлетворенности клиентов от обслуживания
Компоненты качества | Полностью устраивает, % |
Оперативность обслуживания | 62,8 |
Простота и понятность банковских процедур | 68,3 |
Продолжение таблицы 14
Режим работы Банка | 71,8 |
Своевременное и полное информирование об услугах | 77,7 |
Спектр банковских услуг | 78,5 |
Психологический комфорт | 79,3 |
Индивидуальный подход | 80,2 |
Компетентность персонала Банка | 80,8 |
Отзывчивость сотрудников Банка | 83,7 |
Внешний вид сотрудников Банка | 90,9 |
Наибольшие нарекания со стороны клиентов вызывают оперативность обслуживания (самый низкий уровень удовлетворенности - 62,8%), простота и понятность банковских процедур (68,3%) и режим работы банка (71,8%). Несколько лучше клиентами оцениваются своевременное и полное информирование об услугах, психологический комфорт при обслуживании, индивидуальный подход, компетентность и отзывчивость персонала Банка. Меньше всего замечаний по поводу внешнего вида сотрудников.
По результатам иерархического кластерного анализа совокупность респондентов можно разделить на 2 группы, которые заметно отличаются друг от друга отношением к качеству услуг, предоставляемых им банком (см. таблицу 15 ).
Таблица 15
Лояльные и нелояльные клиенты
«Лояльные» | «Нелояльные» | |
Начали обслуживаться в «МДМ» банке | До 1998 г. | После 1998 г. |
Степень удовлетворенности | 70,6% | 52,1% |
Средняя оценка качества обслуживания | 82,6% | 72,2% |
Не порекомендуют Банк своим знакомым | 6,9% | 16,7% |
Оставляет желать лучшего | ||
Оперативность обслуживания | 0,6% | 5,3% |
Компетентность сотрудников | - | 2,1% |
Клиенты, которые вместе с «МДМ» банком пережили и дефолт 1998 г. и кризисы 2004 и 2008 годов значительно более лояльны по отношению к банку, чем клиенты, которые пришли в банк позже. Больше всего замечаний к качеству обслуживания у компаний, которые начали обслуживаться в банке недавно (не более 3 лет). Это в первую очередь претензии к оперативности обслуживания, простоте и понятности банковских процедур. В отличие от всей совокупности третье место занимают претензии клиентов к своевременному и полному информированию по банковским услугам, что вполне объяснимо, поскольку именно этим клиентам необходим больший объем информации по условиям обслуживания, чем клиентам, которые давно сотрудничают с банком (см. таблицу 16)
Таблица 16
Сравнение обслуживания в «МДМ» банке с другими банками
Качество обслуживания в «МДМ» банке | Процент ответов | Накопленный процент |
Лучше, чем в других банках | 22,1 | 22,1 |
На уровне других банков | 55,8 | 77,9 |
Хуже, чем в других банках | 3,8 | 81,7 |
Не знаю, но все устраивает | 18,3 | 100,0 |
55,8%
респондентов считают, что
При этом треть 32,5% клиентов, которые обслуживаются в «МДМ» банке достаточно давно, ответили: «Не знаю, но все устраивает», среди «новичков», не выразивших четкого мнения по данному вопросу, таких в 3 раза меньше - 9,9%. Они же в 2 раза чаще (5,2% против 2,5% в «лояльной» группе) оценивают уровень обслуживания в «МДМ» банке хуже, чем в других банках. Если клиенты отвечали, что качество обслуживания хуже, чем в других банках им предлагалось конкретизировать, что именно. Наиболее часто упоминалась оперативность обслуживания, работа системы Клиент-Банк, обслуживание по банковским картам («зарплатные проекты») и отношение сотрудников (Таблица 17)
Таблица 17
Укажите, что Вам не нравится в обслуживании «МДМ» банка
Часто бывают сбои технические - приходится ждать в оперзале, напоминать о письмах, нет размена в кассе денежные средства более 100 т.р. Снять только по заказу, почему мы как клиенты не можем снять свои же средства |
Хотим, чтобы операции по отправлению платежных поручений проводились до 16:00 |
Условия кредитования, обслуживание по картам, проведение операций по расчетным счетам |
Сотрудники не всегда вежливы |
По работе менеджера складывается впечатление, что он не заинтересован в получении кредитов нашей организацией |
Периодические
сбои со ссылкой на программное обеспечение,
требования к списковым зачислениям,
недостаточность |
Очереди в приходной кассе |
Очень большая волокита, все очень медленно, документы постоянно теряются в банке |
Оперативность принятия решений |
Огромные очереди, РКО, касса |
Обслуживание банкоматов |
Низкая оперативность обслуживания, задержка с подписанием документов (договоры на открытие р/с и т.п.) Задержка в зачислении денежных средств на карты сотрудников, необходимость несколько раз обращаться с одной и той же проблемой |
Клиент-банк |
Излишняя бюрократизация лишает мобильности в принятии решений |
значительные расходы по РКО |
Уважение и вежливое обслуживание |
Большой пакет требуемых документов при кредитовании, долгий срок рассмотрения документов, неорганизованность обслуживания |
Банковские
выписки предоставляются |
1) Режим работы; 2) Система "МДМ - online"; 3) Отзывчивость операциониста |
Из тех услуг, которые клиенты не смогли получить в «МДМ» банке, наибольшим спросом пользуется факторинг. Из тех, кто отвечал на вопрос «Какие услуги Вы не смогли получить в «МДМ» банке?» 28% ответили именно так. Далее в порядке убывания упоминались лизинг, овердрафт, начисление процентов на СДО, кредитные карты для сотрудников, Интернет- банкинг и доверительное управление.
Также упоминался «МДМ - online» в части повышения качества его обслуживания «Своевременное получение извещений об оплате клиентов, качественное обслуживание данной дистанционной системы».
Различные варианты кредитных продуктов таких, как инвестиционное кредитование «Инвестиционный кредит (очень жесткие требования), кредит под залог недвижимости (проблема оценки)», банковские гарантии, кредитование в рамках нацпроектов и т.д.
В ходе опроса клиентов просили оценить соотношение цена/качество услуг, предоставляемых банком. По мнению респондентов, по уровню обслуживания банк находится между «средним» и «высоким» при ценах выше средних, при этом 20,5% опрошенных считают, что при высокой цене качество получаемых услуг можно оценить не выше среднего. Таким образом, каждый пятый клиент считает, что уровень услуг, предоставляемых банком, не соответствует их цене и почти половина опрошенных (47,1%) оценивают стоимость обслуживания в «МДМ» банке как «высокую».
Таблица 18 показывает, что полностью удовлетворены обслуживанием в «МДМ» банке около 59,5% клиентов, частично – 39% и только 1,5% скорее неудовлетворенны качеством обслуживания в «МДМ» банке.
Таблица 18
Степень удовлетворенности от обслуживания в «МДМ» банке
Полностью удовлетворен | 59,7 |
Частично удовлетворен | 38,9 |
Скорее неудовлетворен | 1,4 |
Таким образом, порядка 40% клиентов имеют претензии к качеству обслуживания в банке, как следствие этого с высокой долей вероятности можно утверждать, что не порекомендуют «МДМ Банк» своим знакомым порядка 30% клиентов (см. таблицу 19):
Таблица 19