Оценка эффективности диверсификации деятельности АО "Корпорация "Цесна" в условиях финансового кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:39, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является развитие теоретических и научно-методических положений но формированию диверсифицированных корпоративных объединений для разработки рекомендаций по совершенствованию управления диверсифицированными холдингами.

Работа содержит 1 файл

работа Жаппасова.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

   13)Коэффициент оборачиваемости собственного капитала, равный отношению выручки от реализации к среднегодовому собственному капиталу;

   14)Коэффициент оборачиваемости используемого капитала, равный отношению выручки от реализации к среднегодовому собственному и заемному капиталу.

    Далее приводится иллюстрация эффективности механизма трансфертных цен на численном примере с помощью компьютерной модели, реализующей модель. Рассмотрим деятельность технологически связанных производственных предприятий - поставщика и потребителя в условиях недостатка оборотных средств. Будем сравнивать два варианта их развития в случае создания ДКО и переходе на расчет за внутригрупповые поставки по трансфертным ценам, а также при деятельности этих же предприятий вне корпорации и взаимным расчетам по рыночным ценам. Временной промежуток взят равным пяти годам. Изменяя уровень трансфертной цены в процентах от рыночной и ставку процента по внутренним кредитам, можно получить различные показатели эффективности деятельности каждого из предприятий и выбрать наилучший сценарий развития.

    На рисунке 19 показана зависимость чистого дисконтированного дохода от уровня трансфертной цены для предприятия-поставщика, предприятия -потребителя, и в случае ДКО.

    Видно, что со снижением уровня трансфертной цены величина чистого дисконтированного дохода возрастает как для каждого предприятия в отдельности, так и для группы в целом. Этот результат достигается за счет экономии оборотных средств у потребителя и вследствие этого снижения его затрат  на использование  заемных  средств,  а также  возмещением  за соответствующий товарный кредит, выплачиваемый потребителем поставщику и зависящий от уровня трансфертной цены и ставки процента по внутригрупповым кредитам.

    Более быстрое возрастание чистого дисконтированного дохода предприятия-потребителя по сравнению с предприятием-поставщиком зависит в том числе и от величины процента по внутригрупповой поставке. Варьирование величиной этого процента приводит к разным темпам роста чистого дисконтированного дохода каждого из предприятий. Выбор ставки процента по внутригрупповым кредитам зависит от влияния каждого из предприятий и отношений собственности внутри группы. Следует отметить, что трансфертная цена не может быть ниже величины, обеспечивающей минимальную рентабельность производственной деятельности поставщика. 
 
 

            Поставщик  Потребитель  ДК 

-                  
"■ - -' 1   | 1 1 1 1   I
(10 1

90 ^/~8

Ъ        70 1

60

1

50

1

40

1

30

1

20

1

10

I

0

 

Примечание: составлен автором 

      Рисунок 19 - Зависимость чистого дисконтированного дохода от доли трансфертной цены в процентах от рыночной 
       

    Таким образом, создание ДКО позволяет воспользоваться преимуществами рассматриваемого организационно-хозяйственного механизма повышения эффективности инвестиционных процессов в условиях финансовых кризисов, что имеет немаловажное значение для отечественных диверсифицированных корпоративных объединений, испытывающих определенные трудности с привлечением инвестиционного капитала на современном этапе. 
 
 
 
 
 
 
 
 

            ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
             

     К основным научно-теоретическим и практическим выводам, полученным в ходе данного диссертационного исследования относятся:

    Анализ отечественной научной литературы посвященной структурной модернизации промышленности в условиях переходной экономики, развитию рынков и рыночных отношений, современной теории и методологии менеджмента, развитию банковской и финансовой системы, тенденций развития экономики Казахстана показывает, что основными элементами современной рыночной экономики являются крупные фирмы, организованные в форме корпоративных объединений.

    «Диверсифицированное корпоративное объединение (ДКО) -интегрированная предпринимательская среда, в которой в рамках общей стратегии и с использованием единого финансового и информационного потока действует горизонтально интегрированная совокупность вертикально интегрированных бизнесов».

    С одной стороны, вертикально интегрированные структуры - это технологические цепочки по производству определенного продукта (работы, услуги), с другой в рамках объединения таких технологических цепочек несколько, причем существует четкая взаимосвязь на организационном и информационном уровнях, а также все эти технологические цепочки действуют в рамках единого плана.

    Основные принципы развития ДКО (диверсифицированных корпоративных объединений): экономия, гибкость и маневренность - во второй половине 90-х годов дополнились усиленной ориентацией на экспансию и рост, стремлением обеспечить стабильность в условиях меняющихся рынков.

    С появлением электронной торговли и электронного документооборота границы роста диверсифицированных корпоративных объединений значительно расширились, а издержки обслуживания оборота товаров и услуг сократились. Последовавшая в конце 90-х годов волна слияний и поглощений была обусловлена процессами глобализации в мировой экономике, снижением стоимости телекоммуникационных услуг, а также достижениями в области информационных технологий. В результате к началу XXI в. критерии формирования ДКО были дополнены новыми элементами, такими как:

  • технологическая, финансово-экономическая целесообразность объединения;
  • высокий уровень корпоративного контроля дочерних структур (75 % и выше);

    - организационно-правовая трансформация.

    Сформировавшаяся теория минимизации предпринимательских рисков (управления рисками) заставляет управляющих диверсифицировать деятельность своих компаний за счет расширения номенклатуры услуг и выпускаемой продукции, выхода на новые рынки, приобретения или создания непрофильных бизнесов.

    Нами предлагается ввести следующее определение диверсификация корпоративного объединения, под которой (для экономики Казахстана) понимается стратегия развития компании на быстрорастущих рынках в рамках и за рамками основной специализации посредством внедрения новых технологий, производства новых видов продукции, проникновения в другие сферы деятельности и на новые рынки в пределах одной или нескольких стран с целью повышения конкурентоспособности и уменьшения корпоративных рисков, издержек, максимизации стоимости корпорации посредством сделок слияния/поглощения (пример ENRC).

    Вопросам эффективности ДКО, стратегии диверсификации и ее влияния на стоимость посвящено большое количество исследований. Можно выделить следующие основные методы исследований влияния диверсификации на стоимость:

  1. Методология, основанная на финансовых мультипликаторах. Суть метода заключается в сравнении стоимости диверсифицированной компании со стоимостью сфокусированных компаний, ведущих бизнес с тех же отраслях. Полученная разница представляет собой скидку или премию за диверсификацию, [cross-sectional test].
  2. Метод, основанный на расчете и исследовании коэффициента Q-гобина-Характеризуется как подход к определению оценки влияния диверсификации на стоимость. Количественные оценки уровня интеграции - методология, основанная на расчете и исследовании коэффициента СЬобина- Данный метод основан на расчете коэффициента С2тобина> который теоретически отражает оценку фирмы в стандарте стоимости замещения, то есть оценку по текущим рыночным ценам аналогичных активов. Поэтому данный коэффициент должен рассчитываться как отношение совокупной рыночной капитализации компании (EV) к стоимости замещения всех ее активов.
  3. В исследовании эффектов диверсификации применяют также метод накопленной избыточной доходности (cumulative abnormal return). Данная методика основана на предпосылке о том, что рынок эффективно реагирует на новую информацию. Суть данного метода основана на изучении эффекта от события. Для того чтобы определить эффективность, рассчитывается разность между реальной доходностью акций диверсифицированной компании и ее ожидаемым значением, или так называемая избыточная доходность. Такие отклонения рассчитываются для нескольких промежутков во времени, а затем суммируются.

    4. Можно так же оценить эффективность диверсифицированной 
корпорации через оценку финансовой устойчивости и методы оценки 
эффективности корпоративного управления.

    К числу наиболее важных задач финансового менеджмента на уровне компании относятся: оценка реально сложившегося уровня платежеспособности, оценка уровня управления активами, оценка степени зависимости от внешних источников финансирования, а также расчет показателей, характеризующих изменение уровня деловой активности, экономической и финансовой рентабельности. Финансовое состояние — состояние финансов предприятия, характеризуемое совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых ресурсов.

    Таким образом, для определения степени диверсификации можно с некоторыми ограничениями применять современные западные методики, такие как индекс Херфиндаля — Хиршмана, коэффициента Отобина или индекс энтропии с использованием Общего классификатора предприятий и организаций (ОКПО) и эффективности деятельности ДКО в Казахстане через оценку финансовой устойчивости и методы оценки эффективности корпоративного управления.

    Инвестиционная деятельность ДКО, должна быть направлена на определение основных целей инвестирования, состав инвестиционного портфеля, приемлемые виды ценных бумаг, диверсификацию портфеля и т. д.

    При этом Банки в составе холдингов и конгломератов, выступая в качестве инвестиционных компаний, могут выдавать гарантии в пользу компаний, занимающихся размещением ценных бумаг, - по размещению ими ценных бумаг эмитента.

    Развитие корпораций сегодня напрямую зависит от правильно организованной финансовой деятельности и в ее рамках кредитной и инвестиционной деятельности. Поскольку реструктуризация корпораций и создание самоуправляемых структур приводит к взаимодействию большого количества юридических лиц, высший менеджмент корпорации должен «спроектировать» принципы финансовой, инвестиционной и кредитной стратегии на основе следующих главных целей:

  • консолидация структурных подразделений корпорации в отношении налогов;
  • создание дополнительных производственных мощностей в результате слияния предприятий;
  • проникновение через посредничество корпорации в производство и сбыт различных товаров;
  • проведение единой политики и осуществление единого контроля за соблюдением общих интересов корпорации;
 
  • ускорение процесса диверсификации;
  • организация внутренних инвестиционных потоков;
  • централизация участия в капитале других предприятий и др.

    Анализ деятельности ста крупнейших компаний Казахстана за 2005 год, ранжированных по величине показателя «доход от реализации продукции (работ, услуг)», а также по размеру чистого дохода, собственного капитала и активов, проведенный Агентством по статистике РК, показывает достаточно активный процесс формирования корпоративных структур в экономике республики. Были представлены консолидированные данные НК «КазМунайГаз», НК «Казахстан темир жолы» и НАК «Казатомпром». Следует отметить, что совокупные доходы ста крупнейших компаний республики в 2005 году превысили 5,0 триллиона тенге, что составляет 68 процентов к ВВП. Для сравнения: суммарная капитализация 1 ООО крупнейших корпораций мира в 2005 году превысила 21 триллион долларов. В то же время суммарная капитализация «первой двадцатки» российских компаний на 1 сентября 2005 года достигла 322 миллиардов долларов. И это меньше, чем у одной «Дженерал Электрик» (383 миллиарда долларов). При этом даже наиболее благополучные сырьевые (нефтегазовые и металлургические) компании России, при сопоставимых с иностранными корпорациями объемах запасов сырья, а также уровнях производства и продаж, отстают от последних по капитализации минимум в 2-4 раза. 
 
 
 

Информация о работе Оценка эффективности диверсификации деятельности АО "Корпорация "Цесна" в условиях финансового кризиса