Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:39, дипломная работа
Целью настоящей работы является развитие теоретических и научно-методических положений но формированию диверсифицированных корпоративных объединений для разработки рекомендаций по совершенствованию управления диверсифицированными холдингами.
Термин Business Performance Management (ВРМ), который впервые стала применять известная аналитическая компания IDC, пока следует признать не вполне устоявшимся [185].
Также имеет место мнение, что термин ВРМ не содержит ничего нового по сравнению с такими понятиями, как система поддержки принятия решений (decision support system, DSS) или бизнес - интеллект (business intelligence, BI), и поэтому необходимости в каком-то новом термине просто не существует. Но следует заметить, что понятия DSS и BI на практике I ассоциируются не столько с концепциями управления, сколько с определенными классами информационных систем, в то время как ВРМ — это, прежде всего, управленческая концепция, и уже затем - особая категория информационных систем [186].
Задача ВРМ-системы - своевременно и в необходимом формате предоставить руководству организации информацию для эффективного управления. В составе систем предоставляются функции для интеграции бизнес-данных организации в единой информационной базе управляющего центра, инструменты для планирования, контроля и анализа развития бизнеса, выпуска отчетности для оценки результатов деятельности.
На практике ВРМ-система становится основным информационным центром диверсифицированного холдинга, наличие в системе полного набора данных по всем бизнес - единицам, структурным подразделениям, позволяет развивать ее специализированными модулями, обязательной системой сводной отчетности, для выпуска отчетов по международным стандартам финансовой отчетности.
Система предлагает комплексную модель управления ДКО, которая обеспечивает:
Задача ВРМ-системы - своевременно и в необходимом формате предоставить руководству организации информацию для эффективного управления. В составе систем предоставляются функции для интеграции бизнес-данных организации в единой информационной базе управляющего центра, инструменты для планирования, контроля и анализа развития бизнеса, выпуска отчетности для оценки результатов деятельности.
В условиях активного развития рынка финансовых услуг Казахстана, глобализации в корпоративном секторе становится необходимостью жспользование комплексных технологий управления на оперативном, тактическом и стратегическом уровне. Эти уровни должны быть максимально приближены друг к другу, чтобы в результате действия обратной связи максимально быстро реагировать и вносить соответствующие коррективы в стратегию поведения корпорации на современном рынке.
Информационные системы дают возможность участникам процесса управления реализовать методики и бизнес-процессы управления на практике. Информационная система охватывает весь банк и предусматривать совместный доступ к данным всех заинтересованных лиц. Важным моментом является взаимодействие информационной ВРМ-системы с транзакционными системами [187].
Функциональная архитектура ВРМ-системы производственно-финансового конгломерата должна складывать из трех составных частей. Первая часть - Хранилище данных. В нем консолидируется оперативная финансовая информация из различных автоматизированных модулей ГО, филиалов и дополнительных офисов банка, производственно-хозяйственных бизнес - единиц (СБГ - стратегических бизнес-групп). Вторая составляющая -приложения для поддержки технологий управления бизнес - единицами конгломерата: финансового планирования, управленческого учета, прогнозирования и т.д. Третья компонента ВРМ-решения - средства OLAP пя оперативной работы с деловыми данными, которые накапливаются в Хранилище данных.
Таким образом, ВРМ-системы нельзя назвать чем-то принципиально новым. Они объединяют известные управленческие технологии и программные решения, которые прежде применялись локально и решали задачи отдельных подразделений и пользователей. Новизна же ВРМ-решений заключается в том, что они предназначены для поддержки полного цикла управления многопрофильной корпорацией, в том числе производственно-финансовых конгломератов. Это значит, что инструменты ВРМ взаимосвязаны и обеспечивают исполнение основных этапов управления эффективностью бизнеса.
На первом этапе определяются основные стратегические цели банковского бизнеса и других бизнес - единиц конгломерата и их метрики, которые устанавливают плановые результаты для достижения. При стратегическом планировании используется сбалансированная система показателей.
На втором этапе на основе намеченных в стратегических планах ключевых показателей разрабатываются тактические планы и распределяются ресурсы для их выполнения. Основным инструментом оперативного планирования является бюджет.
На третьем этапе происходит сравнение плановых и фактических показателей. Результаты исполнения бюджетных планов вычисляются на основе собранных в Хранилище данных первичного учета с использованием инструментов «план-факт»-анализа.
На заключительном этапе стратегические планы корректируются в соответствие с реальными условиями работы бизнес - единиц (либо СБГ) производственно-финансового конгломерата. Для решения этой задачи востребованы управленческие отчеты и специализированные инструменты прогнозирования и моделирования различных сценариев развития ситуации.
Таким образом, цикл управления, между выбранной конгломератом стратегией и ее практической реализацией, заканчивается, закрывая решенный вопросы и оставляя исходные данные для дальнейшей разработки на новом этапе цикла.
Преимущества ВРМ-системы с документооборотом заключаются в том, что появляется возможность осуществления естественной связи между стратегическими и оперативными бюджетными планами. Кроме этого, обеспечивается эффективное взаимодействие ВРМ-системы с АБС банка в плане подготовки и контроля хозяйственных затрат. В управленческой отчетности бизнес-единиц конгломерата обеспечивается точный и своевременный учет хозяйственных затрат.
В основе методологии ВРМ лежит идея непрерывного управленческого цикла, включающего следующие этапы [188]:
Полнофункциональное решение класса Business Performance Management, позволяет ДКО формулировать стратегии своего развития, трансформировать стратегии в планы, контролировать исполнение планов и улучшать свои операционные и финансовые показатели за счет более глубокого понимания ключевых факторов бизнеса.
Построение ВРМ-систем должно быть обеспечено на базе следующих подсистем:
1. Подсистема
решений для реализации функций стратегического
управления на основе сбалансированной
системы показателей
эффективности деятельности предприятия
(Balanced Scorecard и аналогичные
методики);
6. Комплекс систем бизнес-интеллекта СГТЛР;
9. Модуль
для моделирования деятельности предприятия
и реализации
методов функционально-стоимостного анализа;
10. Подсистема
для формирования и анализа консолидированной
финансовой отчетности.
Концепция Business Performance Management объединяет стратегию организации, систему показателей, текущие действия и выполняющих их людей в единую систему управления, ориентированную на достижение стратегических целей ДКО.
Целевое управление является центральным звеном процесса управления эффективностью деятельности, так как именно оно позволяет направить деятельность компании на достижение глобальных целей и управлять развитием предприятия.
Цели определяют направление развития корпорации и обычно декомпозируются сверху вниз — от общекорпоративных ориентиров до конкретных нормативов и действий. В свою очередь, в показателях выражаются результаты действий, предпринятых для достижения поставленных целей, и они агрегируются снизу вверх. Топ менеджеры, расположенные на самом верху управленческой пирамиды, определяют стратегию организации и задачи, которые надо выполнить, чтобы реализовать существующую стратегию. Поставленные ими задачи распределяются между нижестоящими сотрудниками организации. С другой стороны, сотрудники выполняют действия, необходимые для решения поставленных задач и сообщают вышестоящим менеджерам о фактических результатах посредством показателей деятельности.
Традиционно, в составе стратегии выделяют такие элементы, как миссия, видение, ценности, конкурентные преимущества. Миссия (mission) — выражение философии организации и смысла ее существования. Миссия обычно декларирует принципы работы предприятия в отношении ключевых групп влияния, она устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Видение (vision) конкретизирует миссию организации и определяет ее будущий образ. Это краткая формулировка того, каким образом организация собирается выполнить свою миссию. Ценности (основные убеждения, разделяемые членами организации) и конкурентные преимущества (качества и характеристики организации, отличающие ее от конкурентов) помогают определить общий стиль работы и факторы, за счет которых компания будет продвигаться в выбранном направлении.
Архитектура информационной системы класса ВРМ представлена на рисунке 17.
Системы
поддержки принятия решений (СППР) состоят,
как правило, из двух компонент: хранилища
данных и аналитических средств.
Хранилище данных предоставляет единую
среду хранения корпоративных данных,
организованных в структурах,
оптимизированных для выполнения
аналитических операций. Аналитические
средства позволяют конечному пользователю,
не имеющему специальных знаний в области
информационных технологий, осуществлять
навигацию и представление данных в терминах
предметной области. Для пользователей
различной квалификации, СППР располагают
различными типами интерфейсов доступа
к своим сервисам.
|
ВРМ-
| |||
Моделирование | Планирование,
Бюджетирование, прогнозирование |
Финансовая консолидация и отчетность | Аналитические задачи |