Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа
Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Так, на протяжении 1995 - 1998 годов доля НДС в налоговых доходах бюджета Российской Федерации увеличилась с 42 до 46 %. Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.
1. Теоретические основы налога на добавленную стоимость
1.1. История возникновения и сущность налога на добавленную стоимость
1.2. Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость
2. Анализ действующей практики взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации
2.1. Порядок расчета налога и характерные ошибки, связанные с его исчислением
2.2. Порядок проведения контроля ГНИ за взиманием налога
2.3. Организация работы ГНИ с недоимщиками по НДС и анализ выпадающих из бюджета доходов по НДС
3. Совершенствование взимания НДС в Российской Федерации
3.1. Недостатки практики налогообложения и пути их преодоления
3.2. Совершенствования механизма взимания НДС в РФ
Выводы и предложения
Список литературы
Значительные изменения
в порядке исчисления и уплаты
в бюджет НДС предусматриваются
в Проекте Налогового кодекса. Во-первых,
подлежит отмене специальный порядок
определения облагаемого
- товары (работы, услуги) приобретены
для производственных целей
- соответствующие затраты
относятся на затраты по
- у налогоплательщика
имеются счета-фактуры
- приобретенные товары приняты налогоплательщиком на учет (работы выполнены, услуги оказаны).
Вычет налогов, уплаченных при приобретении основных средств и нематериальных активов, производится после принятия их на учет (в том числе и по основным средствам, принимаемым на учет по завершении капитального строительства).
Налог, уплаченный за легковые автомобили и микроавтобусы, вычету не подлежит и относится на финансовые результаты.
Таким образом, согласно проекту Налогового кодекса, НДС, уплаченный поставщикам, будет приниматься к зачету (налоговому вычету) не по оплате, а по предъявлении счета-фактуры.
Благодаря этому нововведению
значение счета-фактуры - как основного
расчетного документа в системе
налога возрастет во много раз
и отечественная система
Проект Налогового Кодекса
предусматривает практически
Так, если сумма налоговых
вычетов в данном налоговом периоде
превышает общую сумму налога,
исчисленного с реализации, то разница
считается излишне уплаченным налогом
и подлежит вычетам из общей суммы
налога в следующем периоде в
первоочередном порядке. Если и в
следующем налоговом периоде
общая сумма налога окажется меньше
этой суммы излишне уплаченного
налога, то новая разница подлежит
зачету в счет исполнения обязательств
по другим налогам (сборам), уплаты пеней
и штрафов или возврату из бюджета.
Возврат из бюджета Производится
при условии, что указанная разница
сохраняется в течение шести
месяцев со дня получения расчета
за соответствующий налоговый
Таким образом, на первый план
в финансовых службах предприятий
должен выйти процесс налогового
планирования, в результате которого
предприятие будет
Одним из существенных этапов
совершенствования налога на добавленную
стоимость может стать
Искусственное ограничение
видов правонарушений привело к
тому, что практически любые действия
налогоплательщиков, повлекшие недоплату
налога, налоговые органы рассматривают
в существующих рамках. Иными словами,
причины образования недоимки по
НДС во многих случаях необоснованно
квалифицируются как сокрытие или
занижение объекта
- создание своей системы
штрафных санкций, применяемой
только к нарушениям
- внесение положений,
- уменьшение существующего
размера штрафных санкций и
распределение всей системы
Необходимо отметить, что все эти мероприятия принесут ожидаемый эффект только в случае комплексного изменения законодательства об НДС, результатом которого станет прозрачный, хорошо читаемый закон прямого действия о налоге на добавленную стоимость.
В заключении хотелось бы остановиться на двух не самых приятных особенностях широкого использования НДС в налоговой практике, напрямую связанных со всеохватывающим характером этого налога.
Во - первых, соблазн максимально широкого применения НДС с постепенным повышением налоговых ставок, обеспечивающих стабильный рост поступлений в бюджет, в итоге способствует повышению цен на товары, поступающие в сферу конечного потребления. При не очень жесткой денежно - кредитной политике переход к системе НДС, как правило, влечет за собой повышение общего уровня цен.
Во-вторых, бремя, возлагаемое на потребителей налога на добавленную стоимость, несет четко выраженный регрессивный характер, что, впрочем, свойственно для всех видов косвенных налогов, но, несомненно, усугубляется в НДС из-за практически тотального охвата рынка товаров и услуг. Потребители с более низкими доходами вынуждены выплачивать в форме НДС сравнительно большую их часть по отношению к более высокодоходным слоям населения. В ряде случаев регрессивный характер обложения усиливался повышенными ставками на товары массового потребления для средних слоев населения : некоторые виды кондитерских изделий, парфюмерию, легковые автомобили и т.д. [36, 57].
Потенциально возможные
негативные социальные последствия
НДС смягчаются либо введением нулевой
ставки, освобождения от его уплаты
более широких групп товаров
и услуг, либо путем уравновешения
бремени НДС снижением ставки
по другим налогам. При этом вступает
в действие принцип взаимозависимости
и взаимосвязанности налогов. Ни
один налог не может рассматриваться
изолированно и вне связи с
другими составными частями налоговой
системы. Сам НДС не предназначен
корректировать неравенство доходов.
Эту функцию берут на себя другие
налоги (в частности, индивидуальный
подоходный налог). Только такой подход
к формированию налогов способен
создать более справедливый и
равномерный порядок
В нашей стране также актуальна
проблема отрицательного воздействие
НДС на реальный уровень потребления
низкодоходных категорий
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Налог на добавленную стоимость
(НДС) - является одним из самых важных
и в то же время самых сложных
для исчисления налогов. В основу
исчисления этого налога положено понятие
«добавленной стоимости». Западная концепция
НДС определяет добавленную стоимость
как основу исчисления налога. При
этом под основой исчисления налога
- вознаграждением - понимается вся
сумма расходов потребителя, необходимая
ему для получения предмета потребления,
за исключением расходов на НДС. Таким
образом, только НДС не входит в основу
его исчисления, все же остальные
издержки, например транспортные расходы,
прочие налоги на потребление, все прочие
расходы, связанные с осуществлением
оборота и т. п., являются составной
частью вознаграждения. Сам же налог
взимается с покупателя подавляющего
большинства товаров и услуг
на каждой стадии их производства и
продвижения к конечному
Отечественная экономическая
теория рассматривает показатель добавленной
стоимости как разность между
стоимостью товара и материальными
затратами на его производство. Однако
в наших условиях технически крайне
сложно выделить все материальные затраты
(на сырье, материалы, топливо, энергию,
покупные комплектующие изделия
и полуфабрикаты и
Таким образом, неотработанность
методологии определения и
Так, анализ характерных ошибок,
связанных с исчислением налога
на добавленную стоимость, выявил ряд
действующих положений
1) проблема специального
порядка определения
2) особый порядок исчисления
НДС по предприятиям розничной
торговли и общественного
3) особое место в
Одним из существенных этапов
совершенствования налога на добавленную
стоимость может стать