Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа
Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Так, на протяжении 1995 - 1998 годов доля НДС в налоговых доходах бюджета Российской Федерации увеличилась с 42 до 46 %. Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.
1. Теоретические основы налога на добавленную стоимость
1.1. История возникновения и сущность налога на добавленную стоимость
1.2. Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость
2. Анализ действующей практики взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации
2.1. Порядок расчета налога и характерные ошибки, связанные с его исчислением
2.2. Порядок проведения контроля ГНИ за взиманием налога
2.3. Организация работы ГНИ с недоимщиками по НДС и анализ выпадающих из бюджета доходов по НДС
3. Совершенствование взимания НДС в Российской Федерации
3.1. Недостатки практики налогообложения и пути их преодоления
3.2. Совершенствования механизма взимания НДС в РФ
Выводы и предложения
Список литературы
При документальных проверках проверяется деятельность предприятия от даты предыдущей документальной проверки по текущий момент. В случае необходимости документальные проверки проводятся за более длительные периоды.
Проведению документальной проверки предшествует камеральная проверка, изучение имеющихся материалов предыдущей проверки, поступивших сигналов о нарушении налогового законодательства и другой информации, характеризующей работу и финансовое состояние плательщика. На основании этой информации разрабатывается программа проведения документальной проверки, предусматривающая перечень основных вопросов, на которых следует сосредоточить внимание, а также конкретный период, за который она должна быть проведена. Программа проверки утверждается руководителем Государственной налоговой инспекции или его заместителем.
Основной целью документальной
проверки является проверка достоверности
предоставляемой налоговой
Проверка достоверности налоговых деклараций начинается с сопоставления данных главной книги с показателями налоговой декларации. При этом особое внимание уделяется оборотам по балансовым счетам 68, 46, 64, 19, 60, 62, 76. После сверки налоговой декларации и главной книги проверяется достоверность оборотов по вышеперечисленным счетам главной книги. Для этого налоговый инспектор обращается к регистрам бухгалтерского учета и первичным документам (банковские выписки, платежные поручения, накладные, счета-фактуры, договора и т.д.). Важным этапом в работе налоговых инспекторов является заполнение сличительных ведомостей. Схема сличительной ведомости представлена в табл. 2.11 (Приложение 1).
На основании данных сличительных
ведомостей налоговый инспектор
делает вывод о суммах сокрытого
(заниженного) налога, суммах переплаты
и суммах недоимки, обнаруженной в
результате проверки. На основании
сличительных ведомостей принимается
предварительной решение о
Результаты проведенной контрольной работы находят свое отражение в отчете налоговых органов о проделанной работе по вопросам полной мобилизации налогов в бюджеты различного уровня табл. 2.12.
Таблица 2.12
Отчет о проделанной работе по вопросам полной мобилизации налогов
(в единицах)
Показатель
I кв 97 г.
II кв 97 г.
III кв 97 г.
IV кв 97 г.
Всего
Количество документальных проверок
- в том числе госсектор
- в том числе коммерческие структуры
Случаи нарушения налогового закон-ва
- в том числе госсектор
- в том числе коммерческие структуры
76
22
54
32
13
19
117
21
96
49
20
29
106
26
80
39
12
27
140
33
107
47
20
27
439
102
337
167
65
102
За 1997 год отделом косвенных налогов произведено 2235 камеральных проверок по НДС. Документальными проверками за этот же период были охвачены 439 предприятий - плательщиков НДС см. табл. 2.12. Случаи нарушения налогового законодательства по НДС установлены за 12 месяцев 1997 года в 167 предприятиях. То есть, в среднем 38 % проводимых документальных проверок оформляются актами, а 62 % проверок - справками. Причем 62 % нарушений устанавливают на коммерческих предприятиях, что связано со значительно большим их числом в районе и большим числом проверок, проводимых в коммерческих структурах (77 % всех проводимых проверок). По результатам документальных проверок общая сумма доначисленного налога на добавленную стоимость составила за 12 месяцев 1997 года 37856,0 млн. руб., по спецналогу 2946,0 млн. руб., а с учетом штрафных санкций по НДС 209141,0 млн. руб., по спецналогу 11416,0 млн. руб.
За нарушения налогового законодательства руководители и главные бухгалтера предприятий привлечены к административной ответственности, сумма наложенных штрафов составляет 39 млн. руб.;
в том числе по кварталам:
- I кв 97 г. - 5,6 млн. руб.;
- II кв 97 г. - 14,6 млн. руб.;
- III кв 97 г. - 5,8 млн. руб.;
- IV кв 97 г. - 13,0 млн. руб.
Одной из серьезнейших проблем исчисления НДС, с которой неоднократно сталкиваются и налогоплательщики и налоговые органы в результате документальных проверок, является сложность в определении принадлежности хозяйственных операций налоговому периоду, который в отличии от налогов, исчисляемых нарастающим итогом, ограничивается месяцем (кварталам). Определение налогового периода играет большую роль при применении ответственности за налоговые правонарушения. Как разъяснил в своем письме от 10 марта 1994 г. № ОЩ-7/ОП-142 Высший Арбитражный Суд РФ, поскольку НДС не является налогом, исчисляемым нарастающим итогом, ответственность применяется за те налогооблагаемые периоды, в которых допущены нарушения. Факт переплаты налога в последующие налогооблагаемые периоды не влияет на размер этой ответственности. В то же время, если недоимка по налогу на добавленную стоимость по конкретному периоду восполняется переплатой в предшествующие периоды, состав налогового правонарушения, предусмотренный подпунктом «а» п. 1 статьи 13 Закона «Об основах налоговой системы» отсутствует [25, 308].
Таким образом, нечеткое понимание
налогоплательщиками проблемы налогового
периода по НДС приводит к существенным
финансовым санкциям и, тем самым, может
значительно усложнить
В связи с вышеизложенным
необходимо также обратить внимание
на то, что если до налоговой проверки
(камеральной или
В случае с налогом на добавленную
стоимость такое исправление
принимается только при представлении
налогоплательщиком в соответствующие
налоговые инспекции
Все вышесказанное относится
к взаимоотношениям налогоплательщиков
и налоговых органов по вопросу
правильности исчисления и своевременности
перечисления в бюджет налогов и
других обязательных платежей, то есть
представляет собой микроуровень налогового
контроля за взиманием налога на добавленную
стоимость. Однако для того, чтобы
исследовать всю систему
Основными формами отчетов,
предоставляемыми ГНИ по Вахитовскому
району г. Казани № 1, является следующие
виды отчетов: а) отчет о поступлениях
налоговых платежей и других доходов
в бюджетную систему Российской
Федерации по форме № 1-НМТ. Данная
форма отчета предоставляется ежемесячно
в вышестоящую налоговую
Все эти разновидности
отчетов по форме 1-Н формируются
в целом по налоговой инспекции
либо ежемесячно, либо ежеквартально
и представляются в государственную
налоговую инспекцию по г. Казани.
Формирование данных видов отчетов
осуществляется отделом учета и
отчетности ГНИ по Вахитовскому району
г. Казани № 1. Отдел косвенных налогов
и прочих доходов в свою очередь
ежеквартально до 15 числа месяца,
следующего за отчетным кварталом, формирует
и передает в отдел косвенных
налогов ГНИ по г. Казани аналитическую
записку к отчету 1-Н за прошедший
квартал. Кроме этого, в обязанности
отдела косвенных налогов входит
также предоставление следующих
видов отчетов: а) отчет о базе
налогообложения по НДС по форме
5-Н. Данный вид отчета составляется
и анализируется один раз в
полгода (таблица 2.15 (Приложение № 4)); б)
ежемесячный отчет о выпадающих
суммах НДС; в) ежемесячный отчет
о результатах документальных проверок
соблюдения налогового законодательства
по форме 2-НМ; г) ежеквартальный отчет
о результатах контрольной
Итогом проделанной работы за квартал является отчет о проделанной работе по вопросам полной мобилизации налогов, который содержит краткий анализ ошибок, выявленных при документальных проверках за истекший квартал и предложения по совершенствованию действующего законодательства о налоге на добавленную стоимость.
2.3. Организация работы
ГНИ с недоимщиками по НДС
и анализ выпадающих из
В соответствии со статьей 11
Закона об основах налоговой системы
налогоплательщики обязаны
Понятие недоимка (недоимщик) берет свое начало в первой половине XIX века. Так, толковый словарь В. И. Даля так трактует это понятие: «Недоимка - то, что недонято, недобрано, невзыскано деньгами или припасами, что осталось за кем-то в долгу» [26, 513].
Таким образом, понятие недоимки тесно связано с понятием налогов и налоговой системы в целом. Количество недоимщиков и размеры недоимок прямо зависят от финансового состояния налогоплательщиков и от состояния экономики в целом. Актуальность этой проблемы значительно возросла в последнее время. Об этом свидетельствует тот факт, что сейчас в налоговых органах этой проблемой постоянно занимается специально созданный отдел (сектор недоимки).
Проведем анализ динамики недоимки и рассмотрим меры, принимаемые налоговыми органами по ее устранению на примере ГНИ по Вахитовскому району г. Казани.
Анализ табл. 2.16 свидетельствует об актуальности проблемы расчетов налогоплательщиков с бюджетом по НДС, а также о необходимости работы налоговых органов с налогоплательщиками по вопросу погашения недоимок. Об этом свидетельствует то, что в среднем 15,6 % налогоплательщиков допускают в своей работе просроченную задолженность по налогу перед бюджетом. При этом сумма просроченной задолженности перед бюджетом в среднем в 2 раза превышает сумму начисленного НДС по декларациям по очередному сроку уплаты. Ежеквартально бюджет недополучает в среднем 359073,4 млн. рублей, из которых 93,6 % приходится на предприятия государственного сектора экономики.
Таблица 2.16
Анализ динамики недоимки и структура недоимки по предприятиям района
(млн. рублей)
Показатель
I кв 97 г.
II кв 97 г.
III кв 97 г.
В среднем за 9 мес 97 г.
Количество предприятий,
представивших налоговые
Количество предприятий-
Доля предприятий недоимщиков, в %
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет
- в том числе по предприятиям госсектора
- доля госсектора в общей сумме начислений
Сумма допущенной недоимки по НДС
- в том числе по предприятиям госсектора
- доля госсектора в общей сумме недоимки
Доля недоимки в общей сумме начислений
1875
384
20,5 %
81410,3
64690,9
79,5 %
344368,1
328938,9
95,5 %
423 %
2034
274
13,5 %
235920,0
218926,2
92,8 %
325424,5
302146,4
92,8 %
138 %
2047
273
13,3 %
209227,3
191195,7
91,4 %
407427,7
377431,9
92,6 %
195 %
1985
310
15,6 %
175519,2
158270,9
90,2 %
359073,4
336172,4
93,6 %
205 %
Основная доля недоимки приходится на крупнейшего налогоплательщика района ПЭО «Татэнерго». Доля недоимки ПЭО «Татэнерго» в общей сумме недоимки составляет около 90 -92 %. Другие крупные недоимщики района представлены в табл. 2.17.
По данным ГНИ по Вахитовскому району № 1 г. Казани
Таблица 2.17
Дебиторская задолженность и зависимость недоимки от нее по предприятиям района
в млн. рублей
I кв 97 г.
II кв 97 г.
III кв 97 г.
Предприятие
Дебитор
Сумма
Доля
Дебитор
Сумма
Доля
Дебитор
Сумма