Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа
Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Так, на протяжении 1995 - 1998 годов доля НДС в налоговых доходах бюджета Российской Федерации увеличилась с 42 до 46 %. Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.
1. Теоретические основы налога на добавленную стоимость
1.1. История возникновения и сущность налога на добавленную стоимость
1.2. Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость
2. Анализ действующей практики взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации
2.1. Порядок расчета налога и характерные ошибки, связанные с его исчислением
2.2. Порядок проведения контроля ГНИ за взиманием налога
2.3. Организация работы ГНИ с недоимщиками по НДС и анализ выпадающих из бюджета доходов по НДС
3. Совершенствование взимания НДС в Российской Федерации
3.1. Недостатки практики налогообложения и пути их преодоления
3.2. Совершенствования механизма взимания НДС в РФ
Выводы и предложения
Список литературы
Поскольку в соответствии
с пунктом 19 инструкции ГСН РФ от
11 октября 1995 г. № 39 «О порядке исчисления
и уплаты налога на добавленную стоимость»
(с последующими изменениями и
дополнениями) предусмотрено, что сумма
налога на добавленную стоимость
по материальным ценностям (работам, услугам),
приобретенным для
При этом предприятия розничной
торговли обязаны вести книгу
покупок для учета
С введением на территории
РФ счетов-фактур для целей
исчисления налога на
Счет-фактура составляется
в двух экземплярах: первый экземпляр
(оригинал) не позднее 10 дней с даты
отгрузки товара (выполнения работ, оказания
услуг) или предоплаты (аванса) предъявляется
поставщиком и дает право на зачет
(возмещение) сумм НДС в порядке,
установленном федеральным
Второй экземпляр (копия) счета-фактуры остается у поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС при реализации товаров (работ, услуг). Регистрация оригиналов счетов-фактур поставщиков в книге покупок производится по более поздней дате наступления одного из обязательных условий принятия налога на добавленную стоимость к зачету (возмещению): оплате или оприходованию [47, 18].
Требует решения и вопрос выделения налога на добавленную стоимость расчетным путем при наличии затрат на командировочные (расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая пользование в поездах постельными принадлежностями, расходы по найму жилого помещения и т.п.), так как введение порядка применения счетов-фактур приводит к невозможности отнесения указанного налога к возмещению (зачету). [57, 13].
Согласно п. 14 Порядка, книга продаж должна быть прошнурована, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. Очевидно, что это требование, по мнению разработчиков, должно препятствовать составлению, внесению изменений в счета-фактуры задним числом, но это возможно лишь при скреплении печатью контролирующего налогового органа. [45, 34].
Счет-фактура составляется при получении предоплаты или аванса. Предприятие - поставщик, получив предоплату в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), составляет счет-фактуру согласно Постановлению Правительства в двух экземплярах: первый экземпляр не позднее 10 дней с даты получения предоплаты (аванса) представляется поставщиком покупателю. Второй экземпляр остается у поставщика и регистрируется в книге продаж. Покупатель, перечисливший предоплату, никаких записей в книге покупок не делает.
Далее по факту отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) под полученную предоплату в книге продаж делается сторнировочная запись, уменьшающая сумму ранее оформленного налога на добавленную стоимость по этой предоплате (авансу) с соответствующим изменением итоговой суммы налога за отчетный период, в котором произведена отгрузка. При этом указываются реквизиты счета-фактуры, составленного при получении предоплаты (аванса).
Затем в соответствии с Порядком ведения счетов-фактур отражаются операции по фактической отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) под полученную предоплату (аванс), а именно на сумму отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) составляется счет-фактура в 2 экземплярах: первый экземпляр передается покупателю для отражения в книге покупок; второй экземпляр регистрируется в книге продаж с отражением суммы НДС по реализованным товарам.
В платежных документах на оплату отгруженный товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по строке, где указывается назначение платежа, наименование товара, выполненных работ, оказанных услуг, номера и суммы товарных документов, по мнению ГНС и Минфина, обязательна ссылка на номера соответствующих счетов-фактур.
В случае определения даты
реализации товаров (работ, услуг) в
целях уплаты НДС по мере оплаты
регистрация счета-фактуры в
В заключении необходимо отметить,
что Постановление
В настоящее время приходится констатировать, что введение счетов-фактур приведет к усложнению системы учета на предприятии, поскольку новая система по существу предполагает сохранение ранее действовавших методов контроля за правильностью исчисления НДС при одновременном введении новых учетных регистров. На отдельных крупнейших предприятиях введение новой системы крайне затруднительно. [57, 23].
Таким образом, использование счетов-фактур в хозяйственной практике в той форме, в которой налогоплательщикам было предложено Постановлением Правительства от 29.07.96 г. № 914, практически не меняет сложившегося порядка исчисления и уплаты налога, а лишь значительно усложняет систему учета на предприятиях. Именно поэтому программа проверки отдела косвенных налогов ГНИ по Вахитовскому району № 1 г. Казани даже не содержит пункта, рекомендующего налоговым инспекторам включать в акты проверок характеристику использования счетов-фактур в хозяйственной практике, правильность оформления книг покупок и книг продаж.
Несмотря на то, что пункт
15 Указа Президента РФ от 8 мая 1996 г.
№ 685 рекомендовал Правительству РФ
реализовать положения данного
Указа через изменения
Опираясь на зарубежный опыт
использования счетов-фактур как
основных расчетных документов в
системе налога на добавленную стоимость
можно сделать вывод о
3.2. Совершенствование механизма
взимания налога на
Механизм взимания налога на добавленную стоимость за более чем 6 лет своего существования в налоговой системе Российской Федерации претерпел множество изменений. Однако и по сей день он не принял того желаемого непоколебимого состояния, при котором эффективность от его применения будет ощутима и налогоплательщикам и государству. Это связано в первую очередь с большим количеством изменений, происшедших за это время в России. Все происходящие изменения тем или иным образом находят свое отражение и в налоговом законодательстве, однако оно не становится от этого более прозрачным и понятным. Это в полной мере коснулось и законодательства о налоге на добавленную стоимость.
Практически все назревшие
проблемы и недостатки существующей
системы исчисления налога на добавленную
стоимость нашли свое отражение
в готовящемся проекте
Одним из первых планируемых нововведений является новый подход к определению плательщиков налога. Согласно проекта Налогового кодекса РФ физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица включены в число плательщиков НДС, однако им, а также малым предприятиям с численностью до 15 человек предоставляется право не исчислять и не уплачивать НДС в каждом налоговом периоде, если в течение двух предыдущих кварталов их выручка от реализации не превышала 2500 ММОТ. При освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, уплаченный поставщикам, не принимается к налоговому вычету и относится на увеличение стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг). Это право не распространяется на плательщиков акцизов, банки, страховщиков, инвестиционные фонды и другие организации согласно перечня, оговоренного в кодексе.
Кроме этого, не признаются плательщиками налога лица, реализующие только освобожденные от НДС товары, работы (услуги). Налог, уплаченный такими лицами поставщикам по товарам (работам, услугам) производственного назначения, относится на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).
Проект Налогового кодекса предусматривает значительные изменения в области определения объекта налогообложения и налоговой базы. Во-первых, отменяется специальный порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров по ценам не выше фактической себестоимости. Во-вторых, для целей обложения НДС выручка в каждом налоговом периоде станет определяться по наиболее ранней из следующих дат:
день предъявления покупателю счета-фактуры;
день оплаты товаров (работ, услуг);
день отгрузки (перехода права собственности) товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Последнее положение фактически
означает отмену возможности определения
момента возникновения
Проект Налогового кодекса предусматривает отмену ряда существующих льгот по освобождению от НДС. К ним относятся:
работы по строительству жилых домов с привлечением бюджетных средств;
НИОКР, выполняемые учреждениями образования и науки;
продукция средств массовой информации и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой;
пожарно-техническая продукция, работы и услуги в области пожарной безопасности;
лизинговые платежи малых предприятий;
а также поэтапная отмена ряда других льгот.
Кроме этого устанавливается временное ограничение на применение ряда льгот до 31 декабря 2000 года, а именно на следующие льготы:
- освобождение от
- освобождение от
В отношении остальных сохраняемых льгот, лицу реализующему освобожденные от НДС товары, предоставлено право отказа от применения льгот в случае подачи заявления в налоговый орган.
Проект Налогового кодекса
предусматривает повышение
Также измениться продолжительность
налогового периода и сроки уплаты
налога. По Налоговому кодексу налоговый
период будет составлять квартал
только для малых предприятий
с численностью работников до 15 человек
и предпринимателей, если в течение
двух предыдущих кварталов их выручка
от реализации не превышала 2500 ММОТ РФ.
Все остальные плательщики