Ндс методика исчесления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Так, на протяжении 1995 - 1998 годов доля НДС в налоговых доходах бюджета Российской Федерации увеличилась с 42 до 46 %. Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.

Содержание

1. Теоретические основы налога на добавленную стоимость

1.1. История возникновения и сущность налога на добавленную стоимость

1.2. Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость

2. Анализ действующей практики взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации

2.1. Порядок расчета налога и характерные ошибки, связанные с его исчислением

2.2. Порядок проведения контроля ГНИ за взиманием налога

2.3. Организация работы ГНИ с недоимщиками по НДС и анализ выпадающих из бюджета доходов по НДС

3. Совершенствование взимания НДС в Российской Федерации

3.1. Недостатки практики налогообложения и пути их преодоления

3.2. Совершенствования механизма взимания НДС в РФ

Выводы и предложения

Список литературы

Работа содержит 1 файл

НДС курсовик.docx

— 122.47 Кб (Скачать)

 

Многие предприятия не успевают следить за изменениями  в действующем законодательстве, что приводит к финансовым санкциям за нарушение законодательства. Так  бухгалтер одного предприятия оптовой  торговли продолжал исчислять НДС  в оптовой торговле с наценки  во 3 квартале 1995 года, тогда как в  соответствии с изменения законодательства от 28 апреля 1995 года налог на добавленную  стоимость, подлежащий уплате в бюджет по предприятиям оптовой торговли должен был быть исчислен как разница  между налогом, поступившим от покупателей  продукции, и налогом, уплаченным поставщикам  этой продукции. Другое предприятие  не уследило за перечнем продовольственных  товаров, по которым применяется  ставка налога на добавленную стоимость  в размере 10 процентов, и необоснованно  применило к своей продукции  эту ставку, что привело к занижению  сумм налога, подлежащих взносу в бюджет. Одним из видов неосведомленности  в действующем законодательстве является необоснованное применение льгот  по НДС. Так, например, проведение научно-исследовательских  конференций не относится к научно-исследовательским  и опытно-конструкторским работам, выполняемым учреждениями науки  и культуры на основании хозяйственных  договоров и , как следствие, не обложение  таких работ налогом на добавленную  стоимость является нарушением подпункта  «м» пункта 12 раздела V Инструкции № 39 от 11.10.95 г. Однако, в соответствие с действующим законодательством  необоснованное применение льгот не влечет за собой применение штрафных санкций, что в данном случае значительно  облегчило судьбу нарушителя.

 

Сложность и неоднозначность  законодательных положений по налогу на добавленную стоимость приводит к тому, что вследствие недостаточной  и несвоевременной информированности  основная масса налогоплательщиков часто допускает ошибки в его  исчислении. В случае обнаружения  соответствующими органами фактов налоговых  нарушений на предприятия и организации  налагаются значительные финансовые санкции, в несколько раз превышающие  первоначально не уплаченные ими  суммы НДС табл. 2.2.

 

Все это отрицательно сказывается  на финансовой деятельности хозяйствующих  субъектов, доводит порой их до грани  банкротства. Поэтому каждому налогоплательщику  очень важно получать своевременную  и точную информацию об изменении  порядка исчисления и уплаты НДС, а также организовать эффективный контроль за учетной и отчетной работой по налогам на предприятии.

 

Таблица 2.2     

 

 По данным ГНИ по  Вахитовскому району № 1 г.  Казани

 

 

 Соотношение сумм штрафных  санкций за нарушение законодательства  по НДС,

 

 налагаемых на налогоплательщиков  и сумм доначисленного НДС 

 

 

в млн. рублей

 

 

Показатель 

I кв 97 г. 

II кв 97 г. 

III кв 97 г. 

IV кв 97 г. 

Всего

 

 

6

 

Сумма доначисленного НДС (млн. рублей) 

13 182,00 

20 336,00 

562,00 

6 722,00 

40 802,00

 

Сумма штрафных санкций по НДС (млн. рублей) 

20 538,00 

107 212,00 

42 619,00 

8 386,00 

178 755,00

 

Доля доначисленного налога в сумме штрафных санкций 

64,18% 

18,97% 

1,32% 

80,16% 

22,83%

 

Всего доначислено с учетом штрафных санкций за 1997 г. 

33 720,00 

127 548,00 

43 181,00 

15 108,00 

219 557,00

 

 

 

Анализ таблицы 2.2, а также  диаграммы 2.3 свидетельствует об очень  жестких штрафных санкциях, которые  налагаются на плательщиков в результате выявления случаев нарушения  законодательства. При этом суммы  штрафов в среднем в 5 раз выше сумм налога, подлежащих доначислению в результате проверок. Такая система  штрафных санкций обоснована в случае тотального уклонения от налогообложения  и чрезвычайной неграмотности учетных  кадров. Однако последние 3-5 лет свидетельствуют  о повышении качества ведения  бухгалтерского и налогового учета  на предприятиях и чрезмерные штрафные санкции начинают становиться сдерживающим фактором развития экономики.

 

Диаграмма 2.3

 

Необходимо отметить, что  в отечественном законодательстве об ответственности в сфере налогообложения  не предусмотрено разветвленной  системы составов налоговых правонарушений. Так, в отношении НДС ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 г. № 2118-1 «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» предусмотрено два правонарушения: «сокрытие объекта налогообложения» и «неучет объекта налогообложения». Искусственное ограничение видов  правонарушений привело к тому, что  практически любые действия налогоплательщиков, повлекшие недоплату налога, налоговые  органы рассматривают в существующих рамках. Иными словами, причины образования  недоимки по НДС во многих случаях  необоснованно квалифицируются  как сокрытие или занижение объекта  налогообложения. Это, в свою очередь, влечет за собой необоснованное применение санкций - взыскание штрафа в сумме  доначисленного налога, а в случае повтора - в двойном размере. Однако, анализ арбитражно-судебной практики рассмотрения споров о НДС свидетельствует  о следующем:

 

- завышение сумм, принимаемых  к зачету при определении суммы  платежа в бюджет, не может  квалифицироваться как сокрытие  или неучет объекта налогообложения  и не влечет применения санкций,  предусмотренных подпунктом «а»  пункта 1 статьи 13 Закона «Об основах  налоговой системы в Российской  Федерации»;

 

- невключение в облагаемый  оборот авансов, поступивших в  счет оплаты товаров (работ,  услуг), не может рассматриваться  как сокрытие (неучет) объекта налогообложения  при условиях, что эти суммы  включены в оборот и отражены  в расчете по мере поставки  товаров, выполнения работ (услуг), а если такой момент не наступил - при условии, что они полностью  отражены в бухгалтерском учете;

 

- невыполнение налогоплательщиком  обязанности исчислить облагаемый  оборот по рыночным ценам в  случае реализации товара (работ,  услуг) по цене не выше себестоимости,  не может оцениваться как сокрытие  или неучет объекта налогообложения. [44, 86].

 

Эти и другие выводы основаны на анализе арбитражно-судебной практики рассмотрения споров о НДС и не всегда согласовываются с инструктивными письмами ГНС РФ по вопросам применения штрафных санкций за нарушение отдельных  пунктов законодательства о НДС. Однако наличие различных трактовок  одних и тех же пунктов закона о налоге на добавленную стоимость  свидетельствует о несовершенстве налогового законодательства в целом  и о налоге на добавленную стоимость  в частности и только повышает актуальность проблемы реформирования законодательства о НДС.

 

2.2. Порядок проведения  контроля ГНИ за взиманием  налога

 

Главной задачей государственной  налоговой службы Российской Федерации  является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет государственных налогов  и других платежей, установленных  законодательством Российской Федерации  и республик, входящих в состав России.

 

В связи с выполнением  указанной работы налоговые органы имеют право согласно статье 7 Закона Российской Федерации «О государственной  налоговой службе РСФСР» получать от предприятий и организаций бухгалтерские  отчеты, балансы, расчеты, декларации и  другие документы, связанные с исчислением  и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет. Эти документы  являются основой для проведения налоговыми органами документальных и  камеральных проверок [30, 5].

 

При этом налоговая проверка предприятий и организаций является основным способом контроля государства  за деятельностью налогоплательщиков. В то же время приходится признавать, что действующим налоговым законодательством  статус и процедура проведения таких  проверок четко не определены, что  очень часто порождает ситуации правового произвола и приводит к нарушению прав и интересов  налогоплательщиков. Необходимо также  отметить, что большинство документов, так или иначе регламентирующих вопрос проведения налоговой проверки на предприятиях, носят ведомственный  характер и имеют гриф «Не для  печати», «Секретно» и др. Кроме того, все вышеперечисленные акты имеют  рекомендательный характер и на налогоплательщиков не распространяются. В качестве примера  можно привести Временные указания о порядке проведения документальных проверок юридических лиц, независимо от видов деятельности и формы  собственности (включая предприятия  с особым режимом работы), по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности  уплаты в бюджет налога на прибыль [22, 1]. Исходя из вышеизложенного вопрос законодательной регламентации порядка проведения контроля ГНИ за взиманием налогов и других обязательных платежей остается чрезвычайно актуальным [25, 412].

 

Функции контроля за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет косвенных налогов, в том числе налога на добавленную  стоимость, возложены на отделы косвенных  налогов и прочих доходов государственных  налоговых инспекций на местах. При  этом исходя из значения и места  налога на добавленную стоимость  в налоговой системе Российской Федерации ведущую роль в деятельности этих отделов играет налог на добавленную  стоимость.

 

Основываясь на данных ГНИ  по Вахитовскому району № 1 г. Казани можно  провести анализ существующей практики взимания НДС, выявить характерные  проблемы развития действующего законодательства по НДС в рамках отдельно взятого  района г. Казани.

 

Характерной особенностью Вахитовского района г. Казани является наличие в  районе большого количества предприятий  розничной торговли, общественного  питания, магазинов, ресторанов, кафе и  баров. Однако в сложившейся экономической  ситуации большинство этих предприятий  находится на грани банкротства  и поступления НДС в бюджет от этих плательщиков малы. Фактически же экономика Вахитовского района г. Казани основывается на трех наиболее крупных налогоплательщиках: ПЭО  «Татэнерго», АО «Илбар-Табак» и ЭПУ  «Казаньгоргаз». Однако значение малого и среднего бизнеса в районе нельзя недооценивать.  

По данным ГНИ по Вахитовскому району № 1 г. Казани

 

 

Таблица 2.4

 

 Поступление налоговых  платежей в бюджетную систему  РФ по основным отраслям экономики

 

 

Поступило по налоговым платежам 

Из общей суммы поступлений  в фед бюджет

 

Отрасль 

всего 

в т.ч. в федер бюджет 

по НДС 

по налогу на прибыль

 

млн. рубл. 

млн. рублей 

млн. рублей 

млн. рублей

 

5

 

Всего, в том числе 

1 270 661 

555 413 

526 042 

21 106

 

10000 Промышленность: 

908 602 

471 665 

469 463 

1 262

 

11100 электроэнергетика 

845 077 

460 296 

460 267 

 

13100 химическая и  

2 839 

423 

414 

 

нефтехимическая пром-ть    

 

14000 машиностроение и 

3 707 

1 603 

1 305 

273

 

металлообработка    

 

17000 легкая пром-ть 

17 626 

7 458 

6 371 

532

 

18000 пищевая пром-ть 

39 350 

1 885 

1 106 

457

 

20000 Сельское хозяйство 

1 399 

50 

42 

1

 

51000 Траснпорт: 

16 087 

1 696 

1 288 

163

 

51110 ж/д транспорт 

9 182 

36  

 

52000 Связь 

12 772 

3 944 

3 601 

102

 

60000 Строительство 

21 632 

5 333 

4 072 

907

 

70000 Торговля и общепит 

70 030 

17 354 

12 354 

4 298

 

80000 Снабжение и сбыт 

67 849 

22 881 

12 358 

4 299

 

96000 Финансы, кредит 

41717 

15804 

7335 

6890

 

96100 банковская деят-ть 

9389 

665  

 

96200 страхование 

442 

78 

26

 

 

 

Как видно из таблицы 2.4 доля платежей по НДС предприятий энергетики составляет 87,5 %. Второе место по платежам в бюджет налога на добавленную стоимость  делят отрасль материально-технического снабжения и сбыта и отрасль  торговли и общественного питания, доли которых в общей сумме  платежей по НДС составляет по 2,3 %. Такой  значительный отрыв в удельных весах  платежей по НДС свидетельствует  об огромной зависимости платежей по НДС в целом по району от платежей ПЭО «Татэнерго». Поэтому состояние  дел на ПЭО «Татэнерго» во многом определяет состояние дел по платежам в бюджет района. Однако несмотря на столь большое влияние ПЭО  «Татэнерго» с каждым годом усиливается  роль малого и среднего бизнеса в  районе. Так доля платежей по НДС  от предприятий частной формы  собственности прочно занимает второе место после государственной  собственности и составляет почти 4 %.

 

Рассмотрим некоторые  показатели деятельности налогоплательщиков района и проблемы в области налогообложения, с которыми приходится сталкиваться налоговым органам района. Динамика представления предприятиями налоговых  деклараций по НДС по кварталам 1997 года представлена в табл. 2.5.

 

Таблица 2.5

 

Динамика представления  деклараций по НДС в 1997 году

 

в единицах

Показатель 

I кв 97 г. 

II кв 97 г. 

III кв 97 г. 

IV кв 97 г.

 

Количество предприятий  состоящих на налоговом учете

 

Количество предприятий, представивших налоговые декларации по НДС

 

Предприятия не представившие  расчет по НДС

 

Количество предприятий  льготников 

3011

 

1875

 

1136

 

144 

3070

 

2034

 

1036

 

151 

3149

 

2047

 

1102

 

154 

3220

 

2235

 

985

 

160

 

 

По состоянию на 1 января 1998 года на налоговом учете состоит 3220 предприятий плательщиков налога на добавленную стоимость, количество которых постоянно растет (рост в IV квартале составил 71 предприятие, в III квартале - 79 предприятий, во II квартале - 59 предприятий и в I квартале - 56 предприятий). Рост количества предприятий  обусловлен увеличением числа вновь  регистрируемых предприятий. Однако вместе с увеличением количества вновь  регистрируемых предприятий растет и нагрузка на налоговые органы, что приводит к менее плотному охвату документальными проверками всех налогоплательщиков района. Эту  проблему необходимо решать на законодательном  уровне путем упрощения процедур закрытия предприятий и снятия их с учета, а также введения процедуры  обязательного закрытия неработающих в течение длительного времени  предприятий.

Информация о работе Ндс методика исчесления