Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа
Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Так, на протяжении 1995 - 1998 годов доля НДС в налоговых доходах бюджета Российской Федерации увеличилась с 42 до 46 %. Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.
1. Теоретические основы налога на добавленную стоимость
1.1. История возникновения и сущность налога на добавленную стоимость
1.2. Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость
2. Анализ действующей практики взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации
2.1. Порядок расчета налога и характерные ошибки, связанные с его исчислением
2.2. Порядок проведения контроля ГНИ за взиманием налога
2.3. Организация работы ГНИ с недоимщиками по НДС и анализ выпадающих из бюджета доходов по НДС
3. Совершенствование взимания НДС в Российской Федерации
3.1. Недостатки практики налогообложения и пути их преодоления
3.2. Совершенствования механизма взимания НДС в РФ
Выводы и предложения
Список литературы
Многие предприятия не
успевают следить за изменениями
в действующем
Сложность и неоднозначность
законодательных положений по налогу
на добавленную стоимость приводит
к тому, что вследствие недостаточной
и несвоевременной
Все это отрицательно сказывается
на финансовой деятельности хозяйствующих
субъектов, доводит порой их до грани
банкротства. Поэтому каждому
Таблица 2.2
По данным ГНИ по Вахитовскому району № 1 г. Казани
Соотношение сумм штрафных
санкций за нарушение
налагаемых на
в млн. рублей
Показатель
I кв 97 г.
II кв 97 г.
III кв 97 г.
IV кв 97 г.
Всего
1
2
3
4
5
6
Сумма доначисленного НДС (млн. рублей)
13 182,00
20 336,00
562,00
6 722,00
40 802,00
Сумма штрафных санкций по НДС (млн. рублей)
20 538,00
107 212,00
42 619,00
8 386,00
178 755,00
Доля доначисленного налога в сумме штрафных санкций
64,18%
18,97%
1,32%
80,16%
22,83%
Всего доначислено с учетом штрафных санкций за 1997 г.
33 720,00
127 548,00
43 181,00
15 108,00
219 557,00
Анализ таблицы 2.2, а также диаграммы 2.3 свидетельствует об очень жестких штрафных санкциях, которые налагаются на плательщиков в результате выявления случаев нарушения законодательства. При этом суммы штрафов в среднем в 5 раз выше сумм налога, подлежащих доначислению в результате проверок. Такая система штрафных санкций обоснована в случае тотального уклонения от налогообложения и чрезвычайной неграмотности учетных кадров. Однако последние 3-5 лет свидетельствуют о повышении качества ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятиях и чрезмерные штрафные санкции начинают становиться сдерживающим фактором развития экономики.
Диаграмма 2.3
Необходимо отметить, что
в отечественном
- завышение сумм, принимаемых
к зачету при определении
- невключение в облагаемый
оборот авансов, поступивших в
счет оплаты товаров (работ,
услуг), не может рассматриваться
как сокрытие (неучет) объекта налогообложения
при условиях, что эти суммы
включены в оборот и отражены
в расчете по мере поставки
товаров, выполнения работ (
- невыполнение
Эти и другие выводы основаны
на анализе арбитражно-судебной практики
рассмотрения споров о НДС и не
всегда согласовываются с
2.2. Порядок проведения контроля ГНИ за взиманием налога
Главной задачей государственной налоговой службы Российской Федерации является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и республик, входящих в состав России.
В связи с выполнением
указанной работы налоговые органы
имеют право согласно статье 7 Закона
Российской Федерации «О государственной
налоговой службе РСФСР» получать от
предприятий и организаций
При этом налоговая проверка
предприятий и организаций
Функции контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, возложены на отделы косвенных налогов и прочих доходов государственных налоговых инспекций на местах. При этом исходя из значения и места налога на добавленную стоимость в налоговой системе Российской Федерации ведущую роль в деятельности этих отделов играет налог на добавленную стоимость.
Основываясь на данных ГНИ по Вахитовскому району № 1 г. Казани можно провести анализ существующей практики взимания НДС, выявить характерные проблемы развития действующего законодательства по НДС в рамках отдельно взятого района г. Казани.
Характерной особенностью Вахитовского района г. Казани является наличие в районе большого количества предприятий розничной торговли, общественного питания, магазинов, ресторанов, кафе и баров. Однако в сложившейся экономической ситуации большинство этих предприятий находится на грани банкротства и поступления НДС в бюджет от этих плательщиков малы. Фактически же экономика Вахитовского района г. Казани основывается на трех наиболее крупных налогоплательщиках: ПЭО «Татэнерго», АО «Илбар-Табак» и ЭПУ «Казаньгоргаз». Однако значение малого и среднего бизнеса в районе нельзя недооценивать.
По данным ГНИ по Вахитовскому району № 1 г. Казани
Таблица 2.4
Поступление налоговых
платежей в бюджетную систему
РФ по основным отраслям
Поступило по налоговым платежам
Из общей суммы поступлений в фед бюджет
Отрасль
всего
в т.ч. в федер бюджет
по НДС
по налогу на прибыль
млн. рубл.
млн. рублей
млн. рублей
млн. рублей
1
2
3
4
5
Всего, в том числе
1 270 661
555 413
526 042
21 106
10000 Промышленность:
908 602
471 665
469 463
1 262
11100 электроэнергетика
845 077
460 296
460 267
13100 химическая и
2 839
423
414
нефтехимическая пром-ть
14000 машиностроение и
3 707
1 603
1 305
273
металлообработка
17000 легкая пром-ть
17 626
7 458
6 371
532
18000 пищевая пром-ть
39 350
1 885
1 106
457
20000 Сельское хозяйство
1 399
50
42
1
51000 Траснпорт:
16 087
1 696
1 288
163
51110 ж/д транспорт
9 182
36
52000 Связь
12 772
3 944
3 601
102
60000 Строительство
21 632
5 333
4 072
907
70000 Торговля и общепит
70 030
17 354
12 354
4 298
80000 Снабжение и сбыт
67 849
22 881
12 358
4 299
96000 Финансы, кредит
41717
15804
7335
6890
96100 банковская деят-ть
9389
665
96200 страхование
442
78
2
26
Как видно из таблицы 2.4 доля
платежей по НДС предприятий энергетики
составляет 87,5 %. Второе место по платежам
в бюджет налога на добавленную стоимость
делят отрасль материально-
Рассмотрим некоторые
показатели деятельности налогоплательщиков
района и проблемы в области налогообложения,
с которыми приходится сталкиваться
налоговым органам района. Динамика
представления предприятиями
Таблица 2.5
Динамика представления деклараций по НДС в 1997 году
в единицах
Показатель
I кв 97 г.
II кв 97 г.
III кв 97 г.
IV кв 97 г.
Количество предприятий состоящих на налоговом учете
Количество предприятий,
представивших налоговые
Предприятия не представившие расчет по НДС
Количество предприятий льготников
3011
1875
1136
144
3070
2034
1036
151
3149
2047
1102
154
3220
2235
985
160
По состоянию на 1 января 1998 года на налоговом учете состоит 3220 предприятий плательщиков налога на добавленную стоимость, количество которых постоянно растет (рост в IV квартале составил 71 предприятие, в III квартале - 79 предприятий, во II квартале - 59 предприятий и в I квартале - 56 предприятий). Рост количества предприятий обусловлен увеличением числа вновь регистрируемых предприятий. Однако вместе с увеличением количества вновь регистрируемых предприятий растет и нагрузка на налоговые органы, что приводит к менее плотному охвату документальными проверками всех налогоплательщиков района. Эту проблему необходимо решать на законодательном уровне путем упрощения процедур закрытия предприятий и снятия их с учета, а также введения процедуры обязательного закрытия неработающих в течение длительного времени предприятий.