Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа
Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Так, на протяжении 1995 - 1998 годов доля НДС в налоговых доходах бюджета Российской Федерации увеличилась с 42 до 46 %. Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.
1. Теоретические основы налога на добавленную стоимость
1.1. История возникновения и сущность налога на добавленную стоимость
1.2. Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость
2. Анализ действующей практики взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации
2.1. Порядок расчета налога и характерные ошибки, связанные с его исчислением
2.2. Порядок проведения контроля ГНИ за взиманием налога
2.3. Организация работы ГНИ с недоимщиками по НДС и анализ выпадающих из бюджета доходов по НДС
3. Совершенствование взимания НДС в Российской Федерации
3.1. Недостатки практики налогообложения и пути их преодоления
3.2. Совершенствования механизма взимания НДС в РФ
Выводы и предложения
Список литературы
Применяемый в настоящее время порядок исчисления НДС тесно связан с его бухгалтерским учетом и зависит от вида деятельности налогоплательщика, содержания и назначения проводимых им хозяйственных операций. Для того, чтобы свободно владеть методами и приемами исчисления НДС следует различать понятия : а) налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет; б) налог на добавленную стоимость, полученный от покупателей; в) налог на добавленную стоимость, уплаченный за приобретенные товары (работы, услуги); г) налог на добавленную стоимость, принимаемый к зачету по приобретенным товарам, работам, услугам. Рассмотрим учетную и расчетную специфику вышеназванных видов НДС.
Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет, исчисляется следующими методами :
1) до 28 апреля 1995 г. - как разница
между суммами налога, полученными
от покупателей за
2) с 28 апреля 1995 г. - как
разница между суммами налога,
полученными от покупателей за
реализованную продукцию и
3) по расчетным ставкам
с суммы разницы между ценами
реализации товаров с НДС и
ценами их приобретения с НДС
за минусом налога, уплаченного
поставщикам за приобретенные
и списанные на издержки
4) с 28 апреля 1995 г. по
предприятиям розничной
5) с 28 апреля 1995 г. по
заготовительным, снабженческо - сбытовым,
оптовым и другим аналогичным
предприятиям - как разница между
налогом, полученным за
Налог на добавленную стоимость, полученный от покупателей, определяется на основе действующих ставок, объема реализации продукции и размеров полученных от других предприятий денежных средств. Сумма налога, выделенная отдельно в документах по отгруженным товарам, выполненным работам, оказанным услугам, отгружается в составе выручки от реализации продукции.
Основным моментом при
определении НДС, полученного от
покупателей продукции, является момент
возникновения
При определении же сумм налога, подлежащих зачету, необходимо иметь в виду, что не все суммы налога, уплаченные поставщикам, возвращаются налогоплательщику. При этом суммы НДС могут покрываться за счет следующих источников:
относиться к зачету
относиться на себестоимость продукции
покрываться за счет средств предприятия.
Право на зачет сумм НДС
уплаченных, по общему правилу, возникает
при наступлении следующей
- факт оплаты материальных ресурсов;
- факт оприходования (получения
доступа к распоряжению
Следовательно, момент возникновения облагаемого оборота по НДС и момент возникновения права на зачет сумм НДС, уплаченных поставщикам, юридически могут и не совпадать.
Исходя из вышеперечисленной методики исчисления налога на добавленную стоимость все ошибки действующего законодательства о НДС можно подразделить на две большие группы:
- ошибки, повлекшие за
собой необоснованное
- ошибки, повлекшие за
собой необоснованное
Обе группы ошибок очень многообразны по содержанию и их анализ позволяет выявить характерные пробелы действующего законодательства о налоге на добавленную стоимость.
Таблица 2.1
По данным ГНИ по Вахитовскому району № 1 г. Казани
Характерные ошибки, связанные с исчислением налога на добавленную стоимость
по наиболее крупным
налогоплательщикам
в млн. рублей
Ссылка на
Доля вида
Характерное нарушение действующего законодательства об НДС,
пункт и раздел
Сумма
нарушения
выявленное в результате документальных проверок в 1997 году
Инструкции № 39
в итоге
1
2
3
4
Включение в облагаемый оборот не всего объема реализации
п. 4 разд. IV
2 536,47
10,46 %
Исчисление НДС не со всей суммы авансов и предоплат, поступивших на р/с
п. 9 разд. IV
70,13
0,29 %
Невключение в облагаемый оборот стоимости работ, выполненных хозяйст. способом
п. 11 разд. IV
4 033,90
16,64 %
Возмещение НДС по оприходованным, но не оплаченным материалам (работам)
п. 19 разд. IX
17 480,31
72,12 %
Возмещение НДС по материалам,
приобретенным у частных
п. 19 разд. IX
51,28
0,22 %
Возмещение НДС по работам, услугам, освобожденным от НДС
п. 12 разд. V
65,50
0,27 %
Всего доначислено в результате документальных проверок за 1997 год
24 237,59
100 %
Исходя из анализа таблицы
2.1 видно, что самые крупные доначисления
налога в бюджет происходят из-за необоснованного
отнесения на расчеты с бюджетом
сумм налога по оприходованным, но не оплаченным
материалам, работам, услугам производственного
характера. Так, в результате проведенных
документальных проверок на предприятиях
ПЭО «Татэнерго» общая сумма
доначисленного налога по причине завышения
сумм налога, подлежащих возмещению из
бюджета составила 9544,33 млн. рублей.
Вторым крупным нарушителем п. 19
разд. IX Инструкции № 39 является ЭПУ
«Казаньгоргаз», который возмещал НДС
за приобретенный газ по АВИЗО
Таттрансгаза без фактической оплаты
последнего. Сумма доначисленного налога
по ЭПУ «Казаньгоргаз» составила 5708,4
млн. рубл. Основной причиной таких
нарушений законодательства со стороны
крупнейших производителей энергии
в Республике Татарстан является
сложная экономическая
Анализ типичных ошибок в практике финансово-хозяйственной деятельности предприятий показывает, что многие ошибки, возникающие в процессе оформления первичной учетной документации, ведения учета движения материальных ценностей, реализации продукции, работ, услуг и формирования финансовых результатов, влекут за собой серьезные меры финансовой ответственности при их выявлении в ходе налоговых проверок.
Одной из самых распространенных ошибок является самостоятельное выделение сумм НДС при их отсутствии в расчетно-платежных документах, в частности, при приобретении материальных ценностей (работ, услуг) за наличный расчет у организаций розничной торговли и у частных предпринимателей. Самостоятельное выделение сумм НДС расчетным путем и принятие их к зачету покупателем в данном случае является нарушением пункта 19 Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 г. № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость». Нарушение такого рода встречаются практически в каждом втором акте документальных проверок, что свидетельствует о необходимости унификации законодательства об НДС, то есть отмены специального порядка расчета НДС по предприятиям розничной торговли и общественного питания, а также отмены освобождения от НДС частных предпринимателей без образования юридического лица. Однако нарушения этого вида обычно не носят катастрофический по размерам для предприятия характер, наиболее крупное из всех было выявлено в ходе документальной проверки ППТК «Татэнерго», в результате чего в бюджет было доначислено 51278,2 тыс. рублей.
Довольно часто допускаются ошибки при определении сумм НДС, подлежащих к зачету перед бюджетом по горюче-смазочным материалам, приобретаемым за наличный расчет через АЗС. В частности, при выделении НДС расчетным путем применяется ставка 16,67 процента, в то время как в соответствии с пунктом 19 Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 г. № 39 в этом случае к зачету принимаются суммы налога, исчисленные по расчетной ставке 13,79 процента от стоимости этих материалов. Причиной такого рода нарушений является сложность и запутанность применения НДС к горюче-смазочным материалам, облагаемым налогом на реализацию ГСМ.
Очень распространенным нарушением
является необоснованное завышение
суммы налога, относимого на расчеты
с бюджетом (дебет 68 счета) или занижение
облагаемого оборота по НДС ввиду
запущенности учета во многих организациях,
а также несоответствия данных главной
книги и других бухгалтерских
регистров данным налоговой декларации
по НДС. Причиной данных нарушений может
явится как неграмотность бухгалтера,
ведущего учет на предприятии, так и
недисциплинированность администрации
и работников данного предприятия.
Так, например, несвоевременное представление
документов в бухгалтерию предприятия
его работниками может привести
к неполному декларированию налога
и занижению облагаемого
Одним из видов нарушений,
встречаемых на предприятиях, является
ошибочное списание на расчеты с
бюджетом НДС с закупаемых товаров
(работ, услуг), которые в соответствии
с пунктом 12 раздела V Инструкции №
39 от 11.10.95 г. освобождены от налога на
добавленную стоимость. Так, в нарушение
данного пункта Инструкции многие предприятия
списывают на возмещение из бюджета
НДС с услуг вневедомственной
охраны, с оплаченного лицензионного
сбора на право торговли, со стоимости
выкупаемого в порядке
Распространенной ошибкой
является не включение в облагаемый
оборот выручки от прочей реализации
материалов, МПБ на сторону, дохода
от сдачи в аренду имущества, сумм
поступивших авансов. В нарушение
пункта 48 раздела XV Инструкции № 39 не исчисляется
НДС при безвозмездной передаче
основных средств, при реализации основных
средств ниже себестоимости без
привлечения экспертов-
Однако самым нарушаемым является раздел IX «Порядок исчисления налога» Инструкции № 39 от 11.10.95 г. К наиболее часто встречаемым нарушениям данного раздела Инструкции относятся:
а) нарушение пункта 18 раздела IX Инструкции № 39 от 11.10.95 г. в виде необоснованного списания в дебет счета 68 налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям, не подтвержденным расчетными документами;
б) нарушение пункта 20 раздела IX Инструкции в виде необоснованного отнесения на расчеты с бюджетом налога по приобретенным материальным ценностям, используемым на непроизводственные нужды, а также налога уплаченного поставщикам по приобретенным служебным легковым автомобилям. Нарушением этого же пункта Инструкции является возмещение из бюджета НДС с платы за проживание в общежитии своих работников, относимой за счет прибыли предприятия;
в) нарушение пункта 19 раздела IX Инструкции - необоснованное отнесение на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость с суммы штрафа, уплаченного за простой вагонов. В нарушение данного пункта Инструкции встречаются ситуации двойного списания на возмещение из бюджета сумм налога по приобретенным материальным ценностям. Так, бухгалтером одного из торговых предприятий было ошибочно дважды списан на возмещение из бюджета НДС по импортным товарам, приобретенным для перепродажи. Первый раз НДС был списан в момент оплаты таможенных платежей по таможенной декларации, а второй раз НДС был списан при оплате стоимости импортных товаров иностранному поставщику; сумма доначисленного налога в результате документальной проверки составила 870,6 млн. рублей.