Ндс методика исчесления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Так, на протяжении 1995 - 1998 годов доля НДС в налоговых доходах бюджета Российской Федерации увеличилась с 42 до 46 %. Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.

Содержание

1. Теоретические основы налога на добавленную стоимость

1.1. История возникновения и сущность налога на добавленную стоимость

1.2. Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость

2. Анализ действующей практики взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации

2.1. Порядок расчета налога и характерные ошибки, связанные с его исчислением

2.2. Порядок проведения контроля ГНИ за взиманием налога

2.3. Организация работы ГНИ с недоимщиками по НДС и анализ выпадающих из бюджета доходов по НДС

3. Совершенствование взимания НДС в Российской Федерации

3.1. Недостатки практики налогообложения и пути их преодоления

3.2. Совершенствования механизма взимания НДС в РФ

Выводы и предложения

Список литературы

Работа содержит 1 файл

НДС курсовик.docx

— 122.47 Кб (Скачать)

 

Как показывают данные таблицы 2.5, в среднем около 1000 предприятий  не представляют налоговых деклараций по НДС и к ним налоговые  органы предъявляют санкции в  виде приостановления операций по расчетным (текущим) счетам в банках. Однако большинство  этих предприятий не ведут финансово-хозяйственной  деятельности и подлежат закрытию. Но в соответствии с действующим  законодательством легче не вести  финансово-хозяйственную деятельность и не предоставлять декларации по НДС, чем провести полную процедуру  закрытия предприятия.

 

Таблица 2.6

 

Структура предприятий, состоящих  на налоговом учете в 1997 году

 

в единицах

Форма предприятия-налогоплательщика 

I кв 97 г. 

II кв 97 г. 

III кв 97 г. 

IV кв 97 г.

 

Государственные предприятия

 

Акционерные общества

 

Общества с ограниченной ответственностью и кооперативы

 

Индивидуальные частные  предприятия

 

Прочие организации 

179

 

162

 

1191

 

70

 

273 

177

 

188

 

1319

 

112

 

238 

179

 

184

 

1347

 

95

 

242 

188

 

195

 

1352

 

57

 

283

 

 

Анализ таблицы 2.6 показывает, что в структуре налогоплательщиков района значительно преобладают  предприятия малого и среднего бизнеса - общества с ограниченной ответственностью и кооперативы, по которым наблюдается  стабильное увеличение численности  этих предприятий за счет вновь регистрируемых обществ. Как показывает практика - это наиболее распространенная организационно-правовая форма предприятия. Доля государственных  предприятий и акционерных обществ  приблизительно одинакова и составляет в среднем по 9 % от общего числа  налогоплательщиков (диаграмма 2.7). Причем по госпредприятиям наблюдается  относительная стабильность, а по акционерным обществам плавное  увеличение численности и доли в  структуре, что объясняется появлением новых акционерных обществ в  районе.

 

Значительная нестабильность наблюдается лишь по индивидуальным частным предприятиям, что вполне объяснимо уязвимостью самой  структуры предприятия. Однако более  глубокие выводы о структуре налогоплательщиков района можно сделать проанализировав  структуру представления отчетов  по НДС и уплаты самого налога в  бюджет.

 

Диаграмма 2.7

 

Как уже говорилось выше, основными методами налогового контроля является проведение камеральных и  документальных проверок налогоплательщиков. Камеральные проверки проводятся налоговыми инспекциями на стадии приемки от налогоплательщиков отчетных документов и налоговых расчетов, то есть без  выхода на предприятие. При этом целью  камеральной проверки является:

 

а) установление графика сдачи  отчетов и уплаты НДС.

 

Существуют две формы  отчетности по НДС: - ежеквартальная и  ежемесячная. Уплата же налога осуществляется, при квартальной форме отчетности до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, при месячной форме отчетности, либо ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, либо ежедекадно по срокам 15, 25 и 5 числа с  перерасчетом 20 числа. Тот или иной график сдачи отчетов по НДС и  уплаты налога устанавливается индивидуально  для каждого предприятия на будущий  месяц (квартал) в зависимости от размера среднемесячного платежа  исходя из фактических оборотов за истекший месяц (квартал). Периодичность  сдачи отчетов и уплаты налога регулируется пунктом 30 раздела X «Сроки уплаты налога и представления расчетов»  Инструкции № 39 от 11 октября 1995 г. Несоблюдение графика сдачи отчетности и сроков уплаты налогов ведет к наложению  финансовых санкций на предприятия  и административных штрафов на руководителей  предприятий-нарушителей.

 

б) непосредственная проверка отчетности и расчетов по налогу.

 

При этом проверке в основном подвергается правильность заполнения соответствующих граф и строк  деклараций и отчетов, правомерность  использования тех или иных льгот, а также осуществляется арифметическая сверка отчетных показателей. Кроме  арифметического подсчета проверяется  полнота заполнения реквизитов, правильность применения ставок, наличие печати предприятия и подписей должностных  лиц. При нахождении арифметических ошибок налоговый инспектор, принимающий  отчет может наложить 10 % финансовые санкции за неправильное исчисление налога, однако в большинстве случаев  налоговые инспектора либо возвращают отчет на исправление, либо дают возможность  представителю предприятия исправить  ошибку на месте. Такой подход к проведению камеральной проверки является наиболее гуманным в настоящих условиях нестабильного  и очень усложненного законодательства.

 

в) ведение карточек лицевых  счетов предприятия-налогоплательщика.

 

Учет поступления налога на добавленную стоимость по каждому  налогоплательщику ведется на карточках  лицевых счетов по форме № 6 (приложение № 9 к Инструкции ГНС РФ от 15 апреля 1994 г. № 26 «О порядке ведения в  государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей»). Таким образом, после принятия декларации по НДС отчет передается в отдел учета, где происходит начисление налога.

 

Результаты проведенных  камеральных проверок находят свое отражение в общей отчетности налоговой инспекции перед вышестоящими органами государственной налоговой  службы РФ.

 

Результаты проведенных  камеральных проверок в 1997 году, а  также динамика поступления НДС  в бюджет по кварталам 1997 года представлены в таблице 2.8.

 

Таблица 2.8

 

Результаты камеральных  проверок и динамика уплаты налога в бюджет

 

в млн. рублей.

Показатель 

I кв 97 г. 

II кв 97 г. 

III кв 97 г. 

IV кв 97 г.

 

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет

 

- в том числе по предприятиям  госсектора

 

Доля госсектора в общей  сумме начислений

 

Сумма НДС поступившая  в бюджет 

81410,3

 

64690,9

 

79,5 %

 

43699,0 

235920,0

 

218926,2

 

92,8 %

 

151303,0 

209227,3

 

191195,7

 

91,4 %

 

109285,0 

116217,8

 

89053,6

 

76,6 %

 

696678,0

 

 

Анализ динамики поступлений  налога показывает, что значительное увеличение поступлений налога в IV квартале 1997 года по сравнению с III кварталом 1997 года на 637,5 % объясняется резким увеличением платежей от основного плательщика в районе - ПЭО «Татэнерго». Доля поступлений по НДС в бюджет от ПЭО «Татэнерго» в IV квартале 1997 года составила 90,4 % от всей суммы поступления налога. Увеличение поступлений от ПЭО «Татэнерго» определено проведением денежных зачетов в части бюджета РФ на сумму 374095,0 млн. руб., а также большой суммой поступивших векселей банка Ак Барс в оплату НДС по бюджету РТ в сумме 253526,0 млн. руб. Крайне низкой остается доля денежных поступлений в бюджет от ПЭО «Татэнерго» по сравнению с неденежными. Так в IV квартале 1997 года денежными средствами поступило в бюджет 1901,1 млн. руб., или 0,6 % от всей суммы, поступившей в бюджет.

 

Учитывая значение ПЭО  «Татэнерго» как налогоплательщика  ГНИ по Вахитовскому району № 1 г. Казани выставляет по поручению Госналогслужбы РФ на территории объединения налоговый  пост, который следит не только за состоянием налоговых обязательств перед бюджетом, но и за факторами, оказывающими влияние  на это состояние. Так по данным налогового поста, увеличение поступлений по НДС  в бюджет в IV квартале 1997 года произошло  на фоне увеличения реализации продукции  в натуральном и стоимостном  выражении. Темп роста объема выпуска  продукции в натуральном выражении  по сравнению с III кварталом 1997 года составил: - по тепловой энергии - 77,9 %, - по электроэнергии - 6,6 %. В стоимостном  выражении реализация возросла на: - 45,1 % по тепловой энергии, и на 2,4 % по электроэнергии. Увеличение объемов  производства в натуральном выражении  обусловлено сезонным фактором - началом  отопительного сезона. Увеличение выпуска  продукции в стоимостном выражении  обусловлено значительным увеличением  выпуска продукции в натуральном  выражении. Поступления налоговых  платежей от ПЭО «Татэнерго» могло  быть еще большим, если бы не ряд  факторов, повлиявших на их уменьшение:

 

- большая сумма недоимки, которая на 1 января 1998 г. составила  220624,9 млн. руб.;

 

- большая дебиторская  задолженность, которая на 1 января 19978 года составила 4415251,0 млн. руб.;

 

- огромное влияние на  фактическое поступление налогов  в бюджет оказывает система  взаимозачетов и неденежные формы  оплаты между предприятиями за  оказанные услуги, выполненные работы, отгруженную продукцию табл. 2.9.

 

Таблица 2.9

 

Реализация товарной продукции  крупными налогоплательщиками района в 1997г

 

(млн. рублей)

Наименование

 

предприятия 

Реализовано

 

всего  

в том числе 

 

расчетный счет 

векселя Ак Барс 

Взаимозачет

 

ПЭО «Татэнерго»

 

АО «Илбар-Табак» 

3791542,5

 

80681,5 

74465,8

 

211,1 

149203,8

 

20030,5 

3567872,9

 

60439,9

 

 

Так, неденежные формы расчетов на объединении составили по состоянию  на 1 декабря 1997 года 98 % от всего объема товарной реализации за 11 месяцев 1997 года. Такая же ситуация складывается и  у второго крупного налогоплательщика  района АО «Илбар Табак». Так, на этом предприятии  денежными средствами оплачивается всего 0,02 % всей реализованной продукции. Остальная оплата осуществляется либо путем взаимозачетов, либо векселями  Ак Барс Банка.

 

Исходя из всего вышеизложенного  можно сделать вывод, что проблема неплатежей в экономике оказывает  огромное влияние на состояние налоговой  системы страны и решение этой проблемы позволит значительно повысить эффективность налогов в целом  и налога на добавленную стоимость  в частности. Однако решение этой проблемы не должно носить резкий, взрывной характер как, например, запрет с 1 января 1998 года всех товарных взаимозачетов  с бюджетом и взаимозачетов с  участием векселей Ак Барс Банка, так  как такое решение может вообще прекратить хоть какие-то налоговые  поступления в бюджет.

 

В проводимом анализе необходимо также уделить внимание структуре  представления отчетов по НДС  и уплаты налога в бюджет по предприятиям различных организационно-правовых форм в разрезе кварталов 1997 года табл. 2.10.        

Таблица 2.10 

 

 Структура представления  отчетов по НДС и уплаты  налога в бюджет 

 

 

в млн. рублей

 

I кв 97 г. 

II кв 97 г. 

III кв 97 г. 

IV кв 97 г. 

 Всего

 

 

Предприятие 

расчет 

факт 

расчет 

факт 

расчет 

факт 

расчет 

факт 

расчет 

факт

 

10 

11

 

Госпредприятия 

64 690,9 

29 077,4 

218 926,2 

138 199,4 

191 195,4 

93 814,2 

89 053,6 

371 613,6 

563 866,1 

632 704,6

 

Акцион общества 

6 903,7 

4 812,7 

9 480,8 

5 811,7 

10 235,7 

7 984,1 

17 155,5 

22 585,2 

43 775,7 

41 193,7

 

ООО и кооперативы 

6 767,3 

6 597,2 

5 456,5 

5 151,6 

5 466,5 

5 062,7 

6 176,0 

8 093,4 

23 866,3 

24 904,9

 

ИЧП 

333,2 

310,4 

49,7 

50,1 

124,4 

125,1 

133,9 

250,8 

641,2 

736,4

 

Прочие 

2 715,2 

2 901,3 

2 006,8 

2 090,2 

2 205,3 

2 298,9 

3 707,8 

2 823,0 

10 635,1 

10 113,4

 

Всего 

81 410,3 

43 699,0 

235 920,0 

151 303,0 

209 227,3 

109 285,0 

116 226,8 

405 366,0 

642 784,4 

709 653,0

 

 

 

Как видно из таблицы 2.10 более 80 % всех платежей по НДС в бюджет приходится на государственные предприятия  района. Такая огромная зависимость  платежей налога на добавленную стоимость  в бюджет от государственных предприятий  района во многом определяется платежами  крупнейшего налогоплательщика  района ПЭО «Татэнерго». На втором месте  по платежам в бюджет находятся акционерные  общества, доля которых достигает  почти 6 %. Доля же значительно преобладающих  по численности предприятий малого и среднего бизнеса мала (3,5 %) из-за значительных показателей ПЭО «Татэнерго»  и ЭПУ «Казаньгоргаз». В настоящее  время обсуждается вопрос о передаче дел по ведению крупнейшего налогоплательщика  не только района, но и республики в  ГНИ по РТ. Это целесообразно с  точки зрения значения производственного  объединения в республике. Необходимо также уделить внимание значительной неравномерности платежей по НДС  в течение года по всем налогоплательщикам района. Практически все предприятия  в IV квартале 1997 года кроме текущих  платежей по НДС осуществляли также  погашение недоимки по НДС, образовавшейся в течение 1997 года. Так, платежи по НДС в IV квартале 1997 года в 3,5 раза превысили  сумму налога, подлежащую уплате в  бюджет по декларациям. Такая активность налогоплательщиков в конце года во многом объясняется запретом с 1 января 1998 года использования векселей Ак Барс Банка как инструмента  уплаты 50 % налога на добавленную стоимость  в бюджет РТ.

 

Одним из значительных этапов проведения налоговыми органами контроля за взиманием налога на добавленную  стоимость является проведение документальных проверок предприятий и организаций  различных форм собственности.

 

В соответствии со статьей 11 Закона РСФСР «О Государственной  налоговой службе РСФСР» налоговые  инспекции производят документальные проверки предприятий и организаций  не реже одного раза в два года. Документальные проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами работы инспекции  и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку  работы. При необходимости проводятся внеплановые документальные, а также  специальные тематические проверки предприятий.

Информация о работе Ндс методика исчесления