Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:33, дипломная работа
- это рынок свободных, пригодных для инвестирования за пределами своего происхождение денежных ресурсов, Международный финансовый рынок - это рынок свободных, пригодных для инвестирования за пределами своего происхождение денежных ресурсов, миграция которых находится под действием спроса и предложения. Миграция денежных ресурсов осуществляется уже больше двух столетий в форме экспорта и импорта капитала из страны в страну. Значение международного финансового рынка тяжело переоценить, достаточно лишь отметить, что экспорт капитала из стран „Старого мира" таких как Великобритания, Франция, Германия стал одной из главных причин экономического развития США, Канады, Австралии, Индии, Китая и других стран.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…….
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы исследования международного финансового рынка………………………………………………………..……….
1.1.Сущность, функции и субъекты финансового рынка……………….
1.2. Причины формирования, субъекты и финансовые инструменты международного финансового рынка……………………………………………..
1.3. Структура международного финансового рынка: международный валютный рынок; международный рынок долговых обязательств; международный рынок ценных бумаг…………………………………………….
РАЗДЕЛ 2. Место и роль России в процесах международного движения финансовых ресурсов…………………………………………………………………
2.1. Россия в процессах международного движения капиталов…..…..
2.2. Влияние деятельности международных финансовых организаций на экономическое развитие России …………………………………………………..
2.3. Динамика внешнего долга России…………………………………..
2.4. Российская Федерация как кредитор………………………………..
ЗаключениЕ……………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………
В настоящее время выверена задолженность с 7 странами - не членами Парижского клуба: Кореей, Оманом, Таиландом, Турцией, Уругваем, Египтом, Мальтой. В процессе обсуждения и выверки находятся Греция, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты.
Новый долг Российской Федерации перед странами - не членами Парижского клуба кредиторов представлен задолженностью по соглашениям Внешэкономбанка с Экспортным кредитным банком Турции. Правительством Российской Федерации были предоставлены соответствующие платежные гарантии Экспортному кредитному банку Турции по выплате основного долга и процентов, начисленных на сумму задолженности по указанным кредитным соглашениям.
По состоянию на 1 января 2003 года задолженность Российской Федерации перед странами - не членами Парижского клуба кредиторов составила 3,4 млрд. долларов США и 0,14 млрд. клиринговых фунтов стерлингов (задолженность перед Египтом) по основному долгу и 0,5 млрд. долларов США по начисленным процентам. При этом задолженность бывшего СССР составила 3,3 млрд. долларов США и 0,14 млрд. клиринговых фунтов стерлингов по основному долгу и 0,5 млрд. долларов США по начисленным процентам. Новый российский долг составил 0,11 млрд. долларов США по основному долгу и 0,01 млрд. долларов США по начисленным процентам.
С Республикой Корея,
Восточной Республикой Уругвай
и Объединенными Арабскими
По состоянию на 1 января 2004 года объем задолженности перед странами - бывшими членами СЭВ составил 3,4 млрд. долларов США и по сравнению с состоянием на 1 января 2000 года сократился более чем в 4,2 раза. Оставшаяся задолженность гасится в основном товарными поставками. Пока не урегулированы вопросы с Китаем и Румынией.
Кроме осуществления денежных расчетов и погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности. Такие схемы были реализованы с Чехией, Словакией и Венгрией на сумму погашения долга 3,3 млрд. долларов США. При этом расходы бюджета составили лишь 1,7 млрд. долларов США.
Общий рейтинг государств - кредиторов России, млрд. долл. (план на 2007):
Таблица 4
Рейтинг государств, должников России
на 1.1.2007 |
на 1.1.2008 | ||
1 |
Южная Корея |
1,3 |
1,2 |
2 |
Страны б. Югославии |
1,0 |
0,7 |
3 |
Япония |
0,9 |
0,9 |
4 |
Германия |
0,9 |
0,7 |
5 |
США |
0,6 |
0,4 |
6 |
Кувейт |
0,4 |
0,0 |
7 |
ОАЭ |
0,3 |
0,2 |
8 |
Китай |
0,3 |
0,2 |
9 |
Румыния |
0,2 |
0.2 |
10 |
Франция |
0,2 |
0,1 |
11 |
Египет |
0,2 |
0,2 |
12 |
Чехия |
0,1 |
0,0 |
13 |
Оман |
0,1 |
- |
Всего |
6,5 |
4,8 |
В списке также числятся с показателем 0,0 (издержки округления) следующие страны:
- Парижского клуба: Великобритания, Италия, Канада, Норвегия, Финляндия;
- не члены Парижского клуба: Мальта, Таиланд, Турция, Уругвай;
- бывшие страны СЭВ: Болгария, Венгрия, КНДР, Словакия.
Исходя из традиционных обозначений, прочерк в графе "на 1.1.2008" (у Омана, Мальты, Уругвая, Венгрии), вероятно, означает, что долг им будет выплачен в течение 2007 года.
А судя по цитируемому ниже на этой странице документу "Порядок ведения Долговой книги РФ", по состоянию на 1 сентября 2006 список кредиторов заметно больше, в нем не 26 государств, а 40.
(Источник: Проект структуры
государственного внешнего
Задолженность Лондонскому клубу кредиторов.
Коммерческие иностранные банки и фирмы, являющиеся кредиторами России, объединены в Лондонский клуб кредиторов. В него входят около 1000 крупных зарубежных коммерческих банков. Данные кредиторы не находятся под защитой гарантии или страхования на государственном уровне. Кредиты предоставлялись в советское время Внешэкономбанку, а также через векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах на условиях а-форфэ (покупка без права оборота).
В результате переговоров, продлившихся с 1991 года по 1995 год, российский долг объёмом 32,3 млрд. долларов США, из которых 8,3 млрд. долларов США составили проценты, был реструктурирован сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты по льготной ставке. Решено было реструктурировать весь долг вне зависимости от даты погашения, и сделать разбивку по невыплаченным процентам: отдельно за 1991-1992 годы, за 1993-1995 годы, за 1996 и 1997 годы. В конце 1997 года Россия реструктуризировала основной долг в безбумажные процентные облигации (PRIN), а проценты частично были переоформлены в бумажные процентные облигации (IАN), эмитентом которых являлся Внешэкономбанк.
В начале 2000 года 22,2 млрд. долларов США составляла задолженность по PRIN и 6,8 млрд. долларов США - по IAN (накопленные проценты), а так же 2,8 млрд. долларов США - по PDI (требования по просроченным процентам, рассчитанные по состоянию на 31 марта 2000 года).
Тогда же Россия предложила инвесторам обменять задолженность по PRIN 30-летние еврооблигации со списанием 36,5% номинальной суммы долга, по IAN - на 30-летние еврооблигации со списанием 33% номинала. Вместо PDI кредиторам предлагались еврооблигации, погашаемые в течение 10 лет, с шестилетним льготным периодом и купонным доходом в размере 8,25% годовых. На дату юридического вступления в силу сделки по обмену произведен наличный платеж в сумме примерно 9,5% от номинала этих десятилетних облигаций.
Все PRINs и IANs были обменены на еврооблигации по номинальной стоимости на сумму 1,8 млрд. долларов США.
Задолженность по начисленным, но не выплаченным, процентам за период по 31 марта 2000 года на сумму 2,8 млрд. долларов США была обменена на еврооблигации с датой погашения в 2010 году практически по номинальной стоимости.
К 2000 году задолженность Российской Федерации по долгам бывшего СССР была полностью переоформлена в еврооблигации Российской Федерации.
Коммерческая задолженность.
В коммерческую задолженность включают:
Её объем на 01 января 2004 года оценивается в 3,8 млрд. долларов США. В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долларов США.
Коммерческая задолженность была создана в 1989-1991 годах государственными предприятиями, представлявшими интересы Правительства Российской Федерации, союзных министерств и ведомств, а также иными организациями, получивших к тому времени право осуществления внешнеторговой деятельности.
Данный вид задолженности был признан Россией в 1994 году, а реальные переговоры начались в конце1996 года. При этом, ещё в 1994 году, половина задолженности была передана в Парижский и Лондонский клубы. Оставшаяся часть была сгруппирована по страновым группам (клубам). На сегодняшний день их 14: датский (агент - EKF), бельгийский (OFN), французский (Eurobank), итальянский (Mediocredito Centrale), корейский (Seoul Club), финский (FIMET), шведский (STC Group), английский (Morgan Grenfell), австрийский (Prisma), голландский (FSNUC), японский (TCGJ), немецкий (Hermes) и чешско-словацкий (смешанная торговая палата "Восток"). Кроме того, осталось 9 индивидуальных японских кредиторов, крупнейшие из которых Marubeni Corp. и Nissho Iwai Corp.
Несмотря на то, что после распада СССР прошло много времени и инвентаризация задолженности была весьма затруднительна в конце 2002 года Россия урегулировала подавляющую часть коммерческой задолженности бывшего СССР. Оценка неурегулированной части – 0,7 млрд. долларов США.
Еврооблигации.
По состоянию на 1 января 2004 года задолженность по еврооблигациям составляет 35,7 млрд. долларов США.
С 1996 года по 2002 год было осуществлено 12 выпусков внешних облигационных займов Российской Федерации (ВОЗ) на сумму 37 млрд. долларов США, из которых:
Первые 8 выпусков ВОЗ, произведены с 1996 по 1998 год на сумму в эквиваленте 10 млрд. долларов США Целью заимствований являлось привлечение дополнительных финансовых ресурсов для частичного финансирования бюджетного
9-й и 10-й выпуски предназначались для обмена на них ГКО общей суммой 5,9 млрд. долларов США. В результате государственный долг увеличился на сумму 1,5 млрд. долларов США.
В 2000-2001 годах проведены два выпуска облигаций для урегулирования задолженности перед Лондонским клубом кредиторов на сумму 21,1 млрд. долларов США. В результате долг Российской Федерации увеличился на эту сумму, а внешний долг бывшего СССР сократился
В основном внешняя коммерческая задолженность бывшего СССР представляет собой неоплаченную часть ввезенных в 1990-1991 годах товаров (ширпотреба, оборудования, комплектующих и т. д.).
В 2001 году было предложено обменять её на облигации ВОЗ со сроком погашения в 2010 году в сумме 158,24 млн. долларов США (купонный доход 8,25%) и со сроком погашения в 2030 году ориентировочно в сумме 1,04 млрд. долларов США (купон 2-7,5%). Эмитент облигаций - Минфин России.
Задолженность перед международными финансовыми организациями.
Внешняя задолженность Российской Федерации в части международных финансовых организаций (далее - МФО) состоит из задолженности перед:
Международным валютным фондом (МВФ);
Международным банком реконструкции и развития (МБРР);
Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).
Основными типами займов являются (финансовые) бюджетозамещающие, инвестиционные (нефинансовые) и авансовые.
За период с 1992 года по 2003 год в Россию от МВФ поступило 12 траншей на сумму около 21 млрд. долларов США Они были направлены на финансирование дефицита государственного бюджета. Значительная часть задолженности погашена и по состоянию на 1 января 2004 года составляет 12,1 млрд. долларов США.
За период с 1994 по 2003 год Россия заключила с Европейским банком реконструкции и развития 8 проектов на сумму 440 млн. долларов США (с учетом реструктуризации). Непогашенная задолженность перед ЕБРР на 1 января 2004 года составляет около 0,4 млрд. долларов США.
В общей сложности
объем займов МБРР по состоянию на
2003 год составил 13,4 млрд. долларов США,
предназначенных для
По состоянию на 1 января 2004 года Правительство Российской Федерации привлекло в общей сложности 53 займа МБРР, в том числе 44 инвестиционных займа и 9 финансовых займов на общую сумму 12,5 млрд. долларов США.
В общей сложности Российская Федерация привлекла 9 бюджетозамещающих (финансовых) займов Международного банка реконструкции и развития в объеме 5,2 млрд. долларов США.
С апреля 2002 года новые финансовые займы МБРР не привлекались. В настоящее время средства поступают только в рамках соглашения по займу на реформирование системы региональных финансов.
2.4. Российская Федерация как кредитор
Активность Российской Федерации как кредитора на внутреннем рынке усилилась в середине 90-х гг.. Если ранее предпочтение отдавалось бюджетному финансированию, то в данное время, кредитным отношениям, которые рассматриваются как более эффективные и позволяющие сэкономить достаточный объем бюджетных ресурсов. Деятельность РФ как кредитора на международной арене остается свернутой и в основном ограничивается странами, ранее входившими в состав СССР.
В настоящее время тяжелое финансовое положение не позволяет РФ выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 70-х — первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, свидетельствует объем не погашенной до сих пор задолженности иностранных заемщиков – более 60 млрд. долл. Долги стран СНГ Российской Федерации составляют 3294 млн. долл.(2006г). Возникли они в основном в результате неэквивалентной торговли (почти на 90%) в 1992 г. и в первой половине 1993 г. Чтобы отечественные предприятия могли получить платежи за поставленные в эти страны товары, им были предоставлены технические кредиты, переоформленные впоследствии в государственные. В последующем объемы кредитования сократились и задолженность возрастала в основном за счет процентов.
Размер долга государств - участников СНГ по кредитам, предоставленным Правительством РФ в долларах на 1.1.2006 г.:
Таблица 5
Кредиты Росии , предоставленные другим государствам (млрд.долл)
|
В % ко всей сумме | ||
1 |
Украина |
1.485.605.860,00 |
45% |
2 |
Узбекистан |
670.886.829,83 |
20% |
3 |
Белоруссия |
360.827.697,82 |
11% |
4 |
Таджикистан |
295.468.016,40 |
9% |
5 |
Киргизия |
186.015.345,57 |
6% |
6 |
Грузия |
150.463.186,36 |
5% |
7 |
Молдова |
144.733.243,97 |
4% |
Всего |
3.294.000.179,95 |