Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:33, дипломная работа
- это рынок свободных, пригодных для инвестирования за пределами своего происхождение денежных ресурсов, Международный финансовый рынок - это рынок свободных, пригодных для инвестирования за пределами своего происхождение денежных ресурсов, миграция которых находится под действием спроса и предложения. Миграция денежных ресурсов осуществляется уже больше двух столетий в форме экспорта и импорта капитала из страны в страну. Значение международного финансового рынка тяжело переоценить, достаточно лишь отметить, что экспорт капитала из стран „Старого мира" таких как Великобритания, Франция, Германия стал одной из главных причин экономического развития США, Канады, Австралии, Индии, Китая и других стран.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…….
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы исследования международного финансового рынка………………………………………………………..……….
1.1.Сущность, функции и субъекты финансового рынка……………….
1.2. Причины формирования, субъекты и финансовые инструменты международного финансового рынка……………………………………………..
1.3. Структура международного финансового рынка: международный валютный рынок; международный рынок долговых обязательств; международный рынок ценных бумаг…………………………………………….
РАЗДЕЛ 2. Место и роль России в процесах международного движения финансовых ресурсов…………………………………………………………………
2.1. Россия в процессах международного движения капиталов…..…..
2.2. Влияние деятельности международных финансовых организаций на экономическое развитие России …………………………………………………..
2.3. Динамика внешнего долга России…………………………………..
2.4. Российская Федерация как кредитор………………………………..
ЗаключениЕ……………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………
Заявление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 1993 года о намерении погашать в полном объеме внешний долг бывшего СССР явилось юридическим закреплением сложившегося положения, когда только Россия погашала внешний государственный долга бывшего СССР, поскольку другие государства - бывшие союзные республики - фактически отказались от ранее взятых обязательств осуществлять платежи в погашение задолженности в соответствии с долей каждой республики в экономике бывшего СССР.
В апреле 1993 года внешние кредиторы официально признали Россию единственным государством, ответственным по всему внешнему долгу бывшего СССР. Вопрос полного правопреемства России по внешнему долгу бывшего СССР до конца не урегулирован только с Украиной и странами Балтии.
Работа по урегулированию правопреемства по внешнему долгу продолжается и в настоящее время.
Динамика объемов и структуры внешнего долга РФ.
В таблице №1 приводится
укрупненная структура
По состоянию на начало 1995 года внешний долг Российской Федерации, принятый от бывшего СССР, составлял 108,6 млрд. долларов США, или 90,6% от общего объема государственного внешнего долга.
В период с 1995 по 1998 год при практически неизменной задолженности по основному долгу СССР, общий объем внешнего долга Российской Федерации увеличился до 149,3 млрд. долларов США.
По состоянию на 1 января 2004 года внешний долг практически соответствовал основной сумме долга на 1 января 1995 года и составлял 119,8 млрд. долларов США.
Таблица 1
Укрупнённая структура внешнего долга РФ в период 1995 – 2000 годов
|
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Задолженность по кредитам правительств иностранных государств |
75 |
68.6 |
69.8 |
63.5 |
66.9 |
60.8 |
Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм (Лондонский клуб, коммерческая задолженность) |
39.5 |
40.4 |
39.8 |
36.2 |
48.4 |
35 |
Задолженность по заимствованиям у международных финансовых организаций |
54 |
11.4 |
15.5 |
18.7 |
26 |
19.4 |
Прочие виды задолженности (ценные бумаги, кредиты Банка России, коммерческая задолженность) |
0 |
0 |
0 |
5.1 |
8 |
33.2 |
Государственный внешний долг Российской Федерации – всего |
119.9 |
120.4 |
125.1 |
123.5 |
149.3 |
148.4 |
После кризис 1998 года, начиная 1999 года, Россия начала постепенное сокращение внешнего долга, в том числе замещая его внутренним долгом.
Данные об изменениях объема и структуры государственного внешнего долга в 2000-2005 годах представлены в таблице № 2.
Таблица 2
Данные об изменениях объема и структуры государственного внешнего долга в 2001-2005 годах
Год |
01.01.01 |
01.01.02 |
01.01.03 |
01.01.04 |
01.01.05 |
Всего |
161.4 |
150.8 |
153.2 |
185.7 |
211.4 |
Органы государственного управления |
127.5 |
113.2 |
97.7 |
97.9 |
97.1 |
Федеральные органы управления |
126.3 |
112.2 |
96.7 |
96.7 |
95.5 |
Новый российский долг |
60 |
51 |
41 |
38.6 |
39.6 |
кредиты международных финансовых организаций |
15.8 |
14.4 |
6.8 |
6.6 |
6.2 |
МБРР |
6.8 |
6.7 |
6.6 |
6.3 |
5.7 |
Прочие |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.3 |
0.4 |
прочие кредиты (включая кредиты стран - членов Парижского клуба кредиторов) |
8.6 |
6.4 |
5.7 |
4.9 |
4.2 |
ценные бумаги в иностранной валюте |
30.7 |
26.9 |
26.7 |
26.8 |
28.9 |
еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГKО |
29.9 |
7.1 |
8.5 |
7.7 |
7.3 |
0.7 |
1.4 |
||||
еврооблигации, выпущенные для 2-й реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов |
0 |
17.4 |
16.3 |
16.8 |
18.6 |
ОВГВЗ — VI и VII транши и ОГВЗ 1999 года |
1.6 |
1 |
1.8 |
2.4 |
3 |
ценные бумаги в российских рублях (ГKО—ОФЗ) |
3.2 |
0.6 |
0.5 |
0.1 |
0 |
прочая задолженность |
66.3 |
2.6 |
1.3 |
0.2 |
0.2 |
Продолжение табл. 2.
Год |
01.01.01 |
01.01.02 |
01.01.03 |
01.01.04 |
01.01.05 |
Долг бывшего СССР |
38.8 |
61.2 |
55.7 |
58.1 |
55.9 |
кредиты стран — членов Парижского клуба кредиторов |
1.2 |
36.3 |
39.2 |
42.7 |
43.3 |
задолженность
перед бывшими |
12 |
11.5 |
4.2 |
3.6 |
2.7 |
ВГВЗ — III, IV, V транши |
14.3 |
11.8 |
2.2 |
1.4 |
1.9 |
прочая задолженность |
10.2 |
10.4 |
8 | ||
Субъекты Российской Федерации |
1.2 |
1 |
1.1 |
1.2 |
1.6 |
Кредиты |
0.6 |
0.8 |
0.9 |
1 |
1.1 |
ценные бумаги в иностранной валюте |
0.6 |
0.2 |
0.1 |
0.1 |
0 |
Еврооблигации |
2.8 |
0.2 |
0.1 |
0.1 |
0 |
ценные бумаги в российских рублях |
0 |
0.2 |
0.5 | ||
Органы денежно-кредитного регулирования |
8.8 |
7.4 |
7.5 |
7.8 |
8 |
Кредиты |
7.3 |
7.5 |
7.5 | ||
МВФ |
8.8 |
7.4 |
6.5 |
5.1 |
3.6 |
Прочие |
0.8 |
2.4 |
3.9 | ||
наличная национальная валюта и депозиты |
0.2 |
0.3 |
0.5 | ||
Банки (без участия в капитале) |
9.3 |
13.6 |
14.2 |
24.9 |
32.5 |
долговые обязательства пе-ред прямыми инвесторами |
0.1 |
0.1 |
0.1 | ||
Кредиты |
2.9 |
5.1 |
5.3 |
12.9 |
19.8 |
Текущие счета и депозиты |
4.3 |
5.7 |
6 |
9.6 |
9.7 |
долговые ценные бумаги |
0.8 |
1.5 |
1.8 |
1.2 |
1.8 |
прочая задолженность |
1.3 |
1.3 |
1.1 |
1 |
1.1 |
Нефинансовые предпр. (без участия в капитале) |
21.8 |
24 |
33.8 |
55.1 |
73.7 |
долговые обязательства пе-ред прямыми инвесторами |
5.4 |
6.6 |
6 |
9.3 |
11.5 |
задолженность по финансовому лизингу |
1.5 |
1.3 |
1.3 |
1.3 |
1.2 |
долговые ценные бумаги |
1.6 |
4 |
5.8 | ||
Кредиты |
14.9 |
16 |
24.8 |
40.5 |
55.1 |
Как видим из таблицы 2. Величина долга существенно возросла с 161,4 млрд.долл. до 211,4 млрд.долл., однако в структуре значительная часть прироста принадлежит кредитая (40 млрд.долл.), уменьшился доля управления на 30 млрд.долл., по остальным позициям значительных изменений не произошло.
Таблица 3
Данные об изменениях объема и структуры государственного внешнего долга в 2006-2007 годах
Наименование |
2006 г млрд. долл. США |
2007 г млрд. долл. США |
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) |
76,5 |
52,0 |
Задолженность странам-участницам Парижского клуба. |
25,2 |
3,1 |
Задолженность странам не вошедшим в Парижский клуб. |
3,5 |
3,3 |
Задолженность бывшим странам СЭВ |
2,1 |
1,9 |
Коммерческая задолженность. |
1,1 |
0,8 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями. |
5,7 |
5,5 |
Еврооблигационные займы |
35,1 |
31,9 |
ОВГВЗ |
7,1 |
4,9 |
Предоставление гарантий РФ в иностранной валюте. |
0,3 |
0,6 |
Задолженность Российской Федерации по кредитам правительств иностранных государств по состоянию на 1 января 2004 года, составила 54,7 млрд. долларов США, или 45,7% от общей суммы долга.
За период с 2000 по 2004 год объем этой задолженности изменился незначительно, поскольку большие объёмы погашений долга были скомпенсированы новыми заимствованиями.
Задолженность перед странами «Парижского клуба».
Задолженность перед странами – членами Парижского клуба кредиторов (далее ПКК) по состоянию на 1 января 2004 года составил 44,7 млрд. долларов США, или 39,8% от общего объема государственного внешнего долга Российской Федерации.
Данный долг сформирован
кредитами, предоставленными иностранными
банками в рамках межправительственных
соглашений под гарантии своих правительств
или застрахованными
Первоначально объем долга России составлял 30,4 млрд. долларов США, а в случае выполнения другими странами бывшего СССР своих долей обязательств по платежам снижался до 18,5 млрд. долларов США.
В результате переговоров 1992-1993 года России удалось подписать с членами ПКК соглашение о среднесрочной реструктуризации внешнего долга бывшего СССР. Реструктуризации подлежали платежи, срочные к погашению в 1992-1993 годах, с общим периодом рассрочки 10 лет. В целом это позволило сократить объём ежегодных выплат с увеличением их общего срока. С аналогичными целями, соответственно в 1994 и 1995 году, были получены отсрочки:
Кроме того, в конце 1995 года страны-кредиторы официально выразили согласие с предложением российской стороны перейти от реструктуризации задолженности по частям (в привязке к выплатам конкретного года) к глобальной (многолетней) реструктуризации задолженности России перед Парижским клубом.
В рамках соглашения, в 1996 году были заключены межправительственные соглашения с 18 странами-членами Парижского клуба: Австрией, Австралией, Бельгией, Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, Швейцарией, Швецией, Францией, Финляндией и Японией. Была разработана технология учета и погашения задолженности. Согласно условиям указанной договоренности, совокупная задолженность России странам-членам Парижского клуба, подлежащая переоформлению на новых условиях, составляла около 33 млрд. долларов США и включала практически весь долг, реструктурированный по ранее подписанным соглашениям. 45% этой суммы должны быть погашены до 2020 года, а остальные 55%, в которые входит вся краткосрочная задолженность перед кредиторами Парижского клуба, - до 2016 года. Отсроченный основной долг подлежал погашению нарастающими суммами, начиная с 2002 года.
После августа 1998 года выплаты были приостановлены, что привело к накоплению просроченных платежей на сумму около 0,8 млрд. долларов США. На саммите "большой семерки" в Германии в июне 1999 года было принято решение о предоставлении Российской Федерации отсрочки по просроченным платежам на период до 2020 года.
В результате реструктуризации с соответствующим увеличением объёма долга совокупная задолженность России перед членами ПКК выросла к началу 2002 года до 36,3 млрд. долларов США.
Задолженность кредиторам - не членам Парижского клуба.
По состоянию на 1 января 2004 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составило 3,6 млрд. долларов США, или 3,0% от общей суммы внешнего долга Российской Федерации на указанную дату. По сравнению с состоянием на 1 января 2000 года указанный вид долговых обязательств сократился на 0,1 млрд. долларов США.