Международный финансовый рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:33, дипломная работа

Описание работы

- это рынок свободных, пригодных для инвестирования за пределами своего происхождение денежных ресурсов, Международный финансовый рынок - это рынок свободных, пригодных для инвестирования за пределами своего происхождение денежных ресурсов, миграция которых находится под действием спроса и предложения. Миграция денежных ресурсов осуществляется уже больше двух столетий в форме экспорта и импорта капитала из страны в страну. Значение международного финансового рынка тяжело переоценить, достаточно лишь отметить, что экспорт капитала из стран „Старого мира" таких как Великобритания, Франция, Германия стал одной из главных причин экономического развития США, Канады, Австралии, Индии, Китая и других стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…….
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы исследования международного финансового рынка………………………………………………………..……….
1.1.Сущность, функции и субъекты финансового рынка……………….
1.2. Причины формирования, субъекты и финансовые инструменты международного финансового рынка……………………………………………..
1.3. Структура международного финансового рынка: международный валютный рынок; международный рынок долговых обязательств; международный рынок ценных бумаг…………………………………………….
РАЗДЕЛ 2. Место и роль России в процесах международного движения финансовых ресурсов…………………………………………………………………
2.1. Россия в процессах международного движения капиталов…..…..
2.2. Влияние деятельности международных финансовых организаций на экономическое развитие России …………………………………………………..
2.3. Динамика внешнего долга России…………………………………..
2.4. Российская Федерация как кредитор………………………………..
ЗаключениЕ……………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ МЕЖДУНАР ФИН РЫНОК 2008 ДОРОФЕЕВ.doc

— 731.50 Кб (Скачать)

По мере роста интернационализации  хозяйственной жизни обращение ценных бумаг все четче приобретает международный характер. Самые большие финансисты, транснациональные банки,  проводят колоссальные     операции с "евробондз" и другими ценными бумагами. Большие инвестиционные компании и транснациональные банковские корпорации покупают "евробондз" как для себя, так и для своей клиентуры, которая часто не может самостоятельно выйти на международный рынок ценных  капиталов.

Приблизительно две  трети международных облигационных  эмиссий осуществляются в ценных   бумагах, которые потом в определенной мере есть объектом продаж и покупок на вторичном рынке. Торговля ими на фондовых биржах во многом определяется исключительно высокой степенью их концентрации в руках сравнительно небольшого числа инвесторов. В целом объемы торговли не только международными облигациями, но и другими ценными бумагами международного характера на биржах развитых стран сравнительно большие. На международной фондовой      бирже в Лондоне на долю международных и иностранных облигаций приходится около 40%  всех      облигаций, которые здесь    котируются, на фондовой бирже в Цюрихе - более 35%. На биржах других  стран их доля значительно ниже, и Лондонская биржа остается главным центром международной     торговли акцияии и облигациями. Особое место занимает Люксембургская биржа, которая      функционирует в контакте с двумя клиринговыми институтами ценных бумаг - "Евроклир"  и "СЕДЕЛ". Несмотря на сравнительно небольшой оборот, она играет ведущую роль на рынке ценных бумаг, так как представляет собой биржу,  на которой котируются фактически все международные облигации (исключение составляют лишь облигации, выраженные в немецких марках, что котируются на фондовых биржах  ФРГ).

Торговля облигациями  и другими ценными бумагами международного характера на фондовых биржах и вне них является важной формой поддержки связей между финансовыми рынками разного национального происхождения. Поэтому, транснациональные банки совместно разработали пути решение следующих трех проблем, которые облегчают процесс этой торговли: поступление    общей и специальной информации, связанной с соглашениями по ценным бумагам в    каждую страну, на каждый рынок; создание единой формы международных и всех национальных облигаций; обеспечение взаимной информации о системе эмиссий и котировке международных и иностранных ценных бумаг на национальных рынках капиталов.

Уже в 80-х годах появились  определенные качественные изменения  в функционировании    мирового рынка ценных бумаг, которые отображают новый этап его развития. Эти изменения связанные со значительным уменьшением расхождений между национальными и международными рынками.. Национальные рынки постепенно становятся своего рода частью более большого рынка вне страны. Однако этот процесс четче всего прослеживается на уровне вторичного рынка, где централизованная торговля      ценными бумагами сосредотачивается на трех наибольших биржах - Токийской, Нью-Йоркской и Лондонской, на долю которых ныне приходится больше половины рыночной стоимости ценных      бумаг, что котируются на всех биржах мира. Именно между этими тремя биржами происходит наиболее заметное усиление взаимосвязи в торговле ценными бумагами. Такой процесс идет   на фоне общей интернационализации рынков ценных бумаг -  как первичных, так и вторичных, что обусловлено такими факторами: самым ходом интернационализации производства; ростом взаимных инвестиций между компаниями разных стран; сокращением государственных ограничений в международной торговле ценными бумагами; быстрым развитием современных средств связи, которая чрезвычайно облегчает и ускоряют торговлю ценными бумагами     в техническом плане и т.д. Но все-таки  это еще не дает основ считать, что уже сформировался единый глобальный мировой рынок ценных бумаг, так как еще сохраняются расхождение   между национальными рынками, хотя процесс глобализации продолжается [45,87].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В ПРОЦЕСАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

 

2.1. Россия в процессах  международного движения капиталов

Такое большое европейское  государство, как Россия, не может  оставаться в стороне от трансфертов  капитальных, и в частности инвестиционных, ресурсов, т.е. не может не быть участником международного рынка инвестиций.

Понятно, что для успешного  проведения экономических реформ в России нужны значительные капиталовложения. Тем не менее их предложение до сих пор значительно отстает от спроса, и этот разрыв не уменьшается.

В первые годы рыночных реформ связь России  с мировыми финансовыми рынками воплощалась прежде всего в форме кредитования правительства со стороны Международного валютного фонда, Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития.

Существует множество  путей финансирования инвестиций в  одной стране за счет сбережений жителей  другой страны. Наиболее очевидный - это ссуда, когда иностранный банк предоставляет денежный кредит непосредственно российскому  предприятию или когда российский  банк предоставляет ссуду иностранной компании. Ссуды бывают разные, на западе теоретики по вопросам международных отношений выделяют 2 вида ссуд:

  • краткосрочные (сроком до 1 года);
  • долгосрочные (период до 20 лет).

Предприятия могут брать  ссуды у банков или непосредственно  у лиц, которые имеют сбережения, выпуская в продажу облигации.

Кроме предоставления ссуд, жители одной страны имеют возможность покупать в другой стране акции корпоративной собственности.

Так, иностранец может  приобретать акции непосредственно  у российской корпорации, которая  старается за счет продажи новых  акций расширить объем капиталовложений. В этом случае иностранный инвестор получает акции, а предприятие - средства для расширения инвестиций. Когда иностранец покупает небольшой процент акций предприятия, недостаточный для установления контроля за его деятельностью, то речь идет о портфельной инвестиции.

Иностранный инвестор может  также приобрести контрольный пакет  акций, если это не противоречит действующему законодательству, то речь идет уже  о прямой иностранной инвестиции.

Прямые иностранные  инвестиции - это немного больше, чем простое финансирование капиталовложений в экономику. Они выступают также способом повышения производительности и технологического уровня предприятий. Располагая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые средства организации производства и прямой выход на мировой рынок.

Большинство стран прилагают  всяческие усилия для привлечения  новых иностранных инвестиций. Десятки  государств провели правовые и налоговые  реформы лишь для того, чтобы привлечь иностранный капитал. Сильнейшим “магнитом” для иностранных инвесторов сегодня есть, наверное, Китай. В последнее время китайская экономика каждый год получает свыше 10 млрд. долл. в виде прямых иностранных инвестиций, и приток капитала не уменьшается.

Значение прямых иностранных  инвестиций для мировой торговли последних лет тяжело переоценить. По оценкам, приблизительно половина всего мирового торгового оборота приходится на долю международных компаний, т.е. компаний, которые действуют по крайней мере в 2 странах.

Судьба экономических  реформ в России во многом зависит от того, насколько мудро и эффективно мировое сообщество будет обеспечивать финансовую поддержку российским преобразованиям.

В последнее времени  основными кредиторами России оставались международные финансовые организации и правительства индустриально развитых стран.

Так, Международный валютный фонд (МВФ) работает с российским правительством по трем программам:

  • программа трансформации экономики;
  • программа краткосрочного финансирования, направленная на достижение макроэкономической стабилизации (стенд-бай);
  • программа расширенного финансирования.

С началом эмиссии российских євробондов государство вышло на международные рынки капталов, где покупателями этих ценных бумаг выступили в основному частные инвесторы. Тем не менее международный рейтинг российских євробондов на этом рынке есть еще недостаточно высоким.

Важным источником необходимых  ресурсов должны стать прямые иностранные  инвестиции, объемы которых еще недостаточные.

Несмотря на законодательную  неопределенность условий инвестирования в Росссии и шаткость политической ситуации, стабильный приток ПІІ наблюдается в пищевой и деревообрабатывающей областях сфере связи. Этот факт свидетельствует о наличии большого неудовлетворенного спроса в этих областях и реальности перспектив их быстрого роста.

Анализируя ситуацию в сфере иностранного инвестирования в Россию можно прогнозировать увеличение его объемов в таких областях как:

-     с/г машиностроение - благодаря возможности наращивать сбыт с/х техники местного производства;

-   фармацевтическая и медицинская промышленность - вследствие ограниченного предложения российских лекарств и медицинского оборудования;

-   промышленность строительных материалов - через ожидаемый бум в сфере индивидуального строительства;

- электроэнергетика: в случае приватизации енергогенерующих компаний немалые иностранные инвестиции будут направлено на обновление оборудования тепло- и гидроэлектростанций;

-      нефтегазовая промышленность: будут обновлены основные активы нефтеперерабатывающих заводов.

 

2.2. Влияние  деятельности  международных финансовых  организаций на экономическое  развитие России

Наибольшими международными финансовыми организациями, которые проводят свою деятельность в России есть Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк (МБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЄБРР). Осуществляя поддержку национальной валюты и платежного баланса страны-заемщика, МВФ оказывает содействие экономической стабильности и потенциальному развитию. Специфика функционирования Фонда не разрешает ему вкладывать инвестиции в любую страну. Политика МВФ может лишь влиять на решение иностранных инвесторов, для которых проведение программ этого финансового института в том или ином государстве определяет возможность инвестирования.

Сотрудничество России с группой Мирового банка началось в 1992 году, когда на официальной церемонии в Государственном департаменте США российская сторона подписала устав Международного банка реконструкции и развития (МБРР), который является основным структурным звеном всемирной финансовой организации. Другие члены этой организации - Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство гарантирования инвестиций и Международный центр решения спорных вопросов в сфере инвестиций.

Мировой банк в лице МБРР и Международной ассоциации развития является не обычным банком, а специализированной финансовой агенцией, которая предоставляет низкопроцентные долгосрочные кредиты и гранты странам-участницам, т.е. держателями акций. России принадлежит 10908 акций на сумму 1315,9 млн. долл. США.

За годы сотрудничества Мировой банк предоставил России 24 займа и 4 гранта Глобального экологического фонда на общую сумму около 3,4 млрд. долл. США и одну гарантийную операцию суммой 100 млн. долл. США. Этот проект - „морской старт" - направленный на покрытие политических рисков, связанных с инвестициями в русские и украинские предприятия, привлеченные к производству и запуску коммерческих спутников из подвижной морской платформы.

Сотрудничество России с МФК началась 1995 г., когда при ее участии был создан Российский фонд. Общие инвестиции в него составляли 18 млн. долл. США, из которых 1,5 млн. долл. США вложила корпорация, а остальные - такие финансовые институты, как ЄБРР, Банк Бостона и др. Фонд инвестирует в российские малые частные компании. За это время он вложил 5,3 млн. долл. США в 18 компаний по всей России.

Другой международной  финансовой организацией, которая тесно  сотрудничает с Россией в сфере инвестирования, есть Европейский банк реконструкции и развития (ЄБРР). Россия стала членом ЄБРР согласно Указу Президента от 14 июля 1992 г. Так, одним из первых шагов сотрудничества России с ЄБРР было подписание в декабре 1994 г. соглашения об открытии кредитной линии для предоставления кредитов малому и среднему частному предпринимательству. Финансирование в виде четырех траншей предоставлялось Центральному банк, который распределял эти средства между уполномоченными банками-участниками.

Состоянием на 1 января 2006 г. ЄБРР вложил в Россию через инвестиции, займа и гарантии 1 293 057 евро, финансируя таким образом 74 проекта.

Интеграция России в европейское сообщество даст возможность государству сотрудничать с Европейским инвестиционным банком и его составляющей - Европейским инвестиционным фондом. Деятельность последнего заключается в инвестировании в венчурные фонды, которые поддерживают малый и средний бизнес, а также гарантировании кредитов, которые выдаются разнообразными финансовыми институтами малым и средним предприятиям.

Ведь международный  финансовый рынок является системой рыночных отношений, которая обеспечивает аккумуляцию и перераспределение капитала между кредиторами и заемщиками, основой которого есть национальные финансовые рынки. Существует целый ряд международных финансовых организаций, которые обеспечивают перераспределение финансовых ресурсов между участниками международного финансового рынка.

 

2.3.  Динамика внешнего долга России

В конце 1991 года, в связи  с нарастанием кризисных процессов  в экономике России  платежи  в погашение внешней задолженности бывшего СССР были приостановлены.

К началу 90-х годов  сформировался основной объем официальной  задолженности, гарантированной правительствам иностранных государств, в том  числе задолженность перед странами-кредиторами  Парижского клуба, бывшими социалистическими странами, а также группой официальных кредиторов, не являющихся членами Парижского клуба - Кувейт, ОАЭ, Оман, Турция, Южная Корея, Уругвай. По состоянию на 1 января 1992 года задолженность перед правительствами иностранных государств составляла 61,8 млрд. долларов США.

При анализе состояния  государственного внешнего долга необходимо учитывать такой немаловажный фактор, как решение Российской Федерации  взять на себя ответственность за весь внешний долг бывшего СССР, при условии перехода к ней прав на внешние активы. Российская Федерация стала правопреемником бывшего СССР после его распада, то есть взяла на себя активы и обязательства по внешнему долгу в обмен на их отказ от причитающейся им доли зарубежных активов ("соглашения о нулевом варианте"). Это решение позволило России сохранить за собой место в ООН и Совете Безопасности, сохранить позиции на внешних финансовых рынках и доверие потенциальных партнеров.

Информация о работе Международный финансовый рынок