Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 13:44, дипломная работа
Целью работы является разработка предложений по совершенствованию системы рефинансирования кредитных организаций Банком России.
Данная цель предопределила необходимость решения следующих основных задач:
- рассмотреть вопросы лицензирования деятельности коммерческих банков;
- охарактеризовать обязательные нормативы деятельности коммерческих банков;
- описать полномочия ЦБ РФ по регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций;
- провести анализ работы ЦБ РФ по организации кредитования коммерческих банков в 2005-2006 гг.;
- определить пути совершенствования форм и методов банковского кредитования.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КОНТРОЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ БАНКА РОССИИ В РАЗВИТИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ 7
1.1. Лицензирование деятельности коммерческих банков 7
1.2. Обязательные нормативы деятельности коммерческих банков 12
1.3. Полномочия ЦБ РФ по регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАБОТЫ ЦБ РФ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 25
2.1. Задачи ЦБ РФ по организации кредитования коммерческих банков 25
2.2. Деятельность Банка России по кредитованию банковского сектора за 2005-2006 гг. 31
2.3. Динамика развития кредитования коммерческих банков за 2005-2006 гг. 36
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КРЕДИТОВАНИЯ ЦБ РФ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 42
3.1. Роль кредитования кредитных организаций в развитии экономики 42
3.2. Проблемы, пути решения и перспективы развития кредитования коммерческих банков ЦБ РФ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Насколько действенными и эффективными будут данные направления и какое из них окажется превалирующим для разрешения накопившихся проблем регулирования текущей ликвидности, по-видимому, покажет ближайшее будущее.
Процесс предоставления кредитов ЦБ РФ коммерческим банкам получил название рефинансирование. Он используется для решения проблем ликвидности в банковской системе. Ставка рефинансирования (или учетная ставка) играет в экономике две роли. Во-первых, с помощью этого инструмента центральный банк может оказывать влияние на предложение денег посредством регулирования размера денежной базы. Так, снижение ставки рефинансирования ниже рыночной делает заимствования у центрального банка привлекательными. Банки могут брать кредит, что увеличивает их резервы и, следовательно, денежную базу и использовать эти средства для выдачи кредитов, что увеличивает денежную массу.
Однако цель рефинансирования состоит не в том, чтобы коммерческие банки могли от этой операции получать прибыль. Это мера, направленная на поддержание стабильности банковской системы. Поэтому центральный банк устанавливает правила, исключающие возможность частого заимствования. С этой точки зрения роль учетной ставки достаточно ограничена. Кроме того, это достаточно «грубый» инструмент денежно-кредитной политики, поскольку центральный банк не может точно знать объем рефинансирования, следовательно, его влияние на денежную базу имеет некоторую степень неопределенности в отличие от операций на открытом рынке. Во-вторых, изменение учетной ставки может иметь эффект сигнала, оказывающего влияние на ставки межбанковского рынка кредитов и ставки по депозитам и кредитам прочим экономическим агентам.
Несмотря на наличие в российской системе рефинансирования практически всех элементов, присущих развитым странам, сложившаяся на сегодняшний день в России система инструментов денежно-кредитного регулирования имеет целый ряд «узких» мест, которые существенно снижают ее эффективность.
Во-первых,
отечественная система
Данный
подход в целом соответствует
международной практике, когда ликвидные
ресурсы, передаваемые
Во-вторых, низкую эффективность отечественного рефинансирования усугубляют существенные различия в структуре балансов отечественных кредитных организаций. Если в структуре активов банков первого круга значительную долю занимают ликвидные ресурсы - государственные и первоклассные корпоративные ценные бумаги, возможность быстрой реализации которых без значительных потерь на рынке достаточно высока, то в структуре активов остальных банков высокую долю занимают кредиты, а ликвидные активы представлены более рискованными вложениями, частности, в ценные бумаги предприятий - эмитентов «второго эшелона», векселя и
бумаги, риск реализации которых с существенным дисконтом значительно выше. Одновременно именно банки «второго» и «третьего эшелонов» практически не имеют доступа к инструментам денежно-кредитного регулирования Банка России. Их возможности по привлечению централизованных ресурсов сводятся к получению «сверхкоротких» денег в рамках внутриневных кредитов и кредитов «овернайт», выдаваемых под залог все тех же ликвидных государственные ценных бумаг.
В-третьих, нельзя не отметить сверхкраткосрочного характера предоставляемых в рамках отечественной системы денежно-кредитного регулирования ресурсов, корни которого опять же лежат в концепции минимизации рисков Центрального банка. На сегодняшний день в рамках стандартных процедур рефинансирования банки - контрагенты Банка России могут привлечь ресурсы не более чем на 3 мес. При этом основной объем централизованных кредитов выдается на срок до 7 дней. Само собой разумеется, что данные ресурсы могут рассматриваться лишь как источник разрешения краткосрочных проблем с текущей ликвидностью, носящих скорее технический характер (например, нехватка ресурсов в период налоговых платежей). Сложившаяся срочность выдаваемых централизованных ресурсов не позволяет их рассматривать в качестве средства разрешения важной проблемы российского банковского сектора, связанной с трансформацией относительно краткосрочных и мобильных пассивов в среднесрочные активы. Тем более ссуды Банка России не могут рассматриваться в качестве основы для формирования и снижения стоимости среднесрочных кредитных ресурсов, столь необходимых российской экономике.
Наконец, в-четвертых, превалирующая роль операций Банка России на внутреннем валютном рынке в формировании прироста денежной базы не может сохраняться постоянно. Изменение ситуации с платежным балансом, в частности, из-за снижения положительного сальдо счета текущих операций или активизации оттока капитала неизбежно приведет к снижению объемов нетто-покупки иностранной валюты Банком России и, как следствие, сокращению
роли этого источника наращивания денежной базы. Да и неоднократно высказываемые намерения денежных властей России отойти от механизма пополнения денежного предложения преимущественно за счет проведения валютных операций свидетельствуют о снижении в будущем роли данного инструмента пополнения ликвидности.
Итак, становится очевидным, что учетная политика является ведущим методом регулирования денежно-кредитной политики. Повышая или понижая официальную ставку рефинансирования, Центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Изменение ставки рефинансирования, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.
Планируемые меры по совершенствованию системы рефинансирования направлены на обеспечение оперативного доступа кредитных организаций к достаточному объему денежных средств, предоставляемых за счет операций Банка России.
В 2008 году будет продолжена работа по включению в Ломбардный список Банка России ценных бумаг, отвечающих требованиям Банка России, а также по расширению круга контрагентов Банка России по операциям рефинансирования и количества кредитуемых счетов кредитных организаций, открытых во всех территориальных учреждениях Банка России.
В
связи с планируемым
числе Агентства по страхованию вкладов, к организации публичных торгов по реализации имущества, принятого в залог по кредитам Банка России и не обращающегося в России на организованном рынке, в случае непогашения кредитными организациями - заемщиками кредитов Банка России.
Повышению эффективности инструментов Банка России по предоставлению и изъятию ликвидности будет содействовать развитие рынка РЕПО с центральным контрагентом. В связи с анонимностью сделок и отсутствием риска контрагента данный вид сделок позволяет преодолеть сегментированность межбанковского рынка и способствовать более эффективному перетоку ликвидности внутри банковской системы. В 2008 году Банк России продолжит участие в совершенствовании нормативной базы сделок РЕПО с центральным контрагентом.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис. 1. Операции прямого РЕПО Банка России в 2006 году
Рис. 2. Объемы корсчетов кредитных организаций и операций прямого РЕПО в 2006 году
Рис. 3. Объем корсчетов кредитных организаций и процентная ставка MIACR со сроком 1 день в 2006 году
Объемы операций кредитования Банка России, млн. руб.
Месяц/год | Объем предоставленных внутридневных кредитов | Объем предоставленных кредитов овернайт | Объем предоставленных ломбардных кредитов | Объем предоставленных прочих кредитов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ИТОГО ЗА 2004 г. | 3 051 870,5 | 30 262,7 | 4 540,8 | - |
ИТОГО ЗА 2005 г. | 6 014 025,0 | 30 792,0 | 1 359,0 | - |
2006 г. | ||||
Январь | 635 927,8 | 713,8 | 11,0 | - |
Февраль | 785 436,1 | 2 680,6 | 158,0 | - |
Март | 914 334,9 | 2 506,1 | 150,5 | - |
Апрель | 816 459,7 | 6 898,7 | 0,0 | - |
Май | 867 991,2 | 1 733,9 | 16,1 | - |
Июнь | 889 430,7 | 5 704,8 | 15,6 | - |
Июль | 742 779,1 | 1 845,1 | 6,8 | - |
Август | 994 772,1 | 5 764,8 | 233,5 | - |
Сентябрь | 888 821,5 | 4 655,0 | 923,7 | - |
Октябрь | 1 113 414,4 | 3 992,8 | 741,6 | - |
Ноябрь | 1 350 445,8 | 6 543,3 | 2 899,2 | - |
Декабрь | 1 271 154,2 | 3 984,6 | 965,4 | - |
ИТОГО ЗА 2006 г. | 11 270 967,5 | 47 023,5 | 6 121,4 | - |
2007 г. | ||||
Январь | 949 193,3 | 5 360,4 | 85,9 | - |
Февраль | 789 158,3 | 6 284,9 | 13,6 | - |
Март | 937 828,2 | 7 754,4 | 558,1 | - |
Апрель | 833 367,6 | 6 090,4 | 343,1 | - |
Май | 918 837,3 | 5 534,9 | 689,6 | - |
Июнь | 912 579,9 | 10 772,4 | 96,1 | - |
Июль | 956 513,1 | 5 200,1 | 140,1 | - |
Август | 1 546 976,2 | 12 665,0 | 2 976,0 | - |
Сентябрь | 1 375 206,4 | 12 623,6 | 5 933,1 | - |
Октябрь | 1 639 020,1 | 16 450,4 | 5 358,1 | 9 864,5 |
Ноябрь | ||||
Декабрь | ||||
ИТОГО ЗА 2007 г. | 10 858 680,4 | 88 736,5 | 16 193,7 | 9 864,5 |