Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 13:44, дипломная работа
Целью работы является разработка предложений по совершенствованию системы рефинансирования кредитных организаций Банком России.
Данная цель предопределила необходимость решения следующих основных задач:
- рассмотреть вопросы лицензирования деятельности коммерческих банков;
- охарактеризовать обязательные нормативы деятельности коммерческих банков;
- описать полномочия ЦБ РФ по регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций;
- провести анализ работы ЦБ РФ по организации кредитования коммерческих банков в 2005-2006 гг.;
- определить пути совершенствования форм и методов банковского кредитования.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КОНТРОЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ БАНКА РОССИИ В РАЗВИТИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ 7
1.1. Лицензирование деятельности коммерческих банков 7
1.2. Обязательные нормативы деятельности коммерческих банков 12
1.3. Полномочия ЦБ РФ по регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАБОТЫ ЦБ РФ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 25
2.1. Задачи ЦБ РФ по организации кредитования коммерческих банков 25
2.2. Деятельность Банка России по кредитованию банковского сектора за 2005-2006 гг. 31
2.3. Динамика развития кредитования коммерческих банков за 2005-2006 гг. 36
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КРЕДИТОВАНИЯ ЦБ РФ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 42
3.1. Роль кредитования кредитных организаций в развитии экономики 42
3.2. Проблемы, пути решения и перспективы развития кредитования коммерческих банков ЦБ РФ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
государственное кредитование, осуществляемое Центральным Банком [26, c. 410].
В основу правового регулирования банковского счета необходимо положить ряд теоретических утверждений:
– институт банковского счета является комплексным по своей правовой природе и объединяет в себе публично-правовые и частноправовые аспекты;
– в правоотношения по поводу банковского счета вступают экономически и юридически неравные партнеры, в связи с чем необходимо предусмотреть дополнительные ограничения прав более сильного партнера и гарантии для более слабого;
– банковский счет является формой предпринимательской деятельности банка и позволяет ему привлекать и использовать в своей деятельности средства клиентов;
– банковский счет является необходимым условием конституирования предпринимателей и юридических лиц, для которых хранение денег на счете является нормативной обязанностью;
– правовое регулирование отношений, связанных с банковским счетом, может осуществляться на различных уровнях, но минимум прав клиента должен устанавливаться законодательно.
Банковский счет следует рассматривать как правоотношения с множественным составом участников по поводу хранения и движения денег. В этом множественном составе необходимо выделить, прежде всего, публично-правовые субъекты в виде налоговых органов государства и Банка России, и только затем частно-правовые субъекты в виде конкретного банка и клиента, заключающих договор.
Следующим главным инструментом Банка России как юридического лица, используемым для текущего государственного регулирования кредитных организаций является кредитование. Банк России принимает меры по защите вкладчиков; для обеспечения стабильности банковской системы создает страховой фонд за счет обязательных отчислений кредитных организаций. Он же является для них кредитором последней инстанции (ст. 4 Закона «О Центральном Банке»).
В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка России и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов. Рефинансирование – это один из видов банковского кредитования, осуществляемого Банком России, который в этом случае выступает как коммерческий банк, поскольку выдает кредиты на условиях возмездности. Правовые формы этого кредитования установлены самим Банком России, и по этой причине в них порой содержатся предписания, нарушающие права заемщиков [21, c. 315].
Другой вид кредитов, выдаваемых Банком России коммерческим банкам – это санационный кредит. Он удовлетворяет потребность коммерческого банка в капитале, вызванную в основном вложением ресурсов в убытки. Этот вид кредита характеризует группу кредитов, предназначенных в соответствии с решениями Банка России для использования в кризисных условиях.
Третий вид кредита – инвестиционный кредит, который приобретает все большее значение в современных условиях устойчивого роста экономики страны.
Основным объектом кредитования банков друг у друга выступает разрыв в платежном обороте. При нехватке свободных кредитных средств на межбанковском рынке коммерческий банк может обратиться за краткосрочным кредитом в Центральный Банк Российской Федерации, который в банковской системе выполняет функцию «кредитора в последней инстанции» и может оказать помощь коммерческому банку в преодолении временного кризиса ликвидности. Движение межбанковских кредитных ресурсов внутри банков второго уровня не приводит к изменению объема денежной массы в обороте. Оно влечет за собой лишь строго контролируемое изменение между агрегатами денежной массы, потому что коммерческие банки совершают сделки только на
базе привлеченных кредитных ресурсов и эмиссии денег Центральным Банком Российской Федерации.
Кредитование
коммерческих банков Банком России осуществляется
в целях поддержания и
Банком России разработаны и в настоящее время действуют механизмы рефинансирования (кредитования) банков, которые можно разделить на 2 группы, различающиеся по степени оперативности принятия Банком России решения о предоставлении кредита. Один из них – кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России. Другой – кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства и (или) поручительства кредитных организаций [19, c. 160].
В первом случае обеспечение по кредитам стандартизировано (Банком России определен конкретный перечень ценных бумаг – Ломбардный список Банка России), учет прав собственности на залоговое обеспечение осуществляется уполномоченными депозитариями (НП «Национальный депозитарный центр» и Дилерами на рынке ГКО - ОФЗ), оценка стоимости обеспечения производится на основании информации об итогах торгов ценными бумагами на организованном рынке ценных бумаг (уполномоченными Биржами являются ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» и ЗАО «Фондовая биржа ММВБ»). Время принятия решения колеблется от нескольких секунд до одного часа.
Во втором случае процесс принятия решения о выдаче кредита, а также процесс оценки качества и стоимости обеспечения более длителен и колеблется от 8 до 20 дней, которые необходимы для проверки Банком России подлинности передаваемого в залог векселя, наличия прав собственности на вексель либо наличия прав требования по кредитному договору, а также в
некоторых случаях вызваны необходимостью оценки уровня платежеспособности и финансового состояния организации, чьи обязательства предлагаются банком в залог по кредиту Банка России [34].
Таблица 1
Общая таблица условий и видов кредитования ЦБ РФ коммерческих банков
Вид кредита | Срок в днях (раб/календ) | Возможность досрочного погашения | Ставка (в % годовых) |
Вид обеспечения | Нормативный документ |
Внутридневной | 0 | - | 0 | Блокировка ценных бумаг из Ломбардного списка БР | Положение 236-П |
Овернайт | 1 (раб.) | - | 10% | Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР | Положение 236-П |
Ломбардный | 1, 7 и 14 (календ.)* | нет | определяется по итогам аукциона, либо устанавливается Банком России для операций на фикс. условиях | Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР | Положение 236-П |
Кредит под залог и поручительства | до 180 (календ.) | да | 9% | Залог векселей и прав требования по кредитным договорам и поручительства | Положение 122-П |
Кредит
под залог векселей, прав требования
по кредитным договорам |
до 180 (календ.) | да | 7% - до 90 календарных
дней; 8% - от 91 до 180 календарных дней |
Залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительства | Положение 273-П |
В таблице 1 представлены условия и виды кредитования ЦБ РФ коммерческих банков.
В
целях совершенствования
-
Указание Банка России от 23.08.2006 №1716-У
«Об изменении
нормативов обязательных резервов и установлении
коэффициента усреднения для кредитных
организаций, не являющихся расчетными
небанковскими кредитными организациями,
РЦ ОРЦБ»;
-
Указание Банка России от 27.09.2006 №1728-У
«О внесении изменений в Положение Банка
России от 29 марта 2004 года №255-П
«Об обязательных резервах кредитных
организаций».
На протяжении почти всего первого полугодия 2006 года ставка рефинансирования и процентная ставка по кредитам «овернайт» не изменялись и составляли 12% годовых. По решению Совета директоров Банка России с 26 июня 2006 года данные ставки были снижены до 11,5% годовых (указания Банка России от 23.06.2006 №№1695-У, 1696-У), а с 23 октября 2006 года - до 11% годовых (указания Банка России от 20.10.2006 №№1734-У, 1735-У), с 19 июня 2007 г. ставка рефинансирования составляет 10% [34].
Максимально возможные ставки отсечения по депозитным аукционам были установлены Советом директоров Банка России на следующем уровне:
- на срок 4 недели - 9% годовых,
- на срок 3 месяца -10% годовых.
Минимально возможные ставки отсечения по ломбардным кредитным аукционам на срок 2 недели были установлены на уровне 7% годовых.
Минимально возможные ставки отсечения по аукционам прямого РЕПО были установлены на следующем уровне: на срок 1 день - 6% годовых, на 1 неделю - 6,5% годовых, на 3 месяца - 9% годовых.
Процентная ставка по операциям «валютный своп» определялась ставкой рефинансирования Банка России и целевой ставкой Федеральной резервной системы США (по инструменту «рубль/доллар США») или Европейского центрального банка (по инструменту «рубль/евро»).
В
целях ограничения роста
В целях развития и совершенствования механизмов рефинансирования в 2006 году были подготовлены и вступили в силу следующие акты Банка России:
- Указание Банка России от 2.03.2006 №1662-У «О внесении изменения в Положение Банка России от 14 июля 2005 года №273-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций», зарегистрировано в Минюсте России 23.03.2006 №7612;
-
Указание Банка России от 18.05.2006 №1684-У
«О внесении изменения в Указание Банка
России от 28.07.2004 №1482-У «О перечне
ценных бумаг, входящих в Ломбардный список
Банка России»;
-
Указание Банка России от 26.07.2006 №1704-У
«О порядке взаимодействия Сводного экономического
департамента Банка России и
территориальных учреждений Банка России
при предоставлении и погашении кредитов
Банка России»;
- Указание Банка России от 26.07.2006 №1705-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 18 марта 2004 года №1392-У «О порядке составления и представления отчета о соответствии кредитных организаций отдельным критериям»;
- Указание Банка России от 26.07.2006 №1706-У «О порядке обмена сведениями о сотрудниках территориальных учреждений Банка России и Сводного экономического департамента Банка России»;
-
приказы Банка России от 17.01.2006 №ОД-16 и
от 25.09.2006
№ОД-482 «О распространении порядка предоставления
Банком России
кредитным организациям кредитов, обеспеченных
залогом векселей,
прав требования по кредитным договорам
организаций или поручительствами кредитных
организаций»;
- Приказ Банка России от 7.03.2006 №ОД-107 «О внесении изменений в Приказ Банка России от 22.09.2004 №ОД-682 «О расчете стоимости обеспечения по кредитам Банка России»;
- приказы
Банка России от 5.04.2006 №ОД-164, от 9.06.2006
№ОД-284, от 16.10.2006 №ОД-524 «О поправочных
коэффициентах
Банка России»;
-
письма Банка России от 31.01.2006 №10-Т, от
27.02.2006 №31-Т, от
21.03.2006 №41-Т, от 19.05.2006 №71-Т, от 20.06.2006 №87-Т,
от 6.07.2006
№97-Т, от 31.10.2006 №138-Т, от 13.11.2006 №144-Т, от
4.12.2006 №149-Т
«О включении ценных бумаг в Ломбардный
список Банка России»;
- Письмо Банка России от 25.08.2006 №113-Т «О заключении договоров на предоставление кредитов Банка России» [34].