Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:57, курс лекций
Тема 1. Сущность и функции финансов.
Тема 2. Финансовая система.
Тема 3. Финансовая политика.
Тема 4. Управление финансами, финансовое планирование и прогнозирование.
Тема 5 . Бюджет и бюджетная система.
Тема 6. Дефицит государственного бюджета.
Тема 7. Местные финансы
Для финансирования дефицита государство привлекает заемные средства внутри страны и за ее пределами. Годы постоянного бюджетного дефицита в нашей стране сформировали огромный государственный долг.
Следовательно, дефицит бюджета оказывает непосредственное влияние на объем государственного долга. При этом, чем выше дефицит бюджета, тем больше заимствований следует привлекать на его покрытие, что в свою очередь увеличивает госдолг. Здесь же чем выше госдолг, тем больше требуется расходов на его обслуживание, что соответственно повышает расходную часть бюджета. Чтобы разорвать этот замкнутый круг от правительства страны требуются меры по предотвращению роста бюджетных расходов, а также государственных заимствований.
Основным механизмом управления дефицитом бюджета является ужесточение налогово-бюджетной политики. Такое стремление проявляется в улучшении подготовки прогнозов бюджета на среднесрочный период и на следующий год. Так же внедряется программное бюджетирование, что должно позволить улучшить эффективность работы ведомств и агентств и сократить расходы бюджета на не приоритетные направления. Другое направление фискальной политики - это улучшение и увеличение налоговых сборов. Усилия прикладываются для увеличения доходов бюджета, и их более точного прогнозирования. Точный прогноз ресурсов позволяет избежать неожиданного роста дефицита бюджета. Правительство стремится расширить базу налогов с тем, чтобы снизить бремя налогов на экономику и в то же время собрать, адекватные нуждам правительства доходы.
Обслуживание долга отбирает много бюджетных ресурсов и поэтому оптимальное управление существующим государственным долгом тоже играет важную роль в снижении дефицита бюджета страны. Иногда реструктуризация долга или его частичное списание позволяет направить часть средств предназначенных для обслуживания долга на другие нужды и сократить дефицит бюджета.
Тема 7. Местные финансы
Обязательный компонент демократического государственного строя - местное самоуправление, суть которого состоит в том, что его осуществляет само население через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
В последние десятилетия во многих государствах наблюдается децентрализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к местным. Поэтому роль местных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы..
Местные бюджеты - один из главных каналов распределения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется развитие коммунального хозяйства и содержание дорог, водоснабжение, услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
Большое значение
имеют местные бюджеты в
В соответствии с законом о бюджетном устройстве составлению местных бюджетов должны предшествовать разработка прогнозов социально-экономического развития регионов. Такая процедура создает определенное экономическое и логическое единство всей бюджетной системы региона и ориентирует всю систему на развитие региона как социально-экономической целостности.
Местными бюджетами являются бюджеты областей, городов Бишкек и Ош, районов, городов, районов в городах, аилов и поселков, государственную власть в которых осуществляют местные кенеши соответствующих местных уровней и айыл окмоту. Бюджет области состоит из областного бюджета, бюджетов районов и городов областного подчинения. Бюджет города состоит из городского бюджета, а имеющего районы и поселки - из бюджетов городских районов и поселков. Бюджет района состоит яз районного бюджета, бюджетов городов районного подчинения, аильных и поселковых бюджетов.
Доходы местных бюджетов состоят из местных налогов и сборов, неналоговых поступлений; налогов и доходов, распределяемых на республиканском уровне; трансфертов, грантов, добровольных взносов.
Согласно законодательству, доходы местных бюджетов, получаемые из местных налогов и сборов и неналоговых поступлений, не подлежат изъятию в бюджет другого уровня. Средства, привлекаемые в местные бюджеты в виде займов, не включаются в доходы местных бюджетов.
Одним из основных источников дохода местных бюджетов являются местные налоги и сборы. Местные налоги и сборы, и 'земельный налог непосредственно поступают в местные бюджеты. Сбор местных налогов и сборов осуществляется органами налоговой службы и уполномоченными ими налоговыми инспекторами органов местного самоуправления. Местные неналоговые поступления включают в себя:
Сбор местных неналоговых поступлений осуществляется самими органами местного самоуправления.
Местные налоги используются местными кенешами в соответствии с Налоговым кодексом. Местные налоги являются частью налоговой системы, они взимаются с юридических и физических лиц в пользу доходов в бюджет местных органов управления. Местные сборы, установленные местными органами управления, представляют собой платежи, осуществляемые физическими лицами, предприятиями и организациями для частичного возмещения расходов, связанных с предоставлением им услуг или разового права осуществлять определённую деятельность. Существует 16 налогов местных бюджетов: