Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:57, курс лекций
Тема 1. Сущность и функции финансов.
Тема 2. Финансовая система.
Тема 3. Финансовая политика.
Тема 4. Управление финансами, финансовое планирование и прогнозирование.
Тема 5 . Бюджет и бюджетная система.
Тема 6. Дефицит государственного бюджета.
Тема 7. Местные финансы
Налоги представляют собой обязательные, индивидуально безвозмездный денежный платеж государству и подразделяются по типу базы, с которой взимается налог или по виду экономической активности, в результате которой возникает налоговое обязательство. Налогами облагаются доходы от экономической деятельности, сделки между экономическими агентами, отдельные виды товаров и услуг.
Налоговая система является совокупностью налогов, взимаемых на территории страны, и предусматривает механизмы обложения, процедуры сбора и принципы построения. Налоговая система нашей страны динамично развивается и все еще находится в процессе становления. Однако, основы налоговой системы уже заложены, при этом использовался опыт более развитых стран и учитывалась местная специфика.
Система налогообложения в КР была введена в действие в начале 1992 года. В 1996 году был принят Налоговый кодекс, где отдельные его положения требовали совершенствования, в связи с чем в соответствии с распоряжением Президента КР от 13.01.2004 года N 3 была начата работа над проектом новой редакции Налогового кодекса КР.
Основные налоги регулируются Налоговым Кодексом, который определяет структуру налоговой системы.
Налоговый Кодекс устанавливает:
1) принципы обложения налогами;
2) систему налогов;
3) виды налогов, взимаемых;
4) порядок введения
в действие и прекращения
5) основания возникновения,
изменения, прекращения и
6) права и обязанности налогоплательщиков, органов налоговой службы и других участников налоговых правоотношений;
7) формы и методы налогового контроля;
8) ответственность за нарушение требований, установленных налоговым законодательством;
9) порядок обжалования
решений органов налоговой
При установлении налога определяют следующие элементы налогообложения: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Доходы бюджета образуются преимущественно за счет поступлений прямых и косвенных налогов, неналоговых и других доходов. В КР устанавливаются общегосударственные налоги, местные налоги, а также специальные налоговые режимы.
Общегосударственными налогами являются налоги, устанавливаемые Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории КР:
1) подоходный налог;
2) налог на прибыль;
3) налог на добавленную стоимость;
4) акцизный налог;
5) налоги за пользование недрами;
6) налог с продаж.
Местными
налогами признаются налоги, устанавливаемые
Налоговым Кодексом и вводимые в действие
нормативными правовыми актами местных
кенешей, обязательные к уплате на территориях
соответствующих административно-
1) земельный налог;
2) налог на имущество.
К специальным налоговым режимам относятся:
1) налог на основе обязательного патента;
2) налог на основе добровольного патента;
3) упрощенная система
налогообложения на основе
4) налоги на основе налогового контракта;
5) налоговый режим в свободных экономических зонах;
6) налог на специальные средства.
Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов факторов производства. К прямым налогам, приносящим доход в республиканский бюджет, относятся следующие виды:
Косвенные налоги включают все налоги, классифицируемы, как внутренние налоги па товары и услуги. Эти налоги привязаны к объему продаж товаров и услуг в денежной форме или физической объему товара. К наиболее важным из числа этих налогов относятся следующие:
Неналоговые доходы - это поступления денежных средств в республиканский и местные бюджеты КР в виде сборов, платежей и иных неналоговых доходов, а также поступления денежных средств за оказанные органами гос.власти и местного самоуправления услуги и работы. Согласно Закона КР «О неналоговых платежах» установлены следующий перечень:
выдачу и замену специальной продукции, приема экзаменов и проведение технических осмотров автомототранспорта;
ценными бумагами;
представительств иностранных фирм, банков и организаций;
Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. В Кыргызской Республике установлена структура распределения бюджетных полномочий по функциям:
финансируемые из республиканского бюджета;
гос.администраций, органов местного самоуправления и айыл окмоту, финансируемые из республиканского и местных бюджетов посредством грантов;
администраций, органов местного самоуправления и айыл окмоту, финансирование которых осуществляется из местных бюджетов соответствующего уровня.
Из республиканского
бюджета финансируются
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.
Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств бюджетным организациям на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей реального сектора, закупка товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субвенции нижестоящим бюджетам, субсидии государственным и частным предприятиям, транспортные расходы, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы соответствуют затратам, отраженным в обычное бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета? различные отрасли реального сектора, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходе государства.
Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.
Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные средства. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления. Так называемый программный бюджет как раз и строится на базе ведомственного признака бюджетных расходов.
Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля над использованием бюджетных средств.
В условиях ожидаемого невыполнения доходной части бюджета, а также в целях предотвращения образования задолженностей по выплате пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы проводится секвестирование. Секвестр расходов - сокращение в установленных пропорциях статей расходов респуб. бюджета. Решение о введении секвестра на текущий бюджетный год принимается на основе анализа фактического исполнения респуб. бюджета за квартал и ожидаемой оценки исполнения доходов до конца бюджетного года.
Секвестр расходов республиканского бюджета утверждается Жогорку Кенешем КР по представлению Правительства КР. Перечень статей, подлежащих секвестеризации, а также размер сокращения устанавливаются Советом по экономической политике при Правительстве КР по единой ставке. По отдельным статьям расходов может быть установлен льготный режим секвестра.
Тема 6. Дефицит государственного бюджета
Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблемам дефицитности бюджета и гос.долга. На современном этапе развития мировой экономики нет ни одного государства, не имеющего эти проблемы. Поэтому экономическая теория, кроме того, что исследует эти проблемы, она также формирует методы и способы решения этой проблемы на разных стадиях развития экономики страны. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития. Поэтому одной из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и государственного долга.
Дефицит бюджета тесно связан с бюджетной политикой. Существуют три концепции бюджетной политики.
Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Однако при более тщательном рассмотрении этом проблемы становится очевидным, что ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла. Например, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. Налоговые поступления в бюджет автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно или сократить государственные расходы, или повысить ставки налогов, или использовать сочетание этих двух мер. Но следствием этих мероприятий будут еще большее сокращение совокупного спроса и спад производства.
На другом примере можно показать, как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этих мер будет усиление инфляции в экономике.
Основной вывод ясен: ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие проблемы, во многих странах существует значительная поддержка идеи принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета.
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый гол. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета. И прогнозировать периоды спада и подъема является очень трудной задачей.