Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Сущность и функции финансов.
Тема 2. Финансовая система.
Тема 3. Финансовая политика.
Тема 4. Управление финансами, финансовое планирование и прогнозирование.
Тема 5 . Бюджет и бюджетная система.
Тема 6. Дефицит государственного бюджета.
Тема 7. Местные финансы

Работа содержит 1 файл

Лекции финансы.doc

— 520.00 Кб (Скачать)

Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов бюджетов каждого уровня и правом определять направления их использования и расходования в соответствии с законодательством

Принцип гласности в бюджетной деятельности обеспечивается, во-первых, открытым всесторонним обсуждением бюджетов на предстоящий год и итогов исполнения бюджетов прошедшего года и, во-вторых, доведением до всего общества конкретных показателей бюджетов и итогов их исполнения.

Принцип полноты отражения  доходов и расходов — обязательность отражения всех доходов и расходов, подлежащих зачислению в бюджет, в полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета: расходы должны быть сформированы в рамках доходов. В случае принятия бюджета с дефицитом должны быть определены источники его покрытия.

Принцип эффективности  и экономности использования  средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Государственный бюджет - это установленная законом форма образования и расходования денежных средств государства в лице тех или иных органов его управления за определенный временной период. Госбюджет составляется в расчете на один финансовый год, который приравнен к календарному году т.е. годовой государственный бюджет составляется на период с 1 января по 31 декабря. Госбюджет выполняет следующие функции:

- перераспределение национального  дохода инструментом реализации  данной функции являются налоги, сборы и другие платежи и ассигнования из бюджета;

- гос. регулирование  и стимулирование экономики осуществляется  за счет изменения общих условий  налогообложения, дифференциации  налогообложения и бюджетных  ассигнований;

- финансовое обеспечение социальной политики;

- контроль за образованием  и использованием централизованного  фонда денежных средств. 

Государственный бюджет КР (консолидированный) представляет собой совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов, используется для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от общегосударственных налогов в местные бюджеты.

Госбюджет не утверждается законодательным органом власти и регулируется бюджетным законодательством - это законодательство, которое регулирует составление и исполнение госбюджета, и состоит из следующих основных частей:

- налогового кодекса; 

- законов (нормативных  актов) о собственных бюджетах, принимаемых на всех уровнях  государственного управления на каждый год;

Республиканский бюджет - составная и важнейшая часть госбюджета, где отражены доходы и расходы, которые осуществляет Правительство КР. Он служит основным финансовым планом государства, утверждаемым Жогорку Кенешем КР и имеющим статус республиканского Закона. Через респуб.бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые перераспределяются с целью госрегулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории страны.

Местный бюджет является частью бюджетной системы КР. Он является финансовой основой деятельности местных органов управления. В условиях рыночной экономики местные бюджеты так же, как и республиканский бюджет, занимают важное место в экономическом и социальном развитии регионов.

Местное управление в КР представлено местными администрациями на областных и районных уровнях и органами местного самоуправления. Местная гос.администрация обеспечивает в областях и районах согласованную деятельность, имея для этого местный (областной или районный) бюджет. Местное самоуправление осуществляется местными сообществами, т.е. населением, и также располагает местными (городскими и сельскими) бюджетами.

Финансово-экономические  основы местного самоуправления базируются на следующих принципах:

- разграничения функций  государственной власти и органов  местного самоуправления;

- обеспечения необходимыми  финансово-экономическими средствами  для решения дел местного значения;

- обеспечения необходимыми  финансово-экономическими средствами  для исполнения делегированных государственных полномочий;

- независимости местных  кенешей в управлении финансово-экономическими  средствами местного самоуправления.

Таким образом, местные администрации и органы местного самоуправления наделены собственными доходами и самостоятельно определяют их направление. Однако на центральном уровне бюджеты органов местного управления рассматриваются и управляются как единый местный бюджет. Областные, районные бюджеты и бюджеты органов местного самоуправления включены в состав консолидированного местного бюджета.

Местные органы управления составляют свои консолидированные бюджеты, представляющие свод бюджетов соответствующих территорий:

  • местные бюджеты состоят из семи областных бюджетов и бюджета г. Бишкек;
  • бюджет области состоит из областного бюджета, бюджетов районов и городов областного подчинения;
  • бюджет города состоит из городского бюджета, бюджетов городских районов;
  • бюджет района состоит из районного бюджета, бюджетов городов районного подчинения, айыльных и поселковых бюджетов.

В настоящее  время размеры местных бюджетов значительно увеличиваются, что приводит к повышению их доли в общегосударственных расходах и валовом внутреннем продукте. На местные бюджеты перекладывается часть расходов, связанных с госрегулированием экономики, стимулированием экономического роста, обеспечением развития предпринимательства. Эта группа бюджетов все шире используется в целях финансирования экономической инфраструктуры, воспроизводства рабочей силы, распространения гос.потребления.

Бюджетное регулирование как составная часть регулирования экономики КР осуществляется следующими методами:

а) установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета;

б) перераспределение самих бюджетных источников;

в) безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;

г) ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других 
бюджетов.

В процессе бюджетного регулирования активно используются и методы безвозмездной помощи, оказываемой нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящих бюджетов. Финансовые взаимоотношения между бюджетами различных уровней регулируются законами «Об основных принципах бюджетного права в КР» от 11.06.1998 года, «О местном самоуправлении и местной государственной администрации в КР» от 12.01.2003 года, «О республиканском бюджете КР».

Закон КР «Об  основных принципах бюджетного права в КР» регулирует:

  • состав бюджетной системы и самостоятельность бюджетов;
  • взаимоотношения между бюджетами различных уровней; 
  • бюджетные полномочия исполнительных органов власти;
  • порядок проведения взаиморасчетов между бюджетами различных уровней;
  • полномочия исполнительных органов власти по использованию превышения доходов над расходами;
  • резервные фонды, формируемые на различных уровнях бюджетов;
  • ответственность исполнительных органов власти за ненадлежащее исполнение бюджета;
  • проверку составления и исполнения республиканского и местных бюджетов;
  • доходы местных бюджетов;
  • порядок отчисления доходов от общегосударственных налогов в местные бюджеты всех уровней;
  • систему грантов;
  • распределение обязанностей между бюджетами различных уровней;
  • структуру местных бюджетов КР и организацию работы по их составлению и исполнению.

В Законе КР «О местном самоуправлении и местной  государственной администрации в КР» утверждены основные понятия системы и принципов местного самоуправления и местной государственной администрации.

В Законе «О республиканском  бюджете КР» устанавливаются для бюджетов областей и г. Бишкек:

  • нормативы отчислений от плановых поступлений налога на прибыль, подоходного налога и акцизов;
  • размеры категориальных грантов, направляемых местным кенешам;
  • размеры грантов для выравнивания доходов местных бюджетов;
  • условия финансирования грантов и др.

При данной системе важным регулятором доходов местных бюджетов стали различного рода трансферты, так как собственные (закрепленные) доходы местных бюджетов недостаточны для выполнения их функций.

Доходы и расходы  бюджета подразделяются по видам  в соответствии с бюджетной классификацией. Бюджетная классификация представляет собой группировку по однородным признакам: доходов и расходов бюджетов всех уровней, источников покрытия бюджетного дефицита, источников финансирования государственного долга. Объединение отдельных видов бюджетных поступлений и затрат вызвано потребностями планирования и исполнения бюджета, ведения учета и составления отчетности.

Бюджетная классификация  утверждена приказом Министерства финансов КР № 98 от 1119 мая 2009 года по следующим  разделам: Классификация доходов; Экономическая классификация расходов; Классификация операций с активами и обязательствами; Ведомственная классификация; Классификация функций органов государственного управления.

Посредством бюджетной  классификации обеспечивается единый методологический подход к составлению, исполнению бюджетов, осуществляется финансовый контроль, соблюдается бюджетная дисциплина. Структура классификации обеспечивает при планировании увязку финансовых планов министерств, ведомств с бюджетом, своды местных бюджетов в бюджет республики. Кроме того, бюджетная классификация дает четкое представление социально-экономическом, ведомственном, региональном разрезе формирования бюджетных доходов и направления средств, их составе и структуре. Это значительно облегчает контроль над поступлением доходов, а также целевым расходованием бюджетных средств.

Классификация доходов бюджета КР - это группировка доходов бюджетов всех уровней по однородным признакам на основе законодательных актов, определяющих источники их формирования.

Согласно действующей классификации доходов бюджета, все бюджетные доходы (1) объединены в следующие четыре группы: налоговые доходы (1.1), взносы/отчисления на социальные нужды (1.2), полученные официальные трансферты (1.3.), неналоговые доходы (1.4.). Каждая группа доходов включает разделы, которые в свои очередь подразделяются на главы, главы - на подглавы, а подглавы - на параграфы и во общем 8 цифровых символов. Такая же кодировка сохраняется для «Экономической классификации расходов» и «Классификации операций с активами и обязательствами».

Экономическая классификация расходов (2) предусматривает следующие статьи расходов: оплата труда работников (2.1.),  использование товаров и  услуг (2.2.), проценты (2.4.), субсидии (2.5.), гранты (2.6.), социальные пособия и  выплаты (2.7.), другие расходы (2.8.).

Классификация операций с активами и обязательствами (3) подразделена на нефинансовые активы (3.1.), финансовые активы (3.2.), обязательства (3.3.).

Большое значение для планирования, исполнения бюджета имеет ведомственная классификация, представляющая собой группировку органов государственной власти в соответствия организацией ее системы в республике. Эта классификация создает основу для распределения бюджетных ассигнований прямым получателям бюджетных средств. В данной классификации приняты четыре уровня классификационной структуры: основная группа (министерство/ведомство), группа (подведомство), подгруппа (подразделение), параграф (признак) и во общем 5 цифровых символов.

Классификация функций  органов государственного управления расходов бюджетов КР является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы КР, отражающей направления бюджетных средств на выполнение функций государства.

Доходы  бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством в распоряжение органов гос.власти и местного самоуправления.

Источником  формирования бюджетных доходов является национальный доход (такие его компоненты, как прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента). Кроме того, в качестве источника бюджетного фонда может выступать национальное богатство, в том случае, если речь идет о таких бюджетных доходах, как доходы от приватизации гос. и муниципальной собственности, от продажи золотовалютных резервов и других национальных ценностей.

В республиканский  бюджет доходы поступают из разных источников, и имеют разную фискальную и регулирующую природу.

Фискальная  функция состоит в мобилизации средств в бюджет государства. Для решения многих гос.задач социального, экономического, политического и оборонного характера нужны значительные средства, и адекватность этим потребностям мобилизуемых в бюджетную систему доходов зависит от фискальной составляющей доходообразующего потенциала экономики.

Регулирующая функция присуща налогам. Посредством налогов, государство влияет на поведение экономических агентов, усиливая или ослабляя стимулы  капиталовложения в различные отрасли экономики, расширяя или сокращая платежеспособный спрос частного сектора. К этим доходам относятся следующие виды поступлений: налоговые поступления; неналоговые поступления; доходы от операций с капиталом; полученные официальные трансферты; остатки бюджетных средств предыдущих лет.

Информация о работе Лекции по "Финансам"