Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:57, курс лекций
Тема 1. Сущность и функции финансов.
Тема 2. Финансовая система.
Тема 3. Финансовая политика.
Тема 4. Управление финансами, финансовое планирование и прогнозирование.
Тема 5 . Бюджет и бюджетная система.
Тема 6. Дефицит государственного бюджета.
Тема 7. Местные финансы
Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов бюджетов каждого уровня и правом определять направления их использования и расходования в соответствии с законодательством
Принцип гласности в бюджетной деятельности обеспечивается, во-первых, открытым всесторонним обсуждением бюджетов на предстоящий год и итогов исполнения бюджетов прошедшего года и, во-вторых, доведением до всего общества конкретных показателей бюджетов и итогов их исполнения.
Принцип полноты отражения доходов и расходов — обязательность отражения всех доходов и расходов, подлежащих зачислению в бюджет, в полном объеме.
Принцип сбалансированности бюджета: расходы должны быть сформированы в рамках доходов. В случае принятия бюджета с дефицитом должны быть определены источники его покрытия.
Принцип эффективности и экономности использования средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Государственный бюджет - это установленная законом форма образования и расходования денежных средств государства в лице тех или иных органов его управления за определенный временной период. Госбюджет составляется в расчете на один финансовый год, который приравнен к календарному году т.е. годовой государственный бюджет составляется на период с 1 января по 31 декабря. Госбюджет выполняет следующие функции:
- перераспределение
- гос. регулирование
и стимулирование экономики
- финансовое обеспечение социальной политики;
- контроль за образованием
и использованием
Государственный бюджет КР (консолидированный) представляет собой совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов, используется для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от общегосударственных налогов в местные бюджеты.
Госбюджет не утверждается законодательным органом власти и регулируется бюджетным законодательством - это законодательство, которое регулирует составление и исполнение госбюджета, и состоит из следующих основных частей:
- налогового кодекса;
- законов (нормативных актов) о собственных бюджетах, принимаемых на всех уровнях государственного управления на каждый год;
Республиканский бюджет - составная и важнейшая часть госбюджета, где отражены доходы и расходы, которые осуществляет Правительство КР. Он служит основным финансовым планом государства, утверждаемым Жогорку Кенешем КР и имеющим статус республиканского Закона. Через респуб.бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые перераспределяются с целью госрегулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории страны.
Местный бюджет является частью бюджетной системы КР. Он является финансовой основой деятельности местных органов управления. В условиях рыночной экономики местные бюджеты так же, как и республиканский бюджет, занимают важное место в экономическом и социальном развитии регионов.
Местное управление в КР представлено местными администрациями на областных и районных уровнях и органами местного самоуправления. Местная гос.администрация обеспечивает в областях и районах согласованную деятельность, имея для этого местный (областной или районный) бюджет. Местное самоуправление осуществляется местными сообществами, т.е. населением, и также располагает местными (городскими и сельскими) бюджетами.
Финансово-экономические основы местного самоуправления базируются на следующих принципах:
- разграничения функций
государственной власти и
- обеспечения необходимыми
финансово-экономическими
- обеспечения необходимыми
финансово-экономическими
- независимости местных
кенешей в управлении
Таким образом, местные администрации и органы местного самоуправления наделены собственными доходами и самостоятельно определяют их направление. Однако на центральном уровне бюджеты органов местного управления рассматриваются и управляются как единый местный бюджет. Областные, районные бюджеты и бюджеты органов местного самоуправления включены в состав консолидированного местного бюджета.
Местные органы управления составляют свои консолидированные бюджеты, представляющие свод бюджетов соответствующих территорий:
В настоящее время размеры местных бюджетов значительно увеличиваются, что приводит к повышению их доли в общегосударственных расходах и валовом внутреннем продукте. На местные бюджеты перекладывается часть расходов, связанных с госрегулированием экономики, стимулированием экономического роста, обеспечением развития предпринимательства. Эта группа бюджетов все шире используется в целях финансирования экономической инфраструктуры, воспроизводства рабочей силы, распространения гос.потребления.
Бюджетное регулирование как составная часть регулирования экономики КР осуществляется следующими методами:
а) установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета;
б) перераспределение самих бюджетных источников;
в) безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;
г) ссуды, выделяемые одним бюджетам
из средств других
бюджетов.
В процессе бюджетного
регулирования активно
Закон КР «Об основных принципах бюджетного права в КР» регулирует:
В Законе КР «О местном самоуправлении и местной государственной администрации в КР» утверждены основные понятия системы и принципов местного самоуправления и местной государственной администрации.
В Законе «О республиканском бюджете КР» устанавливаются для бюджетов областей и г. Бишкек:
При данной системе важным регулятором доходов местных бюджетов стали различного рода трансферты, так как собственные (закрепленные) доходы местных бюджетов недостаточны для выполнения их функций.
Доходы и расходы бюджета подразделяются по видам в соответствии с бюджетной классификацией. Бюджетная классификация представляет собой группировку по однородным признакам: доходов и расходов бюджетов всех уровней, источников покрытия бюджетного дефицита, источников финансирования государственного долга. Объединение отдельных видов бюджетных поступлений и затрат вызвано потребностями планирования и исполнения бюджета, ведения учета и составления отчетности.
Бюджетная классификация утверждена приказом Министерства финансов КР № 98 от 1119 мая 2009 года по следующим разделам: Классификация доходов; Экономическая классификация расходов; Классификация операций с активами и обязательствами; Ведомственная классификация; Классификация функций органов государственного управления.
Посредством бюджетной классификации обеспечивается единый методологический подход к составлению, исполнению бюджетов, осуществляется финансовый контроль, соблюдается бюджетная дисциплина. Структура классификации обеспечивает при планировании увязку финансовых планов министерств, ведомств с бюджетом, своды местных бюджетов в бюджет республики. Кроме того, бюджетная классификация дает четкое представление социально-экономическом, ведомственном, региональном разрезе формирования бюджетных доходов и направления средств, их составе и структуре. Это значительно облегчает контроль над поступлением доходов, а также целевым расходованием бюджетных средств.
Классификация доходов бюджета КР - это группировка доходов бюджетов всех уровней по однородным признакам на основе законодательных актов, определяющих источники их формирования.
Согласно действующей классификации доходов бюджета, все бюджетные доходы (1) объединены в следующие четыре группы: налоговые доходы (1.1), взносы/отчисления на социальные нужды (1.2), полученные официальные трансферты (1.3.), неналоговые доходы (1.4.). Каждая группа доходов включает разделы, которые в свои очередь подразделяются на главы, главы - на подглавы, а подглавы - на параграфы и во общем 8 цифровых символов. Такая же кодировка сохраняется для «Экономической классификации расходов» и «Классификации операций с активами и обязательствами».
Экономическая классификация расходов
(2) предусматривает следующие
Классификация операций с активами и обязательствами (3) подразделена на нефинансовые активы (3.1.), финансовые активы (3.2.), обязательства (3.3.).
Большое значение для планирования, исполнения бюджета имеет ведомственная классификация, представляющая собой группировку органов государственной власти в соответствия организацией ее системы в республике. Эта классификация создает основу для распределения бюджетных ассигнований прямым получателям бюджетных средств. В данной классификации приняты четыре уровня классификационной структуры: основная группа (министерство/ведомство), группа (подведомство), подгруппа (подразделение), параграф (признак) и во общем 5 цифровых символов.
Классификация функций органов государственного управления расходов бюджетов КР является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы КР, отражающей направления бюджетных средств на выполнение функций государства.
Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством в распоряжение органов гос.власти и местного самоуправления.
Источником формирования бюджетных доходов является национальный доход (такие его компоненты, как прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента). Кроме того, в качестве источника бюджетного фонда может выступать национальное богатство, в том случае, если речь идет о таких бюджетных доходах, как доходы от приватизации гос. и муниципальной собственности, от продажи золотовалютных резервов и других национальных ценностей.
В республиканский бюджет доходы поступают из разных источников, и имеют разную фискальную и регулирующую природу.
Фискальная функция состоит в мобилизации средств в бюджет государства. Для решения многих гос.задач социального, экономического, политического и оборонного характера нужны значительные средства, и адекватность этим потребностям мобилизуемых в бюджетную систему доходов зависит от фискальной составляющей доходообразующего потенциала экономики.
Регулирующая функция присуща налогам. Посредством налогов, государство влияет на поведение экономических агентов, усиливая или ослабляя стимулы капиталовложения в различные отрасли экономики, расширяя или сокращая платежеспособный спрос частного сектора. К этим доходам относятся следующие виды поступлений: налоговые поступления; неналоговые поступления; доходы от операций с капиталом; полученные официальные трансферты; остатки бюджетных средств предыдущих лет.