Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Сущность и функции финансов.
Тема 2. Финансовая система.
Тема 3. Финансовая политика.
Тема 4. Управление финансами, финансовое планирование и прогнозирование.
Тема 5 . Бюджет и бюджетная система.
Тема 6. Дефицит государственного бюджета.
Тема 7. Местные финансы

Работа содержит 1 файл

Лекции финансы.doc

— 520.00 Кб (Скачать)

- политики денежно-кредитной экспансии  (стимулирование кредитных операций  через снижение нормы процента  и увеличение денежной массы  в обращении).

То есть, в условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается ростом цен и наращиванием диспропорция в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить экономический бум.

Тема 4. Управление финансами, финансовое планирование и

               прогнозирование

 

Управление присуще  всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под  управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов  и методов для достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.

Управление - совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Важнейшей частью управленческой деятельности является управление финансами.

Управление  финансами - это целенаправленное воздействие на сферу финансов (финансовых отношений) посредством соответствующей системы и методов управления. Искусство управления финансами состоит в выборе наиболее эффективного метода использования имеющихся ресурсов с целью достижения поставленных задач.

В управлении финансами  выделяют две составные части: управление участниками финансовых отношений и управление финансовыми процессами.

В управлении, в том  числе в управлении финансами, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений. Субъектами являются те органы, которые осуществляют управление.

В зависимости от уровня управления финансами (уровень государства, уровень отдельного участника рынка) могут применяться те или иные методы экономического и административного  управления. Применительно к уровню рынка в целом методы управления обычно разделяются на:

1) административные методы - это управление посредством  принятия решений, обязательных  для исполнения участниками рынка  (управление посредством принятия  законов, постановлений и других  обязательных для исполнения нормативных актов). К административным методам следует отнести:  систему амортизационных отчислений; систему финансовых санкций; финансовый  менеджмент.

2) экономические методы - это управление путем изменения  условий рыночной среды, в которой работает участник рынка. Меняя условия (правила) работы на рынке, государство косвенно влияет на процессы принятия управленческих решений частными (обособленными) участниками рынка. Экономическое управление включает, например, изменение ставок налогов, минимального уровня оплаты труда, установление процентных ставок Национального банка страны, изменение требований к минимальному размеру уставного капитала коммерческих организаций, установление правил выпуска ценных бумаг и т.п. К экономическим относятся: фискальная политика; финансовое планирование; координация финансовых ресурсов; финансовое регулирование

Субъекты управления используют в каждой сфере и в  каждом звене финансовых отношений  специфические методы целенаправленного  воздействия на финансы. Вместе с тем, им присущи и единые приемы и способы управления. Выделяют следующие функциональные элементы управления (инструменты) финансами:

  1. Финансовое планирование,  целью которого является обеспечение

финансовыми ресурсами  воспроизводственных процессов в соответствии с программами соц.эконом. развития на планируемый период;

  1. Финансовое прогнозирование, основной целью которого является оценка

предполагаемых объемов  фин.ресурсов для определения предпочтительных вариантов фин. Обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов гос. власти и органов местного самоуправления;

  1. Оперативное управление - процесс разработки комплекса мер направленных на

достижение максимального  эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей фин. ситуации  и соответствующее перераспределение фин. ресурсов;

  1. Финансовый контроль - это совокупность действий и операций,

осуществляемых специальными уполномоченными органами с целью  контроля над соблюдением субъектами хозяйствования, органами гос. власти и органами местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и  использования фин. ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих фин. решений.

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Итоговым результатом  финансового планирования является составление финансовых планов, начиная  от сметы отдельных учреждений до сводного баланса государства. Финансовый план - задание на изменения в желаемом направлении тех или иных финансовых показателей распределительных процессов. Финансовый план должен быть сбалансирован. Даже если есть дефицит, то должны быть разработаны источники покрытия этого дефицита.

В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период в связи со звеньями финансовой и кредитной системы (взносы в бюджет и внебюджетные фонды, плата за банковский кредит). В Кыргызстане составляются разнообразные финансовые планы, которые можно сгруппировать: система бюджетов, бюджеты внебюджетных фондов, финансовые планы предприятий, организаций, учреждений.

Финансовые планы имеют  все звенья финансовой системы. Форма  финансового плана, состав его показателей  отражают специфику соответствующего звена финансовой системы, так:

  • организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют баланс доходов и расходов;
  • учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, сметы доходов и

расходов;

  • органы государственной власти и местного самоуправления - бюджеты разных уровней.

Независимо от вида финансового  плана в любой смете делается детальная расшифровка всех денежных расходов организации по статьям  сметы (зарплата, покупка товарно-материальных ценностей, учебные расходы и  т.д.).

Финансовое планирование охватывает формирование и распределение финансовых ресурсов, образование и использование на их основе различных денежных фондов и осуществляется на основе производственных и финансовых показателей. Признаками финансового планирования, которые характеризуют эту деятельность, являются:

- регламентированность (упорядоченный процесс);

- связь с обработкой  информации;

- направленность на  достижение определенных целей; 

- временной характер.

В процессе финансового  планирования определяются:

- источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период;

- объемы денежных фондов, создаваемых на их основе;

- рассчитываются направления  и структура использования средств  денежных фондов. При этом решаются  задачи выбора наиболее эффективного  использования финансовых ресурсов и денежных фондов, создаваемых на их основе.

Методы финансового  планирования:

- автоматический (данные  этого года переносятся на  следующий с умножением на  коэффициент инфляции);

- статистический (складываются  расходы за предыдущие года и делится на количество предыдущих лет);

- метод нулевой базы (все позиции должны рассчитываться  по новой. Этот метод учитывает  реальные потребности и увязывает  их с возможностями.

Конкретные задачи финансового  планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов и экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами. Выделяют следующие этапы планирования:

- подготовка прогнозов  экономических показателей; 

- формирование прогноза  объемов финансовых поступлений; 

- расчет затрат, связанных  с реализацией функций экономических  субъектов; 

- расчет и анализ денежных потоков;

- составление планов, балансов, программ.

Финансовое прогнозирование - предвидение возможного финансового положения, обоснование показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики  на определенный период развития.

Система органов управления финансами – это государственные и негосударственные органы управления сферой финансов в лице ее участников.

В качестве субъектов  управления сферой финансов выделяют:

- финансовые службы  отделов предприятий, организаций,  учреждений;

- государственные финансовые  органы.

Основные функции общих  органов управления в сфере финансов состоят:

- в выработке и проведении  финансовой политики государства;

- разработке и изменении  финансового законодательства;

- в утверждении государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- в осуществлении финансового контроля за реализацией государственной политики в области финансов.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Тема 5 . Бюджет и бюджетная система

Центральное место в  государственных финансах занимает госбюджет, которым распоряжается  государственная власть и от которого полностью или в значительной степени зависят и финансы большинства государственных организаций.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.  Бюджетное устройство определяется государственным устройством и административно-территориальным устройством страны. В соответствии с этим выделяют бюджетные устройства унитарных и федеративных государств.

Для унитарных государств характерна концентрация государственной власти на одном уровне - государственного правительства. В унитарных государствах существует двухуровневая бюджетная система. Местные органы власти не обладают правом законотворческой деятельности. К унитарным государствам относятся: Великобритания, Франция, Китай.

Федеративные государства  отличаются от унитарных конституционным  распределением прав и функций между  центральным и региональными  правительствами. Для данных государств характерна трехуровневая бюджетная  система. К федеративным государствам относятся: Россия, США. Канада, Индия, Австралия, Германия. Швейцария.

Представленные схемы  бюджетов имеют две особенности. Во-первых, ступенчатый характер изображения  бюджетов разного уровня подчеркивает, что они имеют разную значимость для общества и государства, поскольку разную значимость имеют сами уровни государственного управления. Во-вторых, все уровни бюджетов связаны между собой. Между центральным и нижестоящими бюджетами имеют место межбюджетные потоки денежных средств, которые призваны обеспечить относительное выравнивание социальной защищенности граждан по территории страны.

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех уровней гос. власти, порядок их разработки, методы формирования доходной части, порядок формирования расходной части. В соответствии с законодательством, Кыргызская Республика является суверенным, унитарным, демократическим государством, построенным на началах правового светского государства, и имеет двухуровневую структуру бюджетной системы.

Бюджетная система КР состоит из двух звеньев: самостоятельных республиканского и местных бюджетов, включаемых в государственный (консолидированный) бюджет республики.

К принципам построения бюджетной системы относятся принципы единства, разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельности бюджетов и гласности. Основополагающие принципы бюджетного устройства закрепляются Конституцией КР и специальным законодательством.

Принцип единства бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, денежной системой, формами бюджетной документации, едиными бюджетными классификациями, а также согласованными принципами бюджетного процесса.

Информация о работе Лекции по "Финансам"