Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:57, курс лекций
Тема 1. Сущность и функции финансов.
Тема 2. Финансовая система.
Тема 3. Финансовая политика.
Тема 4. Управление финансами, финансовое планирование и прогнозирование.
Тема 5 . Бюджет и бюджетная система.
Тема 6. Дефицит государственного бюджета.
Тема 7. Местные финансы
Третья концепция связана с понятием функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью государственных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом - пусть будет так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Республиканский бюджет является, во-первых, и прежде всего инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности.
Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:
Однако, при всей привлекательности политики бюджетного дефицита крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для "богатых" в экономическом отношении стран. Так, американская экономика длительные годы функционировала в условиях устойчивого дефицита федерального бюджета. Но к середине 90-х годов дефицит федерального бюджета приобрел особо крупные масштабы, что заставило правительство изыскивать действенные средства борьбы с ним, главным из них было - сокращение расходов.
Бюджетная политика КР длительное время основывается на второй и третьей концепциях. Иными словами, правительство всегда стремилось оказать антициклическое воздействие на экономический спад и при этом сбалансировать бюджет. Третий принцип тоже служит основой бюджетной политики, так как большие средства выделяются на развитие физической и социальной инфраструктуры.
Основными причинами дефицита бюджета являются:
• рост «теневой» экономики.
Ко всем этим причинам следует также отнести такие чрезвычайные обстоятельства, как войны, стихийные бедствия, катаклизмы. Особое значение имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от легальной лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в "тени".
Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, часто имеют дефицитный бюджет от 10 до 30 %. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются доя развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства легко возместит произведенные затраты, и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает финансирование неприоритетных программ, субсидирование нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к усилению отрицательных тенденций в развитии экономики, главной из которых является усиление инфляционных процессов.
В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета - это государственные займы и ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, - это собственное производство денег, или "сеньораж" (печатанье денег).
Однако "сеньораж" сегодня не принимает форму простого печатания денег (это слишком явно связано с усилением инфляции). В настоящее время этот процесс реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. Следует заметить, что эти операции должны иметь незначительный размер, тогда особо пагубных последствий они не несут. Но, если правительство чрезмерно полагается на механизм "сеньоража" как средство оплаты своих расходов, то количество денег, находящихся в обращении, будет расти слишком быстро (в соответствии с мультипликатором денежного предложения), порождая тем самым рост инфляции. В Кыргызстане резервные требования тоже высоки (20 % от депозитной базы коммерческих банков) и за счет резервов Национального банка каждый получает прибыль около 300 млн. сомов. Эта прибыль тоже является доходом правительства.
Бюджетный дефицит
относится к отрицательным
Бездефицитность бюджета еще не означает хорошее состояние экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета. От того, насколько реальными будут статьи доходов и расходов, формирующие бюджет, зависит исполнение бюджетной политики (с профицитом или дефицитом бюджета будет платежный баланс государства). Рассмотрим основные концепции формирования бюджета:
ежегодно сбалансированный бюджет;
циклически сбалансированный бюджет.
До Великой депрессии 30-х годов в США ежегодно сбалансированный бюджет считался наиболее приемлемой целью государственной финансовой политики. Однако, сбалансированные бюджет несовместимы с активным применением фискальной политики в качестве антициклического стабилизирующего инструмента. Хуже того, ежегодно сбалансированный бюджет даже усугубляет колебания делового цикла.
Предположим, что экономика столкнулась с затяжной безработицей и падением доходов. В подобных обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Для принятия сбалансированного бюджета правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо сделать и то и другое. Все эти меры носят ограничительный, сдерживающий характер; каждая из них еще сильнее подавляет, а вовсе не стимулирует совокупный спрос. Точно так же ежегодно сбалансированный бюджет способствует усилению инфляции. По мере роста в процессе инфляции номинальных доходов налоговые сборы автоматически увеличиваются. Для того чтобы устранить неизбежные в такой ситуации бюджетные излишки, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо сделать и то и другое. Но любая из этих мер только усилит инфляционное давление в экономике.
Ежегодное принятие сбалансированного бюджета не является экономически нейтральным; это проциклическая, а не_антициклическая политика.
Идея циклически сбалансированного бюджета предполагает, что правительство проводит антициклическую политику и в то же самое время обеспечивает сбалансированность бюджета. В этом случае, однако, бюджет не должен быть сбалансированным ежегодно - никакого священного закона, согласно которому за отчетный период следует принимать именно 12 месяцев, не существует. Достаточно того, чтобы бюджет был сбалансирован в рамках экономического никла.
Обоснование этой концепции бюджета просто и разумно. Для преодоления спада правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, таким образом, сознательно создавая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать гос.расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано для покрытия федерального долга, образовавшегося в период спада. Таким образом, правительство в состоянии сбалансировать бюджет, но не ежегодный, а за несколько лет.
Основная проблема данной концепции бюджета состоит в том, что подъемы и спады в экономическом цикле не одинаковы по степени и продолжительности. Например, если за длительным и глубоким спадом последует короткий период весьма умеренного процветания, то это будет означать возникновение крупного дефицита в период спада, незначительного или вовсе никакого избытка в период процветания.
Итак, исходя из выше изложенных концепций, мы можем видеть, что формирование бюджета требует всестороннего рассмотрения всех плюсов и минусов выбранной бюджетной политики, и возникновение дефицита бюджета должно быть оправданно ею.
Дефицит государственного бюджета - явление неоднозначное. Современная экономическая теория рассматривает его с разных точек зрения. Например, представители кейнсианской школы склонны утверждать, что недостаточность валовых расходов приводит к увеличению безработицы, избыточность же валовых расходов порождает инфляцию. Таким образом, правительству необходимо уменьшать совокупные расходы в экономике, когда они слишком велики и, наоборот, увеличивать эти расходы, когда они слишком низки. Поэтому умеренный дефицит бюджета, по мнению кейнсианцев, - это благо, поскольку он дает возможность увеличить совокупный спрос путем дефицитного финансирования государственных расходов. С другой стороны, дефицит бюджета - это неудовлетворение потребностей общества, что порождает различные негативные экономические явления. Рассматривая причины возникновения дефицита, очевидно, можно ответить на вопрос о желательности или нежелательности бюджетного дефицита.
Дефицит, возникающий в случаях чрезвычайных обстоятельств, а также в результате гос.регулирования экономической конъюнктуры можно назвать структурным. Он является продуктом здравой гос. политики по стабилизации экономики и оказывает существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры. Структурный дефицит отражает влияние фискальной политики. Вместо сравнения реальных расходов и доходов бюджета, при вычислении структурного дефицита сравниваются расходы и доходы бюджета в условиях полной занятости.
Другой вид дефицита возникает в результате кризисных явлений в экономике страны, циклического спада производства, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Такой дефицит называют циклическим. Его рассматривают как нежелательное явление в экономике.
Ситуация
с дефицитом бюджета в
Такое несоответствие доходов к потребностям бюджета и стало причиной затяжного цикла дефицита бюджета. А доходы бюджеты оказались настолько малы по ряду причин. В первую очередь развал Советского Союза привел к глубокому экономическому кризису, что подорвало налоговую базу бюджета и закрыло поток трансфертов из центра. Также структурные изменения вызвали необходимость внедрения новых механизмов по сбору налогов и других бюджетных доходов. В начальном этапе эффективность новых механизмов сбора бюджетных доходов были крайне низкой. Тем не менее для снижения отрицательных последствий переходного периода государство не могло резко сократить гос. программы социального и экономического характера. Со становлением налоговой системы доходы государства значительно выросли, но возросшее бремя обслуживания государственного долго не позволяет увеличить финансирование программ по экономическому и социальному развитию.
Дефицит бюджета финансируется в основном за счет внешних заимствований. Отрицательные значения внутреннего финансирования указывают на то, что объем возврата накопленного внутреннего долга превышал объем привлеченных внутренних заимствований. Так же дефицит не финансируется простым печатанием денег; так как объем банковского финансирования все время равен нулю. Благодаря такой политике финансирования, правительство добилось существенного снижения инфляции, имея при этом значительный дефицит бюджета.
Источником внутреннего финансирования выступает выпуск государственных казначейских векселей. Ограниченность внутреннего финансового рынка не позволяет привлекать достаточных объемов средств для финансирования дефицита. Обычно внутреннее финансирование дороже, чем финансирование из внешних источников.
Внешними источниками финансирования служат такие международные доноры, как Всемирный банк развития, Международный валютный фонд, Азиатский банк развития. Финансовые вливания производились из таких донорских стран как Япония. США, Германия, Швейцария и др.