Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:57, курс лекций
Тема 1. Сущность и функции финансов.
Тема 2. Финансовая система.
Тема 3. Финансовая политика.
Тема 4. Управление финансами, финансовое планирование и прогнозирование.
Тема 5 . Бюджет и бюджетная система.
Тема 6. Дефицит государственного бюджета.
Тема 7. Местные финансы
Операции коммерческих банков подразделяются на: пассивные (привлечение средств); активные (размещение средств); комиссионно-посреднические и доверительные. Ресурсы коммерческих банков складываются из собственных, привлеченных и имитированных средств. Собственные средства акционерного коммерческого банка — это акционерный и резервный капитал и нераспределенная прибыль. Они составляют около 10—15% ресурсов современного коммерческого акционерного банка. Основная их часть (85—90%) — привлеченные средства в форме депозитов.
Под депозитами понимаются как срочные, так и бессрочные (счета до востребования) вклады клиентов банка. Средства вкладов до востребования предназначены в основном для текущих расчетов. Срочные вклады вносятся, как правило, на длительные сроки, и банк может располагать этими вкладами, выдавая кредиты и получая за них проценты.
Депозиты выступают для вкладчика в двойной роли: в роли денег, с одной стороны, и в роли капитала, приносящего процент, с другой. Преимущество депозита перед наличными деньгами заключается в том, что депозит приносит проценты. Его недостаток в том, что депозит приносит пониженный процент по сравнению с тем процентом, который обыкновенно приносит капитал, вложенный в производство или сферу обращения. Этот пониженный процент — не случайное явление, а существенный момент “природы” банка. Ибо его сущность заключается в том, что процент, выплачиваемый по депозитам, ниже того процента, который банки получают за помещаемый ими в различные предприятия капитал. Эта разница в процентах составляет около 1/4 тех процентов, которые взимаются по активным операциям.
Помимо ссудных операций коммерческие банки оказывают клиентам банковские услуги — выполняют операции с валютой, размещение и хранение ценных бумаг, финансовую аренду (лизинг), факторинг и др.
Вклад — это денежные средства, переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях. Существуют различные признаки вкладов. В зависимости от вкладчика выделяют депозиты физических и юридических лиц. В зависимости от срока и порядка изъятия вклады подразделяют на срочные депозиты и депозиты до востребования.
Тема 3. Финансовая политика.
Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.
Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Финансовая политика как составная часть экономической политики государства разрабатывается высшими органами государственной власти.
Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.
Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач. Финансовая тактика — это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии.
Выделяют три основных вида финансовой политики:
1. Классическая. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов строится на косвенных и имущественных налогах. Органом управления является Министерство финансов.
2. Регулирующая - обосновывает необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос и как следствие - рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки, государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики.
3. Планово - директивная финансовая политика применяется в странах с административно - командной системой. Она основана на государственной собственности, на средства производства. Целью является концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития.
- определение целей государства в сфере финансов: размеров государственных доходов и расходов, уровней налогообложения коммерческих организаций и населения, размеров государственного долга, размеров государственной помощи коммерческому сектору экономики и другим странам и другие
- установление пропорций
распределения финансовых
- установление пропорций
распределения выручки
- развитие законодательства и нормотворчества в сфере финансов.
Финансовая политика есть исходная составная часть финансового управления на любом его уровне, а потому в том или ином виде она присутствует как на уровне региона, так и на уровне отдельного предприятия (организации). Конечно, чем ниже уровень управления, тем относительно меньше (уже) область, в пределах которой этот уровень управления может ставить самостоятельные цели и принимать свои собственные решения. Тем не менее, каждое звено управления всегда имеет ту или иную свободу выбора, а потому и может нацеливаться на разные задачи, т. е. проводить разную политику.
Финансовая политика включает в себя бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и денежно-кредитную политику.
Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между органами гос. власти и местными органами власти, в распределении расходов между бюджетами различных уровней, в управлении гос. долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета. Наиболее актуальными задачами в сфере бюджетной политики выступают:
Налоговая политика - совокупность экономических, финансовых, правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп, а также развитие экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Составные элементы налоговой политики:
- налоговое планирование, включающее оценку налогового потенциала, прогнозирование объемов налоговых поступлений, утверждение бюджета по налогам;
- налоговое регулирование, включающее систему налогового стимулирования (изменение сроков уплаты налогов; предоставление отсрочки или рассрочки платежей, предоставление налогового кредита, сокращение размеров налоговых ставок, предоставление налоговых вычетов) и систему санкций (административные, финансовые и уголовные меры);
- налоговый контроль, включающий регистрацию и учет плательщиков, прием и обработку отчетности, контроль за своевременным поступлением платежей, налоговые проверки, контроль за реализацией материалов проверок и уплаты начисленных санкций.
Можно выделить три типа налоговой политики.
Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом гос. доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.
Второй тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.
Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.
Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
Задачи налоговой политики сводятся к:
1.обеспечению государства финансовыми ресурсами;
2.созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;
3.сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
Ценовая политика выражается в корректировке цен и тарифов на товары и услуги монополий. Как правило, государство контролирует величины тарифов на нефть, электроэнергию и наиболее значимые виды сырья, так как эти цены определяют цены на всю совокупность товаров и услуг.
Таможенная политика означает влияние на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, а также сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны. Таможенная политика направлена на реализацию следующих функций:
- фискальная - направлена
на формирование доходов
- регулирующая - направлена
на формирование конкурентной
среды на внутреннем рынке.
При этом выделяют два вектора
регулирования политики свободн
Основными методами реализации денежно-кредитной политики являются:
- регламентация расчетов в экономике страны;
- регулирование деятельности банковской системы;
- регламентация эмиссии и размещения гос. и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота;
- регулирование
- политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении);