Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Сущность и функции финансов.
Тема 2. Финансовая система.
Тема 3. Финансовая политика.
Тема 4. Управление финансами, финансовое планирование и прогнозирование.
Тема 5 . Бюджет и бюджетная система.
Тема 6. Дефицит государственного бюджета.
Тема 7. Местные финансы

Работа содержит 1 файл

Лекции финансы.doc

— 520.00 Кб (Скачать)

Операции коммерческих банков подразделяются на: пассивные (привлечение  средств); активные (размещение средств); комиссионно-посреднические и доверительные. Ресурсы коммерческих банков складываются из собственных, привлеченных и имитированных средств. Собственные средства акционерного коммерческого банка — это акционерный и резервный капитал и нераспределенная прибыль. Они составляют около 10—15% ресурсов современного коммерческого акционерного банка. Основная их часть (85—90%) — привлеченные средства в форме депозитов.

Под депозитами понимаются как срочные, так и бессрочные (счета до востребования) вклады клиентов банка. Средства вкладов до востребования  предназначены в основном для текущих расчетов. Срочные вклады вносятся, как правило, на длительные сроки, и банк может располагать этими вкладами, выдавая кредиты и получая за них проценты.

Депозиты выступают  для вкладчика в двойной роли: в роли денег, с одной стороны, и в роли капитала, приносящего процент, с другой. Преимущество депозита перед наличными деньгами заключается в том, что депозит приносит проценты. Его недостаток в том, что депозит приносит пониженный процент по сравнению с тем процентом, который обыкновенно приносит капитал, вложенный в производство или сферу обращения. Этот пониженный процент — не случайное явление, а существенный момент “природы” банка. Ибо его сущность заключается в том, что процент, выплачиваемый по депозитам, ниже того процента, который банки получают за помещаемый ими в различные предприятия капитал. Эта разница в процентах составляет около 1/4 тех процентов, которые взимаются по активным операциям.

Помимо ссудных операций коммерческие банки оказывают клиентам банковские услуги — выполняют операции с валютой, размещение и хранение ценных бумаг, финансовую аренду (лизинг), факторинг и др. 

Вклад — это денежные средства, переданные в банк их собственником  для хранения на определенных условиях. Существуют различные признаки вкладов. В зависимости от вкладчика выделяют депозиты физических и юридических лиц. В зависимости от срока и порядка изъятия вклады подразделяют на срочные депозиты и депозиты до востребования.

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Финансовая политика.

 

Любое государство для  осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Финансовая  политика - совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Финансовая политика как составная часть экономической политики государства разрабатывается высшими органами государственной власти.

Общеизвестно, что политика, политическое воздействие, политическое

руководство сводится к трем основным элементам:

  1. определение и постановку главных целей, конкретизация дальнейших и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период;

  1. разработка методов, средств и форм организации отношений, при которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

  1. подбор и расстановка кадров, способных решать поставленные задачи, организовать их выполнение.

Финансовая политика – это самостоятельная сфера  деятельности государства в области  финансовых отношений. Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.

Финансовая  стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач. Финансовая тактика — это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии.

Стратегия и  тактика финансовой политики взаимосвязаны.

Выделяют три основных вида финансовой политики:

1. Классическая. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов строится на косвенных и имущественных налогах. Органом управления является Министерство финансов.

2. Регулирующая - обосновывает необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос и как следствие - рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки, государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

3. Планово - директивная финансовая политика применяется в странах с административно - командной системой. Она основана на государственной собственности, на средства производства. Целью является концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития.

Главная задача финансовой политики – обеспечение  соответствующими финансовыми ресурсами  реализации той или иной программы  экономического и социального развития. Финансовая политика включает:

- определение целей государства в сфере финансов: размеров государственных доходов и расходов, уровней налогообложения коммерческих организаций и населения, размеров государственного долга, размеров государственной помощи коммерческому сектору экономики и другим странам и другие

- установление пропорций  распределения финансовых ресурсов  между различными уровнями государственного  управления;

- установление пропорций  распределения выручки коммерческих  организаций на амортизационные  отчисления и научно-исследовательские работы и иные статьи расходов, связанные с формированием финансовых ресурсов общества;

- развитие законодательства  и нормотворчества в сфере  финансов.

Финансовая политика есть исходная составная часть финансового  управления на любом его уровне, а потому в том или ином виде она присутствует как на уровне региона, так и на уровне отдельного предприятия (организации). Конечно, чем ниже уровень управления, тем относительно меньше (уже) область, в пределах которой этот уровень управления может ставить самостоятельные цели и принимать свои собственные решения. Тем не менее, каждое звено управления всегда имеет ту или иную свободу выбора, а потому и может нацеливаться на разные задачи, т. е. проводить разную политику.

Финансовая  политика является средством осуществления  экономической и социальной политики государства. Финансовая политика оцениваются  по тому, насколько она соответствует  интересам общества и насколько  она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. Чтобы определить и сформировать финансовую политику, необходимо достоверная информация о финансовом положении государства, его финансовом потенциале, т.е. объективных возможностях государства.

Финансовая  политика включает в себя бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и денежно-кредитную политику.

Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между органами гос. власти и местными органами власти, в распределении расходов между бюджетами различных уровней, в управлении гос. долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета. Наиболее актуальными задачами в сфере бюджетной политики выступают:

  • реализация программ экономии государственных расходов;
  • централизация всех доходов и средств бюджета на счетах казначейства;
  • реструктуризация государственного долга;
  • инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования и другое.

Налоговая политика - совокупность экономических, финансовых, правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп, а также развитие экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Составные элементы налоговой политики:

- налоговое планирование, включающее оценку налогового потенциала, прогнозирование объемов налоговых поступлений, утверждение бюджета по налогам;

- налоговое регулирование,  включающее систему налогового  стимулирования (изменение сроков  уплаты налогов; предоставление отсрочки или рассрочки платежей, предоставление налогового кредита, сокращение размеров налоговых ставок, предоставление налоговых вычетов) и систему санкций (административные, финансовые и уголовные меры);

- налоговый контроль, включающий регистрацию и учет плательщиков, прием и обработку отчетности, контроль за своевременным поступлением платежей, налоговые проверки, контроль за реализацией материалов проверок и уплаты начисленных санкций.

Можно выделить три типа налоговой политики.

Первый тип  – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом гос. доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств  через налоговую систему.

Задачи налоговой политики сводятся к:

1.обеспечению государства  финансовыми ресурсами; 

2.созданию условий  для регулирования хозяйства  страны в целом; 

3.сглаживанию возникающего  в процессе рыночных отношений  неравенства в уровнях доходов  населения.

Ценовая политика выражается в корректировке цен и тарифов на товары и услуги монополий. Как правило, государство контролирует величины тарифов на нефть, электроэнергию и наиболее значимые виды сырья, так как эти цены определяют цены на всю совокупность товаров и услуг.

Таможенная  политика означает влияние на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, а также сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны. Таможенная политика направлена на реализацию следующих функций:

- фискальная - направлена  на формирование доходов бюджета  за счет экспортно-импортных пошлин;

- регулирующая - направлена  на формирование конкурентной  среды на внутреннем рынке.  При этом выделяют два вектора  регулирования политики свободной торговли или создания более благоприятных условий для национальных производителей (протекционизма).

Денежно-кредитная  политика - это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование темпов инфляции и курса национальной денежной единицы, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. 

Основными методами реализации денежно-кредитной политики являются:

- регламентация расчетов  в экономике страны;

- регулирование деятельности  банковской системы; 

- регламентация эмиссии  и размещения гос. и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота;

- регулирование внешнеэкономического  движения капитала.

Денежно-кредитная  политика осуществляется Национальным банком в тесном контакте с Министерством  финансов совместно с другими  органами государства. В условиях высокоразвитой рыночной экономики в основе Д.К.П. лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:

- политики денежно-кредитной  рестрикции (ограничения кредитных  операций, повышения уровня процентных  ставок, торможения темпов роста  денежной массы в обращении);

Информация о работе Лекции по "Финансам"