Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Сущность и функции финансов.
Тема 2. Финансовая система.
Тема 3. Финансовая политика.
Тема 4. Управление финансами, финансовое планирование и прогнозирование.
Тема 5 . Бюджет и бюджетная система.
Тема 6. Дефицит государственного бюджета.
Тема 7. Местные финансы

Работа содержит 1 файл

Лекции финансы.doc

— 520.00 Кб (Скачать)

Тема 1. Сущность и функции финансов.

 

Финансы — это составная  часть рыночных отношений и одновременно важнейший инструмент реализации государственной  экономической политики. Поэтому  специалисты в этой области должны хорошо знать сущность и функции  финансов, разбираться в особенностях формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в государстве и на предприятиях, в организациях.

Возникновение финансов связано с распределением произведенного общественного продукта между участниками  общественного производства и другими членами общества. Финансы возникли в условиях регулируемого товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Необходимость функционирования финансов предопределяется потребностями  субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Термин «Unansia» возник в XII1-XV вв. в торговых городах и сначала обозначал любой денежный платеж. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государства не мог единолично  пользоваться. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Основные группы расходной части бюджета практически не изменились в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

В дальнейшем, термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Понятие “финансы” неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому.

Финансы в переводе означает наличность, доход; в широком смысле — денежные средства, денежные обороты. Очевидно, поэтому понятие “финансы” зачастую отождествляют с понятием “деньги”. Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги — это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей. Главное назначение денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства обращения; средства платежа; средства образования накоплений и сбережений; мировых денег.

Если деньги можно  считать всеобщим эквивалентом, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы - это не деньги и не отношение людей к деньгам, а отношения между людьми по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Вместе с тем не все денежные отношения являются финансовыми. Финансовые отношения  охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием фондов денежных средств. Так, в процессе хозяйственной деятельности на предприятиях имеет место движение материалов от одного подразделения к другому без оплаты их денежными средствами. Денежное выражение стоимости материальных ценностей при таких операциях используется лишь для учета и контроля за ходом хозяйственных процессов и к финансам не относится. В систему финансовых отношений не входят и к финансам не относятся те денежные средства, которые обслуживают личное потребление и обмен, т. е. розничный товарооборот, оплату транспортных, коммунальных, зрелищных и других услуг, а также процессы купли-продажи между отдельными гражданами, акты дарения и наследования денег. Это общественные отношения, они регулируются другими отраслями права: гражданским, административным и т. д.

В понятие “финансы”  включаются только те денежные отношения, которые связаны с распределением, перераспределением и использованием фондов денежных средств. Любая финансовая операция (платежи в бюджет, выплата  пенсий, заработной платы и т. д.) содержит движение денег, распределение и перераспределение стоимости общественного продукта и национального дохода и поэтому относится к финансам.

Итак, финансы - это экономическая категория, которая охватывает совокупность денежных отношений в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Характерными признаками финансов являются:

1) денежный характер финансовых отношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов;

2) распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме. Финансы возникают лишь тогда, когда происходит распределение стоимости произведенного продукта.;

3) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;

4) создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Материальным выражением финансовых отношений являются фонды денежных средств целевого назначения.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образует финансовые отношения. Финансовые отношения многообразны. Они связаны с денежными отношениями, которые возникают:

- между государством, с одной стороны, и юридическими  и физическими лицами, с другой - через систему бюджетов. Государство изымает налоги и накладывает штрафные санкции, затем за счет бюджетных и внебюджетных фондов осуществляет ассигнования на финансирование отдельных отраслей национальной экономики, содержание социальной сферы, выплату социальных трансфертных платежей;

- между предприятиями  по приобретению товарно-материальных  ценностей и услуг, формирования  и использования совместных фондов;

- между предприятиями  и кредитными учреждениями - это определение условий получения и погашения ссуд, условий предоставления страховки, применение штрафных санкций и льготных условий;

- между предприятиями  и работниками предприятия по  поводу выплаты заработной платы,  материальной помощи; определение  системы штрафных санкций;

- между домашними хозяйствами  по поводу формирования и совместного  использования различных денежных  фондов;

- между государствами по поводу  формирования и использования  международных финансовых фондов, предоставления кредитов, финансовой  помощи.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Обе эти функции финансы выполняют одновременно, т.е. каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода, контроль за этим распределением.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых первичных (основных) доходов. Их сумма равна национальному доходу.

Первичные (основные) доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

первая группа- зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального  производства;

вторая группа - доходы предприятий сферы материального производства (прибыль и амортизационные отчисления).

Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение  прибыли и т. п. Перераспределение национального дохода связано:

- с межотраслевым и  территориальным перераспределением  средств с целью наиболее эффективного  их использования; 

- наличием непроизводственной  сферы, доходы которой формируются  за счет внешних поступлений  (национальная оборона, здравоохранение, образование);

- необходимостью перераспределения  доходов между различными социальными  группами населения. 

В результате перераспределения  образуются вторичные (производные) доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

В результате распределения  и перераспределения доходов  формируются конечные доходы субъектов  экономики, которые используются для потребления и накопления.

При нехватке собственных  финансовых ресурсов посредством кредитной  системы привлекается ссудный капитал. На базе собственных и заемных  финансовых ресурсов формируется объем  и структура финансирования производства, личного и общественного потребления, что в итоге определяет объем и структуру совокупного спроса.

В целом распределительная  функция финансов позволяет:

- создавать целевые  фонды денежных средств на  уровне хозяйствующих субъектов,  населения, государства, органов  местного самоуправления;

- осуществлять внутрихозяйственное,  внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное  перераспределение, а также между  производственной и непроизводственной  сферами и социальными группами;

- создавать резервы  на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

Финансы выполняют также контрольную функцию. Благодаря контрольной функции финансов можно проследить, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования и насколько эффективно используются. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Эффективность выполнения финансами контрольной функции в значительной мере зависит от качества и достоверности финансовой информации, от состояния финансовой дисциплины.

Финансовая  дисциплина - это обязательный для всех предприятий и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, установленных норм и правил выполнения финансовых обязательств.

Контрольная функция  финансов реализуется на следующих  уровнях:

- финансовыми и налоговыми  органами в отношении предприятий  в части полноты и своевременности  налоговых и неналоговых отчислений, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции, а в отношении предприятий бюджетной сферы - в части исполнения сметы расходов и целевого характера использования бюджетных средств;

- финансовыми подразделениями  предприятия в целях выявления резервов рационального использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов предприятия (это так называемый внутрифирменный контроль);

- банками при кредитовании  предприятий, когда проверяется  финансовая устойчивость кредитополучателя, обеспеченность и гарантия погашения выданного кредита.

Распределительная и  контрольная функции реализуются  через финансовый механизм. Финансовый механизм - это система установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений, посредством которых осуществляется образование и использование финансовых ресурсов.

Финансовый механизм состоит из совокупности организационных  форм финансовых отношений и методов  формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.)

Выделяют два типа финансовых механизмов:

  1. Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует  государство (налогообложение, расходы, бюджет и т.д.). Предполагает обязательность для всех субъектов финансовых отношений установленных форм, видов и методов действия. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на финансовые отношения, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо - одна из сторон этих отношений - агент государства ( финансы государственных предприятий).

Информация о работе Лекции по "Финансам"